Rational vitamin therapy

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Free sale of vitamin preparations with high activity, insufficient scientific development of the consequences of excessive intake of vitamins, the spread of superficial knowledge about vitamins among the population have led to numerous facts of the adverse effect of certain vitamins on the human body. It turned out that unjustifiably long-term intake of large doses of one of the vitamins can cause a deficiency in the body of another vitamin, cause the development of hypovitaminosis. The complex interaction of vitamins in the human body is due to the presence, they have metabolic and functional connections.

Full Text

Свободная продажа витаминных препаратов с высокой активностью, недостаточная научная разработка последствий избыточного приема витаминов, распространение поверхностных знаний о витаминах среди населения привели к многочисленным фактам неблагоприятного действия некоторых витаминов на организм человека. Выяснилось, что неоправданно длительный прием больших доз одного из витаминов может стать причиной дефицита в организме другого витамина, обусловить развитие гиповитаминоза. Сложное взаимодействие витаминов в организме человека обусловлено наличием, у них метаболических и функциональных связей.
Установлен отчетливый синергизм между витаминами С и Р. При цинге и других заболеваниях, протекающих с явлениями повышенной сосудистой проницаемости, обосновано применение препаратов, содержащих одновременно витамины С и Р — аскору- тина или галаскорбина. Важно отметить, что при отсутствии витамина С витамин Р неактивен при цинге; если вместе с аскорутином принимать витамин положительное действие витамина Р не проявляется.
При дефиците в организме витамина В2 необходимо принимать одновременно рибофлавин и аскорбиновую кислоту. При этом нарастает содержание в организме и дру^ гих витаминов группы В: Bt, В6 и В3. Установлено, что длительный прием аскорбиновой кислоты уменьшает потребность организма в витаминах Bi2, Вв и В2. Вместе с тем необходимо предостеречь от введения аскорбиновой кислоты и витамина Bi2 в одном шприце, так как в водных растворах витамин С разрушает витамин Вц.
Важный для организма процесс окисления молочной кислоты с образованием углекислоты и воды невозможен при отсутствии комплекса витаминов группы В : В\,., В2 и РР. Пеллагра — не только следствие авитаминоза РР, но и проявление дефицита витаминов Bt и В2.
При хронической алкогольной интоксикации, лечении кортикостероидами и антибиотиками развивается дефицит витамина В6 из-за нарушения его всасывания в кишечнике. А нарушение усвоения витамина В6 в свою очередь обусловлено дефицитом витамина В2. Поэтому комплексная терапия в этих случаях должна включать одновременный прием витаминов В6 и В2.
Витамин В\2 тесно взаимодействует с фолиевой кислотой как при лечении анемии Аддисона—Бирмера, так и при необходимости улучшения метаболических процессов в миокарде и печени, где они выполняют роль кофакторов синтеза нуклеиновых кис- дот и белков. Под влиянием витамина В12 фолиевая кислота переходит в фолиновую, которая в 100 раз более активна. Этому процессу способствуют также витамины В6 <и С, в связи с чем целесообразно сочетанное их применение. Все перечисленные витамины (С, Р и В-комплекс) повышают общую резистентность организма (в том числе и по отношению к инфекции), его реактивность. Применение витамина В,2 в онкологической практике нежелательно, так как в эксперименте было показано, что он стимулирует рост опухоли.
Длительное применение никотиновой кислоты нарушает гликогенообразование в печени и может стать причиной развития медикаментозного диабета. Никотиновая кислота в водных растворах разрушает витамин В,, поэтому их не следует вводить в одном шприце. При введении витаминов В12 и В6 в одном шприце пиридоксин разрушается солями кобальта, входящего в состав цианкобаламина.
Витамины Be и В, вступают в антагонистические взаимоотношения в процессах фосфорилирования в организме человека. Будучи введенными одновременно, они конкурируют друг с другом, ухудшая тем самым возможности их перехода в биологически активные формы.
Витамин В| несовместим с витамином Bt2 в физико-химическом и фармакологическом отношении, поэтому применять их одновременно, а тем более вводить в одном шприце, не следует.
Дефицит витамина А нарушает синтез зрительного пурпура и темновую адаптацию зрения. Лечение витамином А более эффективно, если одновременно назначаются витамины С и В2.
Введение больших доз витамина А при отсутствии в организме запасов витамина D приводит к развитию рахита. Введение витамина Е предотвращает исчезновение витамина А из печени, выполняя тем самым защитную функцию. Витамин С, напротив, действует как антагонист витамина А: он тормозит депонирование витамина А в печени.
Передозировка витамина D вызывает явления интоксикации, которые могут быть очень серьезными или даже смертельными у детей. Одновременное назначение витаминов А и D, особенно в сочетании с витаминами В-комплекса, предупреждает развитие гипервитаминозов D и А. По-видимому, эти витамины взаимодействуют как антагонисты. Имеются данные, что витамины А и D снижают токсическое действие друг друга.
Каков смысл и 'значение применения витаминов в повседневной медицинской практике? Лечебное применение витаминов при гипо- it авитаминозах вполне обоснованно и эффективно и не требует особых разъяснений. В то же время, если нет явных клинических признаков дефицита того или иного витамина, целесообразность применения витаминов с лечебной и профилактической целью не столь очевидна. Убедительных научных фактов, подтверждающих эффективность неспецифической витаминотерапии, пока недостаточно. Однако повседневная врачебная практика подтверждает эффективность неспецифической витаминотерапии, и игнорировать врачебный опыт было бы ошибкой.
При неспецифической витаминотерапии назначают так называемые фармакодинамические дозы витаминов, которые, как правило, превышают в десятки и сотни раз величину физиологической потребности в них. Введение таких больших доз витаминов— это активное вмешательство в обменные процессы с целью изменения реактивности организма в благоприятную для больного сторону. Применяемые дозы витамина Ве (200—400 мг) в 100—200 раз выше физиологической потребности в нем (1—2 мг); потребность в витамине Bt— 1—2 мг, а лечебная доза в 25—50 раз больше — 50 мг; суточная доза витамина А (100 тыс. ME) в 20 .раз выше физиологической потребности в нем. Применение таких больших доз витаминов невольно наводит на мысль о возможности развития гипервитаминозов. Организм выводит избыточные количества витамина, и при этом активизируются адаптационно-защитные механизмы. Однако искусственный гипервитаминоз оказывает не только положительное действие па организм. Так, например, избыточное введение витаминов В,, Ва и биотина вызывает жировую дистрофию печени; при передозировке витамина D развиваются гиперкальциемия, анорексия, обстипация, рвота, полидипсия и полиурия, а также гипотония, брадикардия, аритмия. Все это диктует необходимость осторожного применения высоких доз витаминов.
При назначении больших доз одних витаминов могут развиться симптомы, напоминающие признаки дефицита в организме других витаминов. Этот парадоксальный, казалось бы, эффект — результат нарушения межвита.минных связей, антагонизма между витаминами и сдвигов в метаболизме самого вводимого в избыточном количестве витамина. Особый интерес представляет первый из названных эффектов: способность больших- доз одних витаминов ингибировать действие других витаминов, то есть вызывать антивитаминный эффект. Так, большие дозы никотиновой кислоты вызывают в эксперименте недостаток витамина В3 (пантотеновой кислоты). Дефицит витамина В3, в свою очередь, снижает активность ацетилкоэнзима — А, а это служит непосредственной причиной торможения синтеза холестерина и может быть использовано для борьбы с гиперхолестеринемией. Между витаминами В, и В6 существуют конкурентные взаимоотношения; избыток витамина В, нарушает метаболизм витамина В3, что проявляется многочисленными клиническими симптомами. В частности, дефицит витамина Bs характеризуется угнетением желудочной секреции. Именно поэтому для больных язвенной болезнью может оказаться полезной искусственно вызванная введением больших доз витамина В, относительная недостаточность витамина Во, благодаря которой уменьшается желудочная секреция и гиперацидиость. Длительное введение- больших лоз витамина В12 изредка приводит к парадоксальному эффекту: развивается макроцитарная гиперхромная анемия, обусловленная своеобразным анти метаболическим действием в сфере его собственного обмена; в результате появляются некоторые признаки его недостаточности. Введение избыточных доз витамина Е (токоферола), влияющего на функцию половых желез и размножение, нарушает репродуктивную функцию и приводит к нарушениям деятельности нервной системы.
При невпецпфической витаминотерапии используют, как правило, очень большие дозы витаминов, что и объясняет парадоксальность возникающих в фазу последействия реакций организма. После приема I г аскорбиновой кислоты концентрация ее в крови сначала резко нарастает, а затем падает ниже исходной и на этом низком уровне держится много часов. Описаны случаи цинги у новорожденных, матери которых в период беременности принимали с профилактической целью большие дозы витамина С.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что большие дозы витаминов оказывают антивитаминное действие. Можно ли данное свойство использовать в лечебных целях? Хотя этот вопрос изучен пока недостаточно, все же па него следует ответить, по-видимому, утвердительно. Так, лечебный эффект больших доз никотиновой кислоты при атеросклерозе связан с ее антивитаминной активностью.
Признать, что большие дозы витаминов оказывают свой лечебный эффект в основном благодаря их антивитаминному действию, психологически не так-то просто. Помочь в такой психологической перестройке может сознание того, что в медицинской практике уже давно получили признание антивитамины. К антивитаминам относятся, например, салицилаты, многие антибиотики и сульфаниламиды, антикоагулянты, некоторые антидиабетические средства, часть седативных и гипотензивных препаратов. Антивитаминное действие этих лекарств, основанное на антагонистическом взаимодействии витаминов, является не побочным, а основным механизмом их лечебной эффективности и обусловлено их вмешательством в обмен веществ. Витамины являются обязательным компонентом многих биохимических систем, которые при различных заболеваниях функционируют с повышенной активностью. При ряде инфекций, инвазий, опухолевом процессе наблюдается повышение активности никотинамидсодержащих ферментов. При атеросклерозе, сахарном диабете, нефротическом синдроме в крови повышено содержание витамина А. При гипертонической болезни повышена активность ферментов, использующих в качестве кофермента тиаминпирофосфат, что дало основание ряду исследователей отнести гипертоническую болезнь к проявлению гипервитамино- за В|.
Эти примеры показывают, что при многих болезнях возникает ситуация, когда, вероятно, полезно уменьшить интенсивность метаболизма витаминов. Следовательно,, врач может с лечебной целью использовать антивитаминный эффект как специально синтезированных лекарств — антивитаминов, так и больших доз самих витаминов. Что- целесообразнее?
Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что искусственные антивитамины весьма токсичны. Поэтому значительно рациональнее применить в качестве антивитаминов «сверхдозы» самих витаминов. Доказательством справедливости такого мнения служат факты, свидетельствующие о том, что один и тот же эффект достигается применением как больших доз витамина, так и его антагониста. Например, снижения содержания холестерина в крови можно достичь назначением витамина Н (биотина) или природного антагониста биотина — аведина.
Необходимо помнить о несовместимости витаминов с рядом других фармакологических лечебных средств. Нельзя в одном шприце вводить пенициллин с витамином В\, так как при этом разрушается лактоновое кольцо пенициллина. Не рекомендуется одновременно с пенициллином принимать витамины С, Р, К и В\2, особенно тем больным, у которых имеется наклонность к тромбоэмболическим процессам, поскольку перечисленные витамины, как и пенициллин, усиливают коагулирующие свойства крови.
Стрептомицин, введенный в одном шприце с витамином окисляется. Витамин В\ фармакологически несовместим со снотворными, адрено- и симпатолитическими препаратами, так как он существенно снижает их снотворное и гипотензивное действие. Аскорбиновую кислоту не следует вводить вместе с эуфиллином: в щелочной среде эуфиллина она разрушается.
В заключение необходимо еще раз предостеречь от ошибочного мнения, будто- бесконтрольный прием витаминов любой продолжительности и в больших дозах безусловно полезен или, во всяком случае, безвреден. Витамины, приобретаемые в открытой продаже и «съедаемые» в произвольном количестве, могут обусловить развитие- гипервитаминозов. Даже с заместительной целью парентеральное введение витаминов должно производиться только по показаниям и в строго адекватных дозах. Что же касается неспецифической витаминотерапии, то здесь нужно подходить еще строже, имея ясные представления о противопоказаниях и побочных явлениях, которые могут возникнуть при их применении. Наиболее «угрожаемы» в отношении развития гипер- витаминозов беременные, новорожденные и старики. Мнение, будто беременная «должна есть за двоих», в том числе и витамины, ошибочно. Именно избыток витаминов нередко приводит к повреждению внутриутробного плода. У новорожденных несовершенны ферментные системы, и они не в состоянии утилизировать вводимые витамины. Гипервитаминозы у стариков возникают из-за ошибочного представления, будто в старости потребность в витаминах повышена. Существуют обоснованные опасения непереносимости больших доз витаминов в преклонном возрасте.
Представленные данные не должны вызывать боязни применения витаминов с лечебной и профилактической целью, обусловить витамипофобию. Напротив, следует подчеркнуть безусловную эффективность рациональной витаминотерапии. Необходимо использовать этот мощный лечебный фактор строго по показаниям, с учетом научных данных об их синергизме и антагонизме, о взаимодействии витаминов между собой и с другими фармакологическими средствами, точно зная, какой эффект можно ожидать от каждого витамина в отдельности и от сочетанного их применения.

×

About the authors

I. M. Raskin

Department of Faculty Therapy, Perm Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Perm, Russia

J. S. Zimmerman

Department of Faculty Therapy, Perm Medical Institute

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Perm, Russia

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1982 Raskin I.M., Zimmerman J.S.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies