School-sanitary supervision in higher education

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

From the 28/29 academic year of the school-sanitary organization, mountains. Kazan is entrusted with servicing universities, workers' schools, technical schools. Back in July 1927, by order of the Council of People's Commissars of the RSFSR, medical doctors who previously served higher educational institutions were excluded from their states, and the health authorities were simultaneously proposed to organize medical and sanitary services for students along three lines: medical, housing and sanitary and school sanitary. The lack of experience of the school-sanitary organization in working in higher education, the peculiarity of the conditions and methods of work here - these circumstances insistently require taking into account the experience of "university" doctors at the very first stages of their work, especially since it begins at a time when all questions Much attention is paid to the training of specialists by the Soviet public.In large centers of student concentration, like Kazan, where there are more than 10,000 students, in the near future, naturally, wide work should be launched in all types of medical and sanitary assistance to students.

Full Text

С 28/29 учебного года школьно-санитарной организации, гор. Казани поручено обслуживание ВУЗ'ов, рабфаков, техникумов.
Еще в июле 1927 года по распоряжению Совнаркома РСФСР врачи-лечебники, ранее обслуживавшие высшие учебные заведения, исключаются из их штатов, а органам здравоохранения одновременно предложено организовать медико-санитарное обслуживание студенчества по трем линиям: лечебной, жилищно-санитарной и школьно-санитарной. Отсутствие опыта у школьно-санитарной организации по работе в высшей школе, особенность условий и методов работы здесь—эти обстоятельства настойчиво требуют учета опыта „вузовских" врачей на первых же этапах их работы, тем более что она начинается в тот период, когда всем вопросам, связанным с подготовкой кадров специалистов, уделяется много внимания советской общественностью. В крупных центрах сосредоточения студенческой массы, как Казань, где имеется свыше 10.000 студентов, в ближайшее время, естественно, должна развернуться широкая работа мо всем видам медико-санитарной помощи студенчеству.
Татнаркомздравом в декабре 1928 года выделен для работы в высшей школе одни школьно-санитарный врач, с октября 1929 г. второй. В наши первоначальные задачи входило: санитарное обследование всех „учебных помещений ВУЗ‘ов, рабфаков, техникумов, организация и (частично) проведение профилактических медосмотров учащихся и вновь поступающих; профилактика заразных заболеваний и борьба с ними. В условиях ТР много внимания было уделено профилактике заразных •заболеваний в связи с проводимой по г. Казани в 28/29 г. оспопрививательной кампанией. Ревакцинации подверглось до 70% студентов, количество положительных прививок доходило до 20%; попутно выявлено до 12,5% перенесших натуральную оспу в детстве.
Санитарное обследование помещений проведено в 22 учебных заведениях; в 16 из них обнаружена неудовлетворительная санитарно- гигиеническая обстановка учебных занятий. Обследование велось по специальной „карте школьного здания без вычисления кубатуры и световой площади, если к тому не было особых показаний.

Найдено:
1) Перегрузка здания учащимися . . 2
2) Сырость 1
3) Неисправное отопление 5
4) Неудовлетвор. уборка 2
5) мебель 4
6) Помещение уплотнено и загрязн. общежитием 4
7) Недостаточное дневное освещение 2
8) Требуется капит. ремонт .... 2
Не имеется:
1) Вентиляции 4
2) Курилки 3
3) Раздевальни 3-
4) Теплых уборных 5
5) Зала физкультуры 1
6) Бака с кипяченой водой .... 1

Часть дефектов органически связана со зданием (недостаток дневного освещения, малы аудитории), на устранение других требуются значительные затраты средств: оборудование теплых уборных, ремонт вентиляции, отопления. Часто замечается небрежное отношение как администрации к вопросам санитарии (недостаточное использование имеющихся средств отопления, вентиляции, уборки), так и студенчества (игнорирование курилки, раздевальни, небрежное пользование уборными).
Профилактический медосмотр учащихся проведен нами в 28/29 уч. тоду в 9 техникумах (с разработкой данных по 7) по образцу „индивидуальной санкарты учащегося “—без антропометрических измерений.
Все обследованные стипендиаты: живут в общежитии—90%; размер стипендии 10 руб. в месяц в 28/29 г. Возраст учащихся от 15— 26 лет; средний от 17—20 лет—75%.
Заболеваемость учащихся:

Таким образом, среди русских учащихся преобладают: малокровие,, малярия, нервные заболевания, туберкулез; среди татар-учащихся: глазные заболевания, трахома.
Кожные болезни—4,0%, чесотка—0,4%, зубные—13,6%, также желудочно кишечные, хирургические—характерных особенностей не представляют.
Инфекционных заболеваний среди обследованных было три случая за год: 2 скарлатины и 1 сыпной тиф. Острый бронхит и ангина наблюдались у 16,7%.
Нас интересовало состояние здоровья учащихся в зависимости от года обучения в техникуме. Оказалось, что имеется тенденция к росту заболеваемости параллельно с годом обучения. Так, по садово-огородному техникуму имеем здоровых:
В других случаях имеем резкое понижение в состоянии здоровья ша II курсе, затем кривая выравнивается. Например, в Татпедтехникуме лямеем здоровых:
I курс. II курс. III курс. IV курс.
28,4% 17,8% 22,1% 23,2%
Понижение состояния здоровья идет за счет роста туберкулезных, нервных заболеваний, малокровия.

В зависимости от профессионального уклона техникума также обнаруживаются некоторые особенности в характере заболеваемости учащихся:
Таким образом, в педагогическом техникуме отмечается повышение нервных и глазных заболеваний сравнительно с сельскохозяйственными.
Улучшение в состоянии здоровья после летних каникул отмечено нами не более как у 20%. При опросах установлено, что каникулы, как отдых, мало используются: часть учащихся занята производственной практикой—4 техникума, часть на общественной работе, часть на заработках—иногда в роли чернорабочих на заводах, на строительстве, в сельском хозяйстве.
По сравнению со школьниками г. Казани среди учащихся техникумов имеется больший процент туберкулезных: в школах—10,7%, в техникумах—12,6% 1)- Остальные заболевания дают понижение сравнительно со школьными 2) в русских техникумах и повышение в Тамаре ких:
При ближайшем знакомстве с повседневной учебной и, особенно,, бытовой обстановкой жизни учащихся (общежитие, питание) становится? вполне понятной причина высокой заболеваемости.
Описание общежитий не входит в нашу задачу, питание же обследовалось нами в 6-ти столовых при техникумах. С небольшими вариантами дневной паек на 1 чел. таков:
Концентрация ряда антигигиенических моментов в техникумах прш отсутствип здесь врачебного надзора и вызвала необходимость сосредоточить наше внимание в первую очередь на техникумах.
В 29/30 г. при наличии 2-х школьно-санитарных врачей представляется возможность не только организации аналогичной работъ^ в части ВУЗ‘ов, но и углубления ее.
Первые этапы работы наметили пути дальнейшей и выдвинули? ряд задач общего характера.
1. Выявить все найденные сан.-гигиенические дефекты пред заинтересованными и общественными организациями. С этой целью ставились доклады в НКПросе, на собрании завхозов, комендантов, врачей;, на конференции представителей санитарных комиссий всех учебных заведений при Бюро пролетстуда.
2. Привлечь на местах самих учащихся к выявлению и устранению’ санитарных дефектов, к наблюдению за выполнением назначения врача: об изоляции, направлении на лечение, ограничении занятий физкультурой и т. д. Заключение школьно-санитарного врача должно учитываться при отборе кандидатов в дома отдыха, на усиленное питание, в отпуск по болезни и проч.
3. Изучить бюджет времени, нагрузку учащихся, режим труда в отдыха в 1—2 учреждениях.
4. По оздоровлению быта учащихся принять участие в проработке- вопросов создания специальной профилактической амбулатории, укрупненных столовых, общежитий, вывода последних из стен учебных помещений и т. п.
5. Необходима организация профконсультации, а в дальнейшем и профотбора, для оканчивающих школы пред поступлением их в ВУЗ или техникум.
6. Расписание болезней, препятствующих поступлению в ВУЗ и техникум, должно быть пересмотрено и составлено с учетом профвредностей данного учебного заведения.
7. Силами школьно-сан. врачей необходимо организовать консулы тации по вопросам здоровья, физкультуры и гигиены на местах.
8. По вопросам медико-санитарного обслуживания студенчества должны устраиваться периодические совещания, хотя бы 1 раз в год, при здравотделах с участием представителей студенчества и НКПроса.
9. Штаты школьно-санитарных врачей для ВУЗ‘ов, рабфаков, тех- нукумов должны быть НКЗдравом доведены в ближайшие годы до нормы: 1 врач на 2000 учащихся в одном учреждении или на 1500 челов. в двух и на 1000 чел. в трех и более.
1) Прошли через тубдиспансеры.
2) Алексеева-Кузьмина „Сборник № 1 трудов Г. И. усов, врачей г. Казани.
1) В 29/30 уч. году 800,0,
2) „Нормы, утвержден. Отд. ОЗД НКЗ“, Москва, 1926 г.

×

About the authors

О. М. Войдинов

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Войдинов О.М.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies