The experience of two-stage service of infectious patients and the struggle for the title of communist labor brigades

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Everyone knows the importance of care in the general complex of patient treatment, why the issues of improving the organization of work and raising the professional and ideological level of service personnel are always relevant.

Full Text

Всем известно важное значение ухода в общем комплексе лечения больного, почему вопросы совершенствования организации труда и подъема профессионального и идейного уровня обслуживающего персонала всегда являются актуальными.

Это и послужило для нас основанием поделиться опытом трехлетней работы в этом направлении.

Нужно отметить, что при переходе к новому методу работы мы не располагали ни необходимой литературой, ни соответствующим опытом работы других больниц.

В настоящий момент появилось большое количество статей, брошюр и даже от­дельных книг по организации двухстепенного обслуживания больных, но нам не уда­лось разыскать в них материала по итогам организации такого метода обслуживания именно в инфекционных больницах с учетом специфики их работы.

Подготовка к переходу на двухстепенное обслуживание была начата с проведения разъяснительной работы среди коллектива больницы, в процессе которой говорилось о преимуществах нового метода работы по сравнению со старым, трех степенным, мето­дом обслуживания больных. Далеко не сразу средний медперсонал согласился с пред­ложением о внедрении нового метода в нашей больнице. Большинство медсестер счи­тало, что при новом методе обслуживания в их обязанности войдут функции млад­шего медперсонала, что неблагоприятно скажется на лечении больных. Медсестрам, давно работавшим по старому привычному методу, нравилась только чисто лечебная работа, т. е. выполнение инъекций, различных процедур, раздача лекарств и др., чем, по их мнению, и поддерживался известный авторитет медсестры как квалифицированного среднего медработника среди больных. Медсестрам даже казалось, что новый метод работы в какой-то степени дисквалифицирует их и превра­тит их просто в опытных санитарок.

Пришлось в течение 4 месяцев повседневно проводить кропотливую воспитатель­ную работу среди сестер путем убеждения и умелого показа всей важности роли именно медсестры при двухстепенной системе обслуживания больных. Не хотелось переходить на новый метод работы и санитаркам, так как они видели в этом прини­жение их роли. Санитарки-привыкли к старым методам работы, когда они участвовали в выполнении лечебных процедур, и обижались, что при двухстепенной системе обслу­живания им отводится только «грязная» работа. Систематическая воспитательная работа администрации, профсоюзной и партийной организаций не прошла даром. 16 мая 1961 г. на общем профсоюзном собрании персонала больницы было единогласно принято решение перейти на новый двухстепенный метод обслуживания больных. Для правильной оценки значения этого решения необходимо хотя бы кратко охарактери­зовать условия работы в больнице, чтобы не создалось впечатления, что у нас идеаль­ные условия и нам сравнительно легко внедрять все новое.

Больница расположена в трех не типовых, приспособленных зданиях (канализа­ция выгребная, отопление печное, больница не газифицирована). Персоналу больницы приходится затрачивать много времени на топку печей и поддержание должного сани­тарного уровня. Больница рассчитана на 75 коек (40 детских, 35 взрослых). В летне-­осенний период контингент больных меняется, до 90% больных составляют дети.

Штаты больницы до перехода на новый метод: среднего медперсонала — 22,5 единицы, младшего — 20, Общее количество среднего и младшего медперсонала было гораздо ниже существующих нормативов, но это не помешало нам перейти на новый метод обслуживания без добавления штатных единиц. Переход был осуществлен сле­дующим образом: с 16 мая 1961 г. мы сократили 5 санитарок, вместо которых при­няли на работу 5 медсестер. Таким образом, количество среднего и младшего персо­нала осталось прежним, изменился качественный состав и на незначительную сумму увеличился фонд заработной платы (на разницу в окладе сестер и санитарок).

После перехода на двухстепенный метод обслуживания средний медперсонал был распределен таким образом, что в дневное время на каждую палатную сестру прихо­дится 15 больных, в ночное время — 25—30, кроме того, были выделены медсестры для работы в детской палате, одна медсестра стала работать ежедневно фельдшером приемного покоя, заниматься приемом и выпиской больных и ведением связанной с этим документации, что заметно улучшило обслуживание посетителей. Раньше всей этой работой занимались дежурные сестры боксов, которые одновременно выполняли лечебную работу среди боксированных больных. А самое главное, теперь при необхо­димости мы получили возможность выделять индивидуальные сестринские посты при тяжелобольных. Раньше, если в отделение поступал тяжелый дизентерийный ребенок, дежурная сестра вынуждена была оказывать ему особое внимание лишь за счет обслуживания других больных, среди которых тоже могли быть нуждающиеся в ее внимании. Теперь же во избежание этого для особо тяжелых больных мы выделяем отдельных медсестер, которые гораздо лучше обслуживают тяжелобольных, особенно детей. В этом большое преимущество двухстепенного метода по сравнению с трех ­степенным.

Обязанности среди младшего персонала были распределены так: 3 санитарки- посудницы, 11 санитарок-уборщиц, 1 санитарка лаборатории и рентгенокабинета, т. е. всего 15 санитарок.

Как известно, при трехстепенной системе обслуживания санитарке предоставляется право самостоятельно, без контроля, выполнять ряд функций, требующих медицин­ских знаний. К ним относятся такие чрезвычайно важные манипуляции, как клизмы, подача грелок, кормление тяжелобольных, перестилание постелей, перекладывание и купание больных. А ведь иногда эти манипуляции могут быть доверены только меди­цинской сестре, так как санитарки в силу недостатка медицинских знаний могут нару­шить режим и диету больного. Как часто при трех степенной системе обслуживания са­нитарка после уборки помещений, туалета, мойки суден приступает к раздаче пищи, без достаточной обработки рук, смены халатов, что требовало постоянного контроля сестер и врачей, вызывало опасения больных в отношении инфицирования. По новому методу работы санитарка-уборщица не принимает участия в медицинских процеду­рах и раздаче пищи, а занимается только уборкой помещений, дезинфекцией суден, ванн, выделений больного. В течение целого рабочего дня санитарка-уборщица под руководством палатной сестры занимается уборкой отделения (в ночное время в нашей больнице уборка не производится). В результате такой организации труда младшего медперсонала санитарное состояние больницы стало намного лучше, хотя количество санитарок и уменьшилось. Резко уменьшилось число случаев нарушения дезрежима, так как санитарки-уборщицы более основательно усвоили правила дезоб­работки ванн, туалетов, суден, выделений больного, а санитарки-посудницы хорошо знают правила дезобработки посуды, пищевых остатков и т. д. Санитарка-посудница занимается доставкой пищи в отделения, мытьем и дезобработкой посуды, убирает тумбочки больных. Санитарка-посудница не моет полы, т. е. совершенно не занимается грязной работой. Таким образом, каждая санитарка хорошо знает дезрежим своего раздела работы; повысилась и эстетическая сторона обслуживания больных. За пос­ледние три года у нас не было случаев грубого нарушения дезрежима.

Медсестра у нас стала подлинным помощником врача, так как теперь имеет возможность целый рабочий день находиться непосредственно в палатах, у постели больных — здесь ее рабочее место. Медсестра сама раздает питание, сама кормит тяжелобольных и детей, внимательно следит за малейшими изменениями в состоянии больных, о чем немедленно докладывает лечащему или дежурному врачу. В инфек­ционных больницах не разрешается свидания больных с родственниками и близкими, и поэтому наши медсестры осуществляют контакт больных с родственниками, что имеет большое значение для создания лечебно-охранительного режима в больнице, повышает культуру обслуживания посетителей. Палатная сестра умывает больных, стрижет ногти, производит туалет слизистых оболочек, кожных покровов и волос, меняет белье, перестилает постели и т. д.

Имея постоянный контакт с больными, медсестра превращается из порою меха­нического исполнителя врачебных назначений в близкого друга больного, и недаром в нашем журнале отзывов записана масса самых сердечных благодарностей в адрес палатных сестер. В детских палатах сестры по; сути дела ведут работу и воспитатель­ниц, умело занимая досуг больных детей, заболевание которых требует соблюдения постельного режима, читают детям детскую литературу, играют с ними в спокойные игры. При таком контакте с палатной сестрой дети ведут себя спокойнее, меньше тоскуют о доме и близких, лучше переносят лечебные процедуры, так как с большим доверием относятся к палатным сестрам; дети стали лучше кушать. Детский плач — очень редкое, явление в нашей больнице.

Конечно, как и все новое, работа по новой двухстепенной системе обслуживания больных на первых порах шла не гладко, встречалось много недоуменных вопросов, недоразумений, а порою даже конфликтов между средним и младшим медперсоналом; часто возникали вопросы организационного порядка, допускались ошибки, но все это постепенно в процессе работы устранялось. Теперь мы уже привыкли к новому методу работы и не представляем, как может быть иначе. Именно благодаря новому методу работы резко улучшилось качество обслуживания больных, появилась возможность выделять посты индивидуального ухода за тяжелыми больными. Летальность снизи­лась за последние 3 года с 1,5% до 0,5—0,6%. В связи с тем, что теперь весь лечеб­ный процесс осуществляется только средним медперсоналом и врачами, появилась органическая потребность в регулярном проведении сестринских конференций и про­изводственных совещаний с обсуждением вопросов улучшения ухода за больными, повышения квалификации медсестер; при работе по новому методу квалификация сестер не только не снизилась, чего они так боялись, а наоборот, все медсестры освои­ли методику внутривенных и подкожных инъекций, вливаний капельным путем, капель­ных клизм, проведения физиотерапевтических процедур и т. д. Стал лучше работать Совет сестер, регулярно проводятся взаимопроверки рейдовыми бригадами. Повыси­лось чувство ответственности у каждого медработника за своей раздел работы и за работу" всей больницы. Большую помощь в организации работы по новому методу оказали старшая медсестра больницы А. П. Васильева и сестра-хозяйка Н. Романов­ская, пользующиеся заслуженным авторитетом среди персонала.

С младшим медперсоналом ежегодно проводятся занятия по сантехминимуму и дезрежиму.

Преимущества нового метода и в том, что больной теперь находится целиком на попечении только квалифицированных медработников, т. е. врача и медсестры, следо­вательно, уход и лечение больных стали осуществляться более квалифицированно и медицински грамотно, повышается культура обслуживания' больных.

Мы можем теперь с уверенностью сказать, что работа по двухстепенной системе обслуживания больных является более рациональной.

Работая по-новому, персонал больницы стал более сплоченным, дружным, и в январе 1962 г. мы решили включиться в борьбу за высокое звание «Коллектива ком­мунистического труда». Были приняты индивидуальные обязательства и обязатель­ства отделений, прачечной, лаборатории и т. д. Врачи и медсестры приняли обяза­тельства по освоению смежных профессий, по улучшению медицинской техники, по повышению общекультурного уровня и деловой квалификации. Так, в ходе соревно­вания за коммунистический труд 3 палатные сестры полностью освоили специальность клинического лаборанта, это позволило сразу организовать так дежурство медсестер, что при необходимости в любое время суток мы можем производить клинические ана­лизы крови, мочи, копрологические исследования и т. д. Таким образом, освоение смежных профессий в данном случае дало положительные результаты в работе боль­ницы. Поскольку больница старается использовать вновь освоенные навыки медсес­тер, это стимулирует их интерес к освоению смежных и вторых профессий, что ведет к накоплению опыта и навыков в коллективе. Четыре медсестры изучили медстати­стику, несколько медсестер освоили технику лечебного массажа и ЛФК, две медсес­тры изучили профессию рентгенотехника, техника электрокардиографического кабинета, одна медсестра организовала школу матерей и систематически занимается со вновь поступающими матерями.

В больнице работают клиническая и бактериологическая лаборатории, рентгенов­ский кабинет, с января 1964 г. функционирует ЭКГ-кабинет. Врач Никитина осваивает основы оториноларингологии, остальные врачи — лабораторную работу, чтобы при необходимости заменить врача-бактериолога и клинического лаборанта.

В нашей больнице широко практикуются такие общественные мероприятия, как суб­ботники по уборке территории больницы, выращивание цветов, озеленение двора и улицы.

Коллектив больницы бережно относится и к расходованию средств на хозяйствен­ные нужды: мелкий текущий ремонт в больнице, покраска заборов, рам и другие рабо­ты, не требующие специальной квалификации, производятся силами коллектива.

Большую общественную работу проводит коллектив больницы на участке при­крепленного микрорайона города (около 4000 жителей, 228 домов, в основном част­ных). Дважды в месяц проводятся подворные обходы с выявлением санитарных нарушений и устранением их, ведется пропаганда санитарных и медицинских знаний, здорового быта, читаются лекции, проводятся беседы.

Врачи больницы имеют прикрепленные здравпункты в районе, систематически оказывают им консультационную помощь и участвуют в прививочных кампаниях.

В ходе соревнования за коммунистический труд свыше 50% сотрудников получили высокое звание ударника коммунистического труда; присвоено звание отделения ком­мунистического труда прачечной.

Помимо освоения смежных профессий и повышения деловой квалификации, члены коллектива стали заниматься вопросами повышения своего культурного уровня. Так, медсестра Емельянова в течение 1963—64 гг. изучала творчество Л. Н. Толстого и сделала 4 доклада с разбором отдельных его произведений.

На конференциях стали заслушиваться доклады о творчестве художников-пере­движников и русских композиторов-классиков.

Больше внимания в коллективе уделяется вопросам коммунистической морали, поведению в быту и на работе, вопросам воспитания детей.

В заключение хочется сказать, что коллектив нашей больницы считает двухсте­пенную систему обслуживания больных в стационарах наиболее рациональным, высококвалифицированным методом ухода и лечения больных, обеспечивающим бо­лее высокую культуру и качество обслуживания больных, что помогло нам в даль­нейшем включиться в борьбу за звание коллектива коммунистического труда.

×

About the authors

L. I. Dindarova

Hospital for Infectious Disease

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Chief physician
Russian Federation, Chistopol

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1965 Dindarova L.I.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies