Domestic otorhinolaryngology. On the 50th anniversary of Soviet healthcare

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In pre-revolutionary Russia, there were about 300-400 doctors-specialists in ear, throat and nose diseases, who had about 200 beds at their disposal. Departments of otorhinolaryngology were only at the Military Medical Academy, at the Higher Women's Medical Courses, at the Clinical Institute for Advanced Training of Doctors, at the medical faculties of Moscow and Saratov Universities. Advanced training of doctors was carried out only at the clinical institute, opened in 1885. in St. Petersburg, and even then in a very limited number of disciplines (in particular, the office for ear diseases was opened only in 1889). Of course, with such a state of affairs, there could be no question of any effective otorhinolaryngological services for the population of the country.

Full Text

В дореволюционной России насчитывалось около 300—400 врачей-специалистов по болезням уха, горла и носа, в распоряжении которых имелось около 200 коек. Кафедры по оториноларингологии были только в Военно-медицинской академии, на Высших женских медицинских курсах, в клиническом институте усовершенствования врачей, на медицинских факультетах Московского и Саратовского университетов. Повышение квалификации врачей осуществлялось лишь в клиническом институте, открытом в 1885 г. в Петербурге, да и то по очень ограниченному количеству дисциплин (в частности, кабинет по ушным болезням был открыт только в 1889 г.). Разумеется, при подобном положении дел не могло быть и речи о сколько-нибудь эффективном оториноларингологическом обслуживании населения страны.

После Великой Октябрьской революции неуклонно расширяется коечная сеть, увеличивается число медицинских учреждений для подготовки и усовершенствования врачей.

Были созданы условия для развития оториноларингологии как самостоятельной научной дисциплины. 27/ІХ 1922 г. Государственный Ученый Совет утвердил новый учебный план в вузах, согласно которому оториноларингология, наряду с другими специальными дисциплинами, была введена в программу медицинских факультетов как предмет, обязательный для подготовки врача.

Историю советской оториноларингологии можно разделить на три основных периода.

В первом периоде (1917—1935) была создана в системе советского здравоохранения оториноларингологическая служба. Итоги этого периода были подведены на IV Всесоюзном съезде оториноларингологов (1935).

Второй период охватывает два последующих десятилетия — с конца тридцатых и до конца пятидесятых годов. Он ознаменовался широким внедрением в практику сульфаниламидов и антибиотиков. Особенностью этого периода явилось широкое изучение проблем ЛОР-травматологии, связанное с Великой Отечественной войной. Итоги этого периода были подведены на V Всесоюзном съезде оториноларингологов (1958).

Третий период — современный — характеризуется дальнейшим развитием отоларингологии и пересмотром ряда ранее существовавших взглядов.

За первый период число отоларингологов с 300—400 в предреволюционные годы возросло до 2270, а число отоларингологических коек — с 200 до 6900 (данные на 1940 г.). Этому прогрессу способствовало выделение в 1930 г. медицинских факультетов университетов в самостоятельные вузы, число которых к этому времени достигло 40, причем в каждом из них функционировали ЛОР-кафедры, развернувшие, наряду с лечебной и педагогической, и научно-исследовательскую работу.

Несмотря на то, что наша страна в этот период переживала большие материальные трудности роста, были созданы специальные научно-исследовательские ЛОР-институты: в Саратове научно-исследовательский институт физиологии верхних дыхательных путей (1926—1937), в Ленинграде научно-исследовательский институт по болезням уха, горла, носа и речи (с 1930 г.), в Харькове Украинский научно-исследовательский институт уха, горла и носа (1931—1955), в Москве Центральный научно-исследовательский институт уха, горла и носа (с 1935 г.).

В 1933 г. было учреждено Всероссийское общество оториноларингологов. Вопросы практической и теоретической оториноларингологии стали широко обсуждаться на конференциях и съездах. В первом периоде состоялось четыре всесоюзных съезда отоларингологов: 1-й был созван в 1924 г. в Ленинграде, 2-й—в 1927 г. в Москве, 3-й — в 1929 г. в Одессе, 4-й — в 1935 г. в Ленинграде.

Уже в этом периоде была начата разработка важных проблем: физиология вестибулярного аппарата и методы его тренировки, борьба с профессиональными заболеваниями, глухотой, глухонемотой, гнойными отитами и их осложнениями, тонзиллитами, злокачественными новообразованиями. Для диагностики стали применять более совершенные гематологические, биохимические, микробиологические, эндоскопические и рентгенологические методы. Уже в 20—30-х годах отмечен значительный прогресс хирургической техники, широко внедряются местная анестезия, переливание крови, лучевая терапия.

Все это не замедлило сказаться на снижении заболеваемости и смертности от наиболее опасных ЛОР-заболеваний. Так, воспаления среднего уха, поражавшие в царской России даже в центральных областях страны почти треть крестьянского населения [6, 10], к началу 30-х годов встречались уже только в 16,5% [19].

В результате эффективных профилактических мероприятий к концу 30-х годов почти исчезли профессиональные заболевания уха [17]; значительно снизилось число глухонемых, чему способствовали не только лечебные и профилактические мероприятия, но и большая работа по обучению глухих детей овладению речью [9].

Развитие и внедрение в практику трахеобронхоэзофагоскопии уже в первом периоде значительно снизили смертность от закупорки верхних дыхательных путей и пищевода инородными телами.

В результате непрерывного совершенствования методов диагностики и оперативных вмешательств и широкого внедрения их в работу все расширяющейся сети оториноларингологических учреждений смертность от отогенных внутричерепных осложнений постепенно снизилась в среднем на 20—25% [11].

Методы лечения злокачественных новообразований уже в первом периоде непрерывно совершенствуются. Особое внимание было обращено на внедрение более совершенных оперативных методов и соблюдение правил абластики [4, 15, 18]; на повышение эффективности актинотерапии [1, 2]. Все это в значительной мере улучшило помощь онкологическим больным.

Значительные успехи были достигнуты в первые два десятилетия советской оториноларингологии в борьбе с тонзиллитами. Ряд исследований осветил многие стороны тонзиллярной проблемы, в частности роль повторных ангин в генезе многих заболеваний внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Эти исследования обосновали целесообразность оперативных методов лечения хронического тонзиллита [11, 12, 13, 14], что в конечном счете способствовало снижению хрониосептических и ревматических заболеваний.

Второй период совпал с Отечественной войной и широким внедрением в практику сульфаниламидов и антибиотиков.

На полях сражений полностью оправдала себя этапная система лечения ЛОР-раненных с эвакуацией их по назначению. Приближение квалифицированной медицинской помощи к полю боя и ее специализация позволили добиться возвращения в строй более 72% раненых. К этому показателю близко и число возвращенных в строй раненых с поражениями ЛОР-органов.

Даже во время войны не прекращалась забота Партии и Правительства о подготовке кадров и развитии медицинской науки. В 1944 г. было принято постановление Советского правительства о переходе на шестилетний срок обучения в медицинских вузах. В том же году была создана Академия медицинских наук и Всесоюзное общество оториноларингологов. Несмотря на огромные потери, понесенные здравоохранением в годы Великой Отечественной войны, уже к 1950 г. коечный фонд был восстановлен, число же оториноларингологических коек достигло 8,8 тыс. (вместе 6,9 тыс. в предвоенные годы), специалистов-оториноларингологов стало 4543 (вместе 2641 в 1940 г.); к 1958 г. эти цифры достигли соответственно 15,6 тыс. и 8342.

Благодаря широкому внедрению в практику новых антибактериальных средств — антибиотиков и сульфаниламидов — были достигнуты большие успехи в лечении раненых и больных, особенно с острыми воспалительными процессами. Отогенные и риногенные внутричерепные осложнения стали встречаться реже и чаще заканчивались выздоровлением; так, смертность от внутричерепных осложнений по различным нозологическим единицам снизилась до 10—36% [3, 7, 16]. Сами гнойные средние отиты стали встречаться уже только в 3,6% [5]. Возможность купировать многие островоспалительные ЛОР-заболевания антибиотиками привела к сокращению числа хирургических вмешательств (например, при острых мастоидитах). В то же время сульфаниламиды и антибиотики позволили расширить объем операций, главным образом при травмах, злокачественных опухолях и пластических реконструктивных операциях. Все это способствовало еще большему снижению заболеваемости и смертности при оториноларингологических заболеваниях и их осложнениях. Кроме того, антибиотики дали возможность приступить к широкой разработке методов функциональной хирургии уха, что и привело к большим успехам в области тимпанопластики при хронических гнойных отитах в хирургическом лечении тугоухости при отосклерозе.

Быстро растет специализированная помощь. К 1967 г. число врачей-оториноларингологов достигло 12 788, количество коек — 31,1 тыс.

К 50-летию советского здравоохранения число вузов и медицинских факультетов, проводящих подготовку врачей и по оториноларингологии, достигло 88. Специализация и усовершенствование осуществляются в 13 институтах. Разработка научных и практических вопросов ведется также в Московском, Ленинградском, Киевском научно-исследовательских институтах оториноларингологии.

В оториноларингологии возникают новые области: детская оториноларингология, ЛОР-онкология, аудиология, кофохирургия. Хирургические вмешательства становятся, с одной стороны, более щадящими, с другой, в случае необходимости объем их расширяется с целью удаления ранее недоступных очагов поражения, чему в немалой степени способствует совершенствование инструментария и аппаратуры, внедрение новых видов обезболивания и др.

Кофохирургия достигла больших успехов в деле улучшения и даже полного восстановления слуха у ряда больных отосклерозом, свидетельством чему является награждение в 1964 г. ряда отечественных отохирургов Ленинской премией (А. И. Коломийченко, В. Ф. Никитина, Н. А. Преображенский, К. Л. Хилов, С. Н. Хечинашвили).

В современном периоде развития советской оториноларингологии наряду с дальнейшим совершенствованием консервативного и хирургического лечения стали широко изучаться реактивность организма, роль аллергии, гормонов и ферментов.

Реактивность организма в настоящее время сказывается на учащении атипично протекающих форм воспалительных заболеваний: тонзиллитов, отитов, мастоидитов и их осложнений. Атипичность отмечается и в течении злокачественных новообразований, которые диагностируются в более молодом возрасте. Чаще наблюдаются аллергические заболевания верхних дыхательных путей. Это привело к изменению во взглядах на патогенез, лечение, профилактику ряда ЛОР-заболеваний. Антибиотики стали применять по более строгим показаниям, широко внедряется десенсибилизирующая терапия. Гормональную терапию после некоторого периода увлечения стероидными гормонами начинают применять белее осторожно. В ЛОР-онкологии увеличивается роль актинотерапии, химио- и антибиотикотерапии опухолей. Все это способствует дальнейшему оздоровлению населения СССР.

Ближайшими задачами оториноларингологии в нашей стране следует считать еще большее расширение специализированной ЛОР-помощи, приближение ее к населению, создание в составе крупных больничных комплексов специализированных ЛОР-отделений.

×

About the authors

V. N. Akimov

S. V. Kurashov Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2022 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies