Posture disorders in pre-school children

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Good posture in pre-school and school-age children cannot be detached from concern for their health and physical development. Normal posture disorders begin at an early age. They can develop when a child is carried on one arm, when they sleep on one side, when furniture is not the right size for the child's height, inappropriate physical education, general hypotonia, rickets, chronic lung disease, etc.

Full Text

Воспитание правильной осанки у дошкольников и детей школьного возраста не может быть оторвано от заботы об их здоровье и физическом развитии. Нарушения нормальной осанки начинаются в раннем возрасте. Они могут развиться, если ребенка носят на одной руке, если он спит на одном боку, при несоответствии размеров мебели росту ребенка, неправильном физическом воспитании, общей гипотонии, рахите, хроническом заболевании легких и др.

По мнению многих авторов, наиболее эффективным в предупреждении нарушений осанки и деформации позвоночника у детей является систематическое и более раннее (в дошкольном и младшем возрастах) проведение общих оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление физического развития и повышение сопротивляемости организма ребенка к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды (рациональный режим питания, сна и отдыха, соблюдение правильной статической позы).

Нарушения осанки делятся на сагиттальные и фронтальные (система Л. И. Шулутко).

Под сагиттальными нарушениями осанки подразумеваются изменения в статике позвоночника в передне-заднем направлении (плоская и плосковогнутая, круглая и кругловогнутая спина, кифоз и лордоз). Асимметричное расположение плечевого и тазового пояса, не дающее искривления позвоночника, рассматривается как фронтальное нарушение осанки. Нарушение осанки может в дальнейшем способствовать развитию более сложных деформаций позвоночника.

Для определения частоты и характера нарушения осанки у детей дошкольного возраста и выявления факторов, вызывающих эти нарушения, нами было осмотрено более 500 детей в возрасте от 2,5 до 7 лет из 4 детских садов и комбинатов г. Казани.

40% детей с нарушением осанки переболели бронхитами, пневмониями.

Во всех детских садах, за исключением 212-го комбината, дети спят на раскладушках. Мебель в основном соответствует возрасту детей.

Существенное различие в проценте детей с нарушенной осанкой в 196 и 212-м комбинатах связано, по нашему мнению, с постановкой физического воспитания. Надо отметить, что условия быта в' 212-м комбинате лучше.

В 196-м комбинате физическому воспитанию детей уделяют большое внимание. Занятия по физическому воспитанию здесь проводятся 2 раза в неделю по 30—45 мин. в зависимости от возраста, кроме того, 2 раза в день (утром и после дневного сна) дети занимаются гигиенической гимнастикой по 5 мин. В комплекс по физическому воспитанию включены упражнения, способствующие созданию хорошего мышечного корсета, особое внимание уделяется упражнениям для мышц спины и живота. В процессе занятий педагоги следят за качеством выполнения упражнений. Все дети с нарушением осанки находятся на учете, педагоги стараются выработать у них рефлекс правильной осанки, проводят беседы с родителями о режиме, который необходим ребенку дома. Такое внимание к детям дает хорошие результаты. С возрастом дети становятся крепче, меньше болеют, совершенствуется осанка.

В 212-м комбинате имеются все необходимые условия для постановки правильного физического воспитания. Физическое воспитание в данном комбинате проводится по программе, предусмотренной для детских садов. Однако в существующей программе нет преемственности между яслями и детским садом по физическому воспитанию, недостаточны продолжительность занятий и нагрузка, что подтверждается данными врачебно-педагогического контроля. Педагоги, проводя занятия, не уделяют должного внимания качеству выполняемых упражнений. В течение дня мало времени отводится на воспитание рефлекса правильной осанки, в результате дети, имеющие нарушение осанки, составляют 39,2%.

Наблюдения показали, что процент нарушения осанки в дошкольных учреждениях г. Казани еще очень высок (20—39,2). Поэтому необходимо уделить больше внимания постановке и методике занятий по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.

Для выработки рефлекса правильной осанки необходимо регулярно, не менее 2 раз в неделю, проводить занятия по физическому воспитанию, увеличить их продолжительность, уделять больше внимания упражнениям для создания хорошего мышечного корсета, осуществлять постоянный контроль за осанкой ребенка в течение всего дня, проводить в этом направлении санитарно-просветительную работу с родителями.

С целью профилактики нарушения осанки следует уделять больше внимания различным оздоровляющим мероприятиям, которые будут способствовать предупреждению простудных заболеваний, ослабляющих организм и облегчающих возникновение этих нарушений.

×

About the authors

M. A. Yablonskikh

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Yablonskikh M.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies