IX International Congress of Microbiology

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The congress was attended by about 5,000 representatives from 48 countries. The plenary sessions were dedicated only to the opening and closing of the congress and were solemnly organizational. The rest of the Congress sessions were held in the form of section sessions, symposia, three general lectures and one discussion.

Full Text

В конгрессе приняли участие около 5 000 представителей 48 стран. Пленарные заседания были посвящены только открытию и закрытию конгресса и носили торже­ственно организационный характер. В остальном занятия конгресса проходили в форме заседаний секций, симпозиумов, трех общих лекций и одной дискуссии. На секционных заседаниях были заслушаны 589 докладов; представлено для обсуждения большое ко­личество работ, напечатанных в тезисах. В общем занятия конгресса включали следую­щие разделы: Физиология и генетика микроорганизмов; Биохимическая деятельность микроорганизмов; Индустриальная и сельскохозяйственная микробиология; Медицин­ская и ветеринарная микробиология; Вирусология; Иммунология; Эпидемиология; Гно­тобиология.

Г. С. Моссинг (СССР) представил материалы, подтверждающие рецидивную природу повторного сыпного тифа и длительное риккетсионосительство при пятиднев­ной лихорадке. И. И. Елкин и И. М. Шатров (СССР) считают, что для оконча­тельного признания рецидивной природы повторного сыпного тифа нужны микробио­логические доказательства.

Е. М. Голиневич и 3. А. Воронова (СССР) сообщили о получении высоко­эффективной иммуногенной субстанции из риккетсий Провачека, С. М. Кулагин и соавт. (СССР) — о выделении риккетсий цуцугамучи в Приморском крае.

Микоплазмы — полиморфные микроорганизмы, лишенные оболочек и культивируе­мые на специальных средах— представляют интерес потому, что их стали чаще выде­лять от животных и человека. Идентичные им формы изменчивости, резистентные к ан­тибиотикам— «L-формы» — обнаружены у многих бактерий. В докладах А. Xейфлика, Э. Стенбриджа, У. Ж. Фальберга и сотр. (США), Д. Бандура (Юго­славия) сообщалось о выделении микоплазм при ревматизме и гинекологических забо­леваниях, П. Ф. Смит, И. Е. Лоу, П. Проктор (США) представили материалы об «агенте Итона» (возбудителе атипичной пневмонии). И. В. Раковская, В. В. Не­устроева (СССР) установили, что 97% перевиваемых тканевых культур заражены микоплазмами.

Г. Я.Коган и сотр. (СССР) показали в опытах на обезьянах патогенность L-форм стрептококка — воспроизвели экспериментально ангину и миокардиты. Ж. Битт­нер, В. Войнеско (Румыния) получили токсигенные L-формы Clostridium perfringens.

В секции по гриппу были рассмотрены обширные материалы по этиологии эпидемий последних лет, подведены итоги и намечены перспективы вакцинопрофилактики. Вирус гриппа А-2 после пандемии 1957 г. вызвал в СССР эпидемии 1959, 1961, 1962 и 1965 гг. Штаммы А-2 отличаются нерегулярной выделяемостью на куриных эмбрионах, низкой патогенностью и токсичностью для животных и часто высокой чувствительностью к не­специфическим ингибиторам.

В штаммах А-2 последних лет обнаруживаются отклонения антигенной структуры, что способствует изменению коллективного иммунитета (Г. И. Александрова и сотр., В. Д. Соловьев и сотр., СССР). В. В. Ритова за последние пять лет выде­лила в Москве при острых респираторных инфекциях у детей вирусы гриппа, адено-, парагриппозные, РЕО, ECHO и Коксаки. Наблюдается повышение выделения возбуди­телей из группы пикорна вирусов (энтеровирусов) и понижение — из группы миксовирусов (гриппа).

Подтверждение эффективности живой противогриппозной вакцины было дано по материалам 1957, I960—1961 и 1965 гг. А. Н. Слепушкиным; А. А. Смородинцевыми сотр.; С. С. Унановым и сотр. (СССР), X. Копровским (США). Р. Дж. Уэбстр, В. Дж. Ловер (Австралия) предложили вакцину для парентераль­ного применения из субъединиц вируса гриппа. В эксперименте на людях эта вакцина оказалась нетоксична и иммуногенна.

Успехи изучения этиологии эпидемического гепатита очень ограниченны. А. В. Холмс и сотр. (США) при введении внутривенно человекообразным обезьянам сыворотки больных эпидемическим гепатитом получили в отдельных опытах повышение активности энзимов, а также очаговый некроз и круглоклеточную инфильтрацию в пе­чени (биопсия). О выделении от больных эпидемическим гепатитом различных вирусов, реагировавших с сыворотками реконвалесцентов, было доложено К. Лапинлейму (Финляндия), Н. В. Киселевой (СССР), Кубелка и сотр.; Е. Шен и сотр. (ЧССР), Е. Д. Шоу и сотр. (США). К- Шписс (ГДР) выделил при эпидемическом гепатите от больных и контактировавших аутоинтерферирующие (самоугнетающие раз­множение в клетках) вирусы, специфически реагирующие с сыворотками реконвалесцен­тов. Е. А. Пакторис (СССР) доложил о гамма-глобулинопрофилактике эпидемиче­ского гепатита у 600 000 детей. Подтвердилось, что действие гамма-глобулина длится 6 месяцев и более.

В большой серии докладов по анатомии вирусов представлены материалы элек­тронномикроскопических исследований, подтверждающие три стадии развития виру­сов— вирион, виронуклеон и виропласт. Виропласт является вегетативной стадией, в которой осуществляется размножение вируса. В нем обнаружена информационная нук­леиновая кислота. У различных видов виропласт имеет различную величину и локали­зацию. А. Ф. Быковский (СССР) нашел в виропластах и вирионах гранулы, иден­тичные рибосомам. Структурной основой вириона является нуклеокапсид (нуклеиновая кислота, заключенная в оболочку из белковых структур — капсомеров).

Обосновано положение о вирусах, как полноценных организмах, и выделение их в особый «мир» протогенов, наряду с протозоа и протофитами (А. А. Авакян и А. Ф. Быковский, Г. Г. Гольцен и А. М. Амченкова; Т. И. Тихомирова; М. Б. Королев; Ю. П. Гофман и сотр.; А. С. Тихоненко, СССР; А. Беркалоффи и сотр., Франция; Г. Бергольд, Венесуэла).

В докладах И. Сейхе, С. Боуза (Индия) и 3. Нейбауэра, В. Завода (ЧССР) показана возможность генетического взаимодействия фага и поражаемой клет­ки. У. И кеда и сотр (Япония) установили способность гибридизации РНК-содержащих и частично РНК- и ДНК-содержащих фагов кишечной палочки.

В. Я. Шевлягин, Л. А. Зильбер (СССР) установили трансформацию клеток в культурах эмбриональной кожно-мышечной ткани человека, инфицированных виру­сом саркомы Рауса. Подтверждена возможность возникновения опухолей при зараже­нии животных обезьяньим вакуолизирующим вирусом, обезьяньим аденовирусом, аде­новирусом человека (H. Н. Додонова и сотр., СССР; Н. Р. Рапоза, P. P. Рафако, С. С. Колтер и сотр., США). Из опухолей легких и гортани человека выделено 5 штаммов аденовируса-12 (А. Броницкий и сотр., Румыния).

Установлено изменение обмена нуклеиновых кислот в тканях и малигнизация кле­ток под воздействием РНК вирусов лейкоза и саркомы Рауса и ДНК вируса полиомы (3. А. Бутенко, Я- И. Моргунова; Н. И. Надгорная и сотр., СССР; Р. Шейнин, Канада; Т. Бен-Порат; М. Фрид, США).

Был представлен ряд докладов о механизме противовирусной активности природ­ных антибиотиков, полимеров и интерферона (субстанции, образуемой зараженной виру­сом клеткой и нарушающей возможность участия клетки в синтезе другого вируса, т. е. угнетающей репродукцию другого вируса). Исследовалось действие различных групп веществ на синтез белка и нуклеиновых кислот вируса и пораженной им клетки.

Р. И. Салганик и сотр. (СССР) сообщили об ингибирующем действии рибонук­леазы и дезоксирибонуклеазы на соответствующие группы вирусов и возможность тера­певтического применения этих нуклеаз.

Перспективы использования интерферона в профилактике и терапии вирусных ин­фекций были обоснованы экспериментами и клиническими наблюдениями 3. В. Ер­мольевой и сотр., М П. Чумаковыми сотр. (СССР), X. Страундером, К. Кантеллом (Финляндия), С. Бароном и сотр., И. Гордоном и сотр., Дж. Янгнером и сотр. (США). Считается целесообразным при болезнях, вызван­ных вирусами, стимулировать эндогенную выработку интерферона путем введения «ин­терфероногена» (вирусов, лишенных инфекциозности).

Е. С. Залманзон и сотр. (СССР) воспроизвели образование интерферона у лю­дей при интраназальном введении аэрозоля из инактивированного ультрафиолетовыми лучами вируса гриппа свиней. Опыт применения этого интерфероногена во время эпи­демии гриппа в январе — феврале 1965 г. обосновывает возможность такого рода про­филактики гриппа на высоте вспышки.

По разделу иммунологии работа конгресса была сосредоточена на проблемах: меха­низмы образования антител, химия бактериальных антигенов и токсинов, природа и свойства иммунизирующих факторов, патология иммунологических процессов.

П. Ф. Здродовский (СССР) представил новейшие литературные материалы и данные собственных исследований по матрично-генетической теории иммуногенеза и его нейро-гуморальний регуляции. Продукция антител осуществляется клетками ретикуло-лимфоидной ткани Образование антител представляет собой особый вид синтеза про­теина, комплементарного к антигену, и подчиняется законам, определяющим синтез протеинов в общем соответственно матрично-генетическому коду ДНК хромосом. Ак­тивность сегментов ДНК, формирующих в клетках центры антителообразования, стиму­лируется антигеном и передается по наследству клеткам-потомкам. Специфичность ан­тител обеспечивается большой емкостью кода, содержащего информацию, достаточную для формирования 175 000 центров антителообразования. В каждой клетке человека содержится до 6 000 000 генов, расположенных в 46 молекулах ДНК с протяженностью нити ДНК около 1 м.

В ряде докладов были представлены результаты экспериментов, подтверждающие в различных условиях роль РНК в иммуногенезе (Дж. А. Манник, Е. П. Коэн, М. Ф Лавиа (США), Л. Микслацим (Италия), Е. А. Кабанов, И. Н. Какорин, И. Я. Учитель (СССР). Р. В. Петров (СССР) установил, что наследование способности антителообразования происходит по доминантному типу. Л. А. Зильбер и сотр. (СССР) обнаружили антитела к ДНК в сыворотках кроликов и обезьян, имею­щих опухоли, вызванные вирусом Рауса.

Большие материалы были представлены по получению и исследованию различных антигенов и токсинов. В частности Д. А. Борофф и сотр. (США) подтвердили зна­чение остатков триптофана для активности и специфичности кристаллического ботулинистического токсина. А. Г. Вине (Канада) и А Летт л и др. (ЧССР) доказали существование ботулинистических и столбнячных протоксинов.

По разделу эпидемиологии состоялись заседания секций по проблемам: экологиче­ские принципы в эпидемиологии, иммунологический метод в эпидемиологии, критерии ликвидации инфекционной болезни. Ш. Д. Мошковский (СССР) говорил об эко­логии инфекции как учении о зависимости инфекции от факторов природной сферы. Л. В Громашевский (СССР) развил общее положение о значении в эпидемиоло­гии механизма передачи паразита-возбудителя, что является важнейшим фактором его экологии. В. И. Бодю; Г. В. Выгодчиков и сотр.; Т. И. Сергеева и сотр.; Л. А. Черная, С. С. Чумаченко (СССР) показали зональность распространения столбняка в мирное время, зависящее от способности столбнячной палочки размножаться в щелочной, чер­ноземной почве. Тяжелое течение столбняка может быть связано с заражением вегета­тивными формами. Массовая активная профилактика в зонах распространения значи­тельно снизила заболеваемость.

Д. Ф. Xолтмани сотр. (США) сообщили о выделении бацилл ботулизма типа Е из озера Дуглас и типа Б из впадающей в это озеро реки Френч Брод, чем можно объяснить вспышки ботулизма в 1963 г. в Тенесси, возникшие при употреблении рыбы из Великих озер.

И. А. Галузо (СССР) отметил значение экологических особенностей возбудителя в эпидемиологии токсоплазмоза — общеглобального распространения, многочисленного круга хозяев паразита (человек, домашние и дикие млекопитающие и птицы), многооб­разных путей распространения инфекции, способности длительного выживания в орга­низме в вирулентном состоянии.

Р. А. Канторович (СССР) установил, что очаги бешенства диких животных приурочены главным образом к открытым ландшафтам (тундра, степь) и стыкам ланд­шафтов (лесотундра, лесостепь). Основным резервуаром бешенства в лесостепи явля­ются лисы, зараженность которых в год эпизоотии сельскохозяйственных животных составила 76%.

Влияние экологических факторов особенно выражено при арбовирусных заболева­ниях природноочагового характера. Наличие и распространение этих заболеваний за­висят от условий существования животных — источников инфекции и членистоногих передатчиков возбудителя. Большие материалы в этом аспекте были представлены С. В. Вишняковым и сотр. (СССР) по геморрагической лихорадке с почечным син­дромом, Г. И. Нецким, С. А. Шиловой и сотр. (СССР), М. Грешковой (ЧССР) Д. Поул и др. (Индия)—по клещевому энцефалиту и омской геморрагической лихорадке, Джиро Конно, Нако Ишида (Япония) — по японскому энцефа­литу, И. Ф. Шерером (США) — по венесуэльскому энцефалиту. П. А Петрищева подтвердила возможность существования на ограниченных территориях смешанных природноочаговых инфекций в связи с общей экологией источников и передатчиков воз­будителя. В природе обнаружены клещи и позвоночные животные, зараженные двумя видами возбудителей различных инфекций.

Задачи, содержание и методологические основы эпидемиологической иммунологии были освещены в докладе В. И. Иоффе (СССР). Исследования иммунологической структуры коллектива дают возможность оценить эффективность предохранительных прививок и влияние иммунологических факторов на эпидемический процесс, значение латентной иммунизации и «платы» за нее, зависимость исходов заражения от состоя­ния коллективного иммунитета.

П. Коллард (Англия) на примере эпидемиологических исследований в Нигерии показал ценность серологических методов для выявления инфекций в слабо развитых странах. Г. Броун, Т. Эванс (США) на основе серологических реакций обосновали возможность вирусной этиологии врожденных уродств (вирусы ECHO, Коксаки, гриппа). Е. А. Шевкунова, Д. М. Засухин (СССР) при массовом обследовании практически здорового населения установили зараженность токсоплазмозом на основе серологических реакций до 13,3% и аллергических — до 19,3%. При различных видах врожденной патологии токсоплазмоз обнаружен в 30—40%. Обследование собак, сель­скохозяйственных и диких животных выявило главную роль домашних животных как источников заражения людей и роль диких животных как резервуара инфекции в при­родных условиях.

Изучение коллективного иммунитета в период ликвидации дифтерии в связи с про­блемой носительства, токсигенностью и лизотипом возбудителя было осуществлено T. Т. Философовой (СССР), А Сараха, П. Максименко и сотр. (Румыния).

Л. Б. Хейфец (СССР) и И. Кастрожевский (Польша) доложили резуль­таты контролируемых опытов вакцинации против брюшного тифа больших континген­тов людей. Установлена большая эффективность корпускулярных вакцин по сравнению с лизатами и полным антигеном. Тем не менее П. М. Покровская, И. М. Шат­ров и сотр. (СССР) в эпидемиологическом опыте по методике ВОЗ показали возмож­ность в короткий срок создать высокую иммунную прослойку и снизить заболеваемость брюшным тифом посредством прививок очищенным ви-антигеном. А. Ф. Билибин и сотр. (СССР) сообщили о наблюдениях по снижению бактерионосительства при лече­нии больных брюшным тифом вакциной и левомицетином. Н. И. Александров и сотр. (СССР) доложили об успешных опытах аэрозольной вакцинации против столбня­ка. Е. Кубатова и сотр. привели данные о состоянии иммунитета против столбняка в ЧССР. При введении 0,5 мл адсорбированного анатоксина ранее привитым уже на 4-й день значительно повышается уровень антител, что позволяет исключить серопрофи­лактику при ранениях у ранее привитых.

Д. Мел и сотр. (Югославия) провели успешные опыты профилактики дизентерии посредством пероральной иммунизации живой вакциной из аттенуированного штамма.

×

About the authors

N. N. Spaskii

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Spaskii N.N.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies