The use of lasers for the treatment of wounds and certain diseases of the musculoskeletal system

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The features of laser radiation for a relatively short period of their existence (a little over 10 years) have attracted the attention of specialists in various fields of science and technology, including biologists and physicians. The results of experimental research have opened the way to the use of optical quantum generators in clinical practice. Lasers are used in oncology, ophthalmology, gynecology, neurosurgery, dentistry, and otolaryngology. A technique for using a laser as a beam knife has been developed.

Full Text

Особенности излучения лазеров за сравнительно короткий срок их существования (немногим более 10 лет) привлекли внимание специа­листов различных областей науки и техники, в том числе биологов и ме­диков. Результаты экспериментальных изысканий позволили открыть путь к применению оптических квантовых генераторов в клинической практике. Лазеры применяются в онкологии, офтальмологии, гинеколо­гии, нейрохирургии, стоматологии, отоларингологии. Разработана мето­дика применения лазера в качестве лучевого ножа.

В 1970 г. в Казанском НИИТО начато изучение воздействия лазера в области травматологии и ортопедии. Выявленное в эксперименте сти­мулирующее воздействие лазерного излучения малых мощностей на ре­паративный остеогенез при переломе [2] и на процессы репарации в тканях поврежденного сустава [8], а также данные литературы поз­волили начать применение лазера для лечения ряда заболеваний опор­но-двигательного аппарата. В кабинете лазерной терапии института по­лучили лечение 234 чел.: по поводу деформирующего артроза — 75, пяточных шпор — 68, ран и язв — 49, остеохондроза — 12, прочих забо­леваний (эпикондилит, периартрит и др.) —30.

Для лечения использовали газовый оптический квантовый генера­тор с активной средой гелий — неон, работающий в непрерывном ре­жиме. Расстояние тубуса до объекта — 0,8—1,5 м. Мощность излуче­ния— 10 мет. Курс лечения — 12—15 сеансов по 10 мин. на поле, но не более 30 мин. на 1 процедуру. В каждом случае мы определяли поля воздействия строго индивидуально. Так, при деформирующем артрозе коленного сустава луч направляли по внутренней и наружной поверх­ностям коленного сустава. При локальной болезненности луч фокусиро­вали на болевую точку. При пяточной шпоре целесообразно облучение из 2 точек — со стороны подошвы на участок, где выявляется болевая реакция, и с внутренней поверхности на 3 см ниже вершины внутренней лодыжки. При раневом или язвенном процессе облучение проводили по периферии раны или язвы, и количество полей облучения зависело от величины раневой поверхности. Процедура больными не ощущается.

Исследование крови больных до и после лечения не выявило каких-либо изменений в содержании гемоглобина и эритроцитов. Изменения количества лейкоцитов были в пределах физиологической нормы с тен­денцией к уменьшению процентного содержания палочкоядерных, моно­цитов, эозинофилов и числа тромбоцитов.

Скорость оседания эритроцитов почти не менялась: при исходных нормальных показателях она оставалась в тех же пределах. Ускорен­ная РОЭ, наблюдаемая при обширных язвах, изменялась в зависимости от течения раневого процесса и, как правило, в ходе лечения лазером проявляла тенденцию к замедлению. Л. А. Пирусская, Л. М. Айтмуханова и А. А. Абылгазинова, Л. П. Стригина, применявшие лазер при терапевтических заболеваниях, а также И. Р. Лазарев и соавт., лечившие лазером опухоли кожи, тоже не отметили отрицательного влияния его на периферическую кровь.

Проведенные нами биохимические исследования не выявили каких- либо существенных нарушений со стороны минерального обмена, активности ферментов фосфатазы и холинэстеразы. Несколько сниженной оказалась концентрация натрия в сыворотке крови, однако эти изменения находились в пределах нормальных колебаний. Содержание калия, кальция, фосфора, активность фосфатазы не изменялись. Было найдено статистически достоверное повышение активности холинэстеразы, но также не выходящее за пределы физиологической нормы.

Специальных работ по воздействию лазерного света на микробную флору мы не нашли, однако известно избирательное действие его на митохондрии и органеллы, на плазму клеток, при этом отмечено подав­ление функции клеточного деления [4]. При длительно не заживающих ранах и язвах мы проводили бактериологическое исследование отделяе­мого с изучением степени обсемененности ран микроорганизмами, ха­рактера микрофлоры, биологической активности стафилококка — основ­ного возбудителя раневой инфекции. Определяли чувствительность микробов к антибиотикам. Кроме того, изучали цитологию раневого экссудата и фагоцитоз в мазках-отпечатках. Всего проведено 107 бак­териологических анализов и изучено 80 мазков-отпечатков по методу М. П. Покровской и М. С. Макарова.

До лечения в посевах отделяемого ран обнаруживали, как правило, сплошной рост различных микроорганизмов с преобладанием микроб­ных ассоциаций (83,4%), с постоянным присутствием в них патогенного стафилококка. Монокультура высевалась в 16,6% исследований. После лечения ран и язв лазером количество микроорганизмов в раневом отде­ляемом значительно уменьшалось (в двух третях наблюдений опреде­лялись единичные колонии или незначительное число микроорганизмов), а в 12,5% рост микробов отсутствовал. Более чем в половине исследова­ний отмечен замедленный рост микроорганизмов. Резко снизилось коли­чество микробных ассоциаций в ранах (37,5%), стали преобладать монокультуры (50%). Почти в 3 раза реже (в 25% вместо 66,6%) в от­деляемом ран стала обнаруживаться грамотрицательная микрофлора (кишечная, синегнойная палочки и вульгарный протей) ив 2 раза реже — гемолитический стрептококк, микрококк и грамположительные палочки.

После 6—7 сеансов лечения лазером для цитологии раневого отде­ляемого оказались характерными активный фагоцитоз, присутствие значительного числа моноцитарных клеток, макрофагов и резкое сни­жение количества свободно лежащих микроорганизмов. До воздейст­вия лазером полиморфноядерные нейтрофилы были в стадии дегенера­ции, имелось много микробов, фагоцитоз отсутствовал. В результате воздействия лучом лазера снижалась биологическая активность патоген­ного стафилококка, что свидетельствовало об уменьшении патогенных свойств этого микроба.

Все больные с язвами и ранами до лазерной терапии получали анти­биотики. Анализ антибиотикограмм показал низкую чувствительность микробных ассоциаций ран к пенициллину (в 9%), хлортетрациклину (в 3,8%), тетрациклину (в 10%), левомицетину (в 16%), стрептомицину (в 21,8%). К мономицину — антибиотику резерва — чувствительность определилась лишь в 56,4%. При этом наблюдалась устойчивость мик­роорганизмов одновременно к 3—5 антибиотикам.

При анализе клинических наблюдений отмечено благотворное дейст­вие лазера на течение раневого процесса. Как правило, после 2—3 се­ансов уменьшается количество раневого отделяемого, оживляются грануляции, эпителизация. Отечность окружающих тканей исчезает к 5—6-му сеансу, имеется тенденция к некоторому снижению плотности рубцово измененных тканей.

М., 25 лет, поступил 10/ІХ 1972 г. по поводу огнестрельного перелома левого бедра. 10/Х 1972 г. принят в кабинет лазерной терапии для лечения гранулирующей раны передней поверхности левого бедра размером 10,5X4,5 см с обильным гнойным отделя­емым. При бактериологическом исследовании высевались патогенный стафилококк, синегнойная палочка и грамположительные споровые палочки, устойчивые к антибио­тикам. Через 10 сеансов лечения лазером рана с выраженной эпителизацией уменьши­лась в размерах до 2x1 отделяемое скудное. Наложена циркулярная гипсовая повязка. Пациент выписан.

При деформирующих артрозах, остеохондрозах, «пяточной шпоре» лазерная терапия снимает болевой синдром, способствует исчезновению отечности и разрешению синовиита. Если один курс лечения не дает эффекта, то последовательно через месяц проводят повторный курс. Как правило, после 2 или 3 курсов наступал стойкий положительный результат. Следует подчеркнуть, что лазерную терапию назначали паци­ентам, которых ранее безуспешно лечили различными физиотерапевти­ческими процедурами.

Т., 55 лет, больна с 1963 г. По поводу пяточной шпоры справа получала грязелече­ние, дважды рентгенотерапию. В течение последних 2 лет указанное лечение было без­успешным.

В июне — июле 1973 г. получила 11 сеансов лазерной терапии по описанной выше методике. Уже после 3-го сеанса уменьшилась интенсивность болей, после 5 сеансов исчезла локальная болезненность, пациентка стала ходить свободно. Через 1,5 года Т. жалоб не предъявляет.

У., 54 лет, получила 3 курса лазерной терапии по поводу деформирующего артроза правого коленного сустава с выраженным болевым синдромом, синовиитом и ограниче­нием движений.

По окончании последнего курса сустав нормальной конфигурации, объем движений полный, боли отсутствуют.

Противопоказаний для проведения лазерной терапии практически не имеется. Этот вид физического воздействия, видимо, не следует при­менять лишь при активной форме туберкулеза, предынфарктных состоя­ниях, инсультах и опухолях.

Механизм действия лазерного излучения на организм изучен недо­статочно. Медико-биологические исследования [4, 10 и др.] показали, что лучи лазера оказывают тепловой, электро- и фотохимические эффек­ты, действие ударной волны и электромагнитного поля. Естественно выраженность того или иного действия зависит от мощности лазерного излучения.

Отдельные авторы полагают, что при воздействии лазера малой мощности происходит взаимодействие электрического поля, создавае­мого излучением лазера, с электромагнитными полями клеток, что при­водит к нормализации биоэнергетических потенциалов в очаге пораже­ния, в результате усиливаются процессы метаболизма. Иначе говоря, сторонники этой теории расценивают лечение лазером как стимуляцию обменных процессов [3].

Теоретический и практический уровень наших знаний не позволяет пока дать достаточное теоретическое обоснование явлений, которые со­провождают воздействие лазерного излучения на организм. Необходимы дальнейшее накопление клинических наблюдений и экспериментальные исследования.

×

About the authors

U. Ya. Bogdanovich

Kazan Research Institute of Traumatology and Orthopedics

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Professor

Russian Federation

A I. Gordeeva

Kazan Research Institute of Traumatology and Orthopedics

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

E. E. Kracnoshekova

Kazan Research Institute of Traumatology and Orthopedics

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

I. M. Spector

Kazan Research Institute of Traumatology and Orthopedics

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1974 Bogdanovich U.Y., Gordeeva A.I., Kracnoshekova E.E., Spector I.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies