Participation of Samara doctors — contemporaries and associates of V. I. Lenin — in revolutionary activities

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In 1875, in Samara province, whose territory significantly exceeded the present Kuibyshev region, there were only 11 hospitals, 14 pharmacies, 54 doctors, 136 paramedics and medical students, 34 midwives and 129 vaccinators worked. The incidence of trachoma in some villages reached 70-72%. Infectious morbidity was very high, outbreaks of cholera, smallpox, plague, diphtheria, etc. were frequent.

Full Text

В 1875 г. в Самарской губернии, территория которой значительно превышала теперешнюю Куйбышевскую область, было всего 11 больниц, 14 аптек, работало 54 врача, 136 фельдшеров и лекарских учеников, 34 повивальные бабки и 129 оспопрививателей. Заболеваемость трахомой в отдельных селах достигала 70—72 %. Очень высокой была инфекционная заболеваемость, часты были вспышки холеры, оспы, чумы, дифтерии и т. д.

Некоторую положительную роль в развитии здравоохранения в губернии сыграло основанное 1/Х 1882 г. Общество самарских врачей, секретарем правления которого был В. О. Португалов. По его инициативе в 1886 г. в Самаре при земской больнице была открыта вторая в России (после Одесской) Пастеровская станция с бактериологической лабораторией. С 1897 г. был организован амбулаторный прием больных квалифицированными врачами по внутренним и детским болезням, хирургии, акушерству и гинекологии, думские врачи стали оказывать бесплатную помощь больным на дому; позже были открыты молочнопитательные пункты для детей («капля молока») в Самаре, Сызрани и других городах губернии.

В докладе думского врача Коплянского на заседании врачебно-санитарного совета Самарской губернии 16/ХІ 1897 г. отмечалось, что в конце XIX в. в Самаре ежегодно умирало на 342 чел. больше, чем рождалось. Смертность в среднем за последние 15 лет XIX в. составляла 39,2 на 1000 чел.; особенно высокой (выше 30%) она была среди детей первого года жизни. Резко недоставало врачебных кадров и медицинских учреждений. В Самаре на одного думского врача приходилось 14 500 чел., а в губернии — более 30 000.

В 1880-х годах в Самару стала проникать распространявшаяся группой «Освобождение труда» из Женевы нелегальная марксистская литература. Самарская губерния была «обетованной землей» для сосланных революционеров и общественно-политических деятелей народнического и народовольческого направлений, среди которых были и медицинские работники. В этот период в городе создавались кружки по изучению трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова. Один из кружков самарской земской фельдшерской школы возглавлялся врачом И. И. Гауэнштейном, который был под негласным надзором. В работе этого кружка участвовали фельдшерицы и учащиеся школы М. И. Лебедева, А. М. Лукашевич, С. М. Маршанская, Р. П. Поморцева и др.

В селах Студенцы и Царевщина (ныне поселок Волжский) работала фельдшером В. Н. Фигнер (1852—1942), которая за революционную деятельность неоднократно подвергалась арестам и длительному заключению.

За активное участие в студенческой сходке, направленной против «реформы» и проведения в жизнь «университетского устава 1884 года» 4 декабря 1887 г. был исключен из Казанского университета, а затем арестован и выслан в деревню Кокушкино под негласный надзор полиции В. И. Ленин. В студенческих беспорядках вместе с ним принимали участие студенты Самарского землячества, которые также были изгнаны из университета и высланы в Самару под надзор полиции: М. И. Аккер (1869—1930), в последующем руководитель Самарской пастеровской станции, и профессор кафедры анатомии Ю. В. Португалов (1868—1935) —сын врача-публициста, занимавший позднее пост руководителя кафедр общей патологии и психиатрии, В. В. Савицкий — сын самарского врача и А. К. Паровский — брат врача А. К. Шарогородского, которого царская охранка арестовала 17 декабря 1887 г. и продержала в тюрьме до февраля 1888 г., несмотря на то, что при обыске у него ничего «крамольного» не было обнаружено1 .

Большой отклик у самарской революционной молодежи, в том числе и медиков, нашли студенческие волнения в Петербурге, Москве и других университетских городах. За распространение воззваний «К петербургским студентам» и листовок с призывом к революционной деятельности в 1888 г. была арестована и заключена в тюрьму на 1 год ученица Самарской земской фельдшерско-акушерской школы А. А. Савицкая, в это же время был произведен обыск у фельдшерицы Цитович.

Свою земскую врачебную деятельность в Николаевском уезде Самарской губернии в 1873 г. по окончании Петербургской медикохирургической академии начал известный врач Поволжья, в последующем лечащий врач Ульяновых А. А. Кадьян (1849—1917), вступивший на путь революционной борьбы еще на 3-м курсе академии и подвергшийся в 1869 г. аресту 2.

В Самарской губернии в конце XIX в. активно боролись за дело охраны народного здоровья видные деятели земской медицины. Около 10 лет в Чардаклинской и Ставропольской больницах успешно трудился инициатор участкового медицинского обслуживания населения, введения учета заболеваемости и санитарно-гигиенических исследований в нашей стране Е. А. Осипов (1841—1904). Земским врачом Бугурусланского уезда работал выдающийся земский врач И. И. Моллесон (1842— 1920). Самарскую санитарную службу возглавлял видный организатор. советского здравоохранения и социальный гигиенист М. М. Гран (1867—1940).

Большую революционную пропагандистскую работу проводил в Самарской губернии сосланный сюда царским правительством выдающийся земский врач-публицист В. О. Португалов (1835—1896), который прожил здесь последние 25 лет своей жизни, за исключением кратковременного отъезда в Вятку. Он сыграл видную роль в развитии санитарного дела в России. Им совместно с Е. А. Осиповым были разработаны начала земской санитарии, основы участкового принципа медицинского обслуживания сельского населения; он настойчиво пропагандировал специализированную подготовку врачей, которая в настоящее время является основой высшего медицинского образования; разрабатывал меры борьбы с трахомой, туберкулезом и другими заболеваниями; много сделал для организации Общества самарских врачей.

В своих многочисленных научных трудах (их было более двухсот), будучи последователем русских революционеров-демократов, В. О. Португалов отражал условия общественной жизни, вскрывал основные причины высокой заболеваемости и смертности населения—тяжелую обстановку труда и быта, антисанитарные, нищенские условия существования трудящихся, излишества и тунеядство господствующих классов, раскрывал значение влияния условий социальной среды, атмосферных и геологических условий на существование человека, боролся с алкоголизмом. За свои обличительные произведения («Суд линча в Самарской губернии», «Произвол судебных следователей» и другие) В. О. Португалов был привлечен в Петербурге к общественному суду, который, несмотря на старания жандармских чиновников, оправдал его.

Друг (В. И. Ленина и организатор подпольных самарских революционных кружков А. П. Скляренко, хорошо знавший В. О. Португалова, познакомил с ним В. И. Ленина и М. И. Семенова при одном из визитов к Португалову, когда у того находился член нечаевского кружка H. С. Долгов. При встрече состоялась длительная беседа, ее участники обменялись мнениями о тяжелом положении трудящихся в России и Самарской губернии. В. О. Португалов поделился своими впечатлениями о поездке в Париж, где он знакомился с постановкой санитарного дела в Европе.

Под негласным надзором полиции находился врач В. В. Родзевич, сосланный в Самару за участие в беспорядках в Киевском университете в 1878 г. и окончивший в 1881 г. медицинский факультет Казанского университета. До 1884 г. он работал в Бугуруслане, а затем сверхштатным ординатором и заведующим дифтерийным отделением Самарской губернской земской больницы.

А. П. Попов-Скляренко (1870—1916), сын полкового врача, был организатором первого ленинского марксистского кружка в Самаре, ставшего одним из ведущих в распространении марксизма в России. В 1892 г. по инициативе А. П. Скляренко с помощью участников ленинского кружка был создан нелегальный революционный кружок в Самарской земской фельдшерско-акушерской школе.

Под влиянием В. И. Ленина члены этого кружка произвели «переоценку ценностей» в идеологическом и тактическом направлении своей деятельности, научились понимать произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, усвоили основы марксистского социально-экономического учения, повышали свой научно-культурный уровень в группе самообразования.

В работе нелегального кружка активно участвовали ученики Самарской фельдшерско-акушерской школы, фельдшера и акушерки земской больницы М. И. Лебедева, А. М. Лукашевич, С. М. Маршанская (жена А. П. Скляренко), С. А. Семенова, А. Иванова, Соколова, Е. В. Филадельфова, С. П. Лакерман (жена И. А. Кузнецова — руководителя подпольного революционного кружка железной дороги), И. К. Иванов и другие.

Медик И. К. Иванов был страстным выразителем взглядов народников, за которые он находился в ссылке в Архангельской губернии до 1889 г. Убедительная марксистская логика В. И. Ленина во время дискуссий в самарских революционных кружках поколебала в И. К. Иванове веру в правильность народнических идей, и он стал углубленно изучать труды К. Маркса.

В 1901—1902 гг. в Новоузенском уезде Самарской губернии занимал должность врача после специализации в Самарской бактериологической лаборатории врач-большевик, в последующем первый Нарком здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко (1874—1949).

Вначале Н. А. Семашко принял Орлово-Гаевский врачебный участок с населением 29 900 чел., а затем работал в селе Новая Александрия. В это время там, как считали, появилась чума. Он установил, что это вспышка сибирской язвы, и -спас село от сожжения. 27 января 1902 г. Н. А. Семашко, состоявшего под гласным надзором полиции, отозвали в губернское земство, а затем уволили из-за «политической неблагонадежности». Он был вынужден уехать на работу в Мценский уезд Орловской губернии.

Работая многие годы до революции под непосредственным руководством В. И. Ленина в Женеве и Париже, Н. А. Семашко прошел ленинскую школу. Развивая учение В. И. Ленина, он обосновал теоретические основы советского здравоохранения.

В 1924 г. Н. А. Семашко, будучи Наркомом здравоохранения, посетил Самарскую губернию с целью ознакомления с положением лечебной сети в наиболее пострадавших от голода районах губернии и постановкой лечения в Шафрановской кумысолечебнице. После его визита Наркомздравом была оказана практическая помощь в развитии сети местных медицинских учреждений и курортов, обеспечении их кадрами и оборудованием. В 1936 г. Н. А. Семашко при посещении Куйбышевской области ознакомился с постановкой организации медицинской помощи детям, деятельностью больниц и санаториев.

С возникновением русской организации «Искры» самарские революционеры включились в работу по созданию партии нового типа. Активными искровцами были закончивший в 1901 г. Юрьевский университет брат В. И. Ленина врач Д. И. Ульянов, сотрудница самарской организации Российской организации Красного Креста Е. Н. Благодарова, ветеринарный врач К. К. Газенбуш. Е. И. Благонравова распространяла «Искру» и марксистскую литературу, на ее квартире проводились нелегальные сходки, за что она была сослана на длительный срок.

Врач К. К. Газенбуш был одним из организаторов массовки в Казани в 1898 г. Позднее он работал в Самаре и вел широкую революционную пропаганду.

Самарский комитет РСДРП был создан в начале августа 1902 г. Он состоял в основном из сторонников «Искры», общероссийская конференция которых проходила в январе — феврале 1902 г. в Самаре. В работе конференции участвовал Д. И. Ульянов. Он был в Самаре и в январе 1903 г., принимал участие в работе бюро русской организации «Искры».

Дочь врача Л. М. Книпович (1857—1920), соратница В. И. Ленина, являлась агентом «Искры», неоднократно бывала в Самаре, устанавливала здесь связи и в 1902 г. активно участвовала в подготовке II съезда партии.

В 1905 г. в состав Самарского комитета РСДРП (б) входил бывший студент медицинского факультета Московского университета Б. П. Позер, посвятивший свою жизнь революционной деятельности. Членом РСДРП была и сотрудница подпольного комитета Российского общества Красного Креста Е. Ф. Федорова.

В годы нового революционного подъема самарские большевики проводили большую работу по укреплению рядов партии, по расширению связи с крестьянами и привлечению их к революционной борьбе под руководством рабочего класса. В разгар империалистической войны они развернули пропаганду среди рабочих, крестьян и солдат, выступая против войны и монархии. Среди солдат Самарского гарнизона агитацию проводил военный фельдшер большевик И. Е. Лебедев.

После февральской революции большую агитационную работу среди солдат проводили фельдшера И. П. Васянин и Г. М. Гарькин, окончившие Самарскую земскую фельдшерскую школу и служившие в армии. И. П. Васянин был членом бюро военной организации большевиков. В сентябре 1917 г. он был избран делегатом от большевиков на II съезд Советов.

Г. М. Гарькин входил в «агитационную группу» при Самарском горкоме партии большевиков. Членами этой группы были также ученики фельдшерской школы Я. М. Длуголенский, А. Д. Козлов, Я. Язгур. Впоследствии этот союз революционной молодежи явился ядром Самарской комсомольской организации (РКСМ). Члены молодежной бригады распространяли литературу, являлись активными пропагандистами, связистами между партийными организациями и их руководителями, в дальнейшем все они стали членами партии.

Во время гражданской войны в рядах Красной гвардии сражались и медицинские работники. В боях с восставшим оренбургским казачеством во главе с атаманом Дутовым, а после с белочехами участвовали фельдшера И. П. Васянин, Г. М. Гарькин, М. М. Мадисон, А. Т. Биргель, Я. М. Длуголенский, М. С. Саблина, Я. Язгур. Красными медицинскими сестрами были бывшая работница трубочного завода А. П. Лабынцева, воспитательница 3. С. Козлова, работница М. С. Бешеньковская.

Активное участие в боях принимала врач Л. Г. Зальцман-Адельсон. Во время мятежа белочехов она была начальником полевого санитарного отряда в Самаре, развернула госпиталь в клубе коммунистов, а затем возглавила санитарную службу в красногвардейских отрядах.

По-разному сложились судьбы этих замечательных медиков-революционеров. И. П. Васянин после участия в работе II Всероссийского съезда Советов был назначен комиссаром VII армии Юго-западного фронта, в 1918 г. вернулся в Самару, активно участвовал в боях с белогвардейцами в годы гражданской войны, после чего работал в Самаре, а с 1927 г. в Ленинграде. Г. М. Гарькин в 1926 г. закончил медицинский факультет Самарского университета, работал врачом в Самаре, Барыше, Сызрани, Саранске.

А. Т. Биргель в отрядах Красной гвардии выполняла обязанности санитарки, при обороне Самары от белочехов она и фельдшерица М. М. Мадисон были арестованы и отправлены в поезде смерти в Сибирь.

Я. М. Длуголенский, Е. Е. Михайловский и Я. Язгур были растерзаны белогвардейцами и белочехами в 1918 г. в период господства в Самаре КОМУЧа.

Фельдшерица М. С. Саблина, член РКП (б) с марта 1917 г., добровольно отправившаяся на Оренбургский фронт против Дутова, была назначена комиссаром санитарного поезда № 18, а после побега врача и медсестер выполняла обязанности главного врача, комиссара и медицинской сестры этого поезда вплоть до освобождения Оренбурга от дутовцев. После ликвидации дутовского мятежа М. С. Саблина вела активную борьбу вместе с комиссаром госпиталя С. Рабинович с саботажем медиков в I советском госпитале в Самаре. В период наступления белочехов на Самару она была комиссаром полевого санитарного отряда и из-за травмы его начальника врача Л. Г. Зальцман-Адельсон определенное время обеспечивала оказание медицинской помощи защитникам города вместе с медицинскими сестрами и санитарами П. Ашуевой, К. Бочкаревой, А. Минкиным и Н. Минкиным и другими.

После освобождения Самары от белочехов М. С. Саблина возглавляла губернский комитет пролетарского общества Красного Креста, затем была комиссаром 246-го эвакогоспиталя, а по выздоровлении от сыпного тифа — военкомом 271-го полевого запасного госпиталя. В настоящее время она проживает в Москве.

Врач Л. Г. Зальцман-Адельсон в августе 1918 г. была арестована и отправлена в поезде смерти на Восток. Ей удалось бежать, и она стала активным участником подпольной организации большевиков Дальнего Востока. После гражданской войны и иностранной военной интервенции занимала ответственные посты в органах здравоохранения Северного Кавказа и Москвы.

В конце 1919 г. в Самарской губернии вспыхнула эпидемия сыпного тифа, которым переболело 100 тыс. чел. Советской властью были предприняты все меры к ликвидации эпидемии: созданы чрезвычайные санитарные комиссии для организации борьбы с эпидемиями, антисанитарией и проведения санитарно-просветительной работы. Несколько позже была организована чрезвычайная комиссия по борьбе с тифом («ЧЕКАТИФ»), санитарно-заградительный отряд и поезд-баня на станции Самара для санитарной обработки мигрирующего населения.

В городе для перевозки больных тифом и медицинского персонала был выделен специальный транспорт, мобилизованы рабочие для ремонта жилых помещений и государственных учреждений.

Большую заботу о здоровье трудящихся Самарской губернии проявлял В. И. Ленин. По его указаниям в ноябре 1919 г. были созданы санитарные учреждения по борьбе с тифом в Бугуруслане, Сергиевске и других населенных пунктах. Он также потребовал санитарной очистки городов губернии. 6 апреля 1920 г. В. И. Ленин телеграфировал Самарскому губисполкому: «Достаточно ли радикально проводите очистку города? Прошу налечь на это и проверять чаще фактическое исполнение. Не увиливают ли от трудповинности буржуи и обыватели? Необходимо подтянуть изо всех сил»3 .

Все усилия медицинских работников в период гражданской войны и иностранной военной интервенции были направлены на выполнение основных задач по медицинскому обеспечению Красной Армии, по борьбе с эпидемиями, по организационному строительству медико-санитарного дела, и задачи эти были успешно выполнены.

Это лишь краткие страницы героической борьбы самарских революционеров-медиков — современников и сподвижников В. И. Ленина, посвятивших свою жизнь героической борьбе за счастье и здоровье народа.

 

1 ГАКО, ф. 3, о. 40, д. 24, л. 3—4.

2А. А. Кадьяну посвящена специальная статья в № 5 журнала (Ред.).

3 В. И. Ленин. Ленинский сборник, XXXIV, стр. 286.

×

About the authors

S. I. Stegunin

Kuibyshev Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Associate Professor, Head, Department of Social Hygiene and Health Organization

Russian Federation, Kuibyshev

P. I. Artemov

Kuibyshev Medical Institute

Email: info@eco-vector.com

Department of Social Hygiene and Health Organization, Docent

Russian Federation, Kuibyshev

F. G. Korlyakov

Kuibyshev Medical Institute

Email: info@eco-vector.com

Department of Social Hygiene and Health Organization

Russian Federation, Kuibyshev

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1969 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies