Towards a methodology for studying the physical development of children

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

When designing a physical development survey for children and adolescents, it is necessary to group the physical development features according to the age of the child or adolescent. The age is determined by comparing the date of birth with the date of the survey.

Full Text

При разработке материалов обследования физического развития детей и подростков приходится производить группировку признаков, характеризующих физическое развитие по возрасту ребенка или подростка. Возраст определяют путем сопоставления даты рождения с датой обследования.

Материалы обследования детей первого года жизни группируются по каждому месяцу жизни, 1—3 лет — по четвертям года, 3—7 лет — по полугодиям, у детей старше 7 лет, как правило, принимается интервал в один год. Так, к 7-летним относят детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней, к 8-летним — от 7 лет 6 месяцев до 8 лет 5 месяцев 29 дней, к 9-летним — от 8 лет 6 месяцев до 9 лет 5 месяцев 29 дней, и т. д.

На практике при определении возраста удобно пользоваться графиком, изображенным на рис. 1.

Рис. 1

График представляет собой координатную сетку, связывающую дату рождения с датой обследования. На вертикальной линии слева в выбранном масштабе наносят месяцы рождения, а на горизонтальной линии сверху — месяцы обследования. Для удобства отсчета на графике нанесена сетка горизонтальных и вертикальных линий, расстояния между которыми соответствуют декадам месяца. Возраст отсчитывают в месте пересечения горизонтальной прямой линии, проходящей через точку, обозначающую на вертикальной шкале дату рождения, и вертикальной линии, проходящей через точку, обозначающую на горизонтальной шкале дату обследования. Если точка пересечения этих прямых лежит в белом поле графика, то возраст ребенка равен разности между годом обследования и годом рождения. Если точка пересечения линий лежит в заштрихованном поле правого верхнего угла графика, то, согласно принятой методике исчисления возраста, к разности между годом обследования и годом рождения необходимо прибавить год. Для примера определим возраст ребенка, родившегося 17/XI 1959 г. Дата обследования — 3/1II 1968 г. Как показано на графике, место пересечения линий находится в заштрихованной части левого нижнего угла. Следовательно, возраст ребенка равен: 1968— 1959 — 1=8 годам. Возраст ребенка, родившегося 17/XI 1959 г., обследованного 5/IX 1968 г., равен 9 годам (1968—1969+1=9).

Для определения возраста может быть использована специальная линейка, показанная на рис. 2.

Рис. 2

Линейка геометрически связывает дату рождения и дату обследования ребенка. На неподвижной части линейки в выбранном масштабе нанесены месяцы года рождения и месяцы года обследования. На подвижной части линейки с левого и правого ее краев имеются зачерненные поля с надписями «вычесть 1 год», «прибавить 1 год». При совмещении нулевой риски на левом крае подвижной линейки с риской, соответствующей 1 января года рождения на неподвижной линейке, конец левого зачерненного поля совпадает с риской 30 июня года рождения, начало правого зачерненного поля — с риской 1 июля года обследования, а конец правого зачерненного поля — с риской 31 декабря года обследования. Способ пользования линейкой можно уяснить на примере. Дата рождения ребенка — 25/II 1960 г., дата обследования — 8/IX 1968 г. Совместим нулевую риску на подвижной линейке с датой 25 февраля года рождения на неподвижной линейке. Дата 8 сентября года обследования на неподвижной линейке находится против правого зачерненного поля с надписью «прибавить 1 год». Следовательно, возраст ребенка равен: 1968— 1960+1=9 годам. Для практического пользования неподвижную часть линейки со шкалой, вычерченной на миллиметровой бумаге, удобнее наклеить на картон и подвести под нее картонный поддон. Для подвижной линейки можно использовать обычную ученическую линейку, на которую следует нанести заштрихованные поля в соответствующем масштабе. Практика показала, что пользование описанным графиком, а также линейкой в несколько раз сокращает продолжительность вычислительных работ.

Точность расчета вполне достаточная.

Подобные графики и линейка могут быть разработаны и для определения возраста детей до 7 лет.

×

About the authors

I. A. Sokolova

Izhevsk Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (6MB)
3. Fig. 2

Download (1009KB)

© 2021 Sokolova I.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies