Case of a foreign body in the lens with a favourable surgical outcome

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

While ocular trauma and foreign bodies in the external parts of the eye are quite common, foreign bodies in the lens are rare. There is only one enucleated eye with a foreign body (piston) in the lens in the museum of the Kazan Eye Clinic. The current, young staff has no recollection of such cases. This leads us to bring this patient to the attention of our fellow patients.

Full Text

В то время, как травмы глаза и инородные тела в наружных его частях встречаются довольно часто, инородные тела в линзе—явление редкое. В музее Казанской глазной клиники имеется лишь один энуклеированный глаз с инородным телом (пистон) в линзе. Наличный, молодой состав сотрудников не помнит подобных случаев. Это и заставляет нас представить вниманию товарищей данного больного.

Больной С., 23-х лет, из г. Ижевска, рабочий на мельнице, зарегистрирован в октябре 1933 г. в глазной клинике Мединститута с диагнозом: Cataracta traumatica, corpora aliène corneae et corpus alienum lentis oc. sinist.

Из расспросов больного выяснилось, что 12/Х 32 г., во время работы (ковка камня на мельнице), какие-то мелкие осколки попали ему в оба глаза. Участковым врачом посторонние тела с роговицы правого глаза были удалены полностью. С роговой же оболочки левого глаза два мелких инородных тела были удалены уже в клинике. При исследовании корнеальным микроскопом и щелевой лампой выяснилось наличие еще постороннего тела и в полупрозрачном хрусталике левого глаза. Глаз оставался спокойным. Зрение же было понижено до счета пальцев у лица—вследствие помутневшего хрусталика. Дна глаза не было видно. Реакция радужки на свет была правильной. Первый раз больной не соглашался остаться в клинике и уехал домой. При этом он был предупрежден, что если заметит дальнейшее падение зрения или раздражение глаза, то немедленно должен явиться в клинику.

Больной 3/ХII снова поступает в клинику с жалобой на окончательное падение зрения в левом глазе. При исследовании правого глаза каких-либо отклонений от нормы не обнаружено. Острота зрения 1,0. Глазное дно в пределах нормы. В левом же глазе зрение = светоощущению с правильной проекцией на свет. На роговице его с внутренней стороны, на уровне 9 часов, отступя от лимба около 1 мм., видно насыщенное беловатое помутнение, величиной с булавочную головку. Другое, едва заметное, маленькое помутнение на том же уровне имелось ближе к краю зрачка. Это следы бывших ранений роговицы инородными телами. В остальных частях роговая оболочка была совершенно прозрачна. Повидимому, воротами для проникновения инородного тела в линзу явилось место более насыщенного помутнения. Передняя камера — средней глубины. Радужная оболочка темно-карего цвета с отчетливым рисунком. Зрачок правильной формы. Реакция его на свет—живая. В области зрачка виден помутневший хрусталик сероватого цвета, с черной точкой, почти в центре его. Величина точки около 1 мм. Дна глаза не видно за помутнением линзы. Глаз без раздражения. Общее состояние больного удовлетворительное. Была произведена магнитная проба большим магнитом Наав'а, не вызвавшая у больного никаких ощущений; однако, видимая ясно в хрусталике темная точка несколько изменила свое положение. На другой день в глазу появились боли. Глаз представился раздраженным, узкий зрачок, передняя камера мелка. Внутриглазное давление оказалось = 35 мм. Hg. Ввиду того, что постороннее тело от применения сильного тока магнита сместилось, и появились указанные явления раздражения глаза и повышения внутриглазного давления (вследствие набухания линзы) — решено было сделать удаление линзы вместе с инородным телом. На другой день была произведена операция. Линза, содержащая инородное тело, после сделанной иридектомии, вышла благополучно и в настоящее время сохраняется в музее клиники. Послеоперационный период прошел гладко. При выписке больного глаз был спокоен. Visus 0,04, Hm 8,0, Д = 0,3.

Опубликованные статистические данные русских и иностранных авторов подтверждают редкость инородных тел в линзе.

Так, на 108416 больных Мооrеn’а инородные тела в линзе наблюдались 11 раз, т. е. 0,01 %; на 58481 больного Hirschberg’a —- 14 раз, т. е. 0,02%; бывшая Петербургская глазная лечебница с 1889 г. по 1895 год на 109153 больных имела 13 человек с инородным телом в линзе—0,01%. В той же, ныне Ленинградское лечебнице, с 1902 г. по 1905 г. на 6581 ч. стационарных больных оказалось 7 человек с инородным телом линзы. По данным Бакинской больницы с 1900 г. по 1901 г. на 18 случаев внутриглазных осколков в линзе находилось 2. По Heidmann’y на 142 случая инородных тел 9 было в линзе глаза. Бодаль в 1904 г. в 34 случаях травматических катаракт наблюдал 7 инородных тел в линзе. Наблюдения Бигля интересны тем, что в 3 случаях, в которых осколок был в хрусталике, сам хрусталик оставался прозрачным.

Редкое нахождение инородных тел в линзе объясняют тем, что инородные тела, попадающие в глаз и пробивающие роговицу, очевидно, ударяют с такой силой, что редко застревают и в линзе, а пролетают дальше в стекловидное тело.

Из многочисленных наблюдений Вагенмана большая часть инородных тел попадает в линзу через роговицу, реже через склеру. Путь их идет—или через роговицу и зрачок, или попутно прободается и радужная оболочка. Пройдя через радужную оболочку, инородное тело оставляет отверстие в ней или разрыв сфинктера радужной оболочки. Маленькие порошкообразные тела могут оставаться на капсуле линзы. Вообще, посторонние тела могут застревать в линзе на различной глубине. В нашем случае осколок стали, пройдя через роговую оболочку и не задев радужки остановился в самой линзе. Линза относится к инородным телам спокойнее, чем части глаза, имеющие сосуды.

В данной работе нас интересуют тела, которые находятся внутри линзы; при этом дело идет б. ч. об очень маленьких инородных телах. Большие же тела всегда частично выступают из линзы или в сторону радужки, травматизируя ее, или в стекловидное тело. Инородные тела чаще бывают— железо, сталь, медь, реже свинец, кусочки камня, угля, стекла и проч. Различные порошкообразные тела могут попадаться при взрывах.

В линзу попадают чаще всего железные, каменные и медные осколки. Из 13 случаев Вагенмана — 9 раз дело шло о железных осколках. Варшавский нашел в литературе сообщения, где в 6 случаях был медный осколок.

В вышеупомянутом первом случае Казанской глазной клиники осколок был медный (пистон), в нашем случае—стальной, от инструмента, которым ковался мельничный камень.

Диагностика инородных тел в линзе не всегда легка. Маленькие, сидящие в глубине линзы, инородные тела распознаются часто только после расширения зрачка и применения увеличительных приборов. При существовании же синехий—обнаружить присутствие их иногда не удается.

Инородные тела, глубоко сидящие в линзе, вследствие быстро нарастающего помутнения, тоже иногда ускользают от наблюдения. При диффузном помутнении хрусталика, все же своеобразная окраска и металлический блеск тела иногда помогают его распознавать. При глубоко сидящих осколках приходится решать— находятся ли эти осколки в линзе или в стекловидном теле. Для точной установки местонахождения постороннего тела внутри глаза необходимо тщательное клиническое исследование, и такие больные должны направляться в специальные лечебные учреждения. Не всегда удается обнаружить глубоко сидящие инородные тела даже при помощи магнита ила рентгена. Так, Spartt описал случай, когда осколок находился в линзе около года и исследование рентгеном давало отрицательный результат. Если инородное тело было асептично, то прогноз зависит от величины и положения раны в капсуле линзы, а также от величины и места внедрения инородного тела. В благоприятных случаях травма линзы подобна простому уколу, помутнение линзы может остаться частичным.

Пребывание инородного тела внутри линзы, вначале частично помутневшей, ведет постепенно к полной катаракте, иногда лишь спустя месяцы или даже годы. В нашем случае полное помутнение линзы произошло в течение 50 дней. При сильно набухающей линзе инородное тело иногда может выпасть из вещества линзы и оказаться или в передней камере, или в задней. При рассасывании линзы инородное тело может остаться в остатках катарактальных масс или в капсуле. Также при полном рассасывании катаракты постороннее тело может оказаться в камерах или в стекловидном теле. Если инородное тело инфицировало, то, конечно, будут различные формы инфекционного воспаления глаза.

Из осложнений нужно также отметить повышение внутриглазного давления (вторичная глаукома), которая может быть в различных стадиях процесса. Затем, как известно, встречается (если во-время не удалить железный осколок) сидероз глаза, при медном—халькоз. Процесс, заняв линзу, идет обычно дальше и ведет к общему сидерозу или халькозу глаза. Отсюда ясно, что при металлических осколках своевременно примененная операция спасает глаз от этих осложнений, не говоря уже о возможности симпатического воспаления.

В нашем случае из осложнений наблюдалось повышение внутриглазного давления.

Хотя линза относительно хорошо переносит посторонние тела, по оставлять их в ней нежелательно и всегда требуется оперативное вмешательство. Каждый раз вопрос о целесообразности оперативного мероприятия решается в зависимости от случая. Удаление железного осколка, как правило, производится при помощи магнита. Оперируют возможно с большим лоскутным разрезом роговицы и с иридектомией. Прогноз в большинстве случаев благоприятный.

В случае Эльшнига, где железный осколок попал в линзу и рана капсулы быстро сомкнулась, он вскрыл оперативным путем капсулу линзы и удалил инородное тело с сохранением прозрачности линзы.

Blaff наблюдал четыре случая после удаления инородного тела из линзы, помутнение которое оставалось частичным и глаз сохранился хорошим в продолжение нескольких лет. В нашем случае, как сказано выше, мы произвели экстракцию линзы вместе с инородным телом и получили хорошее зрение. Таким образом данный случай интересен также и по своему счастливому исходу.

×

About the authors

E. I. Lipovtseva

Eye Clinic, Kazan State Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Lipovtseva E.I.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies