On the diagnostic value of intradermal hormonal tests

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Currently, intradermal hormonal tests are often used for functional diagnostics [2, 6]. Some authors consider the reaction to intradermal administration of hormones to be a manifestation of endocrine allergy [12, 13, 15], others associate the appearance of the reaction with ovulation or an increase in the content of estrogens in the body [7, 10, 14]. But L. V. Gerbolinskaya did not reveal in most cases a relationship between the area of the skin spot and the level of estrogenic stimulation. The lack of data on intradermal tests at the end of pregnancy and childbirth, as well as contradictions in the assessment of the diagnostic value of intradermal hormonal tests make it difficult to use them in obstetrics and gynecology. The purpose of our work was to clarify the nature of the relationship between the severity of reactions to intradermal administration of hormones and the content of estrogens in the body, as well as to identify the degree of specificity of hormonal samples.

Full Text

В настоящее время для функциональной диагностики нередко применяются внутрикожные гормональные пробы [2, 6]. Некоторые авторы считают реакцию на внутрикожное введение гормонов проявлением эндокринной аллергии [12, 13, 15], другие связывают появление реакции с овуляцией или повышением содержания эстрогенов в организме [7, 10, 14]. Но Л. В. Герболинская не выявила в большинстве случаев зависимости между площадью кожного пятна и уровнем эстрогенной стимуляции. Отсутствие данных о внутрикожных пробах в конце беременности и в родах, а также противоречия в оценке диагностического значения внутрикожных гормональных проб затрудняют их использование в акушерстве и гинекологии. Целью нашей работы явилось выяснение характера связи между выраженностью реакций на внутрикожное введение гормонов и содержанием эстрогенов в организме, а также выявление степени специфичности гормональных проб.

Были проведены внутрикожные пробы с фолликулином у 82 беременных и 80 небеременных женщин, из которых 67 страдали нарушениями менструально-овариального цикла. Пробы с прогестероном поставлены у 64 небеременных и 32 беременных одновременно с пробами на фолликулин. Для выяснения реакции на синтетические эстрогены было проведено 18 проб с 0,1% и 15 проб с 0,5% раствором диэтилстильбэстрола у небеременных женщин. Неспецифическую ответную реакцию кожи мы определяли с помощью внутрикожных проб с индифферентным веществом — персиковым маслом — у 10 небеременных и 25 беременных женщин. Во всех случаях одновременно с введением диэтилстильбэстрола или персикового масла выполнялась проба с фолликулином. Количество внутрикожных проб, осуществлявшихся одновременно у одной и той же женщины, колебалось от 1 до 3. Пробы проводили у беременных за 3—10 дней до предполагаемого дня родов, у небеременных — за 7—14 дней до ожидаемой менструации. Фолликулин вводили в кожу передней поверхности бедра по 0,1—0,2 мл, стерильное персиковое масло — по 0,2 мл, другие препараты — по 0,1 мл. Для внутрикожных проб были сознательно выбраны значительные дозы масляных растворов гормонов, так как депо гормона в коже позволяло наблюдать изменения реакции в течение длительного времени. Измерения производили ежедневно. Степень реакции оценивали по диаметру возникающей гиперемии (средней величине двух взаимно перпендикулярных размеров гиперемии). Наименьшей реакцией, поддающейся измерению, была гиперемия с диаметром 5 мм. При сравнении реакций сопоставляли максимальные величины возникающей гиперемии. Выраженность инфильтрата обычно не учитывали ввиду трудности четкого определения его границ. У небеременных одновременно исследовали влагалищные мазки (4—7 раз в течение цикла), определяли феномен «зрачка» и кристаллизации слизи шейки матки, а также измеряли базальную температуру. Оценку мазков производили по М. Г. Арсеньевой, что позволяло более четко определить функциональную активность желтого тела. Кариопикнотический индекс подсчитывали с помощью микрометрического окуляра К7. Для оценки кристаллизации шеечной слизи пользовались методикой Р. Ф. Калашниковой.

Как у небеременных, так и у беременных не было выявлено связи между выраженностью реакции на внутрикожное введение гормонов и возрастом, ростом, весом, росто-весовым показателем, конституцией женщины, а также числом родов и абортов. У небеременных при сохраненном менструальном цикле максимальные реакции наблюдались в большинстве случаев перед менструацией или в первый день ее. У 67 женщин из 80 максимальные реакции на фолликулин и на прогестерон наблюдались в один и тот же день. Уровень эстрогенной стимуляции на протяжении цикла, выраженность лютеинового действия и величина кариопикнотического индекса в период максимальной реакции не определяли величину реакции на внутрикожное введение гормонов. Появление реакции было связано у 74 из 80 женщин с падением уровня эстрогенной стимуляции, которое определяли по уменьшению величины кариопикнотического индекса на 1—79% или по нарастанию числа парабазальных клеток вымазке, взятом в период максимальной реакции. В этих случаях уровень эстрогенной стимуляции был минимальным за период исследования и у 64 женщин из 74 кариопикнотический индекс был менее 20. Лишь у 6 женщин (7,5%) было умеренное нарастание эстрогенной стимуляции (увеличение кариопикнотического индекса на

— 16%). Однако если появление максимальной реакции зависело от изменения уровня эстрогенной стимуляции, то выраженность реакции обусловливалась индивидуальной чувствительностью к гормонам. Так, при одном и том же уровне эстрогенной стимуляции или одинаковой степени падения ее выраженность реакции (величина гиперемии) колебалась в очень широких пределах, в частности при кариопикнотическом индексе, равном 0, диаметр гиперемии у различных больных находился в пределах 30-170 мм. Не было выявлено существенных различий в величинах реакции на фолликулин у здоровых небеременных женщин и у женщин, страдавших нарушениями менструально-овариального цикла.

В настоящее время считается доказанным, что в конце беременности содержание половых гормонов резко увеличено по сравнению с содержанием их в организме небеременных женщин. Перед родами экскреция эстрогенов в 500—1000 раз, а прегнандиола в 10—20 раз превышает выделение их вне беременности [8, 9, 11].

Мы сравнили выраженность реакции на введение гормонов и персикового масла у беременных и небеременных. Следует отметить, что реакция на масло обычно была менее четкой, чем реакция на гормоны, что нередко затрудняло измерение ее. Колебания выраженности реакции на фолликулин были очень велики — от 0 до 170 мм у небеременных и от 0 до 100 мм у беременных Реакция на масло не превышала 60 мм.

У небеременных реакция на фолликулин была достоверно больше реакции на персиковое масло (t 1—5 = 3,9) и реакции на 0,5 и 0,1% раствор диэтилстильбэстрола (t 1—3 = 4,8; t 1—4 = 5,0). Различие между величинами реакций на фолликулин и прогестерон оказалось статистически недостоверным (t 1—2 = 2,1). Реакция на введение прогестерона превышала реакцию на 0,5 и 0,1% раствор диэтилстильбэстрола (t 2—3= = 3,6; t 2—4=3,0). Реакция на прогестерон была больше реакции на масло в 1,7 раза, но ввиду недостаточного числа наблюдений вывод о достоверности различия сделать не удалось (t 2—5 = 2,8). Различие величин реакций на 0,1 и 0,5% растворы диэтилстильбэстрола оказалось несущественным, что говорит о низкой чувствительности внутрикожных проб. У беременных реакции на фолликулин и прогестерон были гораздо менее выражены, чем у небеременных (t 1—6=8,4; t2—7=11,5). В то же время реакция на масло была лишь незначительно меньше (t 5—8=1,8). Это говорит о том, что при беременности происходит снижение именно специфической реактивности соединительной ткани, которое связано, очевидно, с резким повышением содержания гормонов в организме. Снижение ответной реакции на внутрикожное введение половых гормонов в конце беременности настолько существенно, что реакция на фолликулин и прогестерон не отличалась от реакции на персиковое масло.

Необходимо отметить, что в послеродовом периоде усиливались реакции на фолликулин у 67 женщин из 82. При этом если реакции до родов не было, то она всегда появлялась после родов, а если реакция до родов была слабо выражена (от 5 до 14 мм), то после родов у 23 из 27 женщин она усилилась. При значительно выраженной дородовой реакции происходило, очевидно, рассасывание гормона из кожи, в результате чего реакция после родов либо отсутствовала, либо была слабой. Появление реакции наблюдалось в основном на 3—8-й день после родов, т. е. в тот период, когда происходит наиболее резкое снижение содержания половых гормонов в организме. Факт появления реакции на фолликулин после родов убедительно свидетельствует о том, что именно падение уровня половых гормонов вызывает появление или усиление реакции. В ряде случаев родам предшествует появление выраженной реакции, что может быть также связано со снижением выработки эстрогенов непосредственно перед родами.

ВЫВОДЫ

  1. Появление или усиление реакции на внутрикожное введение фолликулина связано с падением содержания эстрогенов в организме как небеременных, так и беременных женщин.
  2. Величина реакции в каждом отдельном случае обусловлена индивидуальными особенностями организма.
  3. При беременности реакция на внутрикожное введение гормонов резко угнетена.
  4. Реакция на синтетические эстрогены достоверно меньше реакции на фолликулин и прогестерон.
  5. Внутрикожные гормональные пробы недостаточно специфичны и чувствительны.
  6. Внутрикожная проба с фолликулином при наблюдении в динамике имеет определенную диагностическую ценность как показатель изменения содержания эстрогенов в организме и как критерий индивидуальной чувствительности организма к эстрогенам.
×

About the authors

Yu. G. Matveev

Sverdlovsk Research Institute of Maternity and Infancy Protection of the Ministry of Health of the RSFSR; Kamensk-Uralsk City Hospital No. 2

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Obstetric Department

Russian Federation, Sverdlovsk; Kamensk-Uralsk

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1969 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies