The relationship between the presence of natural counterbodies and the body's ability to produce artificial

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The observations of a number of researchers on the immunization of various species of animals and the vaccination of humans with antigens of plant and animal origin and their metabolic products unquestionably confirm the fact that the formation and growth of antibodies occurs the better and easier the more natural antibodies are available in relation to the injected

Full Text

Наблюдения целого ряда исследователей над иммунизацией различных видов животных и вакцинацией людей антигенами растительного и животного происхождения и их продуктами обмена веществ с несомненностью подтверждают тот факт, что образозание и нарастание противотел происходит тем лучше и легче, чем ботыпе имеется в наличности естественных противотел по отношению к вводимому в организм животного антигену. Так, Sordelli и Glenny указывают, что лошади с высоким содержанием естественного дифтерийного антитоксина очень подходяща для изготовления крепкой дифтерийной сыворотки. St. В ocher на основании изучения этого практически важного вопроса приходит к выводу, что высокий нормальный титр является хорошей предпосылкой для образования аналогичных антител при искусственной иммунизации. Для образования дифтерийного антитоксина у лошади нормальный титр в ?20 А. Е. является хорошим индикатором. Для изготовления гемолитического амбоцептора по Ponta по пригодны в особенности животные, сыворотки которых богаты естественными гемолизинами. Doi ter наблюдал, что животные с нормальными агглютининами, направленными против кровяной группы А, легко продуцируют иммунтела в отношении А. Hirszfeld nBrokman наблюдали, что дети Schick- и Dick- положительных родителей очень трудно поддаются иммунизации и обратно-—дети Schick-и Dick-отрицательных родителей—легко. Все эіи наблюдения показывают, что наличность естественных противотел служит выражением специфической Готовности организма реагировать на введение антигена быстрой выработкой соответствующих иммунтел.
Организм не представляет из себя серологической tabula rasa, на которой иммунизаторное раздражение безразборчиво может запечатлеть все, что угодно. Мы можем, говорить Hirszfeld, образование антител сравнить с рефлексом. Так, некоторые рефлексы предсуществуют без всякого индивидуального упражнения. В полной аналогии с этим стоит тот факт, что некоторые нормальные антитела появляются в сыворотке без специфического раздражения. Другие рефлексы, хотя и предсуществуют, но для своего проявления должны быть усилены посредством ин- , дивидуального упражнения. Такое сходство мы можем видеть в тех антителах, существование которых нормально отсутствует в организме и которые появляются благодаря адекватному раздражителю. Таким образом способность к образованию противотел переходит из потенциального состояния в кинетическое. Респансивность организма движется по предсу- ществующим путям, а нормальные антитела представляют из себя не что иное, как спонтанно созревшие серологические рефлексы.
Таким образом, мы находим ряд указаний, что наличность естественных противотел является указанием на свойственную данному экземпляру животного способность легкой выработки иммунтел к соответствующему антигену при искусственной иммунизации. С другой стороны, лабораторная практика давно уже чисто эмпирически привела к правилу пользоваться определенными видами опытных животных для получения тех или других иммунных сывороток, выбрав наиболее выгодные комбинации антигена и вида животного. A priori поэтому можно предполагать, что для определенного вида животного в связи со свойственной ему, как виду, способностью легкой продукции противотел к данному антигену должно быть характерно, если не как постоянное, то как очень частое явление, содержание соответствующих естественных противотел при нормальных условия. Для проверки этого положения мы остановились на исследовании содержания естественных гемолизинов к красным кровяным шарикам различного происхождения у кроликов и морских свинок, испытав в дальнейшем в соответствии с полученными результатами способность определенных животных реагировать выработкой противотел при иммунизации их соответствующими антигенами. В первую очередь нас интересовали гемолизины к шарикам барана в виду того, что гемолитическая противо-баранья сыворотка, обычно получаемая в лабораториях от кроликов, имеет самое широкое применение в нашей лабораторной практике. Кроме шариков барана мы исследовали в качестве антигена красные кровяные шарики лошади, человека и коровы. С целью выявления наличности естественных гемолизинов в сыворотке кроликов и морских
свинок к красным кровяным шарикам различных видов животных, нами было исследовано 64 кролика и 95 морских свинок. 28 кроликов исследовано на гемолизины к красным кровяным шарикам барана—положительный результат дали 22 кролика, из них 12 дали + + + +, 4 + + 2 + + и +; 12 кроликов исследованы на гемолизины к красным кровяным шарикам человека—положительный результат дали 8 кроликов, из них дали 2+ + + + , 4 + + + ,1+ + и 1 + ; 12 кроликов исследовалось, к красным кровяным шарикам лошади—положительный результат дали 7 кроликов, из них дали: 4+ + , 2 + и 1-следы гемолиза; 8 кроликов исследовано к расным кровяным шарикам коровы—положительный результат дали 4 кролика, из них дали: 3 + и 1—следы гемолиза. 50 морских свинок исследовано на естественные гемолизины к красным кровяным шарикам барана—положительный результат дали 27 морских свинок, из них дали: 6 4+ + +, 3 + + +, 13 + и 6—следы гемолиза; 21 морская свинка исследована к красным кровяным шарикам человека—положительный результат дали 4 морских свинк—только следы гемолиза; 13 морских свинок исследовано на красные кровяные шарики лошади—положительный результат дали 4, из них дали: 1 + +, 1+ и 2 следы гемолиза; 18 морских свинок исследовано к красным кровяным шарикам коровы—положительный дали 9, из них 3 + + +, 3 + + и 3+. Полученные результаты показывают, что как у кроликов, так и морских свинок из исследованных нами гемолизинов чаще всего и в наибольшей концентрации обнаруживаются гемолизины к красным кровяным шарикам барана/ причем, если провести сравнение между кроликами и морскими свинками, то оказывается, что кролики, как по частоте, так и по богатству содержания естественных гемолизинов, значительно превосходят морскую свинку. Соответственно полученным результатам следует ожидать, что кролик должен быть лучшим доннором иммунной гемолитической противобараньей сыворотки, чем морская свинка, а кроме того и тот,, и другой вид животного должны при искусственной иммунизации успешнее всего отвечать выработкой гемолизинов именно к этому виду красных кровяных шариков, чем к другим из исследованных нами. При проверке этого положения мы убедились в его правильности. Мы поступали следующим образом. Опытным животным мы производили однократную инъекцию в ушную вену или внутрибрюшинно 0,5 куб. сан. промытой крови и спустя 7—8 дней исследовали их сыворотку на содержание гемолизинов. Для опытов мы подбирали, с одной стороны, животных с наиболее богатым, а с другой, наименьшим содержанием или, по возможности, с полным отсутствием естественных гемолизинов к тому сорту шариков, которые затем применялись для иммунизации животного. Животные подбирались по возможности одинакового веса. Для примера приведем несколько относящихся сюда протоколов.
Опыт № 1-й. От кроликов №№ 11 и 14 взята из ушной вены кровь для исследования сыворотки на естественные гемолизины к красным кровяным шарикам барана. К 10 каплям инактивированной сыворотки прибавлено 5 капель 5% взвеси промытых красных кровяных шариков барана и 5 капель свежей сыворотки морской свинки, разведенной в отношении 1:10. В качестве контроля служила пробирка, содержащая 10 капель физиологического раствора NaCl, 5 капель 5% взвеси красных кровяных шариков барана и 5 капель разведенной свежей сыворотки морской свинки. Пробирки переносились на 1 час в термостат при 37°СТ после чего отмечались результаты гемолиза. В сыворотке кролика № 11 гемолизинов не обнаружено вовсе (гемолиз отсутствует), в пробирке с сывороткой № 14-полный гемолиз (+ + + +). В этот же день оба кролика получили внутривенно по 0,5 кб. сан. промытых красных кровяных шариков барана. Через 7 дней у обоих кроликов взята кровь для исследования па содержание гемолизинов. Сыворотки и того, и другого кролика, после инактивирования, разведены физиологическим раствором NaCl в отношении 1:10, 1:20, 1:40, 1:80, 1:160, 1:320. В опытные пробирки прибавлялось по 1 к. с. одного из указанных разведений иммунной сыворотки, по 1 куб. см. 5% взвеси красных кровяных шариков барана и 1 к. с. свежей сыворотки морской свинки разведения 1:10.
Результаты отмечались через час пребывания в термостате при 37°С.
Таблица № 1.
Примечание', количеством крестов (4-) обозначается степень гемолиза, причем +4—обозначают полный гемолиз, 0—отсутствие гемолиза.
Опыт № 2. Сыворотка кроликов №4 и № 5 исследовалась на содержание «естественных гемолизов к красным кровяным шарикам человека. Схема постановки опыта та же, что и в опыте № 1. Результаты: сыворотка кролика № 4 дала гемолиз +, сыворотка кролика № 5 дала + ++• Оба кролика получили интравенозно по 0,5 кб. сан. промытых кровяных шариков человека. Исследование сывороток, произведенное через неделю, дало следующие результаты:

Таблица № 2.

Опыт № 3. Свинки № 505 и 538 предварительно обследованы на содержание естественных гемолизинов к красным кровяным шарикам барана, лошади и человека. Сыворотка свинки № 505 не дала гемолиза ни с одним из указанных сортов красных кровяных шариков; сыворотка № 538 дала гемолиз бараньих шариков +-Ы-+, лошадиных ++ и человеческих—следы. Обе свинки инъецированы интерперитонеально по 0,5 куб. см. промытых шариков барана. Через неделю взята проба для исследования сыворотки на гемолизины к красным кровяным шарикам барана и в этот же день обе свинки получили внутрибрюшинно по 0,5- к. с. промытых шариков человека. Через неделю снова взята кровь для исследования сывороток на гемолизины к шарикам человека. Результаты первого и второго исследования представлены в нижеследующей таблице:
Таблица № 3.
Целый ряд опытов, поставленных по вышеприведенной схеме давал постоянно один и тот же результат. Мы не приводим здесь образцов опытов с иммунизацией лошадиными красными кровяными шариками, так как они ничего нового по существу не вносят. Отметим только, что морские свинки и кролики, даже содержавшие естественные гемолизины к лошадиным шарикам, очень трудно продуцировали сооответствующие гемолизины, подобно тому как морские свинки, которые характеризуются крайне редким и очень небогатым содержанием гемолизинов к человеческой крови, давали и при искусственной иммунизации с большим трудом и очень небогатые по содержанию этих гемолизинов сыворотки^ не больше при разведении сыворотки ?ю- Слабо выраженная способность кроликов и морских свинок продуцировать гемолизины к лошадиной крови находится в соответствии с бедным содержанием в их сыворотках соответствующих естественных гемолизинов. Как легко видеть из приведенных выше примеров, содержание естественных гемолизинов к тому или другому виду крови, несомненно, может служить прекрасным мерилом, позволяющим судить о присущей данному индивидууму способности к выработке тех же гемолизинов под влиянием специфического иммуннизаторного раздражения. Из опытов видно, что чем выше концентрация естественных гемолизинов, тем выше при одинаковых условиях иммунизациии и титр получаемых иммунных сывороток.
Выше мы уже указывали, что наиболее частой находкой из исследованных нами сортов гемолизинов, как у кроликов, так и морской свинки, оказались гемолизины к красным кровяным шарикам барана, затем по частоте и по высоте концентрации следуют у кролика гемолизины к красным кровяным шарикам человека, потом лошади и, наконец, коровы, а у свинки на втором месте после гемолизинов к бараньим шарикам стоят гемолизины к шарикам коровы, за ними следует лошадь и человек. Исследуя одно и то же животное одновременно на присутствие естественных гемолизинов к различным сортам шариков, мы обратили внимание на определенную закономерность, наблюдающуюся в содержании различных гемолизинов: наиболее редко встречающиеся гемолизины (к красным кровяным шарикам лошади, коровы, а у свинки, кроме того и гемолизины к человеческой крови) мы обнаруживали только у тех кроликов и морских свинок, которые отличались наиболее богатым содержание гемолизинов к шарикам барана, что является, как мы говорили выше, наиболее частой находкой у этих животных. Наоборот, нам ни разу не удавалось обнаружить у животных редко встречающиеся гемолизины без того, чтобы одновременно не обнаружить в еще большей концентрации гемолизинов к шарикам барана. Существует, таким образом, некоторая зависимость в содержании различных естественных гемолизинов. Получается впечатление, что содержание естественных гемолизинов к различным сортам крови представляет собой как бы выражение одной и той же функции организма, которая на первых ступенях своего развития приводит к появлению в сыворотке лишь гемолизинов к шарикам барана, а затем в порядке постепенности, по мере развития этой функции, начинают появляться и гемолизины к другим сортам крови. Таким образом, наличность естественных гемолизинов к шарикам барана может как будто служить вообще мерилом некоторой серологической зрелости организма кролика и морской свинки, а вместе с тем и его способности реагировать выработкой иммунтел не только к этому антигену, но и к другим, если иметь в виду, по крайней мере, гемолизины. Это положение мы пробовали проверить, правда на небольшом материале опытных животных, и получили в общем подтверждающий результат.
Если, таким образом, в отношении гемолизинов у нас составилось определеннее убеждение, то естественно возник вопрос, не может ли наличность естественных гемолизинов к шарикам барана служить указателем способности организма к выработке не только различного рода гемолизинов, но и противотел к антигенам бактериального происхождения. Так как ответ на этот вопрос, как нам кажется, мог бы представлять определенный интерес и с точки зрения человеческой патологии и эпидемиологии вообще, то мы решили проверить это положение непосредственно на человеке. Для наших наблюдений мы воспользовались прививочной кампанией к брюшному тифу и паратифу В среди слушателей Казанского медтехникума. План наших исследований был следующий: до начала вакцинации у подлежащих вакцинации лиц мы брали крсвь для исследования с мворотки на естественные гемолизины к шарикам барана, а также и на агглютинины к b. thyphi abd. и. parat. В. Всего нами исследовано 30 человек. Полное отсутствие гемолизинов к шарикам барана обнаружено лишь у 4 человек, остальные содержали гемолизины и часто в высоком титре (мы брали предельное разведение сыворотки у40). Почти также часто, но всегда в невысокой концентрации (в. б. сл. при разведении 1:10, 1:20), обнаруживались и агглютинины. Однако, постоянного параллелизма или определенной зависимости в содержании тех и других противотел нам подметить здесь не удалось: лица, в сыворотке которых открывались гемолизины с высоким титром, содержали агглютинины с небольшой концентрацией или даже совсем их не имели и наоборот. То же самое явление отмечено Hirszfeld’oM и 8 еу de Гем при исследовании ими кроликов, среди которых встречается индивидуумы—носители гемолизинов и агглютининов, или только гемолизинов, или только агглютининов, или наконец, несодержавшие ни гемолизинов, ни агглютининов.
Указанное обстоятельство, т. е. отсутствие зависимости в содержании тех и других противотел, a priori делало вероятным предположение, что результаты вакцинации человека к тифу и паратифу В не будут находиться в какой-либо зависимости от предсуществования или отсутствия у них гемолизинов. Последующая проверка вакцинируемых нами лиц, предпринятая спустя 10 дней после последней (3) инъекции вакцины, показала, что почти все вакцинированные содержали агглютинины как к палочке тифа, так и паратифа в значительно более высокой концентрации (до 1:250 и выше), чем до вакцинации; титр агглютининов был тем выше, чем в большем количестве эти противотела обнаруживались до начала вакцинации, а у двух лиц из числа не содержавших естественных агглютининов к палочке тифа, последние не были обнаружены и после вакцинации. Наоборот, образование или нарастание агглютининов под влиянием вакцинации не позволило подметить какой-нибудь зависимости от предсуществования естественных гемоіизинов.
Подводя итоги нашим исследованиям мы считаем возможным сделать нижеследующие выводы:
1)Предсуществование естественных гемолизинов у нормальных животных (в наших опытах у кроликов и морских свинок) и агглютининов (у человека) может служить мерилом способности этих животных к продукции соответствующих противотел при искусственной иммунизации.
2)Из исследованных нами естественных гемолизинов наиболее частой находкой у кроликов и морских свинок являются гемолизины к шарикам барана и наиболее редким—к шарикам лошади и коровы, а у свинок, кроме того, и гемолизины к шарикам человека; в соответствии с этим находится и тот факт, что указанные виды животных наиболее успешно продуцируют при искусственной иммунизации гемолизины к шарикам барана.
3)В содержании естественных гемолизинов к различным сортам крови у исследованных нами опытных животных отмечается определенная закономерность, выражающаяся в том, что наличность редко встречающихся естественных гемолизинов, как правило, сопровождается одновременно нахождением у этого животного и гемолизинов, часто встречающихся у данного вида.
4)Наоборот, наличность естественных агглютининов (к b. thyphi abdom. и parat. В у человека) не связана с одновременным присутствием гемолизинов к шарикам барана, и успешность образования агглютининов при вакцинации не зависит от содержания естественных гемолизинов.
В заключение приношу свою искреннюю благодарность профессору В. М. Аристовскому, как за предложенную тему и руководство пра исполнении работы, так и за предоставление в мое распоряжение большого количества опытных животных, связанное со значительными материальными затратами.

×

About the authors

C. M. Enaleev

From the laboratory of the Department of Microbiology of the Kazan State University and the Microbiological Institute of the People's Commissariat of Health of the TSSR.

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Enaleev C.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies