Reform of medical education and institutes for advanced training of doctors

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The tremendous shifts in production relations in the country, both in the field of its industrialization and in the socialist sector of agriculture, have called for ambitious plans for the socialist reconstruction of health care. By the end of the five-year plan, you need to have approximately 60 thousand medical personnel, about 140 thousand nursing staff. And not only doctors and medical staff, not only who received medical education in general, but practical specialists in the field of medicine and health care. This led to a grandiose restructuring of the entire medical education, to the transfer of medical universities and medical schools to the health authorities with a close connection of the new curriculum with the production itself. In other places (see "On the front of health care", No. 4, 1930, "Soviet doctor", 1930 and "Medical business", 1930) I dwelt in detail on how this reform of medical education would affect the state improvement of doctors, and tried to show that the new installation of medical universities and the new huge tasks facing the health authorities in connection with the unprecedented growth of cultural needs of the masses not only does not diminish, but significantly increases the importance of institutions with the task of raising the qualifications of a Soviet doctor

Full Text

Огромные сдвиги производственных отношений в стране, и в области индустриализации ее, и в социалистическом секторе сельского хозяйства, призвали к жизни широкие планы социалистической реконструкции здравоохранения. К концу пятилетки нужно иметь ориентировочно около 60 тысяч вр чей, около 140 тысяч среднего медперсонала. И не только врачей и медперсонала, не только получивших медобразование вообще,. но практических специалистов в данной отрасли медицины и здравоохранения. Это и повело к грандиозной перестройке всего медобразования, к передаче медвузов и медтехникумов в органы здравоохранения с тесной увязкой нового учебного плана с самим производством. В других местах (см. „На фронте здравоохранения", № 4, 1930, „Советский врач", 1930 и „Врачебное дело", 1930) я подробно остановился на том, как отразится эта реформа медобразования на деле государственного усовершенствования врачей, и попытался показать, что новая установка медвузов и новые огромные задачи, стоящие пред органами здравоохранения в связи с невиданным ростом культурных потребностей масс не только не умаляет, но в значительной мере повышает значение учреждений, имеющих задачей поднятие квалификации советского врача.
Однако, эта новая установка на врача не универсалиста или энциклопедиста, а на практического специалиста потребует значительной реконструкции не только медвузов, но и институтов для усовершенствования врачей, и я хочу предложить вниманию и работников этого дела и, особенно, вниманию многочисленной аудитории врачей-слушателей институтов проект новой организации для повышения квалификации врача.
Пред государственным усовершенствованием врачей стоят три задачи: 1) собственно усовершенствование врача, 2) специализаця врача и 3) создание кадров высококвалифицированных специалистов, преподавателей для врачей и медвузов, или кадров для подготовки кадров.
Все эти три задачи могут •быть, на мой взгляд, практически осуществлены наиболее целесообразно, если, с одной стороны, структура институтов и их учебные планы будут построены на тех же принципах, как учебные планы нового медвуза, являясь как бы естественным продолжением полученного в свое время врачем медобразования и если все дело поднятия квалификации врача будет планово и методологически объединено в пределах и рамках одного учреждения. Я тут же должен оговориться во избежание всяких недоразумений и кривотолков, что наряду с таким мощным учреждением, мыслимым только в очень крупном научном центре, по прежнему усовершенствование врачей может производиться и в других институтах, имеющих достаточную для этого базу как опытных преподавателей, так и научных и лечебно-профилактических учреждений. Исходя из этих основных предпосылок, я предлагаю следующую структуру такого института, который можно было бы ориентировочно назвать Госу дарственным Институтом врачебных кадров.
Считая, как правило, нецелесообразным организацию в нем краткосрочных курсов типа повторительных, я полагаю необходимым для известного отрезка времени все же удержать курсы для усовершенствования врачей типа 4-х месячных так, как они проводятся нами в настоящее время. Но уже теперь целесообразно разделить эти курсы на два факультета: а) ле^я<9-пр>филактический и б) санитарно-профилактический с тем, чтобы из наличного состава врачей создать необходимые кадры санитарных врачей, микробиологов и эпидемиологов, в которых страна ощущает особенно острую нужду. Преподавание должно вестись попрежнему строго практически по 4-м циклам на лечебно-профилактическом и по 2-м циклам на санита но-профилактическом факультете (см. схему). Однако, внутри этих циклов уже теперь следует установить уклоны, комбинируя по учебному плану работу врача так, чтобы он, насколько это возможно, практически овладел двумя-тремя близкими дисциплинами, например: внутренние боле «ни, нервные и физиатрия; внутренние, детские и физиотерапия; хирургия и гинекология; бактериология и эпидемиология и т. д. Опыт Казанского института показал, что это возможно и дает на деле не плохие результаты, которыми как будто довольны и командированные врачи и здравотделы.
Вторая задача —и главнейшая—осуществляется специализацией врачей на двух факультетах и в одном отделении. В факультете лечебнопрофилактическом предусмотрено 20 специальностей, в санитарно-профилактическом 17 специальностей (см. схему). Срок научной командировки не может быть, разумеется, одинаковым для всех врачей, он находится в зависимости от избранной специальности и колеблется от 6 до 9-ти месяцев. Надо оговориться, что дело идет о создании мощных кадров врачей практиков-специалистов, т. е. именно тех работников, которых требует и единый диспансер для амбулаторной и лечебно-профилактическое объединение для стационарной медицинской помощи, помощь на дому и вся новая социалистическая конструкция здравоохранения и в городе, и в колхозе. Надо, с другой стороны, иметь в виду, что в этот сектор Института командируются врачи периферии, получившие уже некоторую специализацию или в новом медвузе, или на практической работе на самом производстве, и можно поэтому утверждать, что, несмотря на сравнительно короткий срок, врачи эти получат вполне достаточную подготовку для практической работы специалиста и для самостоятельной проработки вопросов, выдвигаемых самой жизнью. Кроме того, надо помнить, что едва ли на больший срок можно будет оторвать много врачей для научной командировки. Можно, конечно, спорить о количестве предусматриваемых схемой специальностей, о раздроблении их на более узкие или, наоборот, о сведении их в более крупные, но в основе структуры институтов и учебных планов должно лежать несомненно одно— это социальный заказ, который дается страной здравоохранению и практические потребности сампх врачей в повышении своей квалификации. Вот почему предлагаемая мною схема в этой части является, разумеется, ориентировочной и не может оставаться строго и раз навсегда установленной в противоположность стабильному учебному плану нового медвузд.
Однако, рассматривая ее в свете наиболее широких запросов, пред- являемых передовыми организациями здравоохранения, например, применительно к плану социалистической реконструкции здравоохранения, предложенному 7-му Съезду здравотделов Ленинградской организацией, я убедился в том, что такая структура специализации должна удовлетворить даже и эти максимальные на сегодняшний день запросы.
При перечислении специальных дисциплин санитарно профилакти- ческого факультета некоторые из них имеется в виду практически соединять вместе; так, возможно на первых порах соединить санитарию и общую гигиену с гигиеной экспериментальной, но, несомненно, с течением времени потребуется и здесь подготовлять весьма узких специалистов определенной квалификации.
Кроме упомянутых двух факультетов в Институте должно быть создано особое отделение для организаторов здравоохранения, администраторе и хозяйственников (см. схему). Рабочий класс выделяет в настоящее время тысячи работников на эти должности и опыт, показал, чти активная работа не врачей, а рабочих па этих должностях приносит огромную пользу делу здравоохранения и приближает его к массам. Для них, а также и для лиц с медицинским образованием, но занятых до сих пор чисто административно-организационной работой, необходимо иметь не случайные краткосрочные инструкторские курсы, а специальное учреждение, где работа шла бы по строго выработанному учебному плану как теоретическому, так и практическому. И именно в Институте врачебных кадров необходимо планово предусмотреть и организовать такое учреждение для ознакомления рабочих с основами советского здравоохранения и с методами практической работы руководителей его учреждений.
Третья задача—подготовка кадров для кадров осуществляется и теперь в Институтах усовершенствования врачей, особенная важность и значимость этой задачи очевидна для всякого, кто знаком с положением медиц некого образования в стране и с подготовкой нашей смены. Именно в нее, в эту задачу упираются в большой мере в настоящее время вопросы усиления и углубления работы по созданию вообще врачебных кадров в стране. Вот почему наряду с усовершенствованием и специализацией Институт должен серьезно поставить вопрос о подготовке преподавателей по всем дисциплинам практического здравоохранения. Но недостаточно было бы для этого только предусмотреть штаты научных сотрудников. Вопрос упирается в методы обучения научной смены, в плановость подготовки научных работников. В друг м месте (см. „Вопросы здравоохранения", 1929, № 12) я достаточно подробно остановился уже на этих вопросах исключительной важности и поделился опытом Казанского института в этом деле. И именно теперь, когда взята твердая установка на врача-специалиста, наши планы подготовки научных работников, отличающиеся тем, что наряду с детальным изучением избранной специальности врач знакомится с теоретическими дисциплинами (патологическая анатомия, бактериология), с пограничными областями и ведет одновременно практическую работу вне клиники (колхоз, курорт),—именно теперь существенно важно заново ставить вопрос о методике подготовки преподавателей медицины.
В структуре Института следует предусмотреть еще одно задание. Ряд достаточно квалифицированных врачей и специалистов отправляются •в крупные центры для разработки отдельных научных вопросов, поставленных себе научных тем или для практического ознакомления с той или иной методикой распознавания, профилактики, лечения болезней, наконец, с организационными вопросами здравоохранения. До настоящего времени дело сводилось к случайному выбору того или иного Института или даже только лица, персонально известного своими работами в данной области. Внесение плановости в эти научные командировки и организация пх с тем, чтобы командировка носила не частный, а государственный характер и была-бы наиболее эффективной, является почетной задачей Института врачебных кадров.
СХЕМА
построения учебной части Института врачебных кадров.
I. Усовершенствование врачей (4 месяца).
II. Специализация врачей (6—9месяцев).
III. Подготовка врачей высокой квалификации (3 года).
а) По особым планам и программам по каждой отдельной специальности с учетом изучения пограничных областей.
б) Изучение отдельных вопросов, разработка научных тем и т. д. (без установления срока). 4
IV. Методологический отдел.
V. Заочные курсы, курсы по радио, консультация.
Наряду с своей задачей содействовать повышению научной квалификации врачей, Институт имеет еще одно очень существенное методологическое задание. До настоящего времени в стране нет центра, объединяющего огромную методологическую работу по усовершенствованию врачей. Каждый институт по-своему разрешает вопросы построения учеб ного плана, программ, учета успеваемости врачей, методов преподавания. Огромные задачи по усовершенствованию, специализации врачей и подготовке кадров для кадров требуют постоянной, целеустремленной методологической работы. Вот почему в проектируемой нами структуре Института отведено особое место методологическому отделению, ю-торос систематически и в плановом порядке должно заняться сложнейшими вопросами, связанными с поднятием квалификации советского врача в связи с потребностями здравоохранения и увязкой его со всей хозяйственной жизнью страны, другими словами, заняться теоретической разработкой дела усовершенствования врачей в широком понимании его. Некоторым дополнением к работе Института явится и заочное обучение, т. е. организация курсов по отгельным вопросам здравоохранения для врачей, не имеющих в настоящее время научной командировки, консультационное бюро, лекции по радио, создание газеты-журнала по усовершенствованию врача в его ежедневной практической работе и т. д. Это осуществляется особым отделением Института.
Само собой разумеется, что вся грандиозная работа, предусматриваемая нашим проектом, должна быть построена на очень широкой базе лечебных и профилактических учреждений и научных Институтов крупных медицинских центров. Наколько необходимо увязать всю работу по специализации врачей, проделываемую десятками Институтов Наркомздрава, видно уже из одного того, что в одной только Москве втечение года ведется около 28 всякого рода курсов для врачей, причем все эти курсы не связаны решительно ничем между соб< ю, не имеют общего учебного плана, причем на некоторых из этих курс* в десятки высококвалифицированных специалистов в^дут нередко параллельные курсы для двух-трех десятков слушателей. Объединить в плановом порядке всю эту огромную учебную работу Институтов Наркомздрава является неотложной задачей именно теперь, когда так остро встали и вопросы специализации советского врача, и плановости работы Научных институтов Нарком3драва. Как я отметил выше, Институт врачебных кадров должен базироваться па большом числе показательных учреждений. Что это так, учит также н опыт Казанского института, когда врачи-слушатели, заканчивая здесь свою научную командировку, каждый раз возбуждают вопрос об экскурсии в Москву и Ленинград для ознакомления с постановкой дела в лечебно-профилактических учреждениях центров.
В Институте врачебных кадров, помимо поднятия квалификации врача, параллельно должна итти работа и по подготовке кадров специально обученного среднего медперсонала. Если назрел вопрос о том, чтобы перевоспитать советского врача и сделать из врача универсалиста— врача специалиста, то практическая работа его будет тем более эффективной, чем скорее он получит специально подготовленных помощников. Необходимо иметь не медицинскую сестру вообще, а сестру хирургическую, гинекологию-кую, лабораторную, физиот* рапевтическую, рентгеновскую, сестру-обследовательницу. сестру диэтет ичку и т. д. Без особенно больших затрат это может и должен сделать проектируемый Институт. Об этом говорит и опыт Казанского института, где работа по подготовке среднего медицинского персонала ведется не без успеха втечение ряда лет. Не менее полезно было бы организовать в Институте одновременно школу санитаров опять-таки по отдельным отраслям здравоохранения, а также школу сестер РОКК’а.
Создание таких мощных Институтов врачебных кадров с отделением для организаторов здравоохранения, специальных сестер и санперсонала соответствует грандиозности задач, поставленных перед здравоохранением социалистическим строительством нашей страны. Эта задача вполне реальная и является только необходимым шагом вперед в деле рационализации государственного усовершенствования врачей.
Выдвигаемая мною идея получила принципиальное одобрение в Секретариате Ц.Б. врачебных секций и в Московской профессиональной врачебной организации. Она представляет собою, конечно, только набросок большого плана, предопределяющего, по каким путям может итти повышение квалификации советского врача, на долю которого выпала ответственная роль активнейшего строителя социалистического здравоохранения. Вот почему мне кажется, что предлагаемый мною проект заслуживает особенного внимания широкой врачебной общественности, главным образом внимания и критики со стороны тех тысяч врачей периферии, которые в порядке государственного усовершенствования врачей уже были в научных командировках и на опыте своем знают и достижения, и дефекты в этом большом и ответственном деле. И я глубоко уверен, что дело государственного усовершенствования врачей, не имеющее примера в капиталистических странах, будет успешно развиваться на новых путях только тогда, когда его будут одновременно строить, как и до сих пор, и врачи руководители, и врачи-слушатели.

×

About the authors

R. A. Luria

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Luria R.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies