About trigeminal neuritis

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The causes of trigeminal neuralgia are numerous. Its pathogenesis is very complex. It must be assumed that under the influence of long-term manifestations of the pain factor in trigeminal neuralgia, pathological restructuring occurs in the trigeminal system, which contributes to the transition to organic change in the peripheral parts of this system.

Full Text

Причины развития невралгии тройничного нерва многочисленны. Очень сложен ее патогенез. Надо считать, что под влиянием длительных проявлений болевого фактора при тригеминальной невралгии наступает патологическая перестройка в тригеминальной системе, которая способ­ствует переходу к органическому изменению в периферических участках этой системы. В таких случаях возникают невритические явления, и рас­сматриваемая невралгия должна уже называться невритом тройничного нерва. Нередко здесь встречаются слегка выраженные трофические расстройства в виде шелушения кожи, ее истончения, отечности, пиг­ментации или депигментации и т. п. Среди причин невралгии следует выделить узость костных каналов и отверстий, через которые проходят ветви тройничного нерва, и нарушение питания в его периферических невронах при атеросклерозе, гипертонической болезни, возрастных из­менениях и пр., так как подобные патологические обстоятельства в первую очередь будут способствовать переходу невралгии в неврит. Безусловно, по многим причинам важно определять различия между невралгией и невритом тройничного нерва. Достаточно сказать, что лечение этих видов его патологии требует дифференцированного под­хода. Нужно подчеркнуть, что если для невралгии тройничного нерва характерны болевые пароксизмы и слабо выраженная и нестойкая симптоматика, то для неврита помимо болевых пароксизмов присущи постоянные, численно первосходящие и заметно проявляемые симптомы. Для выявления неврита тройничного нерва имеет очень важное значе­ние изучение морфологических изменений в его периферических ветвях при названных отягощениях. По данному вопросу обстоятельных работ нет. Клиника нервных болезней Московского медицинского стоматоло­гического института стремилась восполнить этот пробел, чему в значи­тельной мере способствовали исследования С. Б. Дзугаевой и О. Н. Савицкой.

С лечебной целью у многих больных тригеминальной невралгией, у которых не удавалось достигнуть положительного результата при консервативной терапии, проводили различного вида резекции нервно- сосудистого пучка в области подглазничного и подбородочного нервов (E. Н. Мануйлов и др.). С. Б. Дзугаевой и О. Н. Савицкой у 36 больных тригеминальной невралгией было проведено нейрогистологическое изу­чение участков тройничного нерва, удаленных во время названной резекции нервно-сосудистого пучка. У этих больных была осуществлена также соответствующая томография (В. М. Евдокимова) и реовазография (Н. Б. Евнина). Во всех препаратах обнаруживалась значительная дегенерация нервных волокон. При этом обращала на себя внимание неодинаковая степень деструкции последних в зависимости от выражен­ности симптоматики и длительности страдания нерва. Патоморфологические изменения при таких страданиях тройничного нерва характери­зуются набуханием, фрагментацией и зернистым распадом нервных волокон, а в пожилом и старческом возрасте — и спиралевидной изви­листостью. В связи с этим заслуживают внимания сведения В. Г. Пани­карского (1970), что в старости страдают в большей степени мякотные волокна периферической нервной системы, являющиеся филогенетически более новыми по сравнению с древними безмякотными волокнами. Дан­ные изменения нарастают по мере увеличения возраста. А. Г. Шаргородский (1966) показал, что поражение тройничного нерва при челюстной травме сопровождается через 48—96 часов после нее дегенеративными изменениями значительной части нервных волокон пульпы удаленных зубов (распад осевых цилиндров, вакуолизация миелиновых оболочек и т. д.). Через 8—10 суток после травмы фрагментация нервных воло­кон пульпы становится тотальной. Эта чувствительная денервация при­водит в ряде случаев к резким местным дистрофическим процессам в тканевых образованиях (трофические язвы, облысение и т. п.), в том числе и в пародонте.

Суммируя отдельные литературные указания [3 и др.] и результаты детальных патогистологических исследований, проведенных у нас, сле­дует прийти к заключению, что при неврите тройничного нерва имеются утолщения нерва, точечные кровоизлияния в нем, изменение осевых цилиндров, миелиновых оболочек, разрастание соединительной ткани и т. п. Одновременно отмечались различные изменения в стенках сосу­дов нерва (расщепление внутренней эластической мембраны, гиалиноз, отложение солей кальция и пр.). Надо исходить из взгляда, что в слу­чаях сдавления какой-либо ветви тройничного нерва в костном ложе или отверстии будут возникать в данной ветви не только дегенератив­ные изменения, но и явления реактивного воспаления. Логично считать, что в патогенезе невритов значительную роль играет недостаточность кровоснабжения нервов вследствие нарушения вазомоторной иннерва­ции и органических изменений их сосудов.

Сущностью невралгий тройничного нерва является функциональное нарушение афферентных анимальных и вегетативных волокон его системы. Возникающая при этом ирритация в каком-либо звене три­геминальной системы порождает болевые импульсы, поток которых распространяется в конечном счете в диэнцефальную область и чувствительный отдел коры головного мозга. Патологические импульсы, идущие из периферических волокон при данных невралгиях, проходя через ретикулярную формацию мозгового ствола, дезорганизуют ее деятельность, что проявляется отрицательным влиянием на связанные с ней здесь вегетативные приборы и различные отделы головного мозга. Создается мнение, что подобная дисфункция ретикулярной формации играет существенную роль в развитии тригеминальной невралгии. Интересно суждение Г. Д. Лещенко (1969), что любое патогенное воздействие на организм вызывает первоначально преиму­щественные нарушения в функциях и структурах неспецифических церебральных систем, в частности в ретикулярной формации ствола мозга, а затем уже в специфических образованиях, связанных с постра­давшими неспецифическими структурами головного мозга.

При обследовании больных тригеминальной невралгией необходимо проводить дифференциальный диагноз между ней и невритом данного нерва. При невралгии тройничного нерва отмечаются легкие локаль­ные вегетативные нарушения, а в ряде случаев — и чувствительные, преимущественно выражающиеся видом повышения. Невритическая же стадия проявляется признаками понижения деятельности структур нерва. Указанные нарушения, помимо данных клинического осмотра, устанавливаются определенным образом посредством параклиниче­ских и биохимических исследований на лице (электротермометрия, электрокожное сопротивление, определение гидрофильности кожи тестом Мак Клюра и Олдрича, фармакологические пробы и т. п.). В основном продолжительные сроки заболевания невралгией тройнич­ного нерва определяют возникновение его неврита. Так, очень часто длительность невралгий свыше 3 лет проявляется теми или иными невритическими признаками. Отсюда следует вывод, что у большинства больных невралгией тройничного нерва с длительным течением она сочетается в различной степени с невритическим процессом. Нами признаки неврита выявлены у 60—65% хронических больных тригеми­нальной невралгией. При неврите тройничного нерва имеется постоян­ная и периодически возникающая симптоматика, говорящая о выпаде­нии и раздражении структур нерва. Симптоматика, связанная с выпа­дением, свидетельствует о наличии дегенеративных явлений в нерве, а связанная с раздражением — о функциональных нарушениях в нем. Этим и объясняется то обстоятельство, что на фоне постоянной симптоматики невритического происхождения временами возникает невралгическая тригеминальная симптоматика. Таким образом, неврит тройничного нерва характеризуется сочетанием симптоматики постоян­ной органической и периодической функциональной природы. В тех же случаях, когда функциональные нарушения в структурах нерва пере­ходят в органические вследствие прогрессирования в нем патологии, некоторые невралгические явления снижаются и постепенно исчезают, что будет проявляться выраженной невритической стабильной симпто­матикой. Исходя из рассмотренного, мы соглашаемся с положением Д. И. Панченко (1966), что раздельное понимание сущности невралгий и невритов часто условно.

Лечение больных с теми невралгиями тройничного нерва, которые протекают с невритическими симптомами в участках его иннервации, должно проводиться с учетом следующего. Помимо болеутоляющих, седативных и соответствующих вегетотропных средств, таким больным для улучшений биохимических процессов и восполнения пластического материала в структурах тройничного нерва необходимо назначать глютаминовую и аскорбиновую кислоты, метионин, витамины группы В, в первую очередь В6 и В12, неробол, препараты фосфора, железа и пр. Следует применять также диадинамические токи и осторожно массаж па больной стороне лица у тех больных, которые, постепенно привыкая к нему, оценивают его действие весьма положительно.

Таким образом, наши исследования приводят к заключению, что невралгия тройничного нерва является не только функциональным заболеванием, но во многих случаях и органическим. Это обусловлива­ется тем, что по мере развития процесса функциональные изменения в нерве переходят в органические. Поэтому надо говорить, что у неко­торых больных, помимо невралгии, имеется неврит тройничного нерва. Данное обстоятельство требует проведения указанного лечения, так как при проявлении неврита реальна возможность регенерации изменен­ных волокон.

×

About the authors

V. A. Smirnov

Moscow Medical Dental Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Nervous, Diseases

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1972 Smirnov V.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies