Клинические лекции по внутренним болезням
- Авторы: Радбиль О.С.
- Выпуск: Том 49, № 1 (1968)
- Страницы: 91-92
- Тип: Статьи
- Статья получена: 06.02.2021
- Статья одобрена: 06.02.2021
- Статья опубликована: 30.01.1968
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/60195
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj60195
- ID: 60195
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проф. А. И. Гефтер возглавляет факультетскую терапевтическую клинику Горьковского медицинского института. Книга включает 32 лекции, посвященные наиболее важным для врачей и студентов заболеваниям, в особенности тем, изучением которых занимался коллектив руководимой им кафедры.
Ключевые слова
Полный текст
Проф. А. И. Гефтер возглавляет факультетскую терапевтическую клинику Горьковского медицинского института. Книга включает 32 лекции, посвященные наиболее важным для врачей и студентов заболеваниям, в особенности тем, изучением которых занимался коллектив руководимой им кафедры. Ревматизму и затяжному септическому эндокардиту отведено 4 лекции, заболеваниям печени, заболеваниям почек—-5, заболеваниям сердечно-сосудистой системы — 7, хроническому гастриту и язвенной болезни — 3, заболеваниям легких — 3; отдельные лекции посвящены сахарному диабету, тиреотоксикозу, киллагенозам
Автор подчеркивает необходимость изучения молодыми врачами и студентами не только руководств, но и печатных клинических лекций. На лекции профессор делится со слушателями (читателями) теми мыслями, которые вызывает у него клинический разбор больного. Он показывает примеры логического построения диагноза, описывает особенности течения заболеваний у данного (демонстрируемого) больного, разрабатывает индивидуальную профилактику и терапию; в конкретной живой форме дает ответы на те многообразные вопросы, которые встают перед врачом в его повседневной работе.
Более чем сорокалетний опыт непрерывной преподавательской работы автора, постоянный контакт со студентами и врачами у постели больного позволили ему узнать основные нужды своих учеников, что и учтено при издании настоящих лекций.
Есть две методики изложения клинической лекции. При первой вначале описывают определенную нозологическую форму, а затем уже производят разбор конкретного больного (истории болезни). При второй методике вначале сообщают все данные о больном, затем анализируют их, синтезируют, устанавливают диагноз, и уже после этого излагают основные вопросы, касающиеся данной нозологической нормы: этиологию заболевания, патогенез, дифференциальную диагностику, профилактику и лечение, прогноз. Автор придерживается второй методики. Он стремится, чтобы слушатель (читатель) вместе с ним участвовал в анализе и синтезе выявленных симптомов, вместе с ним устанавливал диагноз заболевания. Это способствует развитию у слушателя (читателя) клинического мышления, что является основной задачей курса факультетской терапии. Хотя, как правильно замечает автор, эта методика труднее, но она с самого начала приучает подходить к больному не с готовым диагнозом, а решать эту задачу так, как она решается у постели больного.
При постановке диагноза у того или иного демонстрируемого больного автор исходил не из учета обычных, характерных для данного страдания признаков, а из разбора наблюдаемых нарушений функций отдельных систем и органов, анализа этих расстройств. Функционально-физиологическое направление, созданное С. П. Боткиным и И. П. Павловым, реализованное в трудах выдающихся советских терапевтов, позволяет добиться ясности в представлении о сущности симптомов, правильного анализа и синтеза их, ближе подойти к диагнозу, выяснению патогенеза заболевания, наметить четкие принципы профилактики и терапии.
При разборе больного автор подробно обсуждает патогенез основных признаков болезни. По его мнению, это побуждает слушателя (читателя) отойти от привычки строить диагноз исходя из сравнения совокупности симптомов, наблюдаемых у данного больного, с теми сочетаниями их, которые характерны для того или другого заболевания. Он предупреждает, что нельзя отрицать возможность данной болезни лишь потому, что отдельные важные ее признаки отсутствуют.
Основу точной диагностики автор видит в том, что врач должен не только хорошо знать и применять различные методы исследования, позволяющие выявить определенные симптомы, знать хорошо клинику заболеваний, но главным образом понимать генез симптомов.
При разборе демонстрируемых и историй болезни ранее наблюдавшихся больных обращает на себя внимание краткое и вместе с тем четкое изложение материала. Всегда за тщательным физикальным исследованием больного приводятся данные функциональных проб, клинических и биохимических анализов, инструментального и рентгенологического исследования.
На уровне современных знаний представлены вопросы этиологии и патогенеза того или другого заболевания. Вопросы терапии решаются с учетом представлений о фазе развития данного заболевания у конкретного больного с его индивидуальными особенностями, определяемыми наследственностью и прожитой жизнью.
Рассматривается как симптоматическая, так и патогенетическая терапия.
Лечебные назначения включают режим, диету, физиотерапевтические процедуры и лекарственные препараты. Они видоизменяются в связи с течением заболевания. Арсенал лекарственных препаратов пополнен новыми средствами, отечественными и зарубежными, уже апробированными в клинике автора.
Книга иллюстрирована таблицами, схемами, немногочисленными рисунками.
В целом книга производит приятное впечатление и с интересом будет прочитана не только студентами и молодыми врачами, которые познакомятся с прекрасными образцами клинического мышления, но и более опытными. Надо сказать, что контакт между вузами и их ведущими профессорами еще недостаточен. Клинические же лекции служат взаимному общению, они не только позволяют судить о работе автора, но и способствуют критическому анализу собственной деятельности.
Следует отметить, что по вине типографии допущено много мелких опечаток.