Развитие высшего медицинского образования в ссср

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Известно, что в России, в отличие от стран Западной Европы, выс­шее медицинское образование начало развиваться значительно позже. Если в Италии и Франции подготовка врачей началась в XV—XVI вв. то в России первый медицинский факультет (при Московском универ­ситете) был открыт немногим более 200 лет тому назад, т. е. в 1764 г.

Полный текст

Известно, что в России, в отличие от стран Западной Европы, выс­шее медицинское образование начало развиваться значительно позже. Если в Италии и Франции подготовка врачей началась в XV—XVI вв. то в России первый медицинский факультет (при Московском универ­ситете) был открыт немногим более 200 лет тому назад, т. е. в 1764 г.

В царской России высшее медицинское образование развивалось крайне медленно. Так, спустя лишь более 50 лет после открытия первого факультета был открыт меди­цинский факультет при Казанском университете. До Октябрьской революции подго­товка врачебных кадров осуществлялась только в 16 учебных заведениях, из них на территории современной Российской Федерации — лишь в Москве (в двух), Петро­граде (в двух), Перми, Саратове, Казани и Томске. И не случайно в 1913 г. обеспе­ченность врачами населения составляла: на территории, соответствующей современной Грузинской ССР— 1,3 на 10 000 населения, Азербайджанской — 1,2, Армянской — 0,6, Туркменской—0,5, Узбекской и Казахской — 0,3, Киргизской — 0,2, Таджикской — 0,1. Никакой медицинской помощи в этих районах по сути дела не было. Как, например, могли оказывать медицинскую помощь всему населению при высоком уровне инфек­ционных заболеваний и постоянных эпидемиях оспы, холеры, тифа, дизентерии, скар­латины, кори, дифтерии и др. 19 врачей, проживавших на территории современного Таджикистана, 21 — на территории Киргизии, 70 — на территории Туркмении и т. Д- Плохо были обеспечены и многие отдаленные районы и губернии, ныне входящие в состав РСФСР. Так, на территории, соответствующей теперь Мурманской области, ра­ботало всего лишь 2 врача (в 1965 г.—2619), Марийской АССР — 21 (в 1965 г.— 1101), Чувашской АССР—40 (в 1965 г. — 1536), Кабардино-Балкарской АССР — И (в 1965 г.— 1169), во всем Восточно-Сибирском районе — 420 (в 1965 г.— 13 989) и т. д.

Такое положение объяснялось не только тем, что в этих районах не было меди­цинских факультетов, но и тем, что контингент действующих факультетов был крайне мал и составлял всего около 9 000 чел. при ежегодном выпуске в предвоенные годы примерно 1500 врачей.

Сейчас в Москве около 14 000 студентов-медиков. Только москов­ские медицинские вузы в 1968 г. выпустят около 2000 врачей, что в 1,3 раза больше, чем выпускалось их во всей дореволюционной России. Естественно, что Советская власть не могла мириться с таким положе­нием в подготовке врачебных кадров. Партия и правительство с пер­вых же лет принимают активные меры по ускорению и расширению под­готовки врачей.

Еще шла гражданская война, а по декрету В. И. Ленина уже в 1919 г. при вновь организованном университете в г. Астрахани открывается медицинский факультет. Позже медицинские факультеты были открыты в г. Омске, Смоленске, Иркутске, Баку, Ташкенте и ряде других. Всего за первые пять лет Советской власти было открыто 16 высших учебных заведений и факультетов по подготовке врачей в различных географических зонах страны.

Однако в связи с затянувшейся гражданской войной, следствием ко­торой явилось резкое ухудшение санитарного состояния страны, в июле 1920 г. было принято постановление Совета Труда и Обороны «О моби­лизации студентов — медиков и медичек всех курсов медицинских фа­культетов всех университетов и военно-медицинской академии» на более ускоренное прохождение учебной программы. Конечно, это влекло за собой некоторое ухудшение подготовки врачей, однако в данной кон­кретной обстановке такой шаг нашего правительства был единственно правильным.

Как только закончилась гражданская война, все медицинские фа­культеты вошли в свой нормальный ритм. Но это был уже не ритм до­революционного периода, а совершенно новый, отвечающий требова­ниям советской высшей школы.

Все дисциплины начали преподаваться с позиций профилактическо­го направления в здравоохранении, как чисто медицинского, так и со­циального характера. Все это наряду с новым укладом советской жизни позволило формировать врача с совершенно иной психологией и мо­ралью, врача, которому было чуждо стяжательство, а целью жизни являлось бескорыстное служение народу.

Значительные сдвиги в расширении высшего медицинского образо­вания произошли в нашей стране в годы первой пятилетки. Особен­ностью этого периода было открытие новых медицинских вузов в самых отдаленных, а также в бурно развивающихся в экономическом отноше­нии районах нашей страны, причем в этот момент новые медицинские вузы формируются как самостоятельные высшие учебные заведения, а медицинские факультеты университетов выделяются также в само­стоятельные вузы. В 1930 г. организуются новые вузы в г. Иванове, Куйбышеве, Хабаровске, 1931 г.—в Алма-Ате, Самарканде, Сверд­ловске, Симферополе, Донецке, в 1932 г. — в Архангельске, Уфе, Махач­кале, Ижевске, Ашхабаде и т. д. Всего за период с 1929 по 1935 г. по­явились новые медицинские вузы в 24 городах в самых различных гео­графических районах.

Именно в этот период в июне 1930 г. было принято важное поста­новление СНК РСФСР «О реорганизации системы подготовки врачебных кадров».

Это постановление отметило два серьезных недостатка в подготовке врачей. В по­становлении подчеркивалось, что, с одной стороны, медицинские вузы принимают слишком малый контингент студентов, с другой стороны, качество подготовки врачей не отвечает требованиям практической работы. В целях устранения этих недостатков были приняты меры, как указывалось выше, по расширению сети медицинских вузов, а также по улучшению качества подготовки: каждый студент-медик после окончания 4-летнего обучения в вузе должен был в течение одного года пройти практику непосредственно в лечебных учреждениях под руководством квалифицированных специалистов,

Этим же постановлением подготовка аспирантов для медицинских вузов передавалась из системы Наркомпроса Наркомздраву, что имело большое значение с точки зрения более качественной подготовки их.

В этот же период (в июне 1931 г.) было принято постановление ЦК ВКП(б) «О медицинских кадрах», где были отмечены, наряду с неко­торыми успехами в подготовке врачебных кадров, и серьезные недо­статки.

Постановление предусматривает уже с 1932 г. увеличение приема студентов в ме­дицинские вузы до 25 000 чел., а также значительное расширение аспирантуры. Только по РСФСР контингент приема в аспирантуру увеличился с 365 чел. в 1931 г. до 700 в 1932 г. Постановление сосредоточивало также внимание ученых-медиков на раз работке наиболее важных медицинских проблем, имеющих теоретическое и практическое значение и отвечающих текущим задачам.

В постановлении обращалось внимание на улучшение преподавания общественных и теоретических дисциплин, на повышение квалификации преподавательского состава, на создание и выпуск в достаточном количестве хороших учебников, руководств и по­собий. На местные партийные органы возлагалось усиление руководства деятельностью высших медицинских учебных заведений.

Спустя два месяца (22 августа 1931 г.) Совет Народных Комис­саров РСФСР принял постановление, в котором предусматривались до­полнительные меры по расширению и улучшению качества подготовки врачей. Наркомздраву рекомендовалось организовать заочное обучение в медвузах средних медицинских работников. Особое внимание обра­щалось на то, чтобы значительно расширить подготовку медицинских работников из национальных меньшинств.

В этот период происходит также дальнейшая специализация под­готовки врачей: во многих институтах организуются педиатрические и санитарно-гигиенические факультеты, а также открываются специаль­ные вузы по подготовке врачей-стоматологов (Московский медицинский стоматологический институт).

Важным обстоятельством в деле дальнейшего развития высшего медицинского образования являлась передача высших медицинских учебных заведений в непосредственное подчинение Наркомздраву РСФСР. Это позволяло более квалифицированно решать вопросы как с точки зрения количественного состава подготовки врачебных кадров, более рационального использования медицинских учреждений под кли­нические базы вузов, так и с точки зрения их оснащения, улучшения ка­чества подготовки специалистов и дальнейшего развития медицинской науки силами профессорско-преподавательского состава вузов.

В сентябре 1934 г. было принято постановление ЦИК СССР «О под­готовке врачей». В нем указывалось, что общий контингент студентов в медицинских вузах возрос с 26,1 тыс. в 1928 г. до 48 тыс. в 1934 г. при увеличении числа медицинских вузов с 25 до 49 за этот же период.

Вместе с тем отмечалось, что в институтах еще плохо ведется пре­подавание нормальной и патологической анатомии, физиологии, биохи­мии и других теоретических дисциплин, без которых невозможна подго­товка квалифицированных специалистов. Постановление предусматри­вало увеличение контингентов приема студентов с 15,6 тыс. в 1934 г. до 103,6 тыс. в 1937 г. Этим же документом устанавливался 5-летний срок обучения, в 14 вузах были организованы педиатрические факуль­теты, а в 10 — подготовка санитарных врачей. Коэффициент подготовки специалистов был установлен в следующей пропорции: 75% — лечебные факультеты, 15% — педиатрические, 10% —санитарно-гигиенические.

Постановлением разрешалась подготовка врачей из среднего медицинского персо­нала на вечерних факультетах, но запрещалось обучение на заочных факультетах. Предлагалось также пересмотреть учебные планы и программы с целью усиления пре­подавания специальных медицинских дисциплин за счет ликвидации излишней много- предметности, обращалось внимание на улучшение военно-санитарной подготовки, для всех факультетов устанавливалась единая общетеоретическая подготовка в течение 2,5 лет.

Суровые испытания пришлось перенести нашим медицинским вузам в годы Великой Отечественной войны, когда многие из них в связи с приближением линии фронта были эвакуированы в глубокий тыл.

Воронежский медицинский институт был эвакуирован в Ульяновск, 1-й Москов­ский — в Уфу, Киевский — в Челябинск, Ленинградские медицинские вузы — в Крас­ноярск и т. д. Ряд институтов (Куйбышевский, Курский, Смоленский, Ростовский, Став­ропольский и др.) вынужден был временно прекратить свою работу. Однако в не­которых городах (Челябинск, Красноярск и др.) после реэвакуации медицинских институтов сохранились самостоятельные вузы. Все институты, временно прекратив­шие функционирование, уже в 1943—1945 гг. полностью были восстановлены.

После войны сеть медицинских институтов продолжала расти. Осо­бое внимание было обращено на развитие медицинских институтов в районах Урала, Сибири и Дальнего Востока.

За послевоенные годы были организованы институты во Владивостоке, Благове­щенске, Чите, Барнауле, Кемерове, Тюмени, Якутске (факультет при университете)- Ряд вузов и медицинских факультетов был организован также и в других городах: Рязани, Калинине, Актюбинске, Андижане, Караганде, Каунасе, Луганске, Риге, Се­мипалатинске, Тернополе, Целинограде. Были открыты медицинские факультеты в Пет­розаводском, Кабардино-Балкарском, Чебоксарском, Саранском университетах.

Организация медицинских вузов и медицинских факультетов при университетах в автономных республиках позволила подготовить боль­шое количество врачей из коренного населения этих республик, а для подготовки врачей из народностей Крайнего Севера были открыты специальные интернаты при Хабаровском, Красноярском и Омском ин­ститутах (последний переведен теперь в Тюменский институт).

Благодаря этому сейчас только в РСФСР число врачей из коренного населения автономных республик составляет: татарской национальности—4915, осетин — 1110, чувашей — 887, башкир—745, бурят — 549, удмуртов — 519, коми — 390, мордвы—- 333, якутов — 320, аварцев — 297, кабардино-балкарцев— 246, чеченцев и ингушей — 203, лакцев — 203, кумыков — 186, лезгин — 158, даргинцев — 142, марийцев — 165, кал­мыков — 90, карелов — 98, адыгейцев — 88, хакассов — 69. При этом следует отме­тить, что до революции таких специалистов можно было сосчитать по пальцам. А что касается народностей Крайнего Севера, то теперь 1 врач коренной национальности среди большинства из них приходится на 200—300 чел. своей народности. В настоящее время только в медицинских вузах Российской Федерации обучается около 3000 сту­дентов из коренного населения всех автономных республик РСФСР.

В настоящее время в СССР функционирует 76 медицинских вузов (не считая фармацевтических) и 9 медицинских факультетов при уни­верситетах и в них 82 лечебных факультета, 41 педиатрический, 25 са­нитарно-гигиенических и 35 стоматологических. Таким образом, из 800 высших медицинских школ всего мира, где готовятся врачи, более 10% находятся в Советском Союзе.

Ежегодный прием студентов составляет теперь более 48 000 чел., а выпуск — более 30 000, что в 20 с лишним раз превышает данные 1913 г., хотя население нашей страны увеличилось за это время лишь на 47%. Именно благодаря этому теперь армия врачей в нашей стране насчи­тывает более 600 000 чел., в то время как в 1913 г. их было немногим более 28 000.

С каждым годом увеличивается число докторов и кандидатов наук в медицинских вузах. По состоянию на 1 января 1968 г. в медицинских вузах СССР работало 3756 докторов и 22 873 кандидата наук.

Следует отметить, что в связи с особым вниманием, которое уделя­ется в нашей стране здравоохранению, с каждым годом увеличивается тяга молодежи в медицинские вузы. В последние годы конкурс в сред­нем на все факультеты составлял более чем 4,5 чел. на место, а на днев­ные факультеты для лиц, не имеющих производственного стажа, в не­которых институтах он достигает 8—10 чел. В то же время в СІІІА на медицинские факультеты конкурс не превышает 1,5—1,8 чел. на место. Это находит свое объяснение и в том, что в нашей стране обучение яв­ляется бесплатным, а около3/4 всех студентов получают от государства стипендии, в то время как в США за каждый год обучения студент медик должен платить 1000 и более долларов. Такое же положение присуще всем капиталистическим странам. Ежегодное обучение на ме­дицинском факультете в Израиле стоит 450 израильских фунтов, в Ис­пании — 3000 песет, в Италии — 50 000 лир, в Канаде — до 700 долла­ров, в Англии — 70 фунтов стерлингов, во Франции— 100 новых фран­ков и т. д.

Увеличение контингента студентов-медиков происходит, конечно, и в капиталистических странах, однако темп этого прироста намного от­стает от роста в СССР. В настоящее время один выпускник-врач в на­шей стране приходится на 7,7 тыс. чел. населения, в Англии — на 19 тыс., в США — на 25 тыс., в Бразилии — на 46 тыс.

Перед медицинскими вузами СССР стоят большие задачи по улуч­шению качества подготовки будущих врачей, развитию медицинской науки, улучшению дела здравоохранения в нашей стране. Все они тре­буют пристального внимания к себе, но, учитывая, что в решении этих вопросов активное участие принимают наша партия, Советское прави­тельство, органы здравоохранения, можно с уверенностью сказать, что высшее медицинское образование и впредь будет развиваться успеш­но. Об этом убедительно свидетельствует тот взлет высшего медицин­ского образования в нашей стране, которого мы добились за 50 лет Со­ветской власти.

×

Об авторах

С. А. Чакин

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1968 Чакин С.А.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах