PROFESSOR ROMAN ALBERTOVICH LURIA
- Authors: Rahlin L.M.
- Issue: Vol 55, No 2 (1974)
- Pages: 87-89
- Section: Articles
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/62621
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj62621
- ID: 62621
Cite item
Full Text
Abstract
May marks the 100th anniversary of the birth of one of the greatest Soviet therapists, Professor Roman Albertovich Luria. The legacy he left, despite the 30 years that have passed since his death (1944), sounds very modern in many ways.
Keywords
Full Text
В мае исполняется 100 лет со дня рождения одного из крупнейших советских терапевтов — профессора Романа Альбертовича Лурия. Наследство, оставленное им, несмотря на 30 лет, прошедших со дня его смерти (1944 г.), звучит сугубо современно весьма во многом.
Р. А. Лурия родился 29 мая 1874 г. в семье учителя Брест-Литовского городского училища, окончил гимназию в Новгород-Северском в 1892 г. и поступил на медицинский факультет Казанского университета. Получив в 1897 г. диплом с отличием, Р. А. Лурия был представлен проф. Н. А. Засецким в ординатуру, но «утверждение попечителем учебного округа не последовало», и молодой врач уехал работать в Буинское земство. Через год он вернулся в Казань ординатором губернской земской больницы и преподавателем фельдшерской школы. С этого времени Р. А. Лурия начал работать под непосредственным руководством Н. А. Засецкого, выполняя обязанности сверхштатного ординатора и ассистента клиники. Одновременно он изучает патологическую анатомию в лаборатории проф. П. Я. Любимова и приступает к экспериментальному исследованию в лаборатории проф. Н. А. Миславского. Результатом этой работы явилась докторская диссертация «О роли чувствительных нервов диафрагмы в иннервации дыхания». В 1922 г. в отзыве при представлении Р. А. Лурия к званию профессора такой скупой на похвалу и строгий рецензент, как профессор А. Ф. Самойлов, пишет: «Переданное выше содержание труда д-ра Лурия есть в настоящее время общее достояние... В большой монографии Шеррингтона, автор приводит пример проприоцептивных рефлексов, говорит об этой работе, как проявлении афферентных рефлексов в диафрагмальном нерве».
В клинике проф. Н. А. Засецкого Р. А. Лурия проработал 12 лет с двухлетним перерывом во время в Маньчжурии в годы русско-японской войны. Очень скоро, еще деятельности, у молодого врача проявляется общественный темперамент. Он принимает участие в основании и работе полулегальных страховых касс для рабочих, выступает как один из организаторов «дней белой ромашки», средства от которых пошли на создание санатория «Каменка» для больных туберкулезом, как один из учредителей поликлиники, пользовавшейся большой популярностью трудового населения Казани.
После февральской революции Р. А. Лурия, в то время главный врач одного из госпиталей, выдвигается в военный совет округа, далее выбирается солдатскими массами в Совет рабочих и солдатских депутатов, безоговорочно переходит на сторону Советской власти. Войдя в коллегию Татнаркомздрава, Лурия работает председателем Чрезкомэпида, участвуя в создании лечебной сети. Венцом организаторской деятельности уже опытного и популярного доктора медицины явилось основание по его инициативе Казанского клинического института (в настоящее время ГИДУВ), получившего к 50-летию Владимира Ильича Ленина его имя. Энтузиаст дела усовершенствования врачей, Р. А. Лурия после переезда в 1930 г. в Москву явился одним ив инициаторов образования Центрального института усовершенствования, ныне ЦОЛИУ, в котором он стал первым заместителем директора по научно-учебной части.
В Казани, в клинике, получившей впоследствии его имя, и в клинике ЦОЛИУ в Москве шла интенсивная работа по улучшению методики усовершенствования врачей, решению вопроса о систематическом повышении квалификации практического врача — необходимом условии подъема культуры практической медицины. В своем письме врачам цикла усовершенствования по терапии, написанном незадолго перед смертью в 1944 г., когда он уже не мог вставать с постели, Р. А. Лурия писал о задачах терапевта, как бы излагая свое «врачебное мировоззрение». Он формулировал эти задачи следующим образом: во-первых, никогда не останавливаться и следить за поступательным движением науки, во-вторых изучать больного всегда как единую «психо-физическую единицу», «всего больного целиком», мыслить синтетически, подчиняя этому всю сумму разнообразных лабораторных и инструментальных данных, в-третьих, никогда не основывать диагноз на одном каком-нибудь аналитически выявленном факте, хорошо разбираться в данных лабораторно-инструментальных исследований, понимая возможности и закономерности, лежащие в основе аналитических методов, в-четвертых, не мыслить болезнь локалистически, всегда исходить из принципа «антроподиагностики», необходимого условия «антропотерапии», во всей сложности понимания личности больного, в-пятых, всегда помнить, что врач должен быть и психологом, вникать во «внутреннюю картину болезни» и во всех стадиях страдания влиять на эмоциональную и интеллектуальную сферу больного, оказывать психотерапевтическое влияние. Вольно или невольно, терапевт всегда это делает, но иногда это воздействие при «неумении» врача носит характер не позитивного, а отрицательного влияния. В этом письме, своеобразном завещании, ярко отразилось выработанное Р. А. Лурия и изложенное в основных его произведениях «врачебное мировоззрение», методологическая сторона современной медицины. Им написано свыше 150 трудов. Он широко известен как гастроэнтеролог, автор раздела о заболеваниях органов пищеварения в первом многотомном руководстве по внутренним болезням под редакцией Г. Ф. Ланга, монографии о заболеваниях пищевода и желудка, выдержавшей 3 издания, интереснейшей книги о сифилисе и желудке, переведенной на иностранные языки и вызвавшей оживленные рецензии в отечественной и мировой медицинской прессе. Но, будучи терапевтом широкого профиля, проф. Лурия не замыкался в пределах гастроэнтерологии. Он описал первый в мировой литературе случай пароксизмальной тахикардии аллергического генеза, случай лейшманиоза в Казани, удачно им диагностированный, ввел метод хромоскопии желудка и т. д. В ранней работе об «отечной болезни», вошедшей в историю учения об алиментарной дистрофии, он рассматривает патогенез этой «катастрофы обмена», отметив существенные данные в патогенезе отеков. Он не мог пройти мимо эндемичной тогда в Казани малярии. Выступив на I Поволжском съезде врачей с патогенетической концепцией страдания, проф. Лурия предложил свою классификацию малярийных заболеваний, исходя из иммунобиологических предпосылок. Даже не соглашаясь с этой классификацией, современные маляриологи не могут ее обойти. Р. А. Лурия можно с полным правом считать основоположником клинической маляриологии в широком смысле понимания проблемы.
Рассматривая все эти этапы роста Р. А. Лурия, видно, что он с самого начала стремился выйти от отдельных фактов к широким обобщениям, к построению научно- практического мировоззрения врача, установлению наиболее общих закономерностей внутренней медицины. В этой современно звучащей, сохранившей злободневность продукции Романа Альбертовича особое место занимают обширная статья «Теория и практика функциональной патологии в клинике», предисловие к книге Г. Бергмана «Функциональная патология» (Биомедгиз, 1936 г.), переведенной под его редакцией, и книга «Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания» (Медгиз, 1939 г., второе издание).
Высоко оценивая фактологическую сторону Бергмановской функциональной патологии как определенное направление, вытекающее из накопленных клиникой данных, проф. Лурия резко критикует идейные позиции автора, коренным образом расходясь с ним в основном мировоззрении и философских предпосылках. Наиболее ярко эторасхождение выразилось в понимании психо- и соматогенного в нарушении функций.
Лурия подчеркивает метафизическое понимание связи субъективного и объективного в функциональной патологии Бергмана и психофизическое единство в монистической материалистической концепции личности, исходной позиции советского врача. Анализируя парадоксальное несоответствие фактического материала, приводимого Бергманом, и его философского осмысливания, Р. А. Лурия пишет, что Бергман «...боится вступить на путь материализма, как только этот материализм становится не методом исследования, а цельным научным мировоззрением». Отсюда у него и две теории познания: материалистическая, диктуемая логикой и добытыми научными фактами, и, с другой стороны, идеалистическая, «ведущая к иррациональному, к телеологии и к мистике, диктуемая не научными фактами, а императивами капиталистического общества, миросозерцанием своего класса...». И далее: «...они предпочитают аполитичность в науке и, разумеется, «попадают в плен и становятся рабами самых скверных, вульгаризированных остатков самых скверных философских систем» (Энгельс)».
Эта статья, предисловие к книге крупнейшего и оригинальнейшего немецкого клинициста, и сейчас может служить примером «угла зрения», под которым советский врач, вооруженный ленинской теорией познания, воспринимает факты и отвергает философское их обоснование рядом крупных ученых капиталистического мира.
Позиция психофизиологического единства, понимание роли психического в соматическом нашли свое выражение в книге о внутренней картине болезни и иатрогении. Слово врача — его мощное оружие. Нет терапии без психотерапии. Опасность травмы, наносимой словом врача— вот содержание этой книги. Антроподиагностика и антропотерапия, т. е. воздействие на человека во всей сложности структуры личности, понимание психологии больного, умение влиять на него — необходимые условия врачебной деятельности. Как эти положения, нашедшие себе место в этой небольшой книге, перекликаются с современными требованиями деонтологии! К сожалению, эта книга Р. А. Лурия стала подлинной библиографической редкостью. Необходимо поставить вопрос о ее переиздании, ибо иатрогенная травма в связи с современным богатством инструментальных и лабораторных методов исследования и «гипноза» их глубины и возможностей в аналитическом плане нередко следует за результатами анализа, попадающего прямо в руки больного или же, что еще хуже, в руки врача, оценивающего их, как абсолют.
Р. А. Лурия с честью представлял советскую медицину на ряде съездов и конгрессов за рубежом, он был энтузиастом медицинской печати, являлся редактором журнала «Советская медицина», членом редакционной коллегии Казанского и ряда других медицинских журналов. Логическим итогом его пути был прием в кандидаты в 1943 г. и в члены КПСС в 1944 г. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки РСФСР. 15 его учеников заняли кафедры в медицинских вузах страны, тысячи врачей в аудиториях созданных им клиник в Казани и Москве получили инерцию дальнейшего движения и совершенствования терапевтической службы.
About the authors
L. M. Rahlin
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
professor
Russian Federation