Indirect cardiac massage and expiratory artificial respiration

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Both books - the collection and the monograph - were sold out immediately upon publication. This happened because these books are necessary not only for clinicians, but also for theorists (physiologists, pathophysiologists, pharmacologists). The reader will find in them generalized data of experimental studies and clinical observations in resuscitation by domestic and foreign authors.

Full Text

Обе книги — и сборник, и монография — разошлись тотчас по выходе в свет. Так произошло потому, что эти книги необходимы не только клиницистам, но и тео­ретикам (физиологам, патофизиологам, фармакологам). Читатель найдет в них обоб­щенные данные экспериментальных изысканий и клинических наблюдений по реанима­тологии отечественных и зарубежных авторов.

В книге «Основы реаниматологии» суммирован опыт по оживлению организма Лаборатории экспериментальной физиологии АМН СССР и работающих в контакте с нею клинических учреждений (неотложная хирургия, акушерство и гинекология, те­рапия). Рассмотрены вопросы организации работы по лечению терминальных состоя­ний, в том числе в условиях станций скорой помощи.

«Основы реаниматологии» содержат 20 глав, написанных 24 авторами.

Внимание клиницистов привлекут следующие главы:

Лечение при острых нарушениях дыхания (В. Л. Кассиль).

Патофизиологические обоснования профилактики и лечения терминальных со­стояний, развившихся вследствие острой кровопотери и шока (Е. С. Золотокрылина).

Патофизиологические обоснования выбора анестезии при операциях по жизнен­ным показаниям у больных, находящихся в терминальных состояниях (Е. А. Дамир, А. Ю. Аксельрод).

Принципы лечения терминальных состояний, развившихся вследствие акушерско­гинекологической патологии (В. А. Неговский, В. С. Берман).

Асфиксия новорожденных и ее лечение (В. А. Неговский, T. Н. Гроздова).

Особенности лечения терминальных состояний у больных с патологией сердечно­сосудистой системы (В. А. Неговский, В. Я. Табак, В. Н. Семенов).

Особенности лечения терминальных состояний при острых отравлениях (В. Н. Дагаев, Е. А. Лужников).

Патогенез и лечение терминальных состояний при электротравме (Н. Л. Гурвич).

Патогенез и лечение терминальных состояний, вызванных утоплением (Л. В. Ле­бедева).

Монография «Непрямой массаж сердца и экспираторное искусственное дыхание» включает следующие главы:

Реаниматология и ее задачи. История (гл. II), методика (гл. III), применение наружного массажа сердца и экспираторного искусственного дыхания в клинике (гл. V). Восстановительный период (гл. VI). Сравнительные данные патофизиологи­ческого изучения наружного и прямого массажа сердца. Организационные вопросы.

Значительная часть тем, освещаемых в этой монографии, представлена и в «Ос­новах реаниматологии» и ранее в целом ряде работ В. А. Неговского и его сотрудников.

Остановимся на XV главе «Основ реаниматологии» — «Особенности лечения тер­минальных состояний у больных с патологией сердечно-сосудистой системы».

Авторы подчеркивают, что успешное развитие реаниматологии позволило прово­дить реанимацию и в палатах терапевтических стационаров. В терапевтических ста­ционарах внезапная смерть больного развивается при наличии патологии жизненно важных органов, однако в ряде случаен эта патология не является несовместимой с жизнью и не исключает возможности положительного исхода борьбы с терминаль­ными состояниями.

Профилактика занимает ведущее место в реаниматологии. В задачу реанимато­лога входит устранение тяжелых расстройств функций организма, предшествующих наступлению клинической смерти. Этим вопросам и посвящена данная глава.

Если наступление смерти при постепенно и прогрессивно нарастающей сердечной недостаточности является неизбежным, то при внезапной остановке сердца борьба за жизнь может быть успешной при своевременном проведении определенного ком­плекса специфических мероприятий, в которые непременными ингредиентами входят непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. В настоящее время медицина не располагает другими достаточно простыми и более совершенными способами возоб­новления кровообращения искусственным путем с минимальной затратой времени, в течение которого еще можно рассчитывать на последующее восстановление жизнен­ных функций погибающего организма.

Наиболее благоприятны для реанимации случаи внезапной клинической смерти вследствие коронароспазма при отсутствии в самой сердечной мышце значительных необратимых изменений. Авторы считают, что возможно восстановление сердечной деятельности и при обширном инфаркте миокарда.

Естественно, это положение читателю представляется и заманчивым, и сомни­тельным. К сожалению, детализация его связана с большими трудностями, может быть, часто и непреодолимыми на современном уровне развития кардиологии и реани­матологии, поэтому и нельзя требовать от авторов более полного освещения данного вопроса, но он возникает у каждого читателя рецензируемых книг.

Нельзя не согласиться с авторами, которые считают прогностически неблагопри­ятными случаи, когда в ишемический или некротический процесс вовлекается прово­дящая система сердца.

Положение, что возраст свыше 80 лет является противопоказанием к реанимации больных с коронарной патологией, по мнению авторов, не может быть принят пол­ностью, так как возраст не всегда отражает резервные возможности организма.

Реанимационные меры бесполезны при длительном предшествующем существова­нии резко выраженной сердечной и сосудистой недостаточности, не поддающейся ме­дикаментозному лечению, и при длительности клинической смерти более 5—6 минут.

Если в течение 5—6 минут проведения непрямого массажа сердца нет таких признаков оживления, как сужение зрачков, отчетливая пульсация крупных артерий, возобновление самостоятельного дыхания, необходимо не теряя времени переходить к прямому массажу.

При длительном непрямом массаже сердца следует проводить дробное внутри­артериальное нагнетание небольших порций крови, полиглюкина с добавлением стро­фантина, норадреналина.

У больного инфарктом миокарда наряду с мерами реанимации надобно приме­нять все те методы, которые проводятся и обычно, т. е. вводить антикоагулянты, сердечные глюкозиды, антиаритмические средства, антибиотики, прессорные амины, кортикостероиды.

У больных с постинфарктным коллапсом при преобладании периферического со­судистого компонента и отсутствии признаков недостаточности сердца авторы считают возможным ограничиться применением мезатона, норадреналина, при наличии же признаков сердечной недостаточности рекомендуют начинать с сердечных глюкозидов и. затем вводить прессорные амины.

В комплекс мероприятий по лечению постинфарктного коллапса они включают оксигенотерапию, кортикостероиды, антикоагулянты.

Норадреналин вводят внутривенно капельно (добавляя его к 5% раствору глю­козы) в течение многих часов и даже дней. Одновременно вводят внутримышечно мезатон.

При гипотонии, резистентной к прессорным аминам, показано внутриартериальное дробное нагнетание небольших доз (200—.250 мл) крови, полиглюкина или 1% раство­ра хлористого кальция.

При отеке легких применяют противовспенивающие вещества, в частности инга­ляцию паров спирта или интратрахеальнсе введение 2—3 мл 70—96° этилового спирта в сочетании с энергичной оксигенотерапией.

При обильном выделении пенистой жидкости накладывают трахеостому и отса­сывают накопившуюся в трахее жидкость через резиновый катетер. Можно применять искусственное дыхание кислородом под дазлением до 40 мм рт. ст.

При высоком АД, митральном стенозе или артериальной недостаточности с вы­соким венозным давлением показано кровопускание.

Вводят внутривенно препараты кальция. Применяют мочегонные, в частности новурит. Перспективно назначение ганглиоблокаторов короткого действия (250 мг арфонада в 100 мл 5% раствора глюкозы внутривенно капельно).

Хороший эффект получен от введения пипольфена (1—2 мл 2,5% раствора) в со­четании с промедолом (1 мл 2% раствора) и строфантином К (0,5 мл). Строфан­тин дается лишь в том случае, если больной до этого момента не получал длительно препараты дигиталиса.

Включение в смесь этих веществ аминазина (0,2—0,5 мл 2,5% раствора) до­пустимо лишь при высоком АД. При АД 110—100 мм аминазин вводят отдельно, измеряя АД каждую минуту. При АД 90—80 мм одновременно с аминазином (в том же шприце) вводят 0,2—0,5 мл раствора мезатона.

В. А. Неговский уделил должное внимание ведению больного в восстановитель­ном периоде после реанимационных мероприятий. В этом периоде необходимо предулреждать или устранять отек мозга, нормализовать кислотно-щелочной и электролит­ный баланс организма.

В первые часы после восстановления сердечной деятельности и самостоятельного дыхания могут развиться тяжелые изменения, в первую очередь в центральной нерв­ной системе.

По В. А. Неговскому, больные, выведенные из состояния клинической смерти, при благоприятном течении оживления проходят следующие стадии:

  1. Состояние глубокой комы. При этом тонус конечностей понижен, сухожильные, брюшные и патологические рефлексы не вызываются.
  2. Больные в коматозном состоянии, но тонус конечностей резко повышен. Пе­риодически возникают тонические судороги.
  • Больные находятся в сноподобном состоянии, причем проявляются лишь эле­менты сознания. Судороги возникают реже, ослабевают и, наконец, исчезают. К кон­цу этого периода тонус мышц нормализуется, сознание восстанавливается.
  1. С больным можно вступить в речевой контакт, причем выявляется ретроград­ная амнезия.

Каждая из стадий может длиться несколько суток или даже недель.

При неблагоприятных обстоятельствах процесс может остановиться на любом этапе, и больной через тот или иной срок после оживления погибает. Решающее зна­чение для исхода имеет длительность гипотензии у больного до момента катастрофы.

В первые 6—12 мин. восстановительного периода показано капельное внутривен­ное введение 8% раствора бикарбоната натрия (0,1—0,15 сухого вещества на ки­лограмм веса больного).

Рекомендуется вводить гидрокортизон, вначале 100 мл внутривенно и столько же внутримышечно.

При тяжелых судорогах периодически вводят релаксанты, аминазин, супрастин, димедрол, промедол.

В целях нормализации электролитного состава организма вводят хлористый ка­лий (1,45 на 10 мл воды) до 8,0—14,0 сухого вещества в сутки. При гипонатриемии применяют раствор Дарроу (хлористого калия — 2,7; NaCl — 4,0; лактата натрия — 5,9 на 1000 мл воды).

Для ликвидации гипопротеинемии вводят белковые препараты, для повышения энергетических ресурсов — раствор глюкозы и инсулин (1 ед. инсулина на 4,0 по­рошка глюкозы).

Для нормализации функций центральной нервной системы вводят витамины группы В, аскорбиновую, никотиновую и глютаминовую кислоты.

В первые же часы послереанимационного периода дают антибиотики.

Наиболее серьезное осложнение после реанимации — отек мозга и отек легких.

При токсическом отеке мозга

  • осуществляют искусственную вентиляцию легких или ингаляцию увлажненным кислородом;
  • вводят гидрокортизон или кортизон;
  • вводят внутривенно до 100 мл 40% раствора глюкозы с 10 ед. инсулина, 10 мл 2,4% раствора эуфиллина, 10 мл 10% раствора NaCl;
  • внутримышечно по 10 мл 25% раствора сернокислой магнезии дважды в сутки;
  • внутривенно 200—600 мл 5% раствора бикарбоната натрия.

При почечной недостаточности (олигурия, анурия), возникающей после реанима­ции, показан гемодиализ.

Размеры настоящей рецензии не позволяют осветить многие другие разделы дан­ного труда, представляющие также большой практический интерес.

Книга «Основы реаниматологии» заканчивается следующими данными, характери­зующими этапы внедрения описанных методов реанимации в лечебную практику.

В 1962 г. была оказана помощь 485 больным, находящимся в терминальном состоянии, из них выздоровело 193 (40%). В 1963 г. были уже соответственно сле­дующие цифры: 1028 и 486 (46,3%), а в 1964 г. — 630 и 340 (54%).

Таким образом, общее направление в реаниматологии избрано правильно, но предстоит еще много работы.

Детальное изучение всех условий и обстоятельств, способствующих успешному завершению реанимационных мероприятий, с учетом опыта прошлых лет и текущих наблюдений позволит уточнить показания к реанимации и профилактике развития угрожающих жизни состояний.

В. А. Неговский подчеркивает, что хотя массаж сердца без вскрытия грудной по­лости и искусственная вентиляция легких вдуванием воздуха изо рта в рот уже за­нимают достойное место в реанимации, все же еще недостаточно исследованы раз­личные патофизиологические особенности этих методов оживления.

Особо стоит вопрос, пишет В. А. Неговский, о замене на определенном этапе оживления и при наличии соответствующих показателей наружного массажа сердца искусственным кровообращением с помощью трансфузионных аппаратов. Кроме того, в ряде случаев для стойкого восстановления жизненных функций необходимо бы­вает провести однократную, а иногда многократную обменную трансфузию крови.

×

About the authors

A. M. Akulov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Akulov A.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies