Школьно-санитарный надзор в высшей школе

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

С 28/29 учебного года школьно-санитарной организации, гор. Казани поручено обслуживание ВУЗ'ов, рабфаков, техникумов.
Еще в июле 1927 года по распоряжению Совнаркома РСФСР врачи-лечебники, ранее обслуживавшие высшие учебные заведения, исключаются из их штатов, а органам здравоохранения одновременно предложено организовать медико-санитарное обслуживание студенчества по трем линиям: лечебной, жилищно-санитарной и школьно-санитарной. Отсутствие опыта у школьно-санитарной организации по работе в высшей школе, особенность условий и методов работы здесь—эти обстоятельства настойчиво требуют учета опыта „вузовских" врачей на первых же этапах их работы, тем более что она начинается в тот период, когда всем вопросам, связанным с подготовкой кадров специалистов, уделяется много внимания советской общественностью. В крупных центрах сосредоточения студенческой массы, как Казань, где имеется свыше 10.000 студентов, в ближайшее время, естественно, должна развернуться широкая работа мо всем видам медико-санитарной помощи студенчеству.

Полный текст

С 28/29 учебного года школьно-санитарной организации, гор. Казани поручено обслуживание ВУЗ'ов, рабфаков, техникумов.
Еще в июле 1927 года по распоряжению Совнаркома РСФСР врачи-лечебники, ранее обслуживавшие высшие учебные заведения, исключаются из их штатов, а органам здравоохранения одновременно предложено организовать медико-санитарное обслуживание студенчества по трем линиям: лечебной, жилищно-санитарной и школьно-санитарной. Отсутствие опыта у школьно-санитарной организации по работе в высшей школе, особенность условий и методов работы здесь—эти обстоятельства настойчиво требуют учета опыта „вузовских" врачей на первых же этапах их работы, тем более что она начинается в тот период, когда всем вопросам, связанным с подготовкой кадров специалистов, уделяется много внимания советской общественностью. В крупных центрах сосредоточения студенческой массы, как Казань, где имеется свыше 10.000 студентов, в ближайшее время, естественно, должна развернуться широкая работа мо всем видам медико-санитарной помощи студенчеству.
Татнаркомздравом в декабре 1928 года выделен для работы в высшей школе одни школьно-санитарный врач, с октября 1929 г. второй. В наши первоначальные задачи входило: санитарное обследование всех „учебных помещений ВУЗ‘ов, рабфаков, техникумов, организация и (частично) проведение профилактических медосмотров учащихся и вновь поступающих; профилактика заразных заболеваний и борьба с ними. В условиях ТР много внимания было уделено профилактике заразных •заболеваний в связи с проводимой по г. Казани в 28/29 г. оспопрививательной кампанией. Ревакцинации подверглось до 70% студентов, количество положительных прививок доходило до 20%; попутно выявлено до 12,5% перенесших натуральную оспу в детстве.
Санитарное обследование помещений проведено в 22 учебных заведениях; в 16 из них обнаружена неудовлетворительная санитарно- гигиеническая обстановка учебных занятий. Обследование велось по специальной „карте школьного здания без вычисления кубатуры и световой площади, если к тому не было особых показаний.

Найдено:
1) Перегрузка здания учащимися . . 2
2) Сырость 1
3) Неисправное отопление 5
4) Неудовлетвор. уборка 2
5) мебель 4
6) Помещение уплотнено и загрязн. общежитием 4
7) Недостаточное дневное освещение 2
8) Требуется капит. ремонт .... 2
Не имеется:
1) Вентиляции 4
2) Курилки 3
3) Раздевальни 3-
4) Теплых уборных 5
5) Зала физкультуры 1
6) Бака с кипяченой водой .... 1

Часть дефектов органически связана со зданием (недостаток дневного освещения, малы аудитории), на устранение других требуются значительные затраты средств: оборудование теплых уборных, ремонт вентиляции, отопления. Часто замечается небрежное отношение как администрации к вопросам санитарии (недостаточное использование имеющихся средств отопления, вентиляции, уборки), так и студенчества (игнорирование курилки, раздевальни, небрежное пользование уборными).
Профилактический медосмотр учащихся проведен нами в 28/29 уч. тоду в 9 техникумах (с разработкой данных по 7) по образцу „индивидуальной санкарты учащегося “—без антропометрических измерений.
Все обследованные стипендиаты: живут в общежитии—90%; размер стипендии 10 руб. в месяц в 28/29 г. Возраст учащихся от 15— 26 лет; средний от 17—20 лет—75%.
Заболеваемость учащихся:

Таким образом, среди русских учащихся преобладают: малокровие,, малярия, нервные заболевания, туберкулез; среди татар-учащихся: глазные заболевания, трахома.
Кожные болезни—4,0%, чесотка—0,4%, зубные—13,6%, также желудочно кишечные, хирургические—характерных особенностей не представляют.
Инфекционных заболеваний среди обследованных было три случая за год: 2 скарлатины и 1 сыпной тиф. Острый бронхит и ангина наблюдались у 16,7%.
Нас интересовало состояние здоровья учащихся в зависимости от года обучения в техникуме. Оказалось, что имеется тенденция к росту заболеваемости параллельно с годом обучения. Так, по садово-огородному техникуму имеем здоровых:
В других случаях имеем резкое понижение в состоянии здоровья ша II курсе, затем кривая выравнивается. Например, в Татпедтехникуме лямеем здоровых:
I курс. II курс. III курс. IV курс.
28,4% 17,8% 22,1% 23,2%
Понижение состояния здоровья идет за счет роста туберкулезных, нервных заболеваний, малокровия.

В зависимости от профессионального уклона техникума также обнаруживаются некоторые особенности в характере заболеваемости учащихся:
Таким образом, в педагогическом техникуме отмечается повышение нервных и глазных заболеваний сравнительно с сельскохозяйственными.
Улучшение в состоянии здоровья после летних каникул отмечено нами не более как у 20%. При опросах установлено, что каникулы, как отдых, мало используются: часть учащихся занята производственной практикой—4 техникума, часть на общественной работе, часть на заработках—иногда в роли чернорабочих на заводах, на строительстве, в сельском хозяйстве.
По сравнению со школьниками г. Казани среди учащихся техникумов имеется больший процент туберкулезных: в школах—10,7%, в техникумах—12,6% 1)- Остальные заболевания дают понижение сравнительно со школьными 2) в русских техникумах и повышение в Тамаре ких:
При ближайшем знакомстве с повседневной учебной и, особенно,, бытовой обстановкой жизни учащихся (общежитие, питание) становится? вполне понятной причина высокой заболеваемости.
Описание общежитий не входит в нашу задачу, питание же обследовалось нами в 6-ти столовых при техникумах. С небольшими вариантами дневной паек на 1 чел. таков:
Концентрация ряда антигигиенических моментов в техникумах прш отсутствип здесь врачебного надзора и вызвала необходимость сосредоточить наше внимание в первую очередь на техникумах.
В 29/30 г. при наличии 2-х школьно-санитарных врачей представляется возможность не только организации аналогичной работъ^ в части ВУЗ‘ов, но и углубления ее.
Первые этапы работы наметили пути дальнейшей и выдвинули? ряд задач общего характера.
1. Выявить все найденные сан.-гигиенические дефекты пред заинтересованными и общественными организациями. С этой целью ставились доклады в НКПросе, на собрании завхозов, комендантов, врачей;, на конференции представителей санитарных комиссий всех учебных заведений при Бюро пролетстуда.
2. Привлечь на местах самих учащихся к выявлению и устранению’ санитарных дефектов, к наблюдению за выполнением назначения врача: об изоляции, направлении на лечение, ограничении занятий физкультурой и т. д. Заключение школьно-санитарного врача должно учитываться при отборе кандидатов в дома отдыха, на усиленное питание, в отпуск по болезни и проч.
3. Изучить бюджет времени, нагрузку учащихся, режим труда в отдыха в 1—2 учреждениях.
4. По оздоровлению быта учащихся принять участие в проработке- вопросов создания специальной профилактической амбулатории, укрупненных столовых, общежитий, вывода последних из стен учебных помещений и т. п.
5. Необходима организация профконсультации, а в дальнейшем и профотбора, для оканчивающих школы пред поступлением их в ВУЗ или техникум.
6. Расписание болезней, препятствующих поступлению в ВУЗ и техникум, должно быть пересмотрено и составлено с учетом профвредностей данного учебного заведения.
7. Силами школьно-сан. врачей необходимо организовать консулы тации по вопросам здоровья, физкультуры и гигиены на местах.
8. По вопросам медико-санитарного обслуживания студенчества должны устраиваться периодические совещания, хотя бы 1 раз в год, при здравотделах с участием представителей студенчества и НКПроса.
9. Штаты школьно-санитарных врачей для ВУЗ‘ов, рабфаков, тех- нукумов должны быть НКЗдравом доведены в ближайшие годы до нормы: 1 врач на 2000 учащихся в одном учреждении или на 1500 челов. в двух и на 1000 чел. в трех и более.
1) Прошли через тубдиспансеры.
2) Алексеева-Кузьмина „Сборник № 1 трудов Г. И. усов, врачей г. Казани.
1) В 29/30 уч. году 800,0,
2) „Нормы, утвержден. Отд. ОЗД НКЗ“, Москва, 1926 г.

×

Об авторах

О. М. Войдинов

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Войдинов О.М., 2021

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.