Materials for the study of the incidence of venereal diseases in the population of the Tatar Autonomous Socialist Soviet Republic

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The imperialist war, revolution, civil war and famine, the largest factors in the life of peoples, could not but affect the spread of venereal diseases.

Full Text

Империалистическая война, революция, гражданская война и голод, крупнейшие факторы в жизни народов, не могли не отразиться на распространении венерических болезней.

Обследовательские и лечебные отряды, организованные РОКК. Наркомздравом РСФСР, автономных республик и областей, обнаружили угрожающее распространение венерических болезней, особенно среди некоторых окраинных малых народностей: на Кавказе в некоторых районах заболеваемость сифилисом достигает 70—80% населения (В. АР Брон не р), в Калмыцкой области 32,7% (С. Л. Сыркин) и в Бурято-Монгольской области „клинически" сифилизована половина населения (И. Г. Закс и С. Т. Ильин). Изучение заболеваемости венерическими болезнями в силу ряда специфических условий представляет значительные трудности. А. Н. Федоровский справедливо пишет: „Длительность 'течения сифилиса, большое разнообразие клинических его проявлений, склонность к рецидивам, не изжитый еще в массах взгляд на' „позор- ность* сифилиса и вытекающее отсюда стремление больных к сокрытию своей болезни—все это в значительной степени осложняет статистику сифилиса и не дает возможности учесть действительные размеры его распространения.

Наша работа имеет целью дать предварительные сведения по распространению венерических болезней в АТССР. Она основана на месячных отчетах врачебных участков, венерологических диспансеров, клиник университета и ин-та для усовершенствования врачей, собранных в статистическом п/отделе Татнаркомздрава за 1926, 27 и 28 гг. В наш материал вошли данные регистрации всех медсанучреждений на территории ТР за исключением военного ведомства, железнодорожного и водного транспорта. Чтобы показать источники наших сведений об обращаемости больных, считаю необходимым привести здесь лечебную сеть Татреспублики. По данным д-ра Мухамедьярова на 1926 год в кантонах ТР имелось 95 медицинских участков, включая и кантональные города, из них врачебно-больничных участков 66, врачебных амбулаторий 29 и самостоятельных фельдшерских пунктов—50. Наибольший радиус участка доходит до 40 в. и на 1 участок в среднем приходится 28.923 чел. Общее число коек в кантонах—2.069. Другую картину мы видим в гор. Казани, где количество коек наркомздравских—1 040, Клинического института—»0 и Казанского университета—280, а всего 1.760. Из рассмотрения лечебной сети мы можем предположить, что в сельских местностях большинство венериков не попадает в нашу регистрацию, а в городе, скорее всего, регистрируется несколько раз.

Ошибка, могущая быть в .городе вследствие обращения больного сразу в несколько лечебных учреждений, выравнивается до некоторой степени тем, что больные, пользуемые частнопрактикующими врачами, не учитываются. Из всего изложенного видно, что используемые нами данные далеко не полны, нуждаются в значительных поправках и ни в коем случае не могут дать исчерпывающей картины о действительной заболеваемости венерическими болезнями населения, но тем не менее мы полагаем, что и при этой предпосылке цифры и показатели нашей работы, имеющие лишь ориентировочное значение, все же могут послужить предварительным материалом для дальнейшего изучения вопроса.

Всего по АТССР в 1926 г. зарегистрировано первично венерических больных 12.212, в 1927 г.—13.204, в 1928 г.—12.2», которые распределяются по роду болезни следующим образом: (см. табл. №№ 1, 2, 3 стр. 722).

Кантональные города нами везде отнесены к сельским местностям, т. к. из них только 3 (Бугульма, Елабуга, Чистополь) имеют население свыше 10.000 человек, а остальные в среднем 3—4 тысячи, и все кантональные города с прилегающей сельской территорией считаются первыми медицинскими участками кантона.

Сопоставляя %°/с соотношения между отдельными формами венерических болезней в АТССР в 1928 г. с данными С. Я. Го л о со в кера за 1925 г. мы видим, что за 3 года сифилис снизился с 57,4 до 46,7, а гонорея поднялась с 40,9 до 52,3. Из наших таблиц видно, что в городе наиболее распространена гонорея, в ы кантонах-сифилис, по 41,7% гонореи на селе с достаточной ясностью подтверждает выражение А.Н. Федоровского, что гонорея, считавшаяся в довоенное время «городской » болезнью в настоящее время приобретает право гражданства и среди сельского населения.

Остановимся теперь на формах проявлений сифилиса в АТССР, что видно из таблицы № 4.

Сопоставляя соотношение между отдельными формами сифилиса за 1925 г. і) и 28 г.л мы обнаруживаем повышение сифилиса первичного с 6,4% до 10,1 и сифилиса III с 35,0 до «,3 и снижение сифилиса II с 53,2 до 44,3% по ТССР, а по гор. Казани повышение сифилиса Г с 8,1 до 25,1%, сифилиса III с 24.6 до 30 8 и снижение сифилиса II с 63,1 до 40,8. Факт этот косвенно указывает, что больные стали раньше обращаться за помощью и лечебная помощь им стала более доступной. Сколько приходится зарегистрированных венерических больных на 10.000 населения в довоенное время и в послереволюционные годы, видно из следующей таблицы № 5.

Анализ таблицы показывает, что обращаемость больных, страдающих сифилисом и мягким шанкром, по городу снизилась, а с гонорреей увеличилась.

Коэффициент же обращаемости по быв. Казанской губ. по сравнению с Татреспубликой показывает уменьшение обращаемости сифилитиков. Факт этот заслуживает внимания и не может быть объяснен недостатком нашей регистрации или ухудшением лечебной сети, ибо лечебная сеть Татреспублики в настоящее время количественно выше сети 1913 года быв. Казанской губ. Факт этот должен быть объяснен, повидимому, изменением границ бывшей Казанской губернии при образовании АТССР, с преобладанием татарского населения, а отчасти, быть может, действительным уменьшением заболеваемости сифилисом. На этом явлении мы остановимся дальше, а пока обратим внимание на распространение* венерических болезней по кантонам и районам ТР.

Из приводимых ниже 2 таблиц мы видим, что наиболее пораженными сифилисом в 1928 году являются Спасский, Чистополі ский, Бугульминский и Буинский кантоны, Агрызский район, где зарегистрировано сифилитиков выше среднего (18,1%) для кантонов Татреспублики. Все эти кантоны, за исключением Агрызского района, были обследованы вен- отрядами, давшими возможность выяснить приблизительно степень истинной пораженности населения этих кантонов. Работа венотрядов подтвердила, что больные за медпомощью обращались редко. Ио данным Чисто- польского и Спасского отрядов из обнаруженных сифилитиков 54—60% совершенно не обращались за медицинской помощью. Таким образом, мы еще раз подчеркиваем, что наши материалы не могут претендовать на освещение истинных размеров распространения венерических боіезней в Татреспублике, а дают лишь ориентировочные сведения по данному вопросу.

Мы разбирали распространенность венболезней на основании первичной обращаемости, но эти данные не дают характеристики движения венерических болезней, т. к. зависят от многих случайных факторов, как-то: усиление или ослабление деятельности противовенерических организаций, повышение санитарной грамотности среди широких масс и от целого ряда других условий. Поэтому совершенно прав д-р Г. Д. Хороший, указывая на важность выведения процентных соотношений между отдельными венболезнями не только из числа первичной посещаемости ио этим болезням, но и из числа свежих заболеваний. К свежим заболеваниям относятся все случаи мягкого шанкра, острой гонорреи, все случаи сифилиса I и сифилиса II в свежей форме. Но в отчетах не венерологических лечебных заведений не дано подразделения сифилиса II на свежую, рецидивную и скрытую форму % Поэтому мы вынуждены соотношение—сифилис II: свежий сифилис II—взять только из данных по специальным венерологическим учреждениям и перенести это соотношение на данные всех медицинских учреждений, как это делает А. Н. Федоре в с к и й для Украины. По данным кантональных диспансеров свежая форма среди сифилиса II в 1926 году составляла 42,5°/°, в 1928 г'—18,7%,. а по данным городских диспансеров (Казань) в 1926 году 33,4% и в 1927—13,9%.

Перенося эти %% к соответствующим отчетным данным, мы выводим показатель заражаемости или количество свежих заболеваний сифилисом на 10.000 чел. населения, который виден из следующей таблицы № 7.

Анализируя настоящую таблицу и сопоставляя с данными обращаемости, приходится отметить уменьшение заражаемости сифилисом по городу при параллельном уменьшении обращаемости, как по сравнению' с довоенным периодом, так и по сравнению с предшествующим годом. Что касается сельских местностей, то по сравнению с предыдущим годом,, мы там обнаружили уменьшение заражаемости при увеличении обращаемости населения за противовенерической помощью, что подтверждает высказанное нами и выше предположенное об уменьшении заболеваемости сифилисом.

Для сравнительной оценки заражаемости населения Татреспублики приведу таблицу заражаемости населения Украины за 1925-26 год, заимствованную у д-ра Федоровского и представляющую сопоставление с таковой же севеоных стран за 1924 год.

Как видно из этой таблицы, показатель заражаемости сифилисом ' по Татреснублике почти совпадает с показателем Норвегии и несколько ниже показателя Украины.

Нас интересует еще вопрос о распространении венболезней среди отдельных народностей ТР. По данным переписи 1926 года население Татреспублики 2.594.032 распределено этнографически: татар 48,8%, русских 43,1 %, нац. меньшинств: чуваш 4,9%, мордвы 1,4%, вотяков 0,9%,. мари 0,5% и проч. 0,4%. Из зарегистрированного числа венерических больных по городу в 1926 г. на долю татар падает 18?8%, в 27 к 19,8%, и в 28 г. 21,8%. На село в 1926 г. 23,1%, в 27 г. 25,2°/° и в 28 г. 25%. По таблице 4-й мы видим преобладание свежих форм сифилиса среди татар, что указывает на растущую заражаемость последних. В подтверждение этого факта приведу таблицу № 9 (см. стр. 728).

Если в смысле сифилиса татарское население более благополучно по сравнению с русским, то в отношении гонорреи оно приближается к общему показателю Татреспублики.

Среди национального меньшинства Татреспублики сифилис преобладает над гонорреей, а из форм сифилиса превалируют поздние формы над    свежими. Из таблицы № 5 видно, что по пораженности сифилисом на селе нац. Меньшинства занимают первое место. В силу целого ряда бытовых особенностей национальных меньшинств ТР венерические болезни вообще распространялись среди них значительно больше, чем среди татар, а недостаточное медицинское обслуживание до революции способствовало распространению среди них сифилиса даже больше, чем среди русской части населения.

Теперь сопоставим наши данные с довоенными данными учета венерических больных. По отчетам Управления главного врачебного инспектора в довоенное время сифилис в России обнаруживал непрерывную тенденцию к росту. Распространение его по отдельным районам шло неравномерно и в частности для некоторых Поволжских губерний коэффициент сифилиса постепенно снижался и в быв. Казанской губ. с 1902 г. по 1913 г. снизился с 66%оо» до «,2%00. Сравнивая распространение сифилиса в АТССР с быв. Казанской губ., констатируем снижение сифилиса с 1913 г по 1928 г. с « 2 до 22,О%оо» а в гор. Казани с 106?2 до 75,3%оО, а показатель заражаемости с 29,1до 22,2%оо (за 27 г.). Мягкий шанкр по городу дал снижение с 12,5%Оо ДО 3,О%оо, но гоноррея дала повышение с 82,1 до 18О,9%оо-

Картину охвата венерических больных отдельными медсанучреждениями иллюстрирует таблица № 10.

Сравнивая обращаемость больных, мы видим, что диспансеры в в городе охватили половину зарегистрированных больных, а в кантонах свыше 20% Культурно-отсталые народности больше обращаются в диспансеры, куда они привлекаются методом работы этих учреждений.

 

*) Доложено на П-й научной конференции врачей ТР.

1) Цифры за 1925 г. везде приводятся по данным д-ра С. Я. Голосовкера.

1) В 1927 г. Означенные кантоны подвергались перѳрайонированию: Тетюшский кантон слился с Буинским. Из Свияжского кантона образовались: Свияжский, Нуральтский, Теньковский и Кайбицкий районы. Из Лаишевского  к-на - Лаишевский и Рыбно-Слободский районы. Часть Арского к-на выделена в Казанский, а часть Елабужского в Агрызский район.

1) Нет подразделения и в отчетах вендиспансеров, начиная с 1928 г., вследствие сокращения отчетности.

×

About the authors

B. S. Bikkenin

Clinic of Skin and Venereal Diseases of the Kazan State University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Assistant at the Clinic of Skin and Venereal Diseases of the Kazan State University

Russian Federation, Kazan, Russia

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Bikkenin B.S.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies