Проблемы формирования здорового образа жизни

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» (1987) подчеркнуто, что на всех этапах развития советского здравоохранения профилактическое направление было и остается основополагающим принципом, идеологией охраны здоровья народа, а «в основе профилактической деятельности должно быть утверждение здорового образа жизни каждого человека и всего общества».

Полный текст

В «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» (1987) подчеркнуто, что на всех этапах развития советского здравоохранения профилактическое направление было и остается основополагающим принципом, идеологией охраны здоровья народа, а «в основе профилактической деятельности должно быть утверждение здорового образа жизни каждого человека и всего общества».

Цель статьи — приглашение к обсуждению проблем, связанных с формированием здорового образа жизни.

Первая проблема — коренная: это определение понятий, составляющих теоретическую основу здорового образа жизни («профилактика», «здоровый образ жизни», «гигиеническое воспитание», «личная гигиена» и пр.). Наиболее адекватные формулировки приведенных понятий помогут правильно и эффективно организовать практические дела по сохранению и укреплению здоровья людей.

Содержание медицинского понятия «профилактика» можно изложить так: «профилактика в СССР — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения страны и осуществляемых государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и всеми гражданами при высококвалифицированной консультации ученых-медиков и компетентном руководстве органов здравоохранения». Таким образом, медицинская профилактика, то есть забота о сохранении и укреплении здоровья,— дело всех и каждого. Только общими усилиями можно оздоровить народ, создать для него реальные условия для осуществления здорового образа жизни.

Все виды медицинской профилактической деятельности в системе человек — среда можно разделить на пассивно-оборонительную и активно-конструктивную (наступательную) профилактику, направленную на человека и среду обитания [14].

Опубликовано много материалов о здоровом образе жизни. Они свидетельствуют об известном единодушии в трактовке данного понятия. Критериями здорового образа жизни являются активная общественно-трудовая, коммуникативная, семейно-бытовая деятельность людей, всестороннее проявление физических, духовных способностей человека в единстве и относительной гармонии с окружающей природной и социальной средой, отношение человека к своему здоровью и здоровью других [1, 8, 11].

По нашему мнению, здоровый образ жизни советского человека основан на коммунистической нравственности, позициях социального оптимизма и социальной справедливости. Это деятельный, трудовой и творческий образ жизни, помогающий переносить значительные физические и психические нагрузки, чрезвычайные вредные и опасные воздействия (социальные, природные, личностные); воспитывающий всесторонне и гармонично развитую личность.

По нашему мнению, главными составляющими здорового образа жизни советского человека как личности являются: 1) постоянное самовоспитание и воспитание в духе коммунистической нравственности; 2) каждодневный творческий общественно полезный труд, умственный и физический, Д гигиенически целесообразно организованный, сочетающийся с рациональным отдыхом; 3) поддержание нормального психологического климата в трудовом коллективе и семье; 4) постоянное совершенствование своего характера, прежде всего отказ от вредных для здоровья привычек, культивирование полезных умений, навыков и привычек; 5) систематические занятия физкультурой, спортом, закаливанием; 6) рациональное питание; 7) бережное отношение к природе, активная борьба за ее сохранение.

Вторая проблема: как назвать науку, являющуюся теоретической основой здорового образа жизни? И дело тут не только в терминологии. Ю. П. Лисицын [10] развивает мысль о необходимости создания науки (теории) формирования здорового образа жизни — санологии. Данный термин использовали в свое время С. М. Павленко и С. Ф. Олейник [12, 13]. Санологией они называют «общее учение о противодействии организма болезни», то есть это учение о выздоровлении, а не наука о здоровье как таковом [2]. По мнению И. И. Брехмана [2], в основании науки о здоровье должна лежать наука о здоровом человеке, которую он называет валеологией (от лат. valeo — здравствовать, быть здоровым).

Создается впечатление, что авторы, предлагающие создать науку о здоровье или выздоровлении, забыли о гигиене — профилактической медицинской науке о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена изучает не только факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека. Разделом гигиены издавна является личная гигиена, которую можно квалифицировать как науку о сохранении и укреплении здоровья личности (каждого отдельно взятого человека с его индивидуальным, неповторимым набором биологических и психологических особенностей, способом бытия в обществе). Объектом изучения личной гигиены выступает человек как личность, а ее предметом — функционирование здоровья у человека-личности. Наверное, не нужно придумывать новые названия науке о здоровье. Эта наука — гигиена и надо внедрять в практику ее теоретические достижения.

Третья и наиболее трудная для практического решения проблема — это создание эффективной системы гигиенического воспитания. Формирование и реализация потребности человека в здоровом образе жизни и есть, по нашему мнению, гигиеническое воспитание, о котором сейчас много говорят и пишут. Оно является важнейшей частью идейно-воспитательной работы, особенно в медицинском учебном заведении. Гигиеническое воспитание имеет целью формирование такой линии поведения человека, такого «стиля жизни», который отличается высокой гигиенической культурой и предполагает использование в интересах здоровья саногенного влияния как внешних (природных и социальных), так и внутренних (личностных) факторов, а также и максимальную нейтрализацию патогенного действия данных факторов. В результате гигиенического воспитания человек получает систему знаний, у него формируется «гигиеническое чувство», здоровый образ жизни становится привычным. Под «гигиеническим чувством» мы понимаем мотивационно-эмоциональный компонент отношения к здоровью: потребность быть здоровым, формы эмоционального реагирования на здоровье и болезнь, действия по укреплению здоровья, их результаты.

Гигиеническое воспитание должно включать и экологические аспекты, так как сохранение здоровья человека и в конечном счете его выживание как вида невозможно без бережного отношения к природе.

Сегодняшние студенты — это будущие врачи XXI века, и поскольку они обязаны быть примером гигиенической воспитанности, носителями нравственного, психического и физического здоровья, кафедра общей гигиены Казанского медицинского института в течение ряда лет изучает проблему гигиенического воспитания студентов-медиков. Создана программа гигиенического воспитания студентов и сотрудников, которая апробируется в институте. Таткнигоиздатом издан комплект плакатов «Личная гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья личности» [4]. Опубликована «Памятка для куратора академической группы о гигиеническом воспитании студентов» [5], утвержденная координационным советом по межвузовской целевой программе «Здоровье студентов». Издана научно-популярная книга «Здоровье — смолоду» [6].

Если образ жизни — это деятельность, активность людей [9], то, следовательно, весь образ жизни личности складывается из проявления ее умений, навыков и привычек. В нашей программе гигиенического воспитания имеется перечень полезных для здоровья умений, навыков и привычек и перечень привычек, вредных для здоровья.

Четвертая проблема — стимулирование интенсивного развития психогигиены и создание эффективной системы психогигиенического воспитания как неотъемлемого раздела гигиенического воспитания. Само гигиеническое воспитание, как и любое другое, невозможно без знания и учета особенностей психики воспитуемого. По нашему мнению, основная задача психогигиены — обосновать способы мобилизации резервов личности для обеспечения и психического, и соматического, и нравственного здоровья.

Особую важность приобретает психогигиена в период ускорения научно-технического прогресса для студенческой молодежи, которая должна стать примером здорового образа жизни для всего населения. К сожалению, в настоящее время даже в медицинских вузах ни гигиеническое, ни его часть — психогигиеническое воспитание — не носят систематического характера. В лучшем случае студенты получают абстрактные теоретические знания, из которых не всегда могут быть сделаны практические выводы для конкретного человека.

Мы считаем весьма перспективным гигиеническое (персональное) консультирование с помощью ЭВМ. На кафедре общей гигиены института начата разработка компьютерного курса гигиенического воспитания личности. Необходимость учета индивидуальных особенностей личности при гигиеническом воспитании продиктовала первоочередную проработку психогигиенических вопросов: подготовлена, в частности, программа диагностики особенностей характера, дающая краткое его описание и рекомендации по выбору режима труда и отдыха, видов активности и взаимоотношений с людьми. Создаваемый компьютерный курс гигиенического воспитания будет состоять из ряда программ (диагностика утомления и переутомления, организация режима жизни с учетом биоритмологических особенностей личности, выбор рациона питания и др.).

Нужно так поставить дело, чтобы система гигиенического воспитания действовала на протяжении всей жизни человека. Самое глубокое гигиеническое воспитание души и тела необходимо организовать в средних и

высших медицинских учебных заведениях во время всего срока обучения. Только тогда будущие медики научатся сохранять здоровье и будут учить этому искусству все население страны.

В связи с актуальностью проблемы здорового образа жизни в Ленинградском институте усовершенствования врачей имени С. М. Кирова проводятся специальные одномесячные циклы обучения на вновь организованной кафедре пропаганды здорового образа жизни.

×

Об авторах

А. Б. Тазетдинова

Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени С. В. Курашова

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань

Т. И. Андреева

Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени С. В. Курашова

Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань

А. Т. Гончаров

Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени С. В. Курашова

Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань

Список литературы

  1. Александров О. А., Демченкова Г. З., Случевский И. И.//Сов. здравоохр.— 1985.— № 7.— С. 4—7.
  2. Брехман И. И.//Введение в валеологию.— науку о здоровье.— Л., Наука, 1987.
  3. Владимирова Л. И., Сахно А. В.//Сов. мед.— 1986.— № 6.— С. 59—66.
  4. Гончаров А. Т., Газетдинова А. Б.//Личная гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья личности.— Комплект плакатов.— Казань, Тат. книжн. изд-во, 1985.
  5. Гончаров А. Т., Газетдинова А. Б.//Памятка для куратора академической группы о гигиеническом воспитании студентов.— Казань, 1986.
  6. Гончаров А. Т., Мельников А. М.//Здоровье — смолоду.— Казань, Тат. книжн. изд-во, 1987.
  7. Изуткин Д. А.//Здоровый образ жизни как основа профилактики.— Автореф. канд. дисс.— М., 1982.
  8. Кудрявцева Е. Н.//Здравоохр. Российс. Федерации.— 1984.— № 4.— С. 24—26.
  9. Лисицын Ю. П.//Тер. арх.— 1983.— № 19.— С. 4—14.
  10. Лисицын Ю. П.//Вестн. АМН СССР.— 1985.— № 12.— С. 23—29.
  11. Степанов А. Д.//В кн.: Социально-гигиенические исследования образа жизни и состояния здоровья населения.— М., 2-го МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова, 1985.
  12. Олейник С. Ф.//В кн.: Вопросы санологии.— Львов, 1969.
  13. Павленко С. М.//В кн.: Вопросы санологии.— Львов, 1969.
  14. Щепин О. П., Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г.//Вестн. АМН СССР.— 1983.— № 7.— С. 19—25.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1989 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах