LXV years of medical and preventive faculty

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The 65th anniversary of the Faculty of Preventive Medicine is a significant event not only for its faculty, staff and students, but for the entire Kazan Medical University. An anniversary is a certain milestone with summing up the results of activities. Let us also turn over some pages of the history of the medical and preventive faculty.

Full Text

65-летие медико-профилактического факультета — это знаменательное событие не только для его профессорско- преподавательского состава, сотрудников и студентов, но и для всего Казанского медицинского университета. Юбилей — это определенный рубеж с подведением итогов деятельности. Давайте и мы перелистаем некоторые страницы истории медико-профилактического факультета.

В сентябре 1930 г. в составе медицинского факультета Казанского государственного университета было открыто санитарно-профилактическое отделение. Через три месяца произошло выделение медицинского факультета из КГУ с образованием на его базе Казанского государственного медицинского института, в состав которого вошли в числе других и студенты первого приема санитарно-профилактического отделения. С образованием института отделение становится факультетом, и в штатном расписании должностей и окладов КГМИ на 1931 бюджетный год значатся уже две должности заведующих факультетами. Первым деканом санитарно-профилактического факультета был назначен ассистент, а затем доцент кафедры социальной гигиены Л. А. Мустафин. За свою 65-летнюю историю факультет несколько раз менял свое название: до 1933 г. он назывался санитарно-профилактическим, с 1933 г. — санитарно-гигиеническим, а с 1992 г. — медико-профилактическим.

Первые студенты были зачислены на санитарно-профилактическое отделение в сентябре 1930 г. Благодаря сохранившимся документам мы можем назвать фамилии некоторых из первых 42 студентов: Х. А. Абсалямова, М. И. Александрович, Г. Д. Ахмерова, Ш. Х. Гафарова, М. Г. Гафарова, Р. Г. Магидзянова, Г. М. Мухаметова, Г. З. Мухамедова, М. Х. Рахматуллина, В. З. Хамитова, Е. А. Миндрюкова, И. Р. Романов, Л. Е. Скворцов, Ю. Г. Угрюмова, М. А. Хон, З. А. Яковлева. Студенческая семья пополнялась с каждым годом. И хотя в 1931 г. было два приема в медицинский институт, на санитарно-профилактический факультет были зачислены студенты только из осеннего приема. К середине 1932 г. на двух курсах факультета обучалось около 170 студентов.

Организация учебного процесса настоятельно требовала разработки учебных планов и программ. В 1930— 1931 учебном году преподавателями медицинского института для нового факультета были составлены программы по ряду дисциплин, в частности В. Морозовым по высшей математике. «Программа крайне продумана и приспособлена к интересам студентов именно санитарно-профилактического отделения», — писал в своем отзыве проф. КГУ Н. Парфентьев. Однако изучение высшей математики вызывало большие трудности. 18 декабря 1930 г. это стало предметом обсуждения комиссии с участием заместителя директора по учебной части А. А. Диковицкого, профессоров М. М. Грана, Т. И. Юдина и представителей студентов Дунаева и Луцаковой. Проф. В. Н. Терновским была разработана программа по морфологии человека, которая предусматривала 35 трехчасовых занятий, проф. В. П. Ищерковым — программа курса органической химии, Кафедре физики было поручено создать одну программу для лечебно-профилактического, а другую для санитарно-профилактического факультетов с учетом необходимости расширенной проработки отделов механики, строительного дела и других. В целом вопросы преподавания теоретических дисциплин и иностранных языков на 1-м курсе лечебно-профилактического и санитарно-профилактического факультетов рассматривались на совещании профессоров, преподавателей и бригадиров студенческих групп 1-го курса в марте 1931 г.

Разработке программ и учебных планов нового факультета уделялось постоянное внимание: они корректировались, уточнялись, в них вносились I изменения и дополнения. Согласно плану Наркомздрава РСФСР в 1931 — 1932 учебном году студенты 1-го курса санитарно-профилактического факультета должны были изучать физику, общую биологию, неорганическую, аналитическую, органическую, физическую и коллоидную химию, морфологию (анатомию и гистологию), основы советского здравоохранения, гигиену жилищ, физическую географию и метеорологию, элементы высшей математики, машиноведение, политэкономию, диалектический материализм.

Значительные изменения были внесены в план 2-го курса. По плану Наркомздрава студенты 2-го курса должны были изучать количественный анализ, биологическую химию, нормальную физиологию, патологическую физиологию, патологическую анатомию, токсикологию с фармакологией, микробиологию, гигиену питания, социальную гигиену, машиноведение и общую технику, диалектический материализм, политэкономию, иностранные языки, военные науки. В плане Казанского мединститута отсутствовали количественный анализ, политэкономия и иностранные языки, которые были пройдены на 1-м курсе. Из-за недостатка часов фармакология была перенесена на 3-й курс, а на 2-м курсе осталась токсикология. Гигиена жилищ по местным условиям (возможность производственной практики) заменена гигиеной питания. Машиноведение полностью изучалось на 2-м курсе (по плану Наркомздрава РСФСР — на 1 и 2-м курсах). Кроме того, были добавлены коллоидная химия, физическая география, метеорология и климатология, а также новый предмет — татарский язык. Планы Наркомздрава РСФСР для Казанского медицинского института исходили из 8-часового рабочего дня (в мединституте 6 ч дневных и 2 ч вечерних, причем вечерние занятия считались обязательными). Кафедры разрабатывали и факультативные курсы. Только в 1932—1933 учебном году были прочитаны курсы сантехпропаганды для студентов всех отделений КГМИ ассистентом кафедры социальной гигиены И. З. Векслиным, «Санитарно-курортные методы лечения внутренних болезней» доц. Е. А. Алексеевым.

Дальнейшее развитие санитарно-профилактического факультета было признано коллегией Татнаркомздрава крайне важным для нужд здравоохранения вообще и местного края в особенности. Предполагалось с осени 1932 г. на 3-м курсе организовать 4 отделения: общесанитарных врачей, врачей пищевой санитарии, врачей здравпунктов на предприятиях и врачей-эпидемиологов. Эти отделения были сформированы за счет студентов, зачисленных на факультет в 1930 г. Согласно пятилетнему плану, ежегодно должны были принимать 1000 студентов, из которых 24% (240 человек) — на санитарно-профилактический факультет. С учетом важного значения подготовки кадров новых санитарных врачей и острого недостатка таких специалистов на общеинститутском собрании студентов и научных работников в октябре 1931 г. По докладу зам. директора КГМИ по учебной части А. А. Диковинного было принято решение о необходимости улучшения культурно-бытового обслуживания и материального обеспечения студентов наиболее дефицитных специальностей вообще и санитарно-профилактического факультета в частности. Директорат КГМИ еще в 1930—1931 учебном году обращался в вышестоящие органы по поводу повышения размера стипендии на санитарно-профилактическом факультете на один разряд по сравнению с таковой на лечебно-профилактическом факультете. Однако и последующие неоднократные просьбы о ликвидации уравниловки между санитарно-профилактическим и другими факультетами не дали положительных результатов в связи с недостатком средств.

Важнейшей задачей являлась разработка профилей будущих специалистов и санитарно-профилактического факультета. В нашем институте с этой целью были созданы специальные бригады в составе 2—5 человек. В апреле 1932 г. на кафедре социальной гигиены проходило собрание по окончательной выработке профилей врачей. По факультету были разработаны следующие профили: общесанитарного врача (отв. представитель — проф. В. В. Милославский), промышленно-санитарного врача (проф. С. М. Шварц), врача здравпункта (Ф. Г. Мухамедьяров), врача-эпидемиолога (проф. В. М. Аристовский), врача пищевой санитарии

(Р. В. Юнюшкин), врача жилищно-коммунальной санитарии (проф. И. К. Лукоянов). Бригады обосновали необходимость подготовки специалистов данного профиля, более углубленного изучения тех или иных предметов или группы предметов. Ими сформулированы задачи, стоящие перед врачами каждого профиля, и высказаны предложения по уточнению, дополнению и изменению типовых планов.

Оставались и нерешенные вопросы, например о специализации на санитарно-профилактическом факультете. Конкретного срока начала специализации не существовало. В одних вузах она начиналась с третьего года обучения, в других — со второго. В нашем институте студенты первого набора проходили два начальных курса дисциплины по общему учебному плану.

Вместе с тем требовалось определиться в плане необходимости и целесообразности узкой специализации с первого же года обучения. Нужно было составить учебные планы на факультете для обучения без отрыва от производства, а в план приема на 1932 г. центр уже включил набор 50 студентов вечернего отделения. Возникли трудности с проведением непрерывной производственной практики. Среди мер, которые способствовали бы улучшению подготовки кадров санитарных врачей, предложенных КГМИ, были разработка профилей отдельных специалистов, единых для всех медицинских институтов, установка точных сроков начала специализации на отделениях факультета и непрерывной производственной практики на отдельных курсах по отдельным специальностям, издание учебников и учебных пособий по основным дисциплинам факультета.

Научно-исследовательская работа на медицинском факультете никогда не прекращалась. Этим во многом объясняется тот факт, что качество подготовки врачей в Казани было достаточно высоким. Был опубликован перечень исследований, в который вошли 262 работы, в том числе 5 — от кафедры экспериментальной гигиены и 18 — от кафедры социальной гигиены. Намечен целый ряд тем для комплексной разработки, а также определены основные приоритетные проблемы. Среди последних выделена тема: «Промышленный травматизм в кожевенной, меховой и химической промышленности и сельскохозяйственном секторе». Кроме того, в малые комплексы предполагалось объединить такие темы, как «Особенности быта и заболеваний населения ТР вообще», «Изучение зоба в ТР и Мариобласти», «Проблемы питания». В их разработке активное участие принимали кафедры вновь образованного факультета.

С выделением из Казанского университета медицинского факультета в «Ученых записках Казанского университета» прекращается публикация материалов медицинского отдела. Вместо этого дирекция медицинского института решила издавать сборники работ Казанского медицинского института. Седьмой сборник (1933) был полностью посвящен исследованиям Кафедры социальной гигиены КГМИ, в частности в него вошли работы проф. С. М. Шварца (в том числе «Влияние метеорологических факторов на температуру кожи человека», которую он выполнил в Гигиеническом институте Берлинского университета во время заграничной командировки), доц. М. П. Андреева, приват-доц. Б. С. Голлонда, докторов А. Я. Плещицера, В. В. Треймана, Г. С. Лиорбера.

Налаживание учебного процесса, подготовка специалистов разного профиля были бы невозможны без организации новых кафедр и курсов. Это было особенно важно для санитарно-профилактического факультета, который не имел своих кафедр и доцентур. В объяснительной записке к годовому отчету 1932 г. по учебной части записано, что по учебному плану НКЗ на санитарно-профилактическом факультете организованы и намечены к организации следующие кафедры: гигиены труда (проф. С. М. Шварц), хирургических болезней (проф. Н. В. Соколов), внутренних болезней (проф. З. И. Малкин), микробиологии (проф. Р. Р. Гельтцер), а также курсы гистологии (доц. Н. Г. Колосов) и коммунальной гигиены (доц. Л. И. Лось).

Организация новых кафедр и курсов настоятельно требовала укрепления профессорско-преподавательского состава. Уже в январе 1931 г. по решению дирекции КГМИ для научной работы был оставлен целый ряд выпускников института, в том числе Ш. Х. Жданов (впоследствии декан санитарно-гигиенического факультета, заведующий кафедрой), С. Ф. Немшилов (впоследствии ассистент кафедры микробиологии, доцент кафедры эпидемиологии). Вскоре появились и первые результаты напряженной работы. В 1933 г. санитарно-профилактический факультет уже имел два отделения: на одном готовили санитарных врачей-эпидемиологов (срок обучения — 4 года), а на другом — санитарных врачей для промышленных предприятий. Последние проходили элементы высшей математики, которая применяется при статистической разработке различных данных, изучали клинические дисциплины, в особенности заболевания, которые могут возникнуть от профессиональных вредностей. И, конечно, много времени уделялось гигиене труда.

Врачи, оканчивавшие отделение промышленной санитарии, работали преимущественно санитарными экспертами охраны труда, в здравпунктах при предприятиях или в должности заведующих кабинетами здравпунктов при диспансерных объединениях. Врачи-эпидемиологи в течение двух первых лет обучались вместе со студентами отделения промышленной санитарии. В течение следующих двух лет они изучали различные специальные медицинские дисциплины, в особенности заразные болезни и меры борьбы с эпидемиями. После окончания института эти специалисты работали районными санитарными врачами, в должности заведующих санитарно- эпидемиологическими лабораториями, инфекционными отделениями больниц, малярийными, дезинфекционными станциями и др. В 1934 г. состоялся первый выпуск санитарно-гигиенического факультета, насчитывавший 40 человек.

Становление Казанского государственного медицинского института, а вместе с ним и санитарно-гигиенического факультета пришлось на период индустриализации, коллективизации, борьбы с «троцкистами», «вредителями», «террористами». Во второй половине 30-х годов «нарастает активность» в выявлении скрытых врагов народа и в стенах института. В эти годы были репрессированы директор Института усовершенствования врачей и заведующий кафедрой патологической физиологии КГМИ проф. М. И. Аксянцев, доцент офтальмологической клиники С. Б. Еналеев, заведующий кафедрой гигиены труда проф. С. М. Шварц, ассистент кафедры социальной гигиены И. З. Векслин, доцент кафедры гигиены В. Н. Несмеянов и др.

23 декабря 1937 г. появился приказ директора КГМИ, который круто изменил жизнь первого декана факультета. Проверкой кафедры социальной гигиены Казанского государственного медицинского института, произведенной комиссией, было установлено следующее: на кафедре социальной гигиены, возглавляемой проф. Ф. Г. Мухамедьяровым и доц. Л. А. Мустафиным, до последнего дня хранились портреты «врагов народа»; преподавание велось по политически «вредным и устаревшим» программам. Кроме того, лекции проф. Ф. Г. Мухамедьярова «подрывали» авторитет советского здравоохранения. В них имелись «политические извращения, искажавшие учение Ленина и Сталина». В результате проф. Ф. Г. Мухамедьярова временно отстранили от заведывания кафедрой, а доц. Л. А. Мустафина вообще уволили из института. Деканом санитарно-гигиенического факультета был назначен заведующий кафедрой общей гигиены проф. В. В. Милославский. В дальнейшем деканами факультета были проф. С. М. Арановский, доц. Ш. Х. Жданов, доц. И. А. Мухутдинов, доц. В. М. Смирнов, доц. А. Б. Галлямов.

В годы Великой Отечественной войны Казанский медицинский институт подготовил несколько выпусков врачей. Среди тех, кто со студенческой скамьи ушел на фронт, были и питомцы санитарно-гигиенического факультета. В июне 1941 г. факультет окончил 51 человек, в декабре 1941 г. — 82, в октябре 1942 г. — 79, в октябре 1943 г. — 69, в марте 1945 г. — 36. Были выпускники факультета в августе 1941 г. и в апреле 1942 г. Воспоминания некоторых из них вошли в сборник «Солдат спасенный помнит вас». На фронте были и многие преподаватели.

Послевоенные, самые многочисленные приемы студентов включали 145— 156 человек. Вместе с выпускниками школ аудитории заполнили и вчерашние фронтовики. Многие из них впоследствии долгие годы работали на кафедрах института: И. С. Бахматова, М. Х. Вахитов, А. Т. Гончаров, Н. П. Зеленкова, В. П. Камчатнов, И. И. Корнилов, А. А. Мурычева, И. А. Мухутдинов, С. Ф. Немшилов, Н. И. Савинов, К. И. Севостьянова.

Вторая половина 50-х годов весьма памятна для факультета. В 1957 г., согласно приказу министра здравоохранения РСФСР, был прекращен прием на санитарно-гигиенический факультет. Студентов 213, 214, 315, 316 и 317-й групп перевели на лечебно-профилактический факультет, а студентов 215, 216, 318, 319 и 320-й групп — на педиатрический факультет. Обучение студентов 4, 5 и 6-го курсов было продолжено по учебному плану санитарного профиля. Поэтому, несмотря на прекращение приема, факультет работал еще в течение 3 лет, и последний выпуск был осуществлен в 1960 г., когда факультет окончили 149 человек, в том числе 11 «с отличием». Через год, в июле 1961 г. приказом министра здравоохранения РСФСР в целях расширения подготовки санитарных врачей в Казанском государственном медицинском институте вновь был открыт санитарно-гигиенический факультет с планом приема в 100 человек. Осенью 1961 г. после четырехлетнего перерыва на первый курс зачислили 90 студентов и 14 кандидатов. Однако отсутствие приема в течение этих лет привело к острой нехватке специалистов данного профиля, и в 1962 г. на санитарно-гигиенический факультет принимали не только на дневное, но и на вечернее отделение, которое существовало в первой половине 60-х годов.

В настоящее время медико-профилактический факультет, возглавляемый деканом А. Б. Галлямовым, включает в себя 12 кафедр: медицины труда (зав. — чл.-корр. РАМН, проф. Н. Х. Амиров), коммунальной гигиены и гигиены питания (зав. — чл.-корр. АН РТ, проф. М. М. Гимадеев), гигиены детей и подростков (зав. — проф. А. Х. Яруллин), социальной медицины и организации здравоохранения (зав. — проф. А. Н. Галиуллин), общей гигиены и экологии с курсами радиационной и военной гигиены (зав. — доц. А. Б. Галлямов), эпидемиологии (зав. — доц. М. Ш. Шафеев), микробиологии (зав. — доц. Н. Н. Амерханова), инфекционных болезней (зав. — проф. Д. Ш. Еналеева), биохимии (зав. — акад. АН РТ, проф. Д. М. Зубаиров), неорганической химии (зав. — проф. И. А. Абдуллин), фармакологии (зав. — проф. Р. С. Гараев), неврологии (зав. — проф. Э. И. Богданов) и курс профессиональных болезней (зав. — доц. З. М. Берхеева).

Для более чем 600 студентов, обучающихся на факультете, созданы все условия для всестороннего изучения как гигиены, так и санитарной практики. Вступил в строй новый учебно-лабораторный корпус университета, где один этаж полностью отдан кафедрам гигиенического профиля. Учебные лаборатории оснащены современным оборудованием и аппаратурой. Кафедра социальной медицины и организации здравоохранения располагает дисплейным классом. Лучшей в Поволжском регионе признана лаборатория радиационной гигиены. На всех кафедрах факультета работают кружки СНО, воспитанники которых принимают ежегодное участие в вузовских, межвузовских и республиканских конференциях, завоевывая призовые места. Жизнь студентов не ограничивается только учебой — это и фестивали студенческой самодеятельности, и отдых в спортлагере «Медик» на берегу Волги, и, естественно, участие в субботниках по благоустройству территории университета.

Коллектив факультета состоит из 16 докторов наук, профессоров, 65 кандидатов наук и доцентов. В круг научных исследований входят самые разнообразные задачи: изучение проблем гигиены умственного труда и разработка способов восстановления работоспособности различных профессиональных групп рабочих промышленных предприятий; разработка методов определения старения организма и биологического возраста работников автотранспортных предприятий; оценка и профилактика стрессовых состояний с целью предупреждения функциональных отклонений органов и систем организма; изучение фактического питания и пищевого статуса населения Татарстана (микроэлементозы, цинк и железо-статус организма детей, национальные особенности питания татарского населения), условий обучения и состояния здоровья учащихся, репродуктивно-демографических процессов, состояния здоровья матери и ребенка, медико-демографических проблем и прогнозирования здоровья населения, влияние окружающей среды на организм человека й вопросы экологии. Кафедры эпидемиологии, микробиологии и инфекционных болезней изучают вопросы влияния различных факторов на иммунный статус населения, усовершенствования лабораторной диагностики инфекционных заболеваний, коррекции кровообращения, гемостаза и иммунного статуса при гриппе, вирусном гепатите, дизентерии, менингококковой инфекции, роже.

В своих исследованиях гигиенисты, эпидемиологи, микробиологи, инфекционисты широко используют результаты научных разработок кафедры биохимии (роль белковых факторов и участие клеточных элементов в системе свертывания крови и фибринолиза), фармакологии (анализ специфики механизмов влияния функционально замещенных фосфатов на различные компоненты воспалительной реакции, нейротропная активность различных представителей из новых групп ФОС), неорганической химии (разработка защитно-декоративных и композиционных покрытий металлами).

На факультете успешно работают ученые советы — общий и по защите кандидатских диссертаций. В дни юбилея общий совет занят изучением нового учебного плана, мало чем отличающегося от таковых лечебного и педиатрического факультетов. Совет факультета внес на обсуждение совета университета ряд предложений, направленных на улучшение системы подготовки по специальности «медико-профилактическое дело». На факультетском совете рассматриваются вопросы, связанные не только с учебным процессом, но и с кадрами, состоянием научных исследований. Воспитанниками коллектива являются такие видные ученые, как чл.-корр. РАМН Г. П. Зарубин; чл.-корр. АН РТ, заведующий кафедрой коммунальной гигиены КГМУ проф. М. М. Гимадеев; проф. А. Т. Гончаров; заведующий кафедрой гигиены труда Днепропетровского медицинского института проф. А. П. Селиванов; чл.-корр. РАМН, заведующий кафедрой ЦИУВ проф. А. П. Сухарев; заведующий кафедрой гигиены Чувашского университета проф. Л. В. Сусликов; проф. З. Х. Каримова; проф. Р. Х. Хафизьянова; заведующий кафедрой общей гигиены Казанской медицинской академии проф. Ф. Ф. Даутов; заведующий кафедрой микробиологии Казанской медицинской академии проф. А. К. Поздеев; заведующий кафедрой эпидемиологии Казанской медицинской академии проф. В. Е. Григорьев; проф. А. М. Хакимова; заведующий кафедрой инфекционных болезней Казанской медицинской академии проф. Д. К. Баширова; проф. В. П. Камчатнов; проф. А. Г. Хисамутдинов и др.

Воспитанник факультета И. З. Мухутдинов в течение многих лет возглавлял Министерство здравоохранения РТ; заместителем министра здравоохранения Марийской республики работает В. П. Рассанов, ректором Казанской медицинской академии был М. Б. Билалов. Главными государственными санитарными врачами Республики Татарстан и областей России, крупных промышленных центров являлись и являются Г. Н. Крутиков, В. В. Морозов, Н. В. Пигалова, В. Ф. Работаев, В. И. Тихонов, Р. М. Шигапов, Г. И. Зыбин, З. М. Лазарева, К. М. Ганеева и др. Выпускники факультета Н. С. Садыков и И. В. Манченко успешно работают заместителями министра здравоохранения Республики Татарстан, а Ф. В. Шайхутдинов, В. В. Федоров и В. А. Трифонов — заместителями председателя Госкомитета санэпиднадзора Республики Татарстан; З. В. Горловская, Н. Х. Фахрутдинова, Ф. Ш. Шигапова, Г. Г. Усова и М. З. Миниярова возглавляют отделы ГКСЭН РТ. Многие воспитанники факультета работают главными государственными санитарными врачами городов и районов Татарстана, Чувашии, Марий Эл, Ульяновской, Астраханской и других областей, носят звания заслуженных врачей РФ и РТ, награждены значком «Отличнику здравоохранения». Высокий профессионализм, преданность долгу и верность избранному пути — такова характеристика выпускников медико-профилактического факультета.

×

About the authors

N. H. Amirov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Prof.

Russian Federation

A. B. Gallyamov

Email: info@eco-vector.com

Assoc.

Russian Federation

S. N. Krasilnikov

Email: info@eco-vector.com

Assoc.

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1995 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies