On the history of the obstetric service of the Simbirsk Zemstvo

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Since 1864, a number of reforms have been carried out in Russia. With the establishment of the zemstvo, the order of public charity was liquidated, and the zemstvo, provincial, county, and city councils began to be in charge of the people's health. Zemstvo medicine has played a significant role in serving the rural population.

Full Text

С 1864 г. в России был проведен ряд реформ. С учреждением земства ликвидируется приказ общественного призрения, и делом народного здравия стали ведать земские, губернские, уездные, городские управы. Земская медицина сыграла значительную роль в обслуживании сельского населения.

В Симбирской губернии с первых же лет существования земства начинается развитие акушерской службы. 20/ХІІ 1865 г. Симбирское уездное земское собрание рассмотрело вопрос об устройстве родильного института, открытии школы для подготовки повивальных бабок. В 1868 г. было принято постановление иметь при медицинских участках «повивальную бабку и коновала».

Акушерские кадры росли по мере увеличения числа уездных участковых больниц. Как ни медленно шло открытие сельских больниц, ко времени ликвидации земства их было 64. В каждой больнице была акушерка. В Симбирской земской больнице самостоятельная должность акушерки была введена в 1882 г. Сведения об оказании акушерской помощи приводятся в отчетах уездных управ с 1874 г. В этом году в Ардатовском уезде было принято только 6 родов, в следующем — 26. в 1890 г.— 79 родов. Несколько лучше было с родовспоможением в Симбирском уезде: в 1881 г. тремя акушерками уезда было принято 135 родов, в 1884 г.— 161 роды, в последующее время — до 200 родов в год. Наиболее полный архивный материал по родовспоможению сохранился по Сенгилеевскому уезду. В 1881 г. акушерками были приняты 81 роды, в том же году оказана гинекологическая помощь 56 женщинам, а в 1886 г. было принято уже 228 родов, что к числу всех родов в уезде составляет 3,1%, по медицинским участкам — от 0,7% (Новодевиченский) до 5% (Сенгилеевский). Но процент родов в больничных стационарах по-прежнему был ничтожен, даже в Сенгилеевском участке в 1897 г. было принято в стационаре только 17 родов. Чаще всего крестьянки рожали без всякой медицинской помощи в грязной деревенской избе, порой в поле, сарае, хлеву. Антисанитарные условия родов являлись причиной послеродовых осложнений и женских заболеваний. Часто женщины погибали от послеродовой горячки. Ввиду отсутствия в медицинских отчетах некоторых уездных управ цифрового материала по этому вопросу, составить единую статистическую сводку невозможно. В Сенгилеевском уезде, например, в 1911 г. от родильной горячки умерло 27 женщин. Случаи смерти от нее наблюдались не так уж редко и в Симбирской губернской земской больнице — от 5 до 7 смертей в год (1909, 1910, 1911 гг.). Высока была мертворождаемость и смертность новорожденных. Колоссальной была смертность детей первых лет жизни. По данным П. Ф. Кудрявцева, в возрасте до года умирало 40—50% детей. В некоторых селениях Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в возрасте до двух лет умирало до 76% детей. Видный земский врач Сенгилеевского уезда А. И. Шестериков объяснял это «невозможной обстановкой жизни ребенка и отсутствием правильного питания». Он подчеркивал социальное бесправие русского крестьянина, невыносимые экономические условия его жизни. В 40 лет крестьянская женщина так изнашивалась, что выглядела «полной старухой из-за плохого питания при трудной работе» (земский врач Виноградов).

Страдающих гинекологическими заболеваниями среди крестьянок Симбирской губернии было очень много, точного учета заболеваемости не было. Подавляющее большинство лечилось у деревенских бабок. Немногие обращались за помощью к участковой акушерке, еще меньше — к мужчине-врачу. Вот некоторые данные по Симбирскому, громадному по своей территории, уезду: в 1881 г. было принято 496 больных женщин, в 1884 г.— 606, в 1885 г.— 713, в 1889 г.— 723. Чем болели женщины в то время? В отчете Симбирского уездного земства за 1887 г. находим такие сведения: воспаление наружных половых органов было у 23, катаральные воспаления матки острые — у 19, хронические — у 70, паренхиматозные воспаления матки острые—, у 16, хронические — у 52, загибы матки — у 19, опущение матки — у 14, выпадение матки — у 28, воспаление околоматочной клетчатки — у 23, полипы матки — у 7, воспаление яичников — у 45, водянка яичника — у 4, отсутствие месячных — у 32, болезненные менструации — у 17, чрезмерные месячные — у 74.

В гинекологическом отделении Симбирской губернской земской больницы в 1909 г. лечилось 224 женщины, из них с заболеваниями наружных половых органов — 6, с болезнями матки — 98 (преимущественно воспалительные процессы), раковых больных было 6, с болезнями беременных — 89 (выкидыши — 68, послеродовые болезни — 31).

В медицинских отчетах уездных управ, особенно последних лет земства, есть сведения по оперативной акушерской и гинекологической помощи. Она была развернута главным образом в тех больницах, где вообще было организовано оказание хирургической помощи. Хирурги участковых и уездных больниц обычно производили по тому времени все операции, они были универсалы в полном значении этого слова. Но хирургов было мало. Таковыми были В. М. Ноинский (Сенгилей), В. С. Левит (Ардатов), А. В. Кузнецов (Батырево, Буинского уезда), М. А. Харитонов (Убеи, Буинского уезда), X. А. Попов (Анненково, Карсунского уезда). Вот перечень операций, произведенных замечательными земскими хирургами В. С. Левитом (Ардатов) и X. А. Поповым (Анненково, Карсунского уезда) за 1909 г.: овариоэктомий—11, ампутаций матки — 3, вмешательств по поводу внематочной беременности — 1, удалений полипа матки — 3, выскабливаний полости матки — 7, передних и задних кольпорафий — 5, зашиваний пузырно-влагалищного свища — 7, операций Шаута — Вертгейма — 2, операций Александер — Адамса — 2. Диапазон оперативных пособий в Симбирской губернской больнице был такой же, в последние годы земства в ней производилось кесарево сечение.

Родильных отделений и даже родильных комнат в больницах тогда не было. Роды принимали в лучшем случае в ванной, если они были в больнице, или просто в женской палате. В последние годы земства по настойчивому требованию видных земских врачей П. С. Петрова, П. И. Бабушкина (Симбирский уезд), А. И. Шестерикова, В. М. Ноинского, А. А. Георгиевского (Сенгилеевский уезд) и земских врачей других уездов при больницах стали выделять родильные койки, родильные комнаты. В 1913 г. в губернии было 83 родильные койки, роды в больничных стационарах составляли 2,3%. Но ни в одной из больниц не было родильных отделений в нашем современном понятии. Такое положение на протяжении ряда лет было даже в Симбирской губернской земской больнице: акушерские и гинекологические койки входили в состав женского отделения. В 1908 г., например, женское отделение состояло из четырех частей — терапевтической, хирургической, гинекологической и родильного покоя (всего 100 коек). Акушерских коек было 5, гинекологических — 20, столько же хирургических. Значительную часть мест занимали терапевтические больные, здесь были развернуты и детские койки. В 1909 г. под женское хирургическое, гинекологическое отделения и родильный покой был отведен каменный барак, предназначенный для заразных больных. Женское терапевтическое, отделение осталось в главном корпусе больницы.

В 1911 г., с приездом на должность старшего врача А. Л. Поленова, гинекологические и родильные койки вышли из состава женского многопрофильного отделения, стали самостоятельными; они были размещены в главном корпусе: внизу родильное, на втором этаже — гинекологическое.

За годы земства (с 1866 г.) женским отделением в Симбирской губернской земской больнице заведовали А. А. Флин, затем П. П. Герман, на протяжении ряда лет К. М. Боровский (с 1892 по 1910 г. он был старшим врачом больницы), потом некоторое время А. А. Грязнов, после него врач-универсал Я. Е. Шостак, с 1911 г. заведующим родильным и гинекологическим отделением был Л. Е. Кутасов, его сменила в первый год империалистической войны женщина-врач Н. С. Марченко.

Первым дипломированным врачом-акушером Симбирской губернии надо считать Карла Михайловича Боровского. Еще будучи студентом Петербургской военно-медицинской академии, он специально занимался акушерством в клинике проф. А. Я. Крассовского и получил хорошую оценку. Окончив курс с отличием, поступил на службу в Сенгилеевское уездное земство в 1875 г. и 1/III 1876 г. был переведен на должность заведующего женским отделением Симбирской губернской земской больницы. Хотя К. М. Боровский заведовал многопрофильным женским отделением, акушерская практика являлась его главной деятельностью, занимался он также и детскими болезнями. Он был не только квалифицированным специалистом, но и организатором здравоохранения и общественным деятелем.

Большинство акушерских и гинекологических операций производил К. М. Боровский, но часть гинекологических операций выполняли и хирурги. В 80-х годах некоторые гинекологические операции делал известный по всему Поволжью хирург А. А. Кадьян, позднее—Я. Е. Шостак.

Развитию акушерской службы в Симбирской губернии, кроме К. М. Боровского, способствовали Я. Е. Шостак, Л. Е. Кутасов, Н. И. Портнягин.

Нельзя обойти молчанием и роль повивальных бабок. Многие из них, как это видно из архивных документов по Симбирской губернии, имели по тому времени солидную специальную подготовку и большой опыт, некоторые обучались в Московском повивальном институте. Например, Евпраксия Григорьева, поступившая на службу при приказе общественного призрения в 1840 г., еще при обучении «подала помощь 236 родильницам, исполняла все обязанности опытной повивальной бабки». Некоторые из повивальных бабок получили специальность в Петербургском родовспомогательном институте. Окончила в нем курс сенгилееевская акушерка П. Н. Топоркова, поступившая на службу 20 ноября 1867 г. Другая акушерка Сенгилеевского уезда, М. П. Лаврова, получила образование в повивальном институте при Казанском университете. От директора акушерско-гинекологической клиники проф. В. С. Груздева она получила аттестат, характеризующий ее исключительно с положительной стороны, рекомендующий на должность земской акушерки.

В 1852 г. при симбирских больничных заведениях была повивальная школа, в ней обучалось 10 учениц.

В 1905 г. при Симбирской фельдшерской школе, основанной еще в 1869 г., впервые были открыты акушерские курсы, куда принимались только окончившие фельдшерскую школу.

Многие земские акушерки пользовались большим авторитетом. Акушерка Тагайской участковой больницы Симбирского уезда Тумаева, проработавшая более десяти лет, снискала полное доверие крестьян — так говорится в постановлении Симбирского уездного земского собрания при назначении ей денежной награды. В Березинском участке много лет проработала акушерка Анастасия Ларионовна Савостьянова. Она заслужила добрую славу у жителей Карсунского уезда. «Провела она не одну сотню родов, прекрасно делала повороты, отделение последа и прочее»,— писал о ней в статье земский врач А. П. Солонов.

В годы земства в Симбирске десятки лет трудились две акушерки: старшая — А. Ильина и младшая — М. Гроднинская. Анна Дмитриевна Ильина считалась одной из первых ученых акушерок Симбирска. Окончила она повивальный институт при Казанском университете еще в 60-х годах прошлого столетия. Это была женщина небольшого роста, спокойная по характеру, исключительной доброты, ласковая и сердечная. А. Д. Ильина была одна из первых знакомых Марии Александровны Ульяновой, матери В. И. Ленина, когда семья И. Н. Ульянова переехала в 1869 г. из Н. Новгорода в Симбирск.

Анна Ильинична Ульянова-Елизарова пишет, что чуть ли не единственной знакомой Марии Александровны была тогда акушерка Ильина, «жившая в том же доме и принимавшая всех меньших».

В царской России не было единой системы здравоохранения, существовала городская медицина, фабрично-заводская, земская. Последняя шла своей трудной дорогой. И если тогда что-либо было сделано для охраны здоровья народа, то в этом заслуга земских врачей, фельдшеров, акушерок. При тех невероятно тяжелых условиях жизни и работы они делали большое дело. Медицинское обслуживание населения они стали строить на научных началах. Земская медицина подготовила почву для расцвета советского здравоохранения.

×

About the authors

P. P. Evdokimov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Honored Doctor of the RSFSR

Russian Federation, Ulyanovsk

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2022 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies