Функциональное состояние нейтрофилов и моноцитов при ревматоидном артрите

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Фагоциты как эффекторное звено патологических иммунных реакций при ревматоидном артрите, взаимодействуя с иммунными комплексами, выбрасывают в окружающую среду лизосомные ферменты и кислородные радикалы, которые разрушают синовиальную оболочку и хрящи сустава, что придает тканям аутоантигенные свойства. Вместе с тем нейтрофилы и моноциты фагоцируют иммунные комплексы и продукты разрушения тканей, способствуя удалению их из организма. Можно предположить, что при внесуставных проявлениях ревматоидного артрита, когда указанные процессы развиваются в других органах, фагоциты крови будут более активными, чем при изолированном суставном синдроме.

Полный текст

Фагоциты как эффекторное звено патологических иммунных реакций при ревматоидном артрите, взаимодействуя с иммунными комплексами, выбрасывают в окружающую среду лизосомные ферменты и кислородные радикалы, которые разрушают синовиальную оболочку и хрящи сустава, что придает тканям аутоантигенные свойства [2, 3, 11]. Вместе с тем нейтрофилы и моноциты фагоцируют иммунные комплексы и продукты разрушения тканей, способствуя удалению их из организма. Можно предположить, что при внесуставных проявлениях ревматоидного артрита, когда указанные процессы развиваются в других органах, фагоциты крови будут более активными, чем при изолированном суставном синдроме [1].

Функциональное состояние нейтрофилов и моноцитов изучали с помощью теста восстановления в нерастворимый диформазан нитросинего тетразолия (HCT-тест), отражающего генерацию в клетке оксидантов при активации гексозомонофосфатного шунта [2, 4].

HCT-реакцию нейтрофилов и моноцитов капиллярной крови исследовали у 17 больных и 24 здоровых доноров. Больные были в возрасте от 19 до 72 лет с продолжительностью заболевания от года до 29 лет на разных стадиях развития процесса в фазе обострения. Диагноз ставили в соответствии с критериями Американской ревматологической ассоциации [3]. Больные были разделены на две группы. В 1-ю вошли 11 человек, у которых наряду с суставным синдромом имелись внесуставные проявления ревматоидного артрита. У 6 больных была субфебрильная лихорадка, которая у одного из них сочеталась с анемией (Нb — 1,7 ммоль/л), у 2 — с анемией и амиотрофическим синдромом (с потерей массы тела более 5 кг в период обострения). У одной больной лихорадка возникла на фоне анемии и поражения ревматоидными узелками легких, которые появились при обострении заболевания и подверглись обратному развитию в процессе лечения. У 4 больных отмечалась ревматоидная нефропатия, в одном случае протекавшая с амиотрофическим синдромом и потерей массы тела. У одной больной были обнаружены синдром Рейно и ревматоидные узелки в области межфаланговых суставов кистей. 2-ю группу составили 6 больных с изолированным суставным синдромом.

У всех пациентов процесс оказался серонегативным при определении ревматоидного фактора с помощью латекс-теста. Не обнаружилось различий между группами в продолжительности болезни, в стадиях развития, хотя у больных 1-й группы активность заболевания была выше: у 6— II степени, у 4— III, у одного — I. Во 2-й группе активность I степени была у 3 больных, II — также у 3.

HCT-тест ставили по методу Парка и соавт. [14] в модификации с использованием раствора гепарина (100 ед./мл) для промывания микропипеток и лунок планшета. Применяли также вариант метода, в котором вместо гепарина в качестве антикоагулянта добавляли к крови 0,1 М раствор цитрата натрия в соотношении 9:1 по объему. Результаты исследований выражали в процентном соотношении клеток (моноцитов и нейтрофилов) с 0, I, II, III степенями активности. Полученные данные обрабатывали методами вариационной статистики с использованием критерия Стьюдента.

Как видно из табл. 1, достоверных различий в соотношениях числа активных и неактивных нейтрофилов у больных ревматоидным артритом и у доноров не обнаружено. Нет изменений и в соотношении числа неактивных и общего количества активных нейтрофилов у больных с внесуставными проявлениями, но степень активности у них была выше. Отмечается разница в количестве нейтрофилов со II (Р<0,02) и III (Р<0,05) степенями активности по сравнению с контролем. HCT-реакция нейтрофилов у больных с изолированным суставным синдромом не отличается от контрольной.

Более существенно при ревматоидном артрите изменяется функциональное состояние моноцитов. Достоверно возрастает доля клеток с активностью всех трех степеней, а общее количество активных моноцитов увеличивается более чем в 2 раза. Однако при разделении больных на группы стало ясно, что доля НСТ-положительных моноцитов возрастает только при внесуставных проявлениях заболевания, в то время как у больных с изолированным суставным синдромом соотношение числа неактивных и активных клеток совпадает с контрольным.

Можно предположить, что активация фагоцитов (как нейтрофилов, так и моноцитов) в органах происходит в русле микроциркуляции, в котором развертываются названные выше патологические реакции [1, 8, 9]. По всей видимости, нейтрофилы, будучи кратковременно живущими клетками, в основном погибают, а активированные моноциты возвращаются в общий кровоток и обнаруживаются при исследовании. Активация клеток может возникать при взаимодействии с циркулирующими в крови и фиксированными в тканях иммунными комплексами, содержание которых у больных с внесуставными проявлениями ревматоидного артрита повышено [15, 16].

Гепарин, используемый при постановке HCT-теста по стандартному методу, является неспецифическим стимулятором фагоцитов [12]. При ревматоидном артрите, по данным некоторых авторов, отмечается колебание уровня гликозаминогликанов, в том числе гепарина, в крови [6, 13]. Поэтому у 5 больных и 7 доноров был поставлен HCT-тест параллельно двумя упомянутыми методами. По стандартному методу раствором гепарина 100 ед./мл промывали микропипетки для взятия крови и лунки планшета, в которых шла реакция, затем гепарин удаляли. Таким образом, доза гепарина, участвовавшего в реакции, была небольшой и ее явно не хватало для стимуляции нейтрофилов. Соотношения числа клеток при постановке HCT-теста по двум методам у доноров не отличались друг от друга (табл. 2). Не было также достоверных различий в активности нейтрофилов у больных и в контроле.

Вместе с тем на ту же дозу гепарина моноциты здоровых и больных реагировали увеличением доли клеток с активностью 1 степени (Р<0,0001 в обоих случаях), но при этом количество моноцитов с активностью I степени возрастало у больных в 15,5 раза, а у здоровых — только в 2,4 раза. Кроме того, у больных наблюдалось увеличение доли клеток с активностью II степени (Р<0,05); у здоровых увеличение содержания моноцитов с активностью II степени было статистически недостоверным.

При постановке HCT-теста с гепарином у больных ревматоидным артритом по сравнению с донорами возрастало число активных моноцитов преимущественно за счет доли клеток с активностью 1 степени (Р<0,0001 ). В то же время при постановке теста с цитратом натрия результаты были аналогичны контрольным.

Таким образом, по данным HCT-теста функциональное состояние нейтрофилов капиллярной крови у больных ревматоидным артритом существенно не отличается от нормального как при изолированном суставном синдроме, так и при внесуставных проявлениях заболевания. Достоверно возрастает лишь доля клеток с активностью II и III степеней при контакте нейтрофилов с гепарином у больных с внесуставными проявлениями. При ревматоидном артрите с внесуставными проявлениями обнаруживается повышение функциональной активности моноцитов капиллярной крови при контакте клеток in vitro с малыми дозами гепарина при оценке с помощью HCT-теста. Можно утверждать, что повышение активности моноцитов в HCT-тесте с гепарином при ревматоидном артрите, обнаруживаемое сравнительно простым и безвредным для больного методом, может свидетельствовать о висцерализации процесса.

×

Об авторах

М. И. Арлеевская

Казанский институт усовершенствования врачей имени В. И. Ленина; Казанский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань; Казань

О. Д. Зинкевич

Казанский институт усовершенствования врачей имени В. И. Ленина; Казанский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии

Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань; Казань

И. Е. Воронина

Казанский институт усовершенствования врачей имени В. И. Ленина; Казанский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии

Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань; Казань

Список литературы

  1. Воробьев А. И., Бриллиант М. Д., Андреева H. Е.//Тер. арх.— 1979.— № 9.— С. 3—11.
  2. Демин А. А., Дробышева В. П.//Там же.— 1984.— № 6.— С. 144—147.
  3. Дормидонтов E. Н., Коршунов Н. И., Фризен Б. Н.//Ревматоидный артрит.— М., Медицина, 1981.
  4. Дуглас С. Д., Куи П. Г.//Исследование фагоцитоза в клинической практике.— М., Медицина, 1983.
  5. Еров Н. К.//Вопр. ревмат.— 1975.— № 4.— С. 53—59.
  6. Крель А. А., Каневская М. З., Чичасова Н. В. и др.//Тер. арх.— 1985.— № 8.— С. 44—51.
  7. Насонова В. А.//Там же.— 1983.— № 7.— С. 3—7.
  8. Насонова В. А., Уметова М. Д., Ахназарова В. Д., Мач Э. С.//Ревматоидный артрит.— М., Медицина, 1983.— С. 94—103.
  9. Сайковский P. С., Насонов Е. Л., Тимофеева Е. Б. и др.//Ревматология.— 1985.— № 2.— С. 36—39.
  10. Смоленский А. А., Крель А. А., Каневская М. З., Шехтер А. Б.//Там же.— 1984.— № 3.— С. 12—19.
  11. Струков А. И., Макаров О. В.//Арх. патол.— 1982.— № 6.— С 3—13.
  12. Тотолян А. А., Шамкова Н. В., Данилевский Ю. С.//Лабор. дело.— 1986.— № 4.— С. 215—218.
  13. Kaulla E., Kaulla К. N.//Amer. J. Clin. Pathol.— 1967.— Vol. 48.— P. 69—80.
  14. Park B. H., Fikrig S. M., Smithwick E. M.//Lancet.— 1968.— Vol. 2.— P. 532—534.
  15. Peretz A., Mascart Lemone Fr., Yaci O., Famaey J. P.//Rev. med. Bruxelles.— 1984.— Vol. 5.—P. 597—600.
  16. Sekita K., Doi T., Muso Eri et al.//Clin. and Exp. Immunol.— 1984.— Vol. 55.— P. 487—494.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1987 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах