On the history of Soviet health care in Tatarstan (1917-1920)

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

After the victory of the Great October Socialist Revolution in 1917, the working class and the Communist Party, which came to power, were faced with the task of organizing Soviet health authorities, among many tasks to create a new social system and government. The solution of this problem was complicated in b. Kazan province, such moments as the multinational composition of the population and related everyday features, the low cultural level of the vast majority of the population, dilapidated sanitary and medical institutions, the spread of infectious diseases - smallpox, cholera, parasitic typhus, etc.

Full Text

После победы Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 г. перед пришедшим к власти рабочим классом и Коммунистической партией в ряду множества задач по созданию нового общественного строя и государственного управления встала задача организации советских органов здравоохранения. Разрешение этой задачи осложняли в б. Казанской губернии такие моменты, как многонациональный состав населения и связанные с этим бытовые особенности, низкий культурный уровень громадного большинства населения, полуразрушенные санитарно-лечебные учреждения, распространение инфекционных заболеваний — оспы, холеры, паразитарных тифов и др.

В Казанской губернии крайне мало было медицинских работников. Коренные национальности — татары, марийцы, чуваши, мордва — почти не имели доступа к медицинскому образованию.

В губернии очень слаба была сеть лечебных учреждений. На один врачебный пункт в сельской местности приходилось почти 47,5 тысяч человек населения, на одну больничную койку—1741 человек.

Особенно плохо обстояло дело с медицинской помощью среди нерусских народов. Из 62 больниц в уездах Казанской губернии (1913 г.) в татарских селениях было только 5 больниц (8,07%), а из 46 фельдшерских пунктов—12 (26,09%).

Больницы помещались в ветхих домах. Не хватало врачей, инвентаря, медикаментов. Больницы были переполнены больными.

До 1917 г. в Казанской губернии независимо друг от друга существовали городские, фабричные, земские и военные медицинские учреждения.

Расходы на лечебное дело в Казанской губернии на одного человека в 1913 г. составляли менее одного рубля в год, а на санитарное дело отпускалось всего 8 копеек. К 1917 г. в связи с войной и разрухой, с обесцениванием рубля положение здравоохранения стало катастрофическим.

Одним из первых мероприятий Советской власти в Казани в области здравоохранения был роспуск губернского врачебного управления. В образованном совете городского хозяйства (совгорхоза) медико-санитарной частью стал ведать один из его членов врач-коммунист Андрей Иванович Попов[1]

Казань явилась одним из первых городов страны, осуществивших по решению губсовдепа национализацию аптек, аптекарских магазинов.

Вначале аптеки были переданы медико-санитарной части совгорхоза. Непосредственно работой всех 18 аптек города стал ведать фармацевтический совет из 6 человек, который и назначил в каждую аптеку управляющего. В декабре 1918 г. решением губсовдепа аптеки были переданы в ведение Казанского губздравотдела[2].

Казанский губком коммунистической партии поставил задачу создать единый в губернии советский орган здравоохранения.

22 апреля 1918 г. врачу-коммунисту А. И. Израйловичу было поручено срочно доложить о мерах по организации местных органов здравоохранения.

26 апреля 1918 г. состоялось общее собрание Совета рабочих и крестьянских депутатов, где с докладом об образовании комиссариата здравоохранения выступил А. И. Израйлович. На этом собрании комиссаром был утвержден врач тов. Флеровский [3].

Как только был создан комиссариат здравоохранения, 27 апреля 1918 г. на заседании губсовдепа была принята резолюция о ликвидации земского самоуправления в Казанской губернии[4]. Городские медико-санитарные учреждения с их персоналом, как-то: городская больница (на 200 коек), городской родильный приют (на 30 коек), детская больница (на 40 коек), адмиралтейская больница (на 40 коек), 8 городских амбулаторий, изоляционная квартира с дезинфекционным отрядом при ней, заразный барак в Ново-Татарской слободе (на 70 коек), заразный барак в Адмиралтейской слободе (на 70 коек), судебно-медицинский персонал (врач, фельдшер, сторож) оставались по-прежнему в ведении медико-санитарного бюро совгорхоза [5].

С первого же дня образования Комиссариат здравоохранения развернул большую работу по налаживанию лечебно-санитарного дела в уездах Казанской губернии, по борьбе со свирепствовавшими тогда эпидемиями.

Работа была напряженной. Сотрудники губернского отдела здравоохранения работали без ограничения рабочего времени и без выходных дней, борясь за организацию и коренное улучшение охраны здоровья трудящихся в уездах и городах Казанской губернии. Для организации лечебно-санитарного дела в уездах гибком партии посылал своих уполномоченных-коммунистов, которые с честью выполняли поручения партии.

Благотворное воздействие на улучшение лечебно-санитарного дела в Казанской губернии оказал Наркомздрав РСФСР, декрет об учреждении которого был подписан В. И. Лениным 11 июля 1918 г.

Постановлением губсовдепа от 1 октября 1918 г. отделу здравоохранения было передано медико-санитарное бюро совгорхоза со всеми лечебно-санитарными учреждениями и их персоналом.Таким образом, с 1 октября 1918 г. руководство делом здравоохранения всей б. Казанской губернии сосредоточилось в губернском отделе здравоохранения

Отдел здравоохранения совместно с губкомом партии большое внимание уделял в это время воспитанию врачей в духе марксистско-ленинских идей. Надо было покончить с тем положением, когда среди врачей существовали две группы: пролетарская, боровшаяся за строительство новой жизни, и буржуазная, враждебно относившаяся к социалистическим преобразованиям.

Сторонники буржуазных идей в медицине, так называемые «независимцы», к которым примыкали и идеологи Общества врачей им. Н. И. Пирогова, считая себя[6] представителями «внеклассовой медицины», выступали против ломки земской медицины. Они не понимали, что если в условиях царизма земская медицина во второй период своего развития играла прогрессивную роль, выступая за ликвидацию в народе темноты и невежества, за бесплатность и доступность медицинской помощи, за улучшение экономического положения народа, то в условиях социализма земская медицина стала уже тормозить развитие советского здравоохранения.

Сторонники земской медицины долгое время даже противились вступлению в единый профсоюз Всемедиксантруд, ратуя за создание кастового сепаратного врачебного союза. Особенно рьяно защищали они свою точку зрения на Первом съезде медиков Казанской губернии 19 июля 1919 г. [7]

Съезд был бурным. Шло генеральное сражение двух идеологических группировок. Проф. М. М. Гран, описывая этот период борьбы, говорил, что врачи, именовавшие себя пироговцами, стоявшие на точке зрения земской медицины, не могли себе представить, что земская медицина отжила и что вводимые новшества необходимы как более прогрессивные. Однако сама жизнь и советская действительность в скором времени убедили их, что они ошибались[8]. Уже на съезде «независимцы» вынуждены были отказаться от кастовых союзов врачей и войти в союз Всемедик-сантруд. Это была крупная победа врачей-коммунистов.

Говоря о становлении и организации советского здравоохранения в Татарии, необходимо назвать пионеров и энтузиастов этого большого дела — коммунистов тт. А. И. Израйловича, Н. В. Мальцева, Е. И. Капитановского, Н. В. Иевлева, М. Е. Ендакова, беспартийных тт. Флеровского и О. И. Корчажинскую, руководивших губернским отделом здравоохранения в 1918—1920 гг.

Работа, которую выполняли эти замечательные люди в период голода и эпидемии, была одна из труднейших. Об отдыхе не приходилось и думать.

Каждый из них, несмотря на непродолжительность пребывания на посту в связи с уходом на фронт или переводом на другую работу, оставил глубокий след в создании советской медицины в Татарии.

Так, значительный вклад сделал врач-коммунист Абрам Ильич Израйлович. Охране здоровья человека он отдавал всю энергию и в бытность заведующим отделом здравоохранения губернии, и в период работы в губкоме партии, и на посту председателя губсовдепа. В 1919 г. т. Израйлович добровольно ушел на фронт.

Казанцы гордятся своим земляком врачом-коммунистом Николаем Владимировичем Мальцевым. Путь к марксизму открыла ему революция 1905—1907 гг. Тов. Мальцев начал революционную работу в Казани в годы реакции под руководством друга и товарища по Казанскому реальному училищу большевика-революционера Виктора Александровича Тихомирнова. За революционную деятельность ему четырежды пришлось сидеть в тюрьмах и дважды быть в ссылках.

По просьбе Тихомирнова в 1918 г. он приезжает из Москвы в Казань и всю свою энергию и организаторский талант отдает борьбе с контрреволюцией и делу организации советской медицины. В 1918 г. он добровольно едет на Восточный фронт. В феврале 1919 г., прибыв в Казань, Николай Владимирович сразу же возглавил губздравотдел и принял меры по созданию уездных органов здравоохранения, подбору медицинских кадров, улучшению их труда и быта.

Много внимания Н. В. Мальцев уделял оснащению больниц и госпиталей оборудованием и медикаментами, улучшению санитарного состояния городов и сел губернии, врачебно-санитарному контролю за коммунальными предприятиями, организации дезинфекционных отрядов и посылке их в уезды, открытию санитарных курсов, созыву Первого съезда медработников и т. д.

Ввиду особого недостатка опытных кадров на востоке страны ЦК Коммунистической партии посылает в сентябре 1919 г. Н. В. Мальцева в Сибирь для создания там советских органов здравоохранения. И это важное поручение он с честью выполнил. В последние годы Н. В. Мальцев долгое время работал в Министерстве здравоохранения РСФСР.

В 1941 г. он добровольно ушел на фронт и погиб[9].

Исключительно напряженную работу в 1917—1920 гг. вели члены коллегии губздрава коммунист Зинаида Александровна Тихомирнова, Иван Аркадьевич Кондаков (зав. губсанэпидемическим подотделом), Натан Львович Россиянский (зав. горсанэпидемическим подотделом), Викторин Иванович Иорданский (зав. гор- лечебным подотделом), Вячеслав Петрович Кочкин (зав. военно-санитарным подотделом), коммунист Михаил Михайлович Михайлов (зав. лечебно-госпитальным подотделом), проф. Александр Иванович Раммуль (зав. санитарно-гигиеническим подотделом), Самуил Яковлевич Голосовкер (зав. школьно-санитарным подотделом), коммунист Арташес Петросович Трапезонцян (зав. фармацевтическим подотделом) и др.[10]

Много сил, труда и энергии вложили в дело борьбы с эпидемиями в эти грозные годы активные и преданные делу укрепления Советской власти врачи А. И. Попов, Р. А. Лурия, E. М. Лепский, А. Ф. Силантьев, проф. А. В. Вишневский, Л. Р. Милх, которые вошли по решению губсовдепа от 16 января 1919 г. в комитет по борьбе с тифом. Возглавил его сначала Андрей Иванович Попов, затем с 29 сентября 1919 г. Роман Альбертович Лурия[11] [12].

Активное участие в работе комиссии по борьбе с эпидемиями принимали в последующие годы врачи: тт. И. С. Алуф, 3. И. Малкин, В. П. Первушин, проф. A4. Н. Чебоксаров и А. И. Захарьевский, главные врачи госпиталей: Е. К. Тихонов, А. Д. Скалозубов, М. 3. Захаров, А. Г. Терегулов, Ф. Г. Мухамедьяров и др. [13]

В самоотверженной борьбе с эпидемиями погибло много медицинского персонала. Так, 20 января 1919 г. секретарь губкома партии тов. Д. П. Малютин (он же председатель губсовдепа) обратился с телеграммой к В. И. Ленину и Н А. Семашко с просьбой не мобилизовывать на Восточный фронт медперсонал, ибо «в Казани свирепствует сыпной тиф, от которого умерло до 200 человек медицинского персонала, из коих 4 врача» [14].

13января 1920 г. на заседании гражданкомтифа доктор Р. А. Лурия доложил, что «вчера Казань потеряла двух заслуженных врачей: проф. Фофанова и доктора Борисова, умерших от сыпного тифа» [15]

Несмотря на трудности, казанские медики, руководимые Коммунистической партией, с честью справлялись со своими обязанностями. Они не только боролись с эпидемиями, но и закладывали прочный фундамент советского народного здравоохранения.

Ряды сторонников социалистических преобразований среди казанских медиков росли. Интересен факт: уже в 1919 году на общем собрании членов союза Медсан-труд, посвященном выборам депутатов в совдеп, 316 медработников города Казани единодушно заявили, что они будут «безоговорочно поддерживать советскую власть во всей ее работе по строительству новой жизни». Собрание единодушно поддержало предложение коммуниста H. М. Нотариуса послать в совдеп представителей коммунистической партии. Казанские медики показали свою политическую зрелость, избрав в совдеп депутатами пять коммунистов: тт. И. А. Чижова, А. А. Максимову, В. А. Александрова, Тургенева. Бонченко. Кандидатами в депутаты были избраны коммунисты тт. Урвачев, Николаев, Б. М. Либсон и Ю. М. Зарницина[16].

Многие казанские ученые-медики широко откликнулись на призыв В. И. Ленина неустанно развивать медицинскую науку, проявлять упорство и настойчивость, терпеливо искать новые методы и приемы для достижения цели.

Приведем некоторые примеры. Профессор В. Л. Боголюбов написал в тяжелых условиях тех лет фундаментальный учебник «Общая хирургия».

Не покладая рук работал в эти годы проф. С. С. Зимницкий. Получив в свое распоряжение 45 коек в старом полуразрушенном помещении, в б. губернской земской больнице, почти без инструментария, необходимых приборов и аппаратуры, проф. С. С. Зимницкий с энтузиазмом взялся за организацию клиники.

Усилиями губкома партии и ученых-медиков к 50-летию со дня рождения В. И. Ленина в апреле 1920 г. в Казани был открыт институт усовершенствования врачей, которому было присвоено имя В. И. Ленина. Возглавил институт Р. А. Лурия, крупный ученый, большой организатор, отдавший все силы и энергию становлению и развитию советской медицины.

Фундамент советского народного здравоохранения закладывался в Среднем Поволжье в 1917—1920 гг. уже в ходе ожесточенной классовой борьбы. Особенностью советского здравоохранения того периода являлось прежде всего то. что оно создавалось на широких общественных началах, на базе широкой коллегиальности строительства и управления, вовлечения в дело охраны здоровья самих трудящихся. Руководство здравоохранением и его материальное обеспечение были сосредоточены в руках государства, которое взяло на себя полную ответственность за здоровье своих граждан. Тесное сочетание государственности с народностью — вот основное и коренное отличие советского здравоохранения от здравоохранения дореволюционной России.

C 1919 г. все медицинские работники Казанской губернии были объединены в единый профсоюз медицинских работников. Раз и навсегда было покончено с раздробленностью и ведомственностью медицинских работников.

Произошел перелом в сознании казанских медиков. Большинство из них не только приняли социалистические преобразования в области медицины, но и стали их проводниками.

В основу работы Казанского губздравотдела было официально положено профилактическое направление исходя из ленинских декретов и второй Программы РКП (б), требовавших проведения широких оздоровительных и санитарных мер с целью предупреждения заболеваний.

Несмотря на огромные трудности, в Казани в то время не замирала и исследовательская мысль. Упорство, настойчивость, энтузиазм деятелей медицинской науки обеспечили широкие и глубокие научные исследования и их применение в практике санитарно-лечебного дела.

Становление советского здравоохранения в Татарии—результат гениально задуманной и осуществленной в интересах народа ленинской системы социалистических преобразований.

[1] ЦГА ТАССР, арх. 59, on. 1, ф. 891, л. 15

[2] ЦГА ТАССР арх.126.ф.98л.69

[3] ЦГА ТАССР, арх. 40, on. 1, ф. 98, л. 147.

[4] ЦГА ТАССР, арх. 36, on. 1, ф. 98, л. 3.

[5] ЦГА ТАССР, арх. 59, on. 1, ф. 891, л. 16.

[6] ЦГА ТАССР, арх. 59, on. 1, ф. 891, л. 16.

[7] ЦГА ТАССР, ф. 3486, on. 1, д. 36, л. 6—15.

[8] ЦГА ТАССР, ф. 891, on. 1, л. 15.

[9] ЦГА ТАССР, арх. 60, on. 1, ф. 891, лл. 4—17.

[10] ЦГА ТАССР арх.60.оп 1 ф. 891. Дл.4-22 арх.237 ф.98.л16

[11] ЦГА ТАССР, арх. 124, ф. 98, л. 3—4; арх. 126, ф. 98, л. 22, 134.

[12] ЦГА ТАССР, арх. 125, ф. 98, л. 2.

[14] ЦГА ТАССР, арх. 64, on. 1, ф. 98, л. 282.

[15] ЦГА ТАССР, арх. 125, ф. 98, л. 2.

8 ЦГА ТАССР, ф. 3486, on. 1, д. 36, л. 6.

×

About the authors

G A. Chuchelin

Department of Healthcare Organization and History of Medicine, Kazan Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Chuchelin G.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies