The experience of two-stage service of infectious patients and the struggle for the title of communist labor brigades
- Authors: Dindarova L.I.1
-
Affiliations:
- Hospital for Infectious Disease
- Issue: Vol 46, No 2 (1965)
- Pages: 82-85
- Section: Articles
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/61101
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj61101
- ID: 61101
Cite item
Full Text
Abstract
Everyone knows the importance of care in the general complex of patient treatment, why the issues of improving the organization of work and raising the professional and ideological level of service personnel are always relevant.
Keywords
Full Text
Всем известно важное значение ухода в общем комплексе лечения больного, почему вопросы совершенствования организации труда и подъема профессионального и идейного уровня обслуживающего персонала всегда являются актуальными.
Это и послужило для нас основанием поделиться опытом трехлетней работы в этом направлении.
Нужно отметить, что при переходе к новому методу работы мы не располагали ни необходимой литературой, ни соответствующим опытом работы других больниц.
В настоящий момент появилось большое количество статей, брошюр и даже отдельных книг по организации двухстепенного обслуживания больных, но нам не удалось разыскать в них материала по итогам организации такого метода обслуживания именно в инфекционных больницах с учетом специфики их работы.
Подготовка к переходу на двухстепенное обслуживание была начата с проведения разъяснительной работы среди коллектива больницы, в процессе которой говорилось о преимуществах нового метода работы по сравнению со старым, трех степенным, методом обслуживания больных. Далеко не сразу средний медперсонал согласился с предложением о внедрении нового метода в нашей больнице. Большинство медсестер считало, что при новом методе обслуживания в их обязанности войдут функции младшего медперсонала, что неблагоприятно скажется на лечении больных. Медсестрам, давно работавшим по старому привычному методу, нравилась только чисто лечебная работа, т. е. выполнение инъекций, различных процедур, раздача лекарств и др., чем, по их мнению, и поддерживался известный авторитет медсестры как квалифицированного среднего медработника среди больных. Медсестрам даже казалось, что новый метод работы в какой-то степени дисквалифицирует их и превратит их просто в опытных санитарок.
Пришлось в течение 4 месяцев повседневно проводить кропотливую воспитательную работу среди сестер путем убеждения и умелого показа всей важности роли именно медсестры при двухстепенной системе обслуживания больных. Не хотелось переходить на новый метод работы и санитаркам, так как они видели в этом принижение их роли. Санитарки-привыкли к старым методам работы, когда они участвовали в выполнении лечебных процедур, и обижались, что при двухстепенной системе обслуживания им отводится только «грязная» работа. Систематическая воспитательная работа администрации, профсоюзной и партийной организаций не прошла даром. 16 мая 1961 г. на общем профсоюзном собрании персонала больницы было единогласно принято решение перейти на новый двухстепенный метод обслуживания больных. Для правильной оценки значения этого решения необходимо хотя бы кратко охарактеризовать условия работы в больнице, чтобы не создалось впечатления, что у нас идеальные условия и нам сравнительно легко внедрять все новое.
Больница расположена в трех не типовых, приспособленных зданиях (канализация выгребная, отопление печное, больница не газифицирована). Персоналу больницы приходится затрачивать много времени на топку печей и поддержание должного санитарного уровня. Больница рассчитана на 75 коек (40 детских, 35 взрослых). В летне-осенний период контингент больных меняется, до 90% больных составляют дети.
Штаты больницы до перехода на новый метод: среднего медперсонала — 22,5 единицы, младшего — 20, Общее количество среднего и младшего медперсонала было гораздо ниже существующих нормативов, но это не помешало нам перейти на новый метод обслуживания без добавления штатных единиц. Переход был осуществлен следующим образом: с 16 мая 1961 г. мы сократили 5 санитарок, вместо которых приняли на работу 5 медсестер. Таким образом, количество среднего и младшего персонала осталось прежним, изменился качественный состав и на незначительную сумму увеличился фонд заработной платы (на разницу в окладе сестер и санитарок).
После перехода на двухстепенный метод обслуживания средний медперсонал был распределен таким образом, что в дневное время на каждую палатную сестру приходится 15 больных, в ночное время — 25—30, кроме того, были выделены медсестры для работы в детской палате, одна медсестра стала работать ежедневно фельдшером приемного покоя, заниматься приемом и выпиской больных и ведением связанной с этим документации, что заметно улучшило обслуживание посетителей. Раньше всей этой работой занимались дежурные сестры боксов, которые одновременно выполняли лечебную работу среди боксированных больных. А самое главное, теперь при необходимости мы получили возможность выделять индивидуальные сестринские посты при тяжелобольных. Раньше, если в отделение поступал тяжелый дизентерийный ребенок, дежурная сестра вынуждена была оказывать ему особое внимание лишь за счет обслуживания других больных, среди которых тоже могли быть нуждающиеся в ее внимании. Теперь же во избежание этого для особо тяжелых больных мы выделяем отдельных медсестер, которые гораздо лучше обслуживают тяжелобольных, особенно детей. В этом большое преимущество двухстепенного метода по сравнению с трех степенным.
Обязанности среди младшего персонала были распределены так: 3 санитарки- посудницы, 11 санитарок-уборщиц, 1 санитарка лаборатории и рентгенокабинета, т. е. всего 15 санитарок.
Как известно, при трехстепенной системе обслуживания санитарке предоставляется право самостоятельно, без контроля, выполнять ряд функций, требующих медицинских знаний. К ним относятся такие чрезвычайно важные манипуляции, как клизмы, подача грелок, кормление тяжелобольных, перестилание постелей, перекладывание и купание больных. А ведь иногда эти манипуляции могут быть доверены только медицинской сестре, так как санитарки в силу недостатка медицинских знаний могут нарушить режим и диету больного. Как часто при трех степенной системе обслуживания санитарка после уборки помещений, туалета, мойки суден приступает к раздаче пищи, без достаточной обработки рук, смены халатов, что требовало постоянного контроля сестер и врачей, вызывало опасения больных в отношении инфицирования. По новому методу работы санитарка-уборщица не принимает участия в медицинских процедурах и раздаче пищи, а занимается только уборкой помещений, дезинфекцией суден, ванн, выделений больного. В течение целого рабочего дня санитарка-уборщица под руководством палатной сестры занимается уборкой отделения (в ночное время в нашей больнице уборка не производится). В результате такой организации труда младшего медперсонала санитарное состояние больницы стало намного лучше, хотя количество санитарок и уменьшилось. Резко уменьшилось число случаев нарушения дезрежима, так как санитарки-уборщицы более основательно усвоили правила дезобработки ванн, туалетов, суден, выделений больного, а санитарки-посудницы хорошо знают правила дезобработки посуды, пищевых остатков и т. д. Санитарка-посудница занимается доставкой пищи в отделения, мытьем и дезобработкой посуды, убирает тумбочки больных. Санитарка-посудница не моет полы, т. е. совершенно не занимается грязной работой. Таким образом, каждая санитарка хорошо знает дезрежим своего раздела работы; повысилась и эстетическая сторона обслуживания больных. За последние три года у нас не было случаев грубого нарушения дезрежима.
Медсестра у нас стала подлинным помощником врача, так как теперь имеет возможность целый рабочий день находиться непосредственно в палатах, у постели больных — здесь ее рабочее место. Медсестра сама раздает питание, сама кормит тяжелобольных и детей, внимательно следит за малейшими изменениями в состоянии больных, о чем немедленно докладывает лечащему или дежурному врачу. В инфекционных больницах не разрешается свидания больных с родственниками и близкими, и поэтому наши медсестры осуществляют контакт больных с родственниками, что имеет большое значение для создания лечебно-охранительного режима в больнице, повышает культуру обслуживания посетителей. Палатная сестра умывает больных, стрижет ногти, производит туалет слизистых оболочек, кожных покровов и волос, меняет белье, перестилает постели и т. д.
Имея постоянный контакт с больными, медсестра превращается из порою механического исполнителя врачебных назначений в близкого друга больного, и недаром в нашем журнале отзывов записана масса самых сердечных благодарностей в адрес палатных сестер. В детских палатах сестры по; сути дела ведут работу и воспитательниц, умело занимая досуг больных детей, заболевание которых требует соблюдения постельного режима, читают детям детскую литературу, играют с ними в спокойные игры. При таком контакте с палатной сестрой дети ведут себя спокойнее, меньше тоскуют о доме и близких, лучше переносят лечебные процедуры, так как с большим доверием относятся к палатным сестрам; дети стали лучше кушать. Детский плач — очень редкое, явление в нашей больнице.
Конечно, как и все новое, работа по новой двухстепенной системе обслуживания больных на первых порах шла не гладко, встречалось много недоуменных вопросов, недоразумений, а порою даже конфликтов между средним и младшим медперсоналом; часто возникали вопросы организационного порядка, допускались ошибки, но все это постепенно в процессе работы устранялось. Теперь мы уже привыкли к новому методу работы и не представляем, как может быть иначе. Именно благодаря новому методу работы резко улучшилось качество обслуживания больных, появилась возможность выделять посты индивидуального ухода за тяжелыми больными. Летальность снизилась за последние 3 года с 1,5% до 0,5—0,6%. В связи с тем, что теперь весь лечебный процесс осуществляется только средним медперсоналом и врачами, появилась органическая потребность в регулярном проведении сестринских конференций и производственных совещаний с обсуждением вопросов улучшения ухода за больными, повышения квалификации медсестер; при работе по новому методу квалификация сестер не только не снизилась, чего они так боялись, а наоборот, все медсестры освоили методику внутривенных и подкожных инъекций, вливаний капельным путем, капельных клизм, проведения физиотерапевтических процедур и т. д. Стал лучше работать Совет сестер, регулярно проводятся взаимопроверки рейдовыми бригадами. Повысилось чувство ответственности у каждого медработника за своей раздел работы и за работу" всей больницы. Большую помощь в организации работы по новому методу оказали старшая медсестра больницы А. П. Васильева и сестра-хозяйка Н. Романовская, пользующиеся заслуженным авторитетом среди персонала.
С младшим медперсоналом ежегодно проводятся занятия по сантехминимуму и дезрежиму.
Преимущества нового метода и в том, что больной теперь находится целиком на попечении только квалифицированных медработников, т. е. врача и медсестры, следовательно, уход и лечение больных стали осуществляться более квалифицированно и медицински грамотно, повышается культура обслуживания' больных.
Мы можем теперь с уверенностью сказать, что работа по двухстепенной системе обслуживания больных является более рациональной.
Работая по-новому, персонал больницы стал более сплоченным, дружным, и в январе 1962 г. мы решили включиться в борьбу за высокое звание «Коллектива коммунистического труда». Были приняты индивидуальные обязательства и обязательства отделений, прачечной, лаборатории и т. д. Врачи и медсестры приняли обязательства по освоению смежных профессий, по улучшению медицинской техники, по повышению общекультурного уровня и деловой квалификации. Так, в ходе соревнования за коммунистический труд 3 палатные сестры полностью освоили специальность клинического лаборанта, это позволило сразу организовать так дежурство медсестер, что при необходимости в любое время суток мы можем производить клинические анализы крови, мочи, копрологические исследования и т. д. Таким образом, освоение смежных профессий в данном случае дало положительные результаты в работе больницы. Поскольку больница старается использовать вновь освоенные навыки медсестер, это стимулирует их интерес к освоению смежных и вторых профессий, что ведет к накоплению опыта и навыков в коллективе. Четыре медсестры изучили медстатистику, несколько медсестер освоили технику лечебного массажа и ЛФК, две медсестры изучили профессию рентгенотехника, техника электрокардиографического кабинета, одна медсестра организовала школу матерей и систематически занимается со вновь поступающими матерями.
В больнице работают клиническая и бактериологическая лаборатории, рентгеновский кабинет, с января 1964 г. функционирует ЭКГ-кабинет. Врач Никитина осваивает основы оториноларингологии, остальные врачи — лабораторную работу, чтобы при необходимости заменить врача-бактериолога и клинического лаборанта.
В нашей больнице широко практикуются такие общественные мероприятия, как субботники по уборке территории больницы, выращивание цветов, озеленение двора и улицы.
Коллектив больницы бережно относится и к расходованию средств на хозяйственные нужды: мелкий текущий ремонт в больнице, покраска заборов, рам и другие работы, не требующие специальной квалификации, производятся силами коллектива.
Большую общественную работу проводит коллектив больницы на участке прикрепленного микрорайона города (около 4000 жителей, 228 домов, в основном частных). Дважды в месяц проводятся подворные обходы с выявлением санитарных нарушений и устранением их, ведется пропаганда санитарных и медицинских знаний, здорового быта, читаются лекции, проводятся беседы.
Врачи больницы имеют прикрепленные здравпункты в районе, систематически оказывают им консультационную помощь и участвуют в прививочных кампаниях.
В ходе соревнования за коммунистический труд свыше 50% сотрудников получили высокое звание ударника коммунистического труда; присвоено звание отделения коммунистического труда прачечной.
Помимо освоения смежных профессий и повышения деловой квалификации, члены коллектива стали заниматься вопросами повышения своего культурного уровня. Так, медсестра Емельянова в течение 1963—64 гг. изучала творчество Л. Н. Толстого и сделала 4 доклада с разбором отдельных его произведений.
На конференциях стали заслушиваться доклады о творчестве художников-передвижников и русских композиторов-классиков.
Больше внимания в коллективе уделяется вопросам коммунистической морали, поведению в быту и на работе, вопросам воспитания детей.
В заключение хочется сказать, что коллектив нашей больницы считает двухстепенную систему обслуживания больных в стационарах наиболее рациональным, высококвалифицированным методом ухода и лечения больных, обеспечивающим более высокую культуру и качество обслуживания больных, что помогло нам в дальнейшем включиться в борьбу за звание коллектива коммунистического труда.
About the authors
L. I. Dindarova
Hospital for Infectious Disease
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Chief physician
Russian Federation, Chistopol