On the issue of active therapy for alcoholism

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Along with the prevention of alcoholism, expressed in raising the cultural level of the population, improving work and life, widespread anti-alcohol; propaganda, development of a sufficient network of schools, clubs, libraries, reading rooms, radio, anti-alcohol education of growing youth, etc., we also must not forget about the treatment of the already existing cadre of alcoholics. The treatment of alcoholism has been practiced since ancient times. A galaxy of outstanding minds from different eras were looking for a "philosopher's stone" that could heal alcoholics from their illness; and in spite of disappointment after disappointment, mistake after mistake, the pursuit of the elec- syr of sobriety continues and does not stop for a minute. Treatment of alcoholics simply reached the point of absurdities, for example, several centuries ago, alcoholics were treated with an extract of frog maceria in alcohol, a spoonful 2 times a day. In England, for a long time, some prominent scientists pinned their hopes on cocoa as a means that could replace and supplant alcohol. Some pundits in their time opposed vegetarianism to alcoholism, believing that with a vegetarian diet, alcoholism cannot take place, but we do. we see just the opposite, for the most underpowered strata of the population, by virtue of necessity due to lack of funds, who eat vegetarian food, are the most susceptible to alcoholism.

Full Text

Наряду с профилактикой алкоголизма, выражающейся в поднятии культурного уровня населения, оздоровлении труда и быта, широкой антиалкогольной; пропаганде, развитии достаточной сети школ, клубов, библиотек, читален, радио, антиалкогольном воспитания растущей молодежи и т. д., мы также не должны забывать о лечении уже имеющегося кадра алкоголиков. Лечением алкоголизма занимались еще в глубокой древности. Плеяда выдающихся умов разных эпох искала «философского камня», могущего исцелить алкоголиков от их недуга; и несмотря на разочарование за разочарованием, ошибку за ошибкой, погоня за элек- сиром трезвости продолжается и ни на минуту не прекращается. Лечение алкоголиков доходило просто до несуразностей, так например, несколько столетий тому назад алкоголиков лечили экстрактом мацерии лягушек в алкоголе, по ложке 2 раза в день. В Англии долгое время некоторые видные ученые возлагали надежду на какао, как на средство, могущее заменить и вытеснить алкоголь. Некоторые ученые мужи в свое время алкоголизму противопоставляли вегетарианство,, считая, что при вегетарианском питании алкоголизм не может иметь места, но мы. видим, как раз противное, ибо наиболее маломощные слои населения, в силу необходимости из-за отсутствия средств питающиеся вегетарианской пищей, как раз- наиболее подвержены алкоголизму.
Д-р Mason добыл интересные сведения о взглядах на пьянство и его лечение. существовавших более трехсот лет тому назад. В изученном им сочинении Wirtrung’a, написанном в 1617 году, взгляд на пьянство, бывший в то время, мало чем отличается от современного учения о пьянстве. В этой книге говорится, что пьянство болезнь и при том болезнь ужасная, которую автор помещает сейчас, же после учения о чуме. Признаки этой болезни он описывает почти такими же, как и в настоящее время. Наше современное лечение не намного опередило лечение, проводившееся 313 лет тому назад. Автор требовал не давать таким лицам алкоголя, чтобы устранить основную причину болезни, как антидот рекомендовал горький миндаль, лимон, мед, так как будто эти средства оттягивают действие алкогольных паров на мозг. По словам Wіrtrung’a, некоторые одевали на голову венок из шафрана и фиалок; полагали также, что прекрасно действует против пьянства аметист. Wirtrung к этим средствам относился скептически и советовал при опьянении вызывать рвоту, давать снотворные, производить ароматические растирания, на голову класть компресс из сока соленых огурцов и т. д. Наряду с этим должна быть легкая питательная диэта.
В конце XVIII и XIX веке хинная корка пользовалась славой антиалкогольного антидота, и один шарлатан так ее рекламировал, что десятки тысяч людей стекались к нему за получением этого «могущественного антидота».
Метод, основанный на принципе similia similibus curantur, состоял в том,., что к каждому блюду прибавлялось достаточное количество спирта в надежде на. то, что этим удастся вызвать отвращение к алкоголю, давно уже отжил. Пропета также вечная память многим патентованным средствам, наводнявшим собой рынок, не приносившими никому, ^кроме изобретателей, пользы. Если некоторые из этих средств и имели некоторый успех, то он базировался исключительно на психотерапии. В‘конце XIX века выплыли на сцену extractum coca и strychnin, которым приписывали антиалкогольные свойства; о последнем упомяну особо. Во второй половине XIX и первом десятилетии XX столетия большую надежду возлагали на лечение алкоголизма гипнозом, и ряд видных ученых (Бехтерев,. Форель, Левенфельд) считали чуть ли не 7О°/о алкоголиков, подвергавшихся гипнотерапии, выздоровевшими, но и гипнотерапия радужных надежд не оправдала и все более и более вытесняется рациональной психотерапией по Дюбуа и другим авторам. Имеются попытки лечить алкоголизм психоанализом, но последний не нашел себе должного применения в СССР.
Современное лечение алкоголизма состоит из следующих компонентов: 1) немедленного прекращения употребления спиртных напитков; 2) лекарственной терапии, задачи которой: улучшить самочувствие, урегулировать сон, укрепить нервную систему и поднять питание организма; 3) психотерапии, задача которой: укрепить волю, вызвать отвращение к спиртным напиткам, сообщить больному уверенность в своих силах и плюс пункты 2 отд; 4) гидро-электротерапии, значение которой общеизвестно; 5) воздействия на быт больного, устранения причин, способствовавших развитию алкоголизма.
Безуспешное или малоуспешное действие многочисленного арсенала лекарственных средств породило в XX веке реакцию к лекарственной терапии алкоголизма, а потому и неудивительно, что таковая многими совершенно заброшена, но уже сам по себе пустой факт принятия даже по сущности индифферентного средства настолько большой психотерапевтический фактор, что пренебрегать им ни в коем случае не следует. Современная терапия алкоголизма обогатилась новым способом лечения: введением под кожу кислорода по методу Toulouse, который почти во всех Наркодиспансерах завоевал себе должное место. Применение кислорода основано на свойстве его вызывать эйфорию, что облегчает некоторые неприятные симптомы при воздержании от алкоголя, привлекая этим больных к данному способу лечения. Исследования показали (Лифшиц, Смородинцева), что кислород повышает количество гемоглобина крови и увеличивает ее сухой остаток, ибо по некоторым наблюдениям кровь при хроническом алкоголизме обедневает гемоглобином и эритроцитами, кислород же эту недостаточность быстро выравнивает. Кислород обыкновенно назначают по 200—300 кубиков подкожно, через день или ежедневно в зависимости от статуса, втечение 1-го— 2-х месяцев. Противопоказаниями служат: эпилепсия, активный туберкулез, декомпенсированные пороки сердца, заболевания почек. Глинчиков наблюдал нередко при подкожном введении кислорода нагноения. В Московских наркодиспансерах отмечен один случай смерти во время процедуры вдувания кислорода, который произошел, по всей вероятности, от газовой эмболии. При правильной технике и соблюдении соответствующих предосторожностей осложнений, как правило, не наблюдается. Я лично, больше чем на 4000 вдуваний кислорода, не наблюдал ни одного осложнения.
В последнее время некоторые наркологи употребляют сернокислый атропин, употреблявшийся еще ранее (Р. И. Тувим) (0,5 на 200,0 Aq. destil по 2— 3 чайных ложечки на .день, прибавляя на 5-й и 6-ой день по полложечки, доходя до 8 чайных ложечек на день). Последний применяется тайно от больного, в случаях, когда больной не желает лечиться, в пище или питье. Появляющаяся от интоксикации атропином сухость полости рта, извращенный вкус от спиртных напитков, расстройство зрения от паралича аккомодации заставляют больного считать все эти явления вызванными алкоголизмом и многие бросают пить. Я лично этого метода не применял, не могу высказаться ни за, ни против, но считаю данный метод довольно рискованным, могущим привести иногда к печальным результатам.
Делались попытки лечить дипсоманию insulin’oM, считая, что при последней имеется недостаточность функции pancreas; попытки, как и следовало ожидать, кончились полным крахом (Голпсихколония). Некоторые наркологи (Фельдман) пробовали лечить алкоголизм Іуро-сегеЪгіп’ом Лифшица, никаких реальных результатов не получилось. Чисто эмпирически проводятся при алкоголизме интравенозные вливания sol. calcii chlorati LO°/o по 5—7 куб. через день, втечение 2—4-х месяцев, имеющие главным образом психотерапевтическое значение, правда, во многих случаях дающие благоприятный результат.
Чисто симптоматическим средством следует считать выброшенный на рынок и широко рекламируемый немецкой фирмой «квадронал», назначаемый по 2 таблетки 3 раза на день. Правда, испытывая данное средство на своих больных, я отмечал у последних улучшение самочувствия, благоприятное действие на головную боль, разбитость, и его вернее нужно рекомендовать при опьянении или в похмельи. При хроническом алкоголизме вряд ли от квадронала можно ожидать пользы.
Применяемое в последнее время интравенозное вливание 40% sol. urotro- pini по 2—4 кб. через 1—2—3—7 дней втечение 2-х, 3-х, 5-ти месяцев основано на суждении, что при хроническом алкоголизме нарушается обмен веществ, в крови скопляются продукты неправильного обмена веществ, вызывающие у алкоголиков плохое самочувствие, разбитость, головные боли, быструю утомляемость, уротропин же, благодаря своему мочегонному действию, способствует выведению этих веществ из организма, устраняя этим неприятные симптомы алкоголизма. Некоторые авторы (Кацман) находят уротропин специфическим средством против алкоголизма. Я лично, не являясь адептом 'какого-либо одного метода ,чисто с экспериментальной целью применял вливания 40% sol. urotropini на 50 больных хроническим алкоголизмом, комбинируя вливания с рациональной психотерапией по Дюбуа. Результаты лечения таковы: (наблюдения втечение 1—2 лет) 36 человек перестали пить с начала лечения, 14 человек продолжало пить. Из 36 переставших пить на первом месяце дали срывы 2 человека, на 2-м месяце 1 человек, на 3 м—2 человека; на 4-м—1 чел.; на 6—11 человек. У 3-х человек не удалось выяснить время срыва. Группа же в 16 человек не пьет втечение 1—2 лет. Следовательно, хороший длительный результат мы имеем лишь в 32% больных, лечившихся интравенозными вливаниями уротропина. Особой специфичности на алкоголизм уротропина я не вижу, а считаю уротропин, кроме его мочегонного действия, имеющим благоприятное влияние на печень, которая у многих алкоголиков недостаточна, а самую процедуру интравенозного вливания—большим психотерапевтическим фактором, небезразличным для алкоголиков.
Лечение стрихнином и мышьяком, в виде подкожных курсовых инъекций или в виде капель, имеет чисто симптоматическое значение, задача которого укрепить нервную систему и поднять питание организма. В последние годы выплыла на сцену всеми уже оставленная и забытая t-ra asae foetidae, назначаемая по 10—15 капель 3 раза в день. Ждать каких-либо хороших результатов от этого средства не приходится. Я лично пользы от t-rae asae foetidae не видел. Арсенал других новых и вновь извлекаемых из архива старых противоалкогольных средств, без меры выпускаемый на рынок усердными изобретателями, не заслуживает особого внимания. Не нужно забывать, что все лекарства являются настолько хорошей палкой, настолько плохим костылем, что ими можно и нужно пользоваться, но целиком опереться на них нельзя. Каждое, даже по сущности пустое само по себе лекарство в руках опытного врача-психотерапевта может быть радикальным. По меткому выражению проф. Минора, алкоголик, обращающийся к врачу, уже на 50% препарирован для выздоровления, а врач должен закрепить эту установку, в этом его задача. Прежде чем приступить к лечению, целесообразно больному назначить 2—3-хдневную выдержку; если этот срок выдерживается, больной приобретает известную уверенность в своих силах, ибо главная задача лечения должна заключаться в развитии у больного уверенности, что он с собой справится, укреплении и тренировании его воли.
В данной статье я хочу поделиться результатом лечения алкоголиков в Винницком округе и Рязани. После 2-х—3-хдневной выдержки я проводил больным подкожные вдувания кислорода по 250 - 300 кб. через день или ежедневно в зависимости от психического статуса втечение 2—3 месяцев.Втечение 2—3 месяцев больным делались 2. раза в неделю интравенозные вливания 40% sol. urotropini по 3—4 куб. При бессонице, раздражительности и перевозбудимости нервной системы, особенно при алкогольной эпилепсии, я проводил интравенозные вливания 10% sol. calcii bromati по 10 кубиков ежедневно, благотворно влияющие на 'все перечисленные симптомы и прекращавшие припадки алкогольной эпилепсии. Далее проводилась индивидуальная и коллективная гипнотерапия. Во время коллективной гипнотерапии не так нужно устрашать больных мрачными перспективами, как нужно их ободрить, дать надежду на лучшее будущее, и если они хоть немного уверены в своей будущей абстиненции, необходимо внушить им еще большую уверенность в свои силы. В процессе лечения я втягивал больных в антиалкогольную работу через участие в антиалкогольных ячейках, газете диспансера, Котибе и работе в антиалкогольном семинаре диспансера. В процессе лечения, в зависимости от физического статуса, больные получали курс инъекций мышьяка со стрихнином (25—30 штук).
Всего- лечилось вышеописанным способом и прослежено втечение 1—2 лет 277 алкоголиков, сделавших 4225 повторных посещений. По социальному положению алкоголики делятся так: 83 рабочих, 88 служащих, 3 членов семейств рабочих и служащих, 14 крестьян, прочих граждан 54, женщин 35. Душевные болезни в анамнезе у 12 человек, что составляет более 4%. Алкогольная наследственность имелась у 131 больного (47%). Алкогольный стаж больных следующий: от года до 5 лет—65 чел., от 5 до Ю^л.—127, от 10 до 15 л.—43, от 15 и выше—42 чел. Из них болело белой горячкой 16 и алкогольным галлюцинозом 26. В общем болело душевными расстройствами 15,16%. 40% больных значительно деградированы. По формам заболевания 234 болело хроническим алкоголизмом, 27 дипсоманией и 16 человек алкогольными душевными расстройствами. Из данной группы 28% болело венболезнями. Обычное количество выпиваемой водки 1—2 бутылки ежедневно. Почти у всех алкоголиков отмечалось понижение внимания, памяти и комбинаторной способности. Соматическое обследование выявило у 12,5% больных органические поражения сердца, у 8% заболевания легких и плевры. Увеличена и болезненна печень у 11% больных. Катарральные состояния желудка и кишек отмечались у 23%. В 3% был положительный [с. Bomberg’a. В 18% невротические боли по ходу нервных ветвей. Положительный Phrenicusphenomen у 37%. Положительный симптом Quinqaud у 68%.
Результат лечения, проведенного мной по вышеописанному способу, следующий. Из 277 перестало пить 208, продолжало пить 69. Из переставших пить дали срыв в конце 1-го месяца 13; на 2-м месяце 18; на 3-м месяце 12; на 4-м месяце 13; на 5 месяце—5; на 6 месяце—18; на 7 месяце и дальше срывов не наблюдалось. Всего срывов 79; особенно много срывов на 2 и 6 месяцах. Перевалившие за 6 месяц остаются пока абстинентами втечение 1—-2 лет. Анализируя ряд срывов, я пришел 'к выводу, что большая часть срывается благодаря соблазну своих 'товарищей, часть желает испробовать силы, а часть из-за любопытства: что, мол, ъ ним станется, когда он выпьет. Таким образом, мы видим, что из 277 человек- 129 человек (46,56%) не пьет втечение 1—2 лет; 79 человек (28% с дробью), хотя и сорвались, но дали известное улучшение; 69 человек (24,9%) без улучшения. Результаты лечения нужно считать вполне удовлетворительными, учитывая, что .лечение проводилось амбулаторно и контингент больных состоял из старых алкоголиков с солидным стажем. Соматические расстройства лечились по методам, при- меняемым современной терапией. Результаты лечения у переставших пить быстро ‘Сказываются. Больные быстро прибывают в весе, улучшается внимание, восстанавливается, хотя и более медленно, память, улучшается самочувствие, сон и аппетит, восстанавливается также соматическое здоровье. Каждый излечившийся алкоголик является живой антиалкогольной рекламой и проводником антиалкогольных идей. Важно в дальнейшем не порывать связи с больными, патронируя их, втягивая их в общественную и антиалкогольную работу.
Специфического средства против алкоголизма нет и трудно таковое предвидеть, а посему многие врачи-скептики считают напрасным трудом лечить алкоголиков. Успешность лечения зависит не так от лекарств, как от такта и умелого подхода врача, а потому и неудивительно, что результаты лечения у разных .авторов не одинаковы: колеблются от 0 до 70%. Только терпеливая, стойкая работа врача, не опускающего рук при неудачах, может служить залогом успешности в его трудной работе.

×

About the authors

I. Strelchuk

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Strelchuk I.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies