Traits of the disease in the guise of a person in the visual arts

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Among the many hundreds of canvases devoted to doctors and medicine by Russian and Soviet artists, a significant place is occupied by paintings and sculptures depicting not only the sick "in general", but also specific suffering - from fainting to malignant neoplasms and mental illnesses.

Full Text

Среди многих сот полотен, посвященных русскими и советскими художниками медикам и медицине, немалое место занимают картины и скульптуры, изображающие не только больных «вообще», но и конкретные страдания — от обморока до злокачественных новообразований и душевных заболеваний. Художникам кисти и слова свойственна особая тонкость наблюдения. Вспомним слова крупного художника и блестящего преподавателя Академии художеств профессора П. П. Чистякова, который писал Н. И. Сурикову: «...Еще скажу Вам, что у больных или начинающих хворать во время лихорадочного жара блестят глаза и появляются красные пятна, большей частью под глазами, очень небольшие пятна, но зато ясно очерченные. И вообще при всей странности, неестественности лица у таких женщин бывают красивы и для неопытных кажутся как будто здоровыми...»

Написанный И. Е. Репиным портрет писателя К. М. Фофанова посетители выставки считали портретом сумасшедшего, и не случайно — портрет был написан незадолго до психического заболевания поэта. Видимо, глаз художника сумел уловить особенности состояния, заболевающего раньше, чем проявились отчетливые симптомы страдания.

Упомянутые ниже произведения отнюдь не являются исчерпывающим перечнем творений, в той или иной мере касающихся интересующей нас темы, равно как и не могут претендовать на точное соответствие существующей классификации болезней. Задача автора значительно скромнее — показать, что разбросанные по различным музеям и выставкам страны произведения искусства отражают очень многие из основных групп заболеваний, позволяют вспомнить и об эпидемических заболеваниях, уже отошедших в прошлое в нашей стране, что, пожалуй, заслуживает специального сообщения.

Изображение больных и условий их лечения в зависимости от социального и имущественного положения встречается в таких работах, как «Больная» В. Д. Поленова, «В приемной у доктора» и «У доктора» В. Е. Маковского, «Больной ребенок» В. Д. Перова (малоизвестная картина), «Посещение больной» А. Е. Архипова, в картине В. М. Максимова — «автора мужицких бед» (по собственному выражению художника) — «Больной мужик», написанной в Тверской губернии по непосредственным впечатлениям. Современное название картины «Больной муж» имеет несколько иной смысл, чем первоначальное, данное художником, который стремился подчеркнуть, что это драма не столько личная, сколько социальная.

Обморочное состояние истинное и притворное удивительно умело и тонко воспроизведено на картинах «Прерванное венчание» В. В. Пукирева и «Прерванное обручение» А. М. Волкова. На первой восковая бледность покрывает лицо и руки невесты, бессильно рухнувшей на руки стоящего позади нее шафера; на второй манерно «упала в обморок» купеческая дочка. Сюжет обеих картин одинаков: во время обряда появляется в сопровождении родных девушка, соблазненная и покинутая тем, кто теперь дает обет верности другой. В знаменитой картине «Крах банка» В. Е. Маковский, передавая горе и отчаяние обманутых людей, изображает потерявшую сознание пожилую женщину, возле которой хлопочут окружающие.

Заболевания сердца иллюстрированы на таких картинах, как «Нет воздуха» Г. А. Медведева, «Конец» В. Е. Маковского: у скрипача, играющего в кабачке, бессильно подкашиваются ноги, из рук падают скрипка и смычок. В. И. Суриков написал акварельный портрет жены во время ее тяжелого заболевания (ревмокардит), через полгода приведшего к могиле. Е. А. Сурикова, уже будучи тяжело больной, позировала мужу для старшей дочери на картине «Меншиков в Березове».

Многие десятки картин посвящены хирургам и хирургии. Здесь хотелось бы упомянуть картину того же В. И. Сурикова «Человек с больной рукой». Видно, не одну бессонную ночь провел этот измученный болью человек с панарицием. С большой достоверностью написаны обмороженные босые стопы юродивого на картине «Боярыня Морозова».

Больных детей, появление на свет новорожденных с поразительным мастерством изображали К. В. Лемох («Новое знакомство»), П. П. Соколов («Родины в поле»), Н. В. Орлов («Умирающая»). По поводу последней картины Л. Н. Толстой писал: «Вот в курной избе на соломенной постели умирающая женщина. Смертная свеча вложена в ее холодеющие руки, над нею с торжественным, покорным спокойствием стоит муж и подле него в одной рубашонке плачущая худенькая старшая дочка. Бабка успокаивает раскричавшегося в подвесной люльке новорожденного. Соседки гуторят у двери» 1 1 2.

Резким, контрастом этим произведениям является ряд картин наших современников на ту же тему. Среди них особенно торжественно эпическое полотно А. А. Яковлева «Здравствуй, человек!», изображающее появление на свет нового жителя Таймыра, принятого акушеркой, триптих Т. И. Лившица «В 18-м отделении Первой московской детской больницы». Тревога матери за больного ребенка показана С. М. Прохоровым «Больной ребенок», П. А. Нилусом «Выздоравливающий ребенок», К. Ф. Гуном «Больное дитя». А от картины советской художницы И. В. Шевандроновой «На приеме у врача, Алтай» веет оптимизмом: врач, местная уроженка, проводит профилактический осмотр ребятишек.

Глазные болезни являются темой многих картин — это «Тяжелая дума» В. Н. Мешкова, поводом к которой послужило несчастье живописца Эрмлера, теряющего зрение. С. В. Светлорусов написал картину «В клинике профессора Ф. П. Филатова», зафиксировав момент снятия повязки у мальчика, которому возвращено зрение. На эту же тему выполнена скульптурная работа Г. Д. Гликмана «Прозрела». Тяжелым последствиям военных травм, приведшим к потере зрения, посвящены полотна В. А. Печатана «Салют» и А. А. Яковлева «Весна военная».

Злокачественным новообразованиям уделяли внимание не только живописцы, но и писатели. Как нельзя более созвучно картине И. Н. Крамского «Некрасов в период „Последних песен”» стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Последнее свидание»: «...Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг! Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородкой, он сидел в одной нарочно изрезанной рубахе... Он не мог сносить давления самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную, руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов — привет ли то был, упрек ли, кто знает. Изможденная грудь заколыхалась — и на съеженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки». Писатель, с глубоким сопереживанием передав облик тяжело больного, подметил даже болевой симптом — суженные зрачки.

Немало воспоминаний современников посвящено болезни И. С. Тургенева. Среди них и записки художника В. В. Верещагина, посетившего больного в июле 1883 г. «...дорогой образ его еще рисовался мне таким, как и прежде, но когда, думая начать разговор по-старому, шуткою, я вошел — язык прилип к гортани: на кушетке, свернувшись калачиком, лежал Тургенев, как будто не тот, которого я знал, — величественный, с красивою головою, а какой-то небольшой, тощий, желтый, как воск, с глазами ввалившимися, взглядом мутным, безжизненным» 1.... В этот период изобразила его Клодин Шамеро в рисунке, который был гравирован на дереве художником Ю. Барановским. Современники назвали этот рисунок «удачным и прочувствованным».

Изображение психически больных встречается в произведениях К. Е. Маковского «Офелия» и «Лир в порыве безумия», в портрете «Ф. И. Шаляпин в роли Мельника в „Русалке”», созданном Б. Ф. Шаляпиным (сыном артиста). Но наиболее впечатляющи «Безумный» В. Л. Скадовского, «Безумный скрипач у тела умершей матери» П. С. Косолапа и особенно «Поприщин» И. Е. Релина. Художник работал над этой темой несколько лет. Им было создано пять рисунков, иллюстрирующих произведение Н. В. Гоголя. Картина явилась завершением этих работ. Недаром В. В. Стасов писал: «...мне кажется, кто раз видел его Поприщина, никогда не забудет этого устремленного, пронзительного взгляда, с его дикостью, почти зверством, этой важности, этой наклоненной головы и длинной фигуры в виде палки, в халате и колпаке, с засунутыми в рукава руками, с железной кроватью сзади. Сцена глубоко поразительная, неизгладимая! Написано лицо изумительно талантливо»[3] 4.

Даже венерические болезни нашли свое отражение: в «Паломнике» И. Е. Репина, «Беспризорнике» Ф. С. Богородского, в бюсте Павла I, одобренном им самим, работы Ф. И. Шубина и в живописных его портретах.

Костному туберкулезу посвящены несколько этюдов «Горбуна», написанных И. Е. Репиным. Окончательный вариант его мы видим на картине «Крестный ход в Курской губернии». Пораженного туберкулезным спондилитом человека мы встречаем и на картине П. А. Федотова «Разборчивая невеста».

На многих картинах изображены больные туберкулезом легких. Нередко это портреты определенных лиц. Если к художественному воспроизведению больных туберкулезом «вообще» относятся, например, такие картины, как «Последняя весна» и «Больной музыкант» М. П. Клодта, «У больного товарища» К. К. Костанди, «Больной художник». А. М. Корина, «У больного учителя» Н. П. Богданова-Бельского и ряд других, не оставляющих сомнения в природе заболевания, то М. В. Нестеров пишет «Больная девушка» (портрет Бурковой), конкретно называя портретируемую. Из ослабевших рук девушки выпала красная роза, которая подчеркивает ее бледность и слабость. С одного и того же лица с промежутком в 10 лет написаны «Курсистка» и «В теплых краях» Н. А. Ярошенко. И если на первой картине мы видим юную девушку, бодро шагающую с книгами подмышкой навстречу многообещающей жизни, то на второй изображена тихо угасающая больная, которой уже не помогут и «теплые края». В государственной Третьяковской галерее экспонируется широко известная картина- портрет «Дама в голубом платье» К. А. Сомова, в государственном Русском музее в Ленинграде выставлен «Портрет Е. А. Мартыновой». Оба портрета сделаны с художницы Е. А. Мартыновой: первый — в лучшую пору жизни, второй — незадолго до смерти от скоротечной чахотки. Друг Е. А. Мартыновой — Маргарита Ямщикова (псевдоним «Ал. Алтаев») писала: «В юности Лиза обладала большой самоуверенностью и сознанием победительницы жизни», а ниже — «Здесь, жизнь победила... что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами?»[5].

И, наконец, заслуживает большого внимания не только блестяще выполненный художником Н. 3. Пановым живописный портрет «А. П. Чехов. Ялта, 1903 г.», но и написанный им в тот же день рассказ «Сеанс», являющийся словесным портретом, не уступающим блестящему клиническому описанию болезни: «...строгое осунувшееся лицо тает в воздухе. Немного сгорбленная, недавно еще красивая, стройная фигура согнулась и высохла; складки платья дерзко выдают ее худобу. Вся поза, наклон головы, осторожные движения исхудалых рук — все говорит о том, что человек прислушивается к себе, к своим мыслям и к тому... к чему здоровый человек не прислушивается,— к какой-то новой работе внутри, новой, подозрительной жизни, отвлекающей внимание от привычной мысли.

Резко обозначились на лице складки, появились новые тени, придающие лицу сухой и озабоченный характер. Нависшая на лоб редкая прядь волос едва трепещет от легкого прерывистого дыхания.

Как тяжело, как больно глядеть в эти серьезные, печальные глаза, уходящие дальше человеческих наблюдений...» Рассказ заканчивается словами: «Приближается страшная драма без слов» 6

Настоящим сообщением автор делает попытку привлечь внимание медиков к произведениям искусства, которые не только могут помочь в изучении истории медицины, но и дают возможность проследить по ним особенности ряда болезней, а порою и их течение.

 

1 Н. Кончаловская. Дар бесценный. М., «Детская литература», 1974, стр. 129.

2 Картины худ. Н. Орлова, изд. Голике и Вильборг, 1908 г., предисловие.

3 Литературное наследство, 73. Из Парижского архива И. С. Тургенева, М., «Наука», 1964, стр. 324.

4 В. В. Стасов. Избранные сочинения, т. 1, М.— Л., 1937, стр. 354.

[5] Ал. Алтаев. Памятные встречи. Гос. изд-во худ. лит., 1957, стр. 121.

6 Цит. по книге «А. П. Чехов в воспоминаниях современников». Гос. изд-во худ. лит., 1960, стр. 677.

×

About the authors

E. F. Muravyova

Military Medical Museum of the USSR Ministry of Defense

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Leningrad

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1978 Muravyova E.F.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies