On the role of rats in the epidemiology of intestinal infections

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Typhoid fever, dysentery, paratyphoid fever and food-borne toxicoses of the paratyphoid type are relatively well studied bacteriologically. The spread of these diseases is mainly due to factors such as water, flies, bacilliform carriage in humans; in the case of paratyphoid toxic infections it is also due to insufficient veterinary surveillance at slaughter, unsanitary conditions of carcass transportation, lack of proper sanitary surveillance during storage and manufacture of various kinds of food products. The presence of the virus outside the epidemic period, for example in winter, is poorly understood. Experimental studies published in the literature on this subject are scarce and somewhat contradictory.

Full Text

Брюшной тиф, дизентерия, паратифы и пищевые токсикоинфекции паратифозного типа с бактериологической стороны сравнительно хорошо изучены. Распространение этих заболеваний связано, главным образом, с такими факторами, как вода, мухи, бациллоносительство у людей; в отношении токсикоинфекций паратифозного типа — также сказывается недостаточность ветнадзора при убое скота, антисанитарные условия перевозки туш, отсутствие надлежащего санитарного надзора при хранении и изготовлении различного рода пищевых продуктов. Вопрос же о нахождении вируса во внеэпидемическое время, например, зимой, изучен мало.

Опубликованные в литературе экспериментальные работы по этому вопросу не многочисленны и до некоторой степени противоречивы.

Так, Фрйслебен (1927 г.), для разрешения вопроса являются ли находящиеся в кишечнике здоровых животных бациллы паратифа В патогенными для человека, исследовал 50 диких мышей и 10 диких крыс. Кроме кишечника у этих животных исследованию подвергались: кровь из сердца, печень, селезенка, лимфатические железы и почки. При этом у диких мышей были найдены 14 штаммов Гертнера и 12 штаммов паратифа В, из коих 10 оказались микробами мясных отравлений типа Фрайбург и 2 типа Бреслау. В результате исследования 100 крыс, автором были найдены 13 штаммов бацилл Гертнера и 6 штаммов бацилл мясного отравления типа Фрайбург. Обнаруженные микробы ни культурально, ни серологически не отличались от штаммов патогенных для человека. На основании этих данных автор приходит к выводу о возможностей переноса бацилл мясного отравления крысами и мышами и необходимости | энергичного уничтожения последних.

Наоборот, Нафиц (1935) не удалось из 60 диких крыс выделить типичных представителей кишечно-тифозной группы. Все крысы, пойманные в окрестностях предприятия для утилизации отбросов, имели в кишечнике весьма значительную флору-протей, а выделенные 58 штаммов по реакции агглютинации не могут быть, по мнению автора, отнесены ни к одной из известных групп

Бухбиндер, Галл, Вилене и Нанет, заражая экспериментальным путем лабораторных | крыс паратифом В, установили, что 60°/о крыс были длительными выделителями возбудителя паратифа, причем некоторые из этих крыс оказались выделителями паратифозных микробов, даже спустя 10 месяцев. Авторы отмечают, что выделение бацилл I происходит не всегда регулярно, часто бывают свободные промежутки, во время которых крысы не выделяют микробов. Они допускают возможность, что некоторые / крысы могут остаться бацилловыделителями всю жизнь. Далее, исследования названных авторов доказали способность молодых крысят заражаться паратифом через молоко матери во время кормления.

Колодницкий и Кац (1936) произвели обследование 147 крыс и выделили 24 штамма I микробов кишечно-тифозной группы (типичный б. Шига, б. брюшного тифа, б. Гертнера и др.) — из толстых кишок 10, из тонких 11 и из мочи 3. Авторы сообщают, что путем кормления крыс пищей, смоченной суточной культурой б. Шига, им удалось получить 70°/о бациллоносителей. Опыты контактного заражения также дали положительный результат. Авторы приходят к выводу, что крысы могут иметь значение, как хранители и передатчики микробов кишечно-тифозной группы. И. Попович (1937) у 59,3о/0 крыс, пойманных в колбасном заведении г. Ясс, нашел в брюшных органах б. Гертнера. Выделенные штаммы оказались весьма патогенными для мышей и крыс.

Вышеизложенные соображения, а также новейшие работы по вопросу бациллоносительства микробов кишечно-тифозной группы, побудили нас произвести исследование диких крыс, с целью установить их роль, как носителей микробов кишечно-тифозной группы.

Нами исследовано 237 крыс. Крысы подвергались обескровливанию, затем у них вскрывалась брюшная полость и производились посевы из тонких и толстых кишок и желчи; с сывороткой крови крыс ставилась реакция агглютинации с различными штаммами микробов кишечно-тифозной группы и дизентерии. При посевах в качестве обогащающей среды применялась среда Мюллера, а впоследствии, ввиду массового пророста чашек Петри б. протея, нами параллельно стал применяться 50% желчный бульон с 1% глюкозой и 1% пептона. Для подавления вуалеобразования б. протея, к среде Эндо добавлялось 0,5 см3 10% раствора хлоралгидрата. Образование сероводорода учитывалось через сутки, индолообразование через 10 суток.

Посевы от 40 крыс дали сплошной рост б. протея и изучению в дальнейшем подверглись посевы от 197 крыс, пойманных в мясных магазинах, пищевых складах, на бойне и частных квартирах.

Полученные нами 22 штамма от 16 крыс сбраживали среду Гисса с глюкозой, маннитом, мальтозой, галактозой, левулезой и арабинозой с образованием кислоты и газа; исключение составляли 4 штамма, выделенные от 3 крыс, которые на вышеупомянутых средах не вызывали образования газа и не изменяли среду Гисса с лактозой, сахарозой и рафинозой. Отрицательное отношение к среде Штерна отмечалось у 3 штаммов, являвшихся по своим биохимическим признакам штаммами паратифа В. На бульоне все штаммы давали равномерную муть. Все штаммы, за исключением четырех, образовывали сероводород, не разжижали желатину, не вырабатывали индола, за исключением 3 штаммов.

Морфологически выделенные штаммы представляли собой грамнегативные подвижные палочки.

Для испытания штаммов на вирулентность были заражены белые мыши путем кормления их хлебом, смоченным суточной бульойной культурой. 7 мышей, зараженных различными штаммами, погибли; у них при вскрытии были сделаны посевы из сердца, селезенки, печени и кишечника. Из всех упомянутых органов были выделены чистые культуры, по биохимическим и серологическим свойствам идентичные с исходными штаммами.

Для исследования серологических свойств полученных штаммов была поставлена реакция агглютинации со следующими агглютинирующими сыворотками: б. паратифа В, б. Гертнера, Бреслау, b. suipestifer и б. паратифа № 2. Один штамм агглютинировался тремя сыворотками, однако, в опыте Кастелляни дал полную адсорбцию сывороткой suipestifer (титр 5000). Другой штамм (свертывающий молоко) сильно агглютинировался сывороткой паратиф В в разведении 1:10000 при титре агглютинирующей сыворотки 1:20000. 3 штамма, агглютинирующиеся 3-мя сыворотками в опыте Кастелляни, дали полное извлечение агглютининов сыворотки Гертнера. 4 штамма в копыте Кастелляни при насыщении сыворотки Гертнера (титр 20000) (дали неполное истощение сыворотки. Все штаммы, агглютинирующиеся сыворотками б. Гертнера и паратифа № 2, дали крупно-хлопчатую агглютинацию, сывороткой паратифа В — мелко-зернистую. Характерной особенностью большинства выделенных культур является их полиагглютинабильность.

Из изученных нами 195 штаммов, которые выделены от 197 диких крыс, на основании их биохимических и серологических свойств следует отнести к паратифозной группе микробов 16 штаммов, из них типичных б. Гертнера 3, близких к б. Гертнера 4, штаммов близких к б. паратифа В-—8, и к b. suipestifer—1, остальные штаммы оказались кишечной палочкой, b. paracoli, b. faecalis alcalig., б. протея !и др.

Следует также отметить, что полученные микроорганизмы паратифозной группы выделены от крыс, пойманных в мясных магазинах и пищевых складах за исключением двух штаммов, выделенных от крыс, пойманных в конюшне в с. Кокушкино.

Во всех случаях бактериологического исследования материала от крыс, в изобилии встречался протей, который значительно затруднял и осложнял исследование

Вторая часть наших опытов касается исследования сывороток крови крыс на агглютинины в отношении микробов тифо-паратифозной и дизентерийной группы. Всего нами исследована кровь от 234 крыс. Реакция агглютинации ставилась с 10-ю тифопаратифозными и дизентерийными штаммами.

Из 42 сывороток 10 положительно реагировали одновременно с несколькими штаммами: 2 с б. Шига и Гисс Руссель, 1 — с б. Щига и suipesifer, 1 — с б. Шига, Гисс-Руссель, и suipestifer, 1 — с б. Шига, Флекснера и Гисс-Руссель, 1 — с б. Гисс-Руссель и паратифа № 1, 2 — с б. Гертнера и паратифа №2, 2 — с б. Флекснера и Бреслау. В тех случаях, когда сыворотка давала положительную реакцию с несколькими штаммами, учитывался тот штамм, с которым сыворотка давала положительную реакцию в наибольшем разведении.

В заключение считаем нужным привести результаты сопоставления серологических исследований крыс (р. Видаля с кровью крыс) с бактериологическими находками. У 10 крыс, у которых исследования крови на р. агглютинации дали отрицательные результаты, бактериологически был найден тот или иной микроб паратифозной группы. В 6 случаях серологические и бактериологические исследования были положительны, причем во всех случаях не было соответствия между типами бацилл, выделенных от крыс, и бациллами, которые агглютинировались сывороткой крови. Однако, у 2 крыс, у которых наблюдалась положительная реакция агглютинации с б. паратифа № 2, бактериологически были выделены микробы, близкие к б. Гертнера.

В 36 случаях были обнаружены только агглютинины в сыворотке крови, результаты же бактериологических исследований оказались отрицательными. И, наконец, в 182 случаях и тот и другой метод исследования дал отрицательный результат.

Выводы

1) При обследовании удается установить носительство дикими крысами микробов кишечно-тифозной группы.

2) Не исключена возможность передачи дикими крысами, как носителями бактерий паратифозной группы, кишечных заболеваний.

3) В общий план борьбы с кишечными инфекциями необходимо включить истребление крыс.

×

About the authors

S. F. Nemshilov

Kazan State Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

V. V. Ananyeva

Kazan State Medical Institute

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

V. N. Chemodanov

Kazan State Medical Institute

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Nemshilov S.F., Ananyeva V.V., Chemodanov V.N.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies