Лечение ран специфическими адаптированными бактериофагами
- Авторы: Краснощекова E.E.1, Соболева В.А.1, Рабкова Р.А.1, Майорова И.А.1, Нигматуллин К.К.1, Зуйкова В.П.1
-
Учреждения:
- Казанский НИИТО и Тбилисский НИИ вакцин и сывороток
- Выпуск: Том 53, № 2 (1972)
- Страницы: 25-27
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 20.02.2021
- Статья одобрена: 20.02.2021
- Статья опубликована: 30.03.1972
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/61374
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj61374
- ID: 61374
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследования, проведенные в Тбилиси Д. П. Гвенепадзе и А. С. Мчедлишвилли (1959), В. А. Соболевой (1964), Г. П. Кикнадзе (1967) и др., показали, что поливалентный стафилококковый бактериофаг и другие раневые бактериофаги проявляют высокую литическую активность в отношении антибиотикоустойчивых штаммов микроорганизмов. Нами установлено (Краснощекова, 1968), что казанские штаммы антибиотикорезистентных стафилококков, выделенные от больных ортопедо-травматологического профиля, чувствительны к тбилисскому поливалентному стафилофагу (серия № 1) лишь в 65,2%.
Ключевые слова
Полный текст
Исследования, проведенные в Тбилиси Д. П. Гвенепадзе и А. С. Мчедлишвилли (1959), В. А. Соболевой (1964), Г. П. Кикнадзе (1967) и др., показали, что поливалентный стафилококковый бактериофаг и другие раневые бактериофаги проявляют высокую литическую активность в отношении антибиотикоустойчивых штаммов микроорганизмов. Нами установлено (Краснощекова, 1968), что казанские штаммы антибиотикорезистентных стафилококков, выделенные от больных ортопедо-травматологического профиля, чувствительны к тбилисскому поливалентному стафилофагу (серия № 1) лишь в 65,2%.
Принимая во внимание данные литературы о возможности распространения местных рас бактериофагов [6, 9, 11], мы поставили перед собой задачу получить адаптированные специфические бактериофаги на казанских штаммах микроорганизмов, выделенных от больных ортопедотравматологического профиля, и испытать действие их при лечении этой категории больных.
Из раневого отделяемого больных было выделено 144 штамма патогенных стафилококков, гемолитических стрептококков, палочек кишечной группы, синегнойных палочек и вульгарного протея. В условиях фаговой лаборатории Тбилисского НИИВС (зав.— В. А. Соболева) поливалентные тбилисские бактериофаги были адаптированы к казанским штаммам микроорганизмов. Литическая активность их по отношению к микробам-возбудителям, выделенным от больных с ортопедотравматологическими повреждениями, оказалась высокой. Так, патогенные стафилококки были чувствительны к адаптированным поливалентным специфическим бактериофагам в 93,2%, гемолитические стрептококки — в 94,4%, синегнойные палочки — в 97,5%, вульгарный протей — в 91,7%, кишечные палочки — в 86,6%.
Эти бактериофаги мы и применили в нашем стационаре для лечения 51 больного с посттравматическим остеомиелиіом, длительно не заживающими ранами, язвами, послеоперационными осложнениями, абсцессами. У 35 больных осложнения носили хронический характер (остеомиелиты и длительно не заживающие язвы и раны), у 16 — острый (послеоперационные осложнения, абсцессы). 70% больных были в возрасте от 16 до 40 лет. Все больные ранее получали антибиотики, но безрезультатно.
У 34 больных из ран была выделена монокультура, у 17 высевались микробные ассоциации; 12 микробных ассоциаций состояли из 2 компонентов и 5 — из 3. Во всех микробных ассоциациях и в монокультуре основным и постоянным компонентом был патогенный стафилококк, который мы обнаруживали в 96,0%. Синегнойная палочка была выделена от 9 больных (17,6%), стрептококк гемолитический — от 7 (13,7%),. вульгарный протей и кишечная палочка — от 7 (13,7%), дифтероид—от 2 (4,0%).
До лечения бактериофагами из раневого отделяемого больных выделено 265 штаммов вышеуказанных микроорганизмов. Они были в основном резистентны к широко применяемым в нашем стационаре антибиотикам. Так, чувствительность их к пенициллину выявлена лишь в 0,8%, к стрептомицину — в 19,3—42,3%, к левомицетину — в 22,8—41,9%, к хлортетрациклину — в 19,3—27,1%, к окситетрациклину — в 10,7—35,5%. У 81,5% микроорганизмов наблюдалась устойчивость одновременно к 3—8 антибиотикам. К специфическим же адаптированным бактериофагам чувствительность всех выделенных микроорганизмов (стафилококков, стрептококков, синегнойных, кишечных палочек, вульгарного протея) была в пределах 88,5—94,4%.
Выбор специфического адаптированного бактериофага определялся характером выделяемой микрофлоры. При стафилококковой монокультуре мы применяли стафилококковый поливалентный адаптированный бактериофаг, а при микробных ассоциациях— комбинации соответствующих специфических бактериофагов (стафилококкового с синегнойным, или со стрептококковым, или с коли-протейным и т. д.).
Лечение бактериофагами проводили следующим образом.
- При глубоких остеомиелитических процессах в костях из полости очага поражения отсасывали содержимое и под давлением вводили в полость 5—20 мл бактериофага (в зависимости от величины полости). Одновременно вокруг очага поражения путем обкалывания внутримышечно или подкожно вводили бактериофаг (по инструкции) в последовательно возрастающих дозах: на первую инъекцию — 0,5 мл, затем 1; 1,5; 2; 2 мл ежедневно или через день. Цикл лечения включал 5—6 инъекций.
- Предварительно остеомиелитическую раневую полость обрабатывали перекисью водорода, промывали 2—3% раствором двууглекислой соды, затем специфическим бактериофагом или смесью различных бактериофагов (в зависимости от состава микрофлоры ран) и одновременно проводили обкалывание специфическим бактериофагом (преобладающего в ране микроба) вокруг очага поражения по вышеописанной методике.
- Раны или язвы мягких тканей промывали специфическими бактериофагами 'С предварительной обработкой перекисью водорода и 2—3% содовым раствором с последующим введением турунды или тампона, смоченных бактериофагом. На курс лечения назначали 10—15 процедур ежедневно или через день.
Для бактериологического контроля чувствительности выделяемой раневой микрофлоры к применяемым специфическим бактериофагам, который мы считаем обязательным, было выполнено 236 анализов раневого отделяемого, при этом выделено 472 штамма микроорганизмов (стафилококков, стрептококков, палочек синегнойных, кишечных, вульгарного протея, дифтероида). У выделенных штаммов изучали патогенные свойства (коагулазу, лецитиназу, ДНК-азу, гиалуронидазу, фосфатазу, гемолизины), сахаролитическую активность (1979 исследований), определяли чувствительность к антибиотикам (472 штамма), к бактериофагам (464 штамма).
Эффективность лечения оценивали по данным клинических наблюдений, цитологическим изменениям в ране, фагоцитозу и степени осемененности раны микроорганизмами, пользуясь следующими критериями: выздоровление — закрытие свищей и заживление ран; улучшение — уменьшение отделяемого раны, ее размеров, исчезновение воспалительных явлений; без изменений — отсутствие положительных сдвигов в ране. Ухудшения клинического состояния в процессе лечения мы не наблюдали (см. табл.).
Результаты лечения больных специфическими бактериофагами
Диагноз | Число больных | Выздоровление | Улучшение | Без изменения |
Остеомиелиты Длительно не заживающие язвы и раны | 27 8 | 12 4 | 14 4 | 1 — |
Послеоперационные осложнения | 13 | 8 | 5 | — |
Абсцессы | 3 | 3 | — | — |
количество | 51 | 27 | 23 | 1 |
Всего: % |
| 53,0 | 45,0 | 2,0 |
Наиболее эффективным оказалось промывание и обкалывание раны специфическим бактериофагом с предварительной ваккуумтерапией. При этом методе у 7 из 8 наиболее тяжелых больных со сроком заболевания до 2—3 лет наступило выздоровление, у 1 — улучшение. Промывание и обкалывание ран бактериофагом без вакуумтерапии дали положительный результат у 10 больных из 11 (у 6 наступило выздоровление, у 4 — улучшение).
Применение бактериофага без вакуумтерапии и обкалывания дало излечение лишь у 13 больных из 32 (40,6%), у остальных (59,4%) наблюдалось улучшение раневого процесса. Следует отметить, что последний метод был более эффективен при острых хирургических заболеваниях. Так, при лечении специфическим бактериофагом 3 больных с абсцессами все они выздоровели, а при лечении 15 больных с остеомиелитом свищи закрылись лишь у 4, у 11 уменьшилось гнойное отделяемое и явления воспаления, что дало возможность оперировать этих больных, продолжение же лечения адаптированными бактериофагами в послеоперационном периоде позволило выписать их при почти полном затихании инфекционного процесса.
В целом лечение специфическими бактериофагами оказалось эффективным у 50 больных (98,0%): полное выздоровление наступило у 27 (53,0%) и значительное улучшение— у 23 (45,0%).
Безусловно, окончательный результат лечения зависит не только от применяемого метода, но и от общей сопротивляемости организма, которая в свою очередь связана с продолжительностью заболевания. Так, при хронических нагноительных процессах с продолжительностью заболевания до 1 года в итоге лечения специфическими бактериофагами выздоровели 9 больных из 10. При продолжительности заболевания от 1 года до 3 лет выздоровление достигнуто меньше чем у половины леченных больных (у 6 из 15). При заболевании длительностью больше 3 лет (10 больных) полное выздоровление наступило лишь у 1 пациента, которого лечили бактериофагом с предварительной вакуумтерапией; у 8 наблюдалось улучшение, у 1 положительных изменений в ране не отмечено. Острые нагноительные процессы при своевременном (до 2 месяцев от начала заболевания) применении специфических бактериофагов поддались полному излечению у 11 из 12 больных.
В качестве показателей процесса заживления ран нами изучалась цитологическая картина раневого экссудата, степень фагоцитоза и обсемененности ран микробами. В процессе лечения ран специфическими бактериофагами было взято 297 мазков-отпечатков, которые мы окрашивали по способу Гимза — Романовского и подвергали микроскопическому изучению по методу М. П. Покровской и М. С. Макарова. Независимо от метода применения бактериофага в случаях выздоровления (при остеомиелите, длительно не заживающих язвах и ранах, а также при послеоперационных осложнениях) в мазках-отпечатках из ран появлялись моноцитарные клетки и макрофаги после 1—2 процедур применения бактериофага. При этом наблюдался активный фагоцитоз и к концу лечения — резкое снижение количества свободно лежащих микробов (кокков, палочек) до единичных в препарате. У больных, у которых было достигнуто улучшение течения раневого процесса, макрофаги в мазках-отпечатках появлялись лишь после 4—7 введений бактериофага. Фагоцитоз наступал после 2—4 процедур, обычно вялый, и число свободно лежащих микробов в препарате продолжало оставаться высоким. Лишь после 4—8 введений бактериофага в отпечатках из ран фагоцитоз становился более активным, и количество микробов снижалось до единичных в поле зрения. При отрицательном результате лечения (1 больной) даже после полного курса введения специфического бактериофага картина мазков-отпечатков оставалась без изменения (много микроорганизмов, состав экссудата нейтрофильный, фагоцитоз отсутствовал).
Улучшение цитологической картины раневого отделяемого в процессе лечения специфическими бактериофагами (появление макрофагов, фагоцитоза), уменьшение количества микроорганизмов в ране сопровождались и определенными изменениями биологической активности этих микроорганизмов. Так, у преобладающих в ране микробов — стафилококков (96%), выделенных в конце курса лечения, выявлено снижение активности гиалуронидазы, ДНК-азы, фосфатазы, гемолизинов.
Итак, применение специфических адаптированных бактериофагов (стафилококкового, стрептококкового, синегнойного, коли-протейного) у хирургических больных с резистентной к антибиотикам раневой микрофлорой обеспечило положительный терапевтический эффект в 98,0% наблюдений.
Цитологические и бактериологические исследования явились достоверными показателями степени выздоровления больных и соответствовали клиническим данным.
На основании вышеприведенных исследований специфические поливалентные бактериофаги, выпускаемые Тбилисским НИИВС, можно рекомендовать для применения в хирургической практике при антибиотикорезистентной микрофлоре в ране больного.
Об авторах
E. E. Краснощекова
Казанский НИИТО и Тбилисский НИИ вакцин и сывороток
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия
В. А. Соболева
Казанский НИИТО и Тбилисский НИИ вакцин и сывороток
Email: info@eco-vector.com
Россия
Р. А. Рабкова
Казанский НИИТО и Тбилисский НИИ вакцин и сывороток
Email: info@eco-vector.com
Россия
И. А. Майорова
Казанский НИИТО и Тбилисский НИИ вакцин и сывороток
Email: info@eco-vector.com
Россия
К. К. Нигматуллин
Казанский НИИТО и Тбилисский НИИ вакцин и сывороток
Email: info@eco-vector.com
Россия
В. П. Зуйкова
Казанский НИИТО и Тбилисский НИИ вакцин и сывороток
Email: info@eco-vector.com
Россия
Список литературы
- Быстрый Н. Ф., Соболева В. А. В кн.: Бактериофагия. Тбилиси, 1957
- Гвенепадзе Д. П. Тез. II. межинст. конф, по пробл. бактериофагии. Тбилиси, 1955
- Инструкция по применению страфилококкового бактериофага, утвержд. зам. министра здравоохранения СССР Т. А. Николаевой (23/ХІ 1963 г.)
- Кикнадзе Т.П. Симпозиум по проблемам бактериофагии. Тбилиси, 1967—5. Краснощекова Е. Е. Циркуляция патогенных стафилококков в условиях травматолого-ортопедического стационара г. Казани. Автореф. канд. дисс., Казань, 1968.
- Ладаний М. М., Валович И. И. Материалы 2-й научн. сес. ЛСГМИ, посвящ. проблемам страфилококковых инфекций. Л., 1967.
- Навашин С. М. В кн.: Антибиотики. Медицина, М., 1969
- Покровская М. П., Макаров М. С. В кн.: Цитология раневого экссудата как показатель процесса заживления ран. Медгиз, М., 1942
- Соболева В. А. Тез. II межинст. конф, по проблемам бактериофагии. 1959.
- Соболева В. А. Тез. докл. научн. сесс., посвящ. проблемам страфилококковых инфекций. Л., 1964
- Roux J., PourguierM. Rev. hyg. med. soc., 1935, 13, 6, 443.
Дополнительные файлы
