Ideological hardening of the future doctor

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

On February 4-6, 1985 in Kazan, an educational and methodological conference of the heads of the departments of social sciences of medical and pharmaceutical universities of the RSFSR was held on the topic "On improving the teaching of social disciplines in medical and pharmaceutical universities of the RSFSR and strengthening the ideological and methodological orientation of teaching specialized disciplines", which was organized by the Ministry of Health of the RSFSR, the Main Directorate of Educational Institutions and the Republican Educational and Methodological Office for Higher and Secondary Special Education of the Ministry of Health of the RSFSR, the Kazan Medical Institute named after S.V. Kurashov.

Full Text

4—6 февраля 1985 г. в Казани состоялась учебно-методическая конференция заведующих кафедрами общественных наук медицинских и фармацевтических вузов РСФСР на тему «О совершенствовании преподавания общественных дисциплин в медицинских и фармацевтических вузах РСФСР и усилении мировоззренческой и методологической направленности преподавания профильных дисциплин», которая была организована Министерством здравоохранения РСФСР, Главным управлением учебных заведений и Республиканским учебно-методическим кабинетом по высшему и среднему специальному образованию Минздрава РСФСР, Казанским медицинским институтом имени С. В. Курашова.

В работе конференции приняли участие инструктор отдела науки и учебных заведений ЦК КПСС Б. М. Чикнев, заместитель министра здравоохранения РСФСР С. Я. Чикин, первый заместитель Председателя Совета Министров ТАССР М. X. Xасанов, заведующий отделом науки и учебных заведений Татарского обкома КПСС Р. И. Адгамов, секретарь Казанского горкома КПСС Ф. Г. 3иятдинова, министр здравоохранения ТАССР В. К. Кириллов, начальник отдела вузов М3 РСФСР А. С. Майоров, заместитель начальника отдела вузов М3 РСФСР В. К. Ивченко, заведующий учебно-методическим кабинетом М3 РСФСР В. А. Владимирцев.

Перед участниками конференции выступил секретарь Татарского обкома КПСС Р. К. Беляев. Он рассказал о работе областной партийной организации по претворению в жизнь решений XXVI съезда партии и последующих пленумов ЦК КПСС, о выполнении планов социально-экономического и культурного развития республики, подготовке к достойной встрече XXVII съезда КПСС. В докладе нашли отражение задачи, которые ставит КПСС в области совершенствования учебно-методической и идейно-воспитательной работы в высшей школе, в частности в медицинских вузах.

Р. К. Беляев отметил, что Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени С. В. Курашова относится к числу ведущих медицинских вузов страны; за годы Советской власти он дал стране свыше 29 тыс. врачей, среди них 25% составляют татары. Выпускниками института являются крупнейшие организаторы здравоохранения СССР Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев, С. В. Курашов. Пять питомцев института удостоены звания Героя Социалистического Труда’, четверо — народного врача СССР.

Казанские медицинские школы всемирно известны. Ныне на 66 кафедфах института трудятся 58 докторов и 402 кандидата наук, четвертая часть из них представлена татарами. На четырех кафедрах общественных наук работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Около 90% преподавателей общественных наук имеют ученые степени и звания, что значительно превышает среднесоюзный уровень (56%). На пяти факультетах обучаются 4 600 студентов.

Докладчик выразил уверенность в том, что Всероссийская конференция заведующих кафедрами общественных наук медицинских и фармацевтических вузов послужит хорошим стимулом для дальнейшего совершенствования профессиональной и идейнополитической подготовки студентов в духе высоких требований, которые предъявляют КПСС и Советское государство к высшей школе, системе здравоохранения, подготовке врачебных кадров.

В докладе «О задачах общественных наук и совершенствовании коммунистического воспитания студентов в медицинских и фармацевтических вузах РСФСР» заместитель министра здравоохранения РСФСР С. Я. Чикин проанализировал состояние учебно-воспитательной работы в медицинских и фармацевтических вузах РСФСР и наметил перспективы дальнейшего улучшения преподавания общественных наук и коммунистического воспитания студентов.

Докладчик отметил, что, претворяя в жизнь исторические решения XXVI съезда КПСС и последующих пленумов ЦК КПСС, медицинские вузы РСФСР проделали значительную работу по совершенствованию подготовки будущих врачей. Наряду с этим большое внимание в медицинских вузах уделяется вопросам коммунистического воспитания студентов, формированию у них диалектико-материалистического мировоззрения, умения самостоятельно и творчески применять марксистско-ленинскую методологию при решении теоретических и практических задач. Кафедры общественных наук стали уделять больше внимания научной методике преподавания марксизмаленинизма как целостного учения, поискам путей оптимизации учебного процесса, повышению идейно-теоретического и методического уровня лекций, семинаров, экзаменов. Важное место в учебно-воспитательном процессе занимают вопросы преемственности, усиления эффективности, воспитательной направленности в преподавании каждой общественной науки, их связи с профилем вуза.

В практику преподавания научного коммунизма в медицинских и фармацевтических вузах входят спецкурсы, которые уже читаются в 22 институтах. Тематика спецкурсов разнообразна: социально-политические и философские проблемы медицины и здравоохранения (Омский, Куйбышевский, Северо-Осетинский мединституты), проблемы современной идеологической борьбы на мировой арене и критика антикоммунизма (Владивостокский, Куйбышевский, Саратовский, Хабаровский, Томский мединституты), социальные проблемы врачебной деонтологии (Горьковский мединститут), актуальные проблемы совершенствования развитого социализма, этика и деонтология (Казанский мединститут). Особенно следует выделить спецкурсы по критике антикоммунизма, проблемам идеологической борьбы и вопросам контрпропаганды (Иркутский, Калининский, Хабаровский, Куйбышевский мединституты, Московский стоматологический институт).

Отдельные вузы располагают интересным опытом разработки программ, способствующих закреплению знаний студентов по общественным наукам (Томский, Хабаровский мединституты), проводят анализ качества усвоения студентами курса научного коммунизма (Архангельский мединститут), составляют социальный паспорт студенческой группы (Красноярский мединститут), аттестационные книжки по общественно-политической практике (Ярославский мединститут). В ряде вузов ведутся систематические исследования атеистической убежденности студентов (Казанский, Курский, Устиновский, Свердловский мединституты). Традиционными стали межгрупповые и курсовые внутрии межкафедральные конференции по актуальным социально-политическим, методологическим проблемам, произведениям классиков марксизмаленинизма, материалам партийных съездов и пленумов.

Анализ итогов государственных экзаменов по научному коммунизму показывает увеличение количества отличных и хороших оценок у выпускников: 1982 г.— 77,5%, 1983 г. — 80,3%, 1984 г. — 81,8%. В то же время учебно-методическая работа отдельных кафедр еще не в полной мере соответствует современным задачам повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В ряде случаев на государственных экзаменах по научному коммунизму выявляется недостаточно глубокое понимание выпускниками сущности некоторых категорий и проблем научного коммунизма, философских, экономических вопросов, изучавшихся в курсах других общественных наук, формальное усвоение отдельных первоисточников.

Не везде уделяется должное внимание работе над билетами курсовых и государственных экзаменов (Оренбургский, Башкирский, Читинскйй, Ленинградский санитарно-гигиенический мединституты).

В отдельных вузах еще не решен вопрос о комплектовании кафедр общественных наук специалистами высшей квалификации (Куйбышевский, Астраханский, Читинский, Алтайский, Владивостокский мединституты). Слабо используются возможности подготовки кадров через аспирантуру и другие формы. Отмечается недостаточный объем научно-исследовательской работы по актуальным проблемам общественных наук, философским проблемам медицины, проводимой на кафедрах общественных наук (Саратовский, Красноярский, Ставропольский, Пермский мединституты).

Уровень и эффективность идейно-воспитательной работы, выполняемой профессорско-преподавательским составом и общественными организациями вузов, еще не в полной мере отвечают возросшим требованиям КПСС, нашего общества, предъявляемым к деятельности и личности советского врача. Об этом свидетельствуют статьи в периодической печати, письма трудящихся в директивные органы о фактах неправильного поведения врачей, нарушениях ими гражданского долга и принципов коммунистической нравственностй и медицинской деонтологии.

Исходя из задач, поставленных Партией и Правительством перед системой здравоохранения, высшей школой в области профессиональной и идейной подготовки будущих врачей, в докладе были определены основные пути деятельности кафедр общественных наук по коммунистическому воспитанию студентов:

Повышение идейно-теоретического и методического уровня преподавания истории КПСС, философии, политической экономии и научного коммунизма. Овладение будущими врачами и провизорами марксизмом-ленинизмом как целостным учением в неразрывном единстве всех его составных частей,, в тесной связи с практикой коммунистического строительства, развитием мирового революционного процесса и задачами современной идеологической борьбы. Глубокое изучение студентами произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, документов КПСС и международного коммунистического движения. Усиление наступательной борьбы против буржуазных, реформистских и ревизионистских концепций, ’ показ их реакционного характера и научной несостоятельности. Своевременная и оперативная контрпропаганда, умело раскрывающая антисоветскую ложь и клевету империалистической идеологии. Пропаганда преимуществ развитого социализма.

Эффективное использование научного потенциала кафедр общественных наук, актуализация тематики научных исследований и усиление их связей с практикой коммунистического строительства. Научную работу вузовских обществоведов следует сосредоточить на направлениях, определенных XXVI съездом КПСС, последующими пленумами ЦК КПСС, рекомендациями Всесоюзного совещания заведующих кафедрами общественных наук (1981).

Дальнейшее улучшение подготовки, подбора, расстановки и повышения квалификации научно-педагогических кадров по общественным наукам. Обратить особое внимание на комплектование квалифицированными кадрами обществоведов вузов, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Систематическое повышение теоретического и методического уровня преподавателей общественных наук через систему институтов повышения квалификации.

Комплексный подход к постановке коммунистического воспитания студентов. Воспитывать их в духе преданности Коммунистической партии и социалистической Родине, советского патриотизма и пролетарского интернационализма, формировать у них идейную убежденность, активную жизненную позицию, политическую стойкость и непримиримость ко всем формам буржуазной идеологии. Обратить внимание на нравственное и деонтологическое воспитание. Улучшать трудовое воспитание студентов, формировать у них хозяйское, рачительное отношение к общественному богатству, прививать им высокие моральные качества, организованность и дисциплинированность; добиваться, чтобы единство слова и дела стало нормой их поведения. Шире практиковать социологические исследования интересов и запросов студентов, уровня их политической, нравственной и эстетической зрелости, а также оценивать эффективность различных форм воспитательной работы.

Расширение и укрепление сотрудничества кафедр общественных наук с другими кафедрами в целях усиления мировоззренческой направленности преподавания всех теоретических и клинических дисциплин. Поручить совету по общественным наукам разработать комплексный план мировоззренческого, методологического и деонтологического воспитания студентов как единого процесса, охватывающего преподавание общественных, теоретических и клинических дисциплин в течение всего периода обучения в вузе.

Ректор Казанского медицинского института проф. X. С. Хамитов посвятил свое выступление роли совета по общественным наукам в совершенствовании научноисследовательской и учебно-воспитательной работы кафедр. Основными направлениями деятельности совета являются планирование и координация работы кафедр общественных наук, влияние обществоведов на мировоззренческое и методологическое содержание преподавания профильных дисциплин, коммунистическое воспитание студентов и профессорско-преподавательского состава, подготовка и аттестация преподавательских кадров.

Вопрос о государственном экзамене по научному коммунизму как итоге комплексной работы обществоведов за все годы обучения был рассмотрен в докладе доц. Г. Л. Шубиной (Хабаровский мединститут). Она обратила особое внимание на требования к организации и приему государственного экзамена, предусмотренные новой инструкцией. Госэкзамен будет приниматься особой комиссией, состоящей из представителей всех общественных кафедр, что требует четкой координации их деятельности.

На секциях философии и научного коммунизма, истории КПСС и политэкономии были обсуждены принципиальные вопросы деятельности кафедр общественных наук, профильных кафедр по дальнейшему совершенствованию идейно-политической и профессиональной подготовки студентов. Ряд докладов (доц. А. А. Баталов, Свердловский мединститут; доц. А. А. Д р ё г а л о, Архангельский мединститут; доц. Б. П. Басов, Устиновский мединститут) был посвящен проблемам совершенствования преподавания научного коммунизма. В них были подчеркнуты роль кафедры научного коммунизма в формировании диалектико-материалистического мировоззрения и активной жизненной позиции врача, вопросы профилизации преподавания курса. В докладах проф. Р. Г. Балтанова (Казанский мединститут), доц. К. И. Соболь (Горьковский мединститут), доц. В. И. Смолина (Саратовский мединститут) рассматривались вопросы атеистического, нравственного и эстетического воспитания как необходимых компонентов коммунистического воспитания будущих врачей. Врач должен быть не только сам образованным человеком, подчеркивалось в докладах, он обязан активно пропагандировать марксистско-ленинскую идеологию, поэтому во время обучения в институте ему следует получить все необходимые теоретические знания и практические навыки для проведения воспитательной работы.

Вопросам совершенствования деятельности кафедр историиКПСС были посвящены доклады проф. С. И. Мурашова (Московский стоматологический институт), проф. С. В. Первовой (2-й Московский мединститут), проф. Б. В. Иванова (Томский мединститут), доц. В. Г. Саркина (Казанский мединститут). В них рассматривались проблемы научных исследований в области историко-партийной науки, методологии и методики изучения студентами трудов основоположников марксизмаленинизма и документов КПСС, научной аргументации в преподавании курса, воспитания студентов на примере жизни и деятельности В. И. Ленина. Проф. Д. Н. Кузнецов (Ленинградский педиатрический институт) остановился на вопросах здравоохранения в курсе истории КПСС как важном направлении социальной политики партии.

Преемственность в преподавании общественных наук, интернациональное и патриотическое воспитание студентов на материалах героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне, усиление критики буржуазной идеологии и контрпропаганды нашли отражение в докладах проф. А. Д. С те Панова (СевероОсетинский мединститут), проф. А. М. Залялова (Казанский мединститут), доц. Ю. В. Петрова (Томский мединститут).

Характерной особенностью докладов и выступлений в прениях было широкоеиспользование материалов XXVI съезда КПСС, последующих пленумов ЦК КПСС, научно-практической конференции «Совершенствование развитого социализма и идеологическая работа партии в свете решений июньского (1983) Пленума ЦК КПСС»,, данных социологических исследований, изучения общественного мнения, позволяющих установить прямые и обратные связи между кафедрами общественных наук и студентами и на этой основе совершенствовать учебно-методическую и идейно-воспитательную работу.

В принятых рекомендациях сформулированы конкретнее мероприятия по повышению идейно-теоретического и методического уровня преподавания общественных наук, развитию научных исследований на кафедрах общественных наук, совершенствованию подготовки и подбора, расстановки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, совершенствованию внеучебной воспитательной работы со студентами и повышение! мировоззренческой и методологической направленности преподавания теоретических и клинических дисциплин в медицинских вузах.

Участники конференции выразили уверенность в том, что кафедры общественных наук, преподаватели медицинских и фармацевтических вузов РСФСР сделают все (необходимое для успешного претворения в жизнь исторических решений XXVI съезда КПСС, последующих пленумов ЦК КПСС, достойной встречи предстоящего XXVII съезда КПСС.

Для участников конференции были организованы экскурсии по Ленинским местам г. Казани и в деревню Ленино-Коку'шкино, встреча с легендарным летчиком Героем Советского Союза М. П. Девятаевым.

Участники конференции познакомились^ с новым учебно-лабораторным корпусом Казанского мединститута, просмотрели кинофильм о прошлом и настоящее института, встретились со студентами.

×

About the authors

R. G. Baltanov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1985 Baltanov R.G.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies