Surgical Society of TASSR. Session 9/1 1938

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Dr. M. M. Shalagin. On the issue of chronic embossed fibrous peritonitis. The speaker describes a case of chronic encapsulating fibrous peritonitis, operated on with a diagnosis of acute intestinal obstruction. During the operation, a coaglomerate of the small intestines with a fibrous capsule was removed. The case ended in recovery. Dwells on the literature of the question. He believes that the omentum is important in the etiology of the disease.

Full Text

  1. Д-р M. М. Шалагин. К вопросу о хроническом осумковывающем фиброзном перитоните. Докладчик описывает случай хронического инкапсулирующего фиброзного перитонита, оперированного с диагнозом острой кишечной непрохо­димости. На операции удален ко агломерат тонких кишок с фиброзной капсулой. Случай закончился выздоровлением. Останавливается на литературе вопроса. Считает, что в этиологии заболевания имеет значение сальник.
  2. Д-р А. О. Масловская. Случай воздушной эмболии при повторной опера­ции зоба. Автор сообщает о случае смерти от воздушной эмболии при повторной операции зоба, наблюдавшейся в пропедевтической хир. кл-ке Мед. и-та (проф.Случай касался больной И., 55 лет, стоадавшей зобом с 1919 г о 1№ г. б-ная подвергалась операции в одной из больниц г. Казани.

В момент поступления в клинику зоб достигал размеров головы новорожденного и вызывал ряд общих расстройств. 3/IV 37 г,—операция (проф. Б. Г. Герцерг), во время которой был обнаружен сосудисто-коллоидный зоб с большими рубцовыми спаиками. При попытке отделить рубцы слева, внезапно послышался звук, характерный для вхождения воздуха в вену и больная экзитировала. На вскрытии в правом предсердии обнаружены пузырьки воздуха, смерть последо­вала от паралич сердца вследствие воздушной эмболии.

В литературе имеются указания на аналогичные случаи—у Fгеу’я 11 случаев смерти от воздушной эмболии, по одному случаю у Ranz’a и Никольского.

Др А. A.Наливкин продемонстрировал больного со спонтанной гангреной, которому была произведена операция (проф. Ю. А. Ратнер) удаления люмбальных симпатических ганглиев экстраперитонеальным путем. Ближайшие результаты от операции хорошие.

В прениях приняли участие: д-р Шубин, д-р Смирнов, проф. Б. Г. Герцберг, проф. В. А. Гусынин, проф. Ю. А. Ратнер, проф. С. М. Алексеев, проф И. В. Домрачев.

Пред. проф. Н. В. Соколов (резюме). Все три демонстрации являются интерес­ными.

Этиология хронич. осумковывающего перитонита до сих пор остается неясной. Наиболее стройно она изложена была проф. Алексеевым, но предшествование капсулы требует еще доказательства. Во всяком случае роль инфекции становится все более очевидной в развитии осумковывающих перитонитов. Для выяснения этиологии этого заболевания требуется особенно тщательный микроскопический анализ препаратов при встречающихся случаях осумкованного фиброзного пери­тонита.

Лечение спонтанных гангрен должно носить этапный характер; на каждом этапе развития заболевания—своя методика. В начальных стадиях особенное значение имеют консервативные методы—новокаиновый блок, впрыскивание дестиллированной воды; в дальнейших стадиях—консервативные операции: симпатектомия по Lerischy, иссечение симпатических узлов; наконец, при выраженной гангрене с отсутствием пульса в периферических сосудах—-ампутация. Судить о результатах по демонстрируемому случаю еще рано, так как срок после операции слишком короток.

Случаи воздушных эмболий при операциях по поводу зоба не часты, но они возможны. Ранение сосудов при. вовлечении их в рубцы встречаются чаще и ра­нение V. jugularis в случае докладчика, где операция производилась повторно в условиях рубпеобразования, вполне понятно.

  1. Д-р М. М. Шалагин демонстрирует сконструированный им электроотсасы­вающий аппарат. Аппарат с успехом опробован во время операций в 1 хир. кл-ке ГИДУ В (зав. проф Ю. А. Ратнер). Аппарат прост по устройству и недорог.

В прениях П. В. Рудницкий, Ю. А. Ратнер дали положительную оценку эле­ктроотсасывающему аппарату конструкции автора.

  1. Д-р А. С. Муромцев (доклад). Морфологические изменения нервного ап­парата кишечника при экспериментальной непроходимости кишок.

Автор с целью выяснения морфологических изменений нервного аппарата кишки и брыжейки в условиях экспериментального илеуса поставил 3 опыта на собаках. Собакам под общим наркозом производилась лапаротомия, отыскивалась S-образ­ная кишка и перекручивалась от 180 до З60. Перекрученные петли кишок фик­сировались 4—6 серозными швами.

Через различные сроки (от б часов до 5 суток) собаки подвергались релапаро­томии или же, в случае смерти, подвергались секции.

Гистологически исследовались: 1) ущемленная петля сигмы и ее брыжейка; 2) нижнее брыжеечное сплетение и солнечное сплетение: 3) участок тонкой кишки.

Препараты окрашивались по Van-Gieson‘y и Bielschowsky-Gros. Всего было при­готовлено и просмотрено около 2000 препаратов.

Весь материал автором распределен на три группы: 1) Случаи острой непро­ходимости. не осложненные перитонитом, сроком от б часов до 50 часов: 2) слу­чаи острой и относительной непроходимости сроком от 24 до 144 часов: 3) отно­сительная непроходимость.

Микроскопический анализ материала первой группы показал, что при остром завороте морфологические изменения в нервных элементах Ауэрбаховского спле­тения становятся заметными уже после 6 часов с момента заворота, после чего процесс деструкции быстро нарастает.

В то время как при 12-часовой длительности непроходимости имеется лишь ясно выраженная варикозность только небольшого количества нервных волокон, слабая вакуолизация и изменение контуров клеточных элементов, в опытах 24 к 36-часовой длительности эти явления резко нарастают, достигая в опытах. 48-часовой давности ясной картины зернистого распада большинства ганглиозных клеток интерцеллюлярных нервных волокон. В брыжеечных нервах имелись раз­личной степени дегенерации, как толстых мякотных, так и безмякотных нервных волокон. В вышележащем от места заворота отделе кишки (на 80—100 см) мор­фологические изменения шли параллельно изменениям ущемленного участка, но никогда не достигали степени, наблюдавшейся в последней. В этих случаях наблюдалась частичная вакуолизация клеточных элементов и нерезко выражен­ная варикозность нервных волокон. В нижнем брыжеечном и солнечном симпа­тическом сплетении нервные элементы являлись интактными.

При изучении материала второй группы у автора сложилось впечатление о большей степени выраженности изменений и охвата большего количества нерв­ных элементов. В этих случаях наблюдалась глубокая дегенерация терминальных двигательных веточек в мышечных волокнах, которые импрегнировались серебром в громадном количестве, выявляя весьма оригинальную картину глубокого тер­минального мышечного сплетения, и кроме того дегенерация тончайших веточек периваскулярного сплетения. В приводящем отрезке кишки нервные элементы по сравнению с первой группой были более сильно изменены. Автор относит это за счет имевшегося здесь перитонита. В нижнем брыжеечном и солнечном сплете­нии нервные элементы также были подвергнуты дегенерации.

Насколько влияет степень закручивания кишки и на изменения нервных эле­ментов показывают опыты третьей группы, где была относительная непроходи­мость. Здесь, несмотря на длительность срока заворота, изменения в нервном аппарате никогда не достигали той степени, какая была при тех же самых сро­ках, но при более сильной закрученности кишки. Наибольшие изменения наблю­дались в опытах 96-часовой давности, но и здесь эти изменения далеко отставали от изменений, наблюдаемых в краткосрочных опытах с сильной степенью ущем­ления кишки.

На основании своих исследований автор делает такие выводы: эксперименты на собаках показали, что при завороте в стенке ущемленной петли кишки, а также в исследованных отделах тонких кишек—имеются морфологические изменения нервных элементов. Степень этих изменений зависит как от срока непроходимо­сти, так и от степени перекручивания кишки.

При завороте, осложненном перитонитом, дегенерация нервного аппарата вы­ражена сильнее.

Наблюдаемая деструкция клеточных элементов и дегенерация терминальных двигательных окончаний в мышечных волокнах дает право предполагать, что паралич кишечника обусловлен гибелью моторного нервного аппарата.

Ганглиозные клетки 1 рода Догеля в материале автора являются более изме­ненными нежели клетки 11 рода, что лишний раз подтверждает воззрение Догеля, что клетки II рода являются чувствительными и потому более устойчивыми.

Вопрос об обратимости найденных морфологических изменений остается пока открытым и является предметом дальнейших исследований автора.

Прения. Приняли участие проф. И. В. Домрачев, д-р Шалагин, проф, С. М. Алексеев, д-р Полянцев и доц. Колосов, отметившие доклад как весьма инте­ресный и имеющий большое морфологическое значение.

Пред. проф. Н В. Соколов (резюме). В вопросе об ileus’e до сих пор одним из неясцых пунктов является вопрос об исходе его, о причинах смерти. Пред­ложено много теорий для объяснения причин смерти, из которых ни одна, взятая в отдельности (интоксикационная, голодание, нарушение обмена и др.), не в со­стоянии полностью объяснить причину смерти при ileusе. Нет сомнения, что нервная система и ее состояние играют существенную роль в исходе ileus’a.

Д-ром Муромцевым на первом этапе его работы поставлена скромная задача— выяснить, каким морфологическим изменениям подвергается нервная система в стенке экспериментально перекрученной кишки у собак в мезентеральном ганглии. Результаты его наблюдения с несомненностью говорят о наличии этих изменений.

Докладчику предстоит расширить рамки его эксперимента и вести дальнейшие наблюдения.

×

About the authors

N. V. Sokolov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Sokolov N.V.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies