To the question of dental dystrophies in tuberculosis patients

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Over the past decades, a number of valuable works on the morphology and biology of the tbc bacillus have appeared in the literature, especially the French, which have introduced a new concept into the concept of the mechanism of transmission of tbc from parents to children. Side by side: pathological autopsies, experimental and clinical studies have already proven the possibility of congenital tbc as one form of infection. But these observations are not over, concrete conclusions on this issue have not yet been finally made, and therefore any changes in the body during the period of its embryonic development, which remain unchanged for life, are valuable. The dental apparatus deserves such attention, bearing the imprint of all the defects of the embryonic period. Having a large movement of tuberculosis patients in a sanatorium with 250 beds, it seemed to us extremely interesting to trace, using the materials of the dental office, what forms of dental dystrophies and the frequency of them are found in tuberculosis patients and in other chronic infections. We know how great the diagnostic value of some dental dystrophies in congenital syphilis is, and we do not know at all those in congenital tbc, despite the similarity of the effects of these infections on the life of the body. The material to be analyzed is quantitatively insufficient, and the dental office continues further observations.

Full Text

За последние десятки лет появился в литературе, особенно французской, ряд ценных работ о морфологии и биологии tbc бациллы, внесших новое в понятие механизма передачи tbc от родителей детям. Рядом: патологических вскрытий, экспериментальных и клинических изысканий является уже доказанным возможность врожденного tbc, как одной информ заражения. Но эти наблюдения не окончены, конкретных выводов по этому вопросу еще окончательно не сделано, а потому ценны всякие изменения в организме в период его эмбрионального развития, которые остаются без изменения на всю жизнь. Такого внимания заслуживает зубной аппарат, носящий в себе отпечаток всех дефектов эмбрионального периода. Имея большое движение туббольных в санатории на 250 коек, нам представлялось крайне интересным проследить по материалам зубного кабинета, какие формы зубных дистрофий и частота йх встречается' у туберкулезных больных и при других хронических инфекциях. Мы знаем, как велико диагностическое значение некоторых зубных дистрофий при врожденном сифилисе, и совершенно не знаем таковых при врожденном tbc, несмотря на сходство влияний этих инфекций на жизнь организма. Материал, подлежащий разбору, количественно недостаточен, и зубной кабинет продолжает дальнейшие наблюдения. Не имея возможности дать прямых ответов на нижепоставленные вопросы, мы считаем необходимым учитывать при оценке клинических данных разбора больного и состояние его зубного аппарата. Осмотр зубов во многих случаях направляет наше клиническое мышление в сторону детального разбора больного, давая возможность исключения иногда и люэтической инфекции. Данный материал интересен в том отношении, что охватывает промышленные (текстильные) районы Московской области и Владимирской губернии, накопление массового материала по осмотру зубного аппарата и,, особенно, его дистрофий может дать характеристику населения и его дегенеративности. Вопрос этот весьма сложен и его разрешить мы не сумеем, но хотели бы только пробудить к нему интерес со стороны работников tbc.
Учтя это, нами принято детальное, всестороннее обследование больного, фиксировано внимание на возможном проявлении люэса (внешний осмотр; кожа, внутренние органы, костная и лимфатическая система ?нервная система), проводились лабораторные и, когда это было нужно, ,и серологическое исследования, рентген, тщательная обработка анамнеза и оценка объективных данных. Осмотр пзлости рта помимо лечврача консультативно проводился зубным врачем, особенно в тех случаях, когда при осмотре обнаруживались какие-либо отклонения от нормы. За 6 месяцев прошло через санаторий 771 чел., из которых через зубной кабинет прошло 423 чел., что составляет 54,9%. Зубные дистрофин обнаружены у 135 человек (31,95%). Больных женщин 57 чел. или 42,3%, мужчин 78 чел. или 57,7%. Профессиональные заболевания жевательного аппарата в разбираемом материале не приняты во внимание, так как это не есть дистрофии.
Мы стремились найти: 1) зубные дистрофии и наибольшую частоту встречающихся форм при tbc и других заболеваниях, 2) частота зубных дистрофий и характер их в случаях, где отмечается большая вероятность наследственного tbc, 3) насколько часты зубные дистрофии у лиц, не имеющих конгенитального люэса, 4) характер зубных дистрофий при комбинированных процессах (люэс, tbc).
Наш материал для удобства разбит на группы: 1) дистрофия формы зубов; 2) дистрофия структуры зубов; 3) дистрофия величины зубов; -4) дистрофия числа зубов и 5) дистрофия положения зубов.
Цифровые данные видны из таблицы (см. стр. 365).
Главное внимание уделялось нами группе tbc больных и люэтиков, ; группы прочих заболеваний мы не касаемся, так как зависимость данной инфекции от дистрофии не ясна.
1. Дистрофия формы, зубов: наш материал охватывает всего -47 случаев дистрофий формы зубови располагается следующим образом:
1) дистрофия.формы центральных резцов—6 случ., из которых гугчин- ооновский зуб в 4 случ., и бочкообразный зуб-2 случая; 2) дистофия f-формы нижнего моляра—4 случая, из них 3 случая шиповидной формы и 1 случай шгыковидаой; 3) дистрофия клыков—7 случаев—шгифгооб- разные клыки; 4) дистрофия боковых резцов—7 случаев—штифтообразные резцы; 5) дистрофия II бикуса—8 случаев—шиповидной формы; <6) перекрученные зубы вокруг своей оси встречались в 15 случаях (нижний II бикус—7 случ., клыки—4 случ., центральные резцы 4 случ) Дистрофия формы зубов обнаружена при tbc в 21 случае, при люэсе в 5 случаях и остальные заболевания в 21 случае.
Нелишне отметить, что из наших 4-х случаев гугчинсоновских зубов мы имеем в 2-х—ясно выраженный tbc с tbc наследственностью при отсутствии каких-либо признаков люэса ни клинически, ни серологически. Третий случай смешанной инфекции, где имеется tbc (ВК плюс Кав плюс) в сочетании с расстройством нервной системы (С. Ромберга неясный, разность сухожильных рефлексов), где в силу этого можно заподозрить нейролюэс, и четвертый случай — ясный конгенигальный люэс. II. Дистрофия структуры зубов харатеризуется увеличением эмали на зубах—гиперплазия, и уменьшением ее—гипоплязия. Гиперплазия у нас встретилась в 6 случ., тогда как гипоплязия в форме чашечной эрозии и поперечной исчерчепности в 52 случ., всего 58 случ., причем при tbc в 29 случ., при люэсе в 10 случ. и при других заболеваниях в 19 случ.
III-я группа-дистрофия величины зубов. Под этой формой дистрофии нужно понимать или увеличение, или уменьшение отдельных зубов сравнительно с абсолютной величиной зубов соответствующей группы. Различается: 1) макродентизм—увеличение размера зуба, 2) микро- дентизм—уменьшение размера зуба, 3) гипоальтизм—диспропорциональность размера. В нашем материале мы имеем данную дистрофию в 38 сл., из которых макродентизм обнаружен в 16 случ., микродентизм в 20 случ. и гипоальтизм в 2 случ. При tbc эта дистрофия найдена в 23 случ., •при люэсе в 8 случ., при друг, заболеваниях в 7 случ.
IV. Дистрофия числа зубов. Аномалия данной группы может быть в сторону или увеличения, или уменьшения числа зубов. Увеличение числа зубов считается признаком атавизма, а уменьшение—* происходит или от ретенции, или аплязии зуба. Нами наблюдалась дистрофия числа зубов в 36 случаях, из которых в 24 случ. отмечено уменьшение зубов, касаясь 10 резцов, 8 зубов мудрости, 4-х II бикусов и 2 премоляров. Увеличение количества зубов обнаружено в 5 случаях—исключительно резцов. Уменьшение число зубов, как известно, может зависеть или от ретенции зуба или—аномалии зачатка его; за отсутствием рентгеновского аппарата мы лишены были возможности ограничить оба эти вида ;и объединили их в одну группу. При tbc дистрофия числа зубов обнаружена в 19 случ, при люэсе в 8 случ. и при других заболованиях в 9 случ. При анализе данных по дистрофии числа зубов бросается в глаза, что уве-
. личение числа зубов во всех случаях падает на люэс, а уменьшение имеет различные этиологические моменты, падая в большем % на tbc.
V.—Дистрофия положения зубов. Данная дистрофия встречается очень часто. Как на причину ее указывают, помимо заболевания эндокринного аппарата, еще на наследственность и на местные условия.
У нас отмечена в 92 случаях дистрофия положения зубов, при tbc в 55 случаях, при люэсе в 11 случ. и при других заболеваниях в 26 сл. На первом месте стоит: диастема—-68 .случ., губная аномалия—11 случ., небная—5 случ., трема—7 случ., блуждающие зубы 1 случай.
Интересно еще остановиться на влиянии наследственности на возникновение зубных дистрофий.. В этом случае может передаться по наследству та или иная дистрофия или семейная инфекция (tbc, люэс), передаваясь от родителей к детям, нарушает ход развития всего организма в том числе и зубного зародыша. В разбираемом материале отягощены tbc наследственнностью 25 человек, сифилисом 5 чел., алкоголиков 8 чел.
При tbc наследственности встречаются все указанные формы дистрофий в следующей последовательности: 1) дистрофия положения зубов и дистрофия формы по 9 случаев, 2) дистрофия количества зубов—6 случ., .3) дистрофия величины и структуры но 3 случая.
При люэтической наследственности: 1) дистрофия формы и величины во всех 5 случ. 2) дистрофия количества зубов—4 случ. 3) дистро- чфия положения зубов—1 случай. Дистрофия структуры зубов отсутствует.
При алкоголизме родителей: на первом месте стоит: 1) дистрофия структуры—4 случ., 2) дистрофия формы и положения зубов по 3 случ., 3) дистрофия величины зубов 1 случай. Дистрофия числа зубов отсутствует.
Из 135 челов. множественная дистрофия отмечена у 90 ч. (66,7%), а единичные—у 45 чел. (33,3%). Множественные дистрофии у tbc больных отмечены в 57,2°/о, тогда как у люэтиков с конгенитальной формой они отмечаются в 100°/о-
Наши наблюдения позволяют нам так резюмировать вышесказанное:
1) Из сопоставления наших данных по группе tbc и люэса мы имеем сходную картину в частоте встречающихся зубных дистрофий.
2) Из материалов, где можно предполагать наследственную передачу инфекций tbc или люэса, видно, что из 77 чел. мы имеем 25 чел. наследственно отягощенных tbc (32,5%)- У них на первом месге находили: 1) дистрофию положения зубов и дистрофию формы по 9 случ., 2) дистрофия количества—6 случ. и 3) дистрофия величины и структуры—по 3 случ.
3) При люэсе из 17 чел. у 5-ти мы имеем конгенитальный люэс, что составляет 29,4°/о.
4) Сопоставление вероятных конгенитальных форм tbc и люэса дают также почти сходную картину зубных дистрофий.
5) Зубные дистрофии в комбинированных случаях (люэс4-№с) не носят ничего особого, встречаются лишь множественно, причем отмежевать дистрофии получаемые от люэса или от tbc не представляется возможным.
6) Значительное количество зубных дистрофий отмечается в рубрике „прочих заболеваний—30,4%, чго должно вынудить интересующихся вопросом к более детальному изучению с особым обращением внимания на исключение люэса у данной группы больных.
7) Одни зубные дистрофии не дают право ставить диагноза люэса или tbc, но при сочетании с другими симптомами указывают на наличие той или иной инфекции, наталкивая на более детальное обследование больного.

1) Сообщено на научной конференции врачей 7/Х 1929 г. датеративности.

×

About the authors

E. V. Mirtovskaya

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

L. G. Gelfenshtein

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Mirtovskaya E.V., Gelfenshtein L.G.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies