R. Sommer. Familienforschung. Vererbungs- und Rassenlehre. III. Auflage mit 54 Abbildungen. VII+519, Leipzig, 1927, Preis brosch. RM, 30
- Авторы: Галант И.
- Выпуск: Том 24, № 3 (1928)
- Страницы: 386-388
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 14.01.2022
- Статья одобрена: 14.01.2022
- Статья опубликована: 15.03.1928
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/96430
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj96430
- ID: 96430
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Достопримечательная книга Гиссенского профессора психиатрии R. Sommer’а об исследовании семей и учении о наследственности и расах состоит из двух главных частей. Стоило бы остановиться на белее или менее подробном разборе каждой из вышеупомянутых глав книги, так как везде в книге имеются новые идеи в оригинальные взгляды, познакомиться с которыми следовало бы каждому врачу, следящему за развитием медицинских наук и смежных с ними областей, теряющихся, в конце концов, в таких вопросах, как переселение народов и смешение рас. Однако это значило бы растянуть рецензию книги на несколько десятков страниц. Придется поэтому удовлетвориться краткими указаниями на то самое существенное, что имеется в книге S., и мимо чего нельзя пройти, не упомянувши, даже в краткий рецензии. Сюда относится, прежде всего, учение автора об эпимиксисе.
Ключевые слова
Полный текст
Достопримечательная книга Гиссенского профессора психиатрии R. Sommer’а об исследовании семей и учении о наследственности и расах состоит из двух главных частей. Первая часть посвящена исследованию семей и учению о наследственности и содержит 21 главу: 1) учение о генеалогических знаках; 2) кровосмешение, амфимиксис и эпимиксис; 3) методы исследования семей; 4) геральдика, как часть учения о генеалогических знаках; 5) руническое письмо и другие символы в их отношении к учению о генеалогических знаках; 6) семейное сознание и исследование семей; 7) идеи происхождения и наследования в литературе; 8) регенерация и дворянство; 9) расовая гигиена; 10) продолжение рода и наследственность; 11) зародышевые клетки у человека; 12) наследственность, развитие, культивирование; 13) законы наследственности; 14) соматическое исследование с точки зрения учения о наследственности; 15) психологическое исследование с точки зрения учения о наследственности; 16) индивидуальная психология и исследование семей; 17) психопатология и наследственность; 18) криминальность и наследственность; 19) ренесанс и исследование семей; 20) старая флорентинская фамилия Soldani; 21) моя родословная.
Вторая часть книги, учение о расах и племенах, — содержит 12 глав: 22) семья и раса; 23) человеческие и животные задатки; 24) учение о происхождении видов; 25) учение о расах Европы в связи с клиническими наблюдениями; 26) древнейшая европейская раса; 27) ледниковый период и белая раса; 28) переселения белой расы; 29) эпимиксис, как ключ к истории культуры; 30) самые древние культурные ценности белой расы; 31) история немецкого народа с точки зрения исследования семей и учении о наследственности; 32) пути переселения, переселение народов и смешение рас; 33) германские племена.
Стоило бы остановиться на белее или менее подробном разборе каждой из вышеупомянутых глав книги, так как везде в книге имеются новые идеи в оригинальные взгляды, познакомиться с которыми следовало бы каждому врачу, следящему за развитием медицинских наук и смежных с ними областей, теряющихся, в конце концов, в таких вопросах, как переселение народов и смешение рас. Однако это значило бы растянуть рецензию книги на несколько десятков страниц. Придется поэтому удовлетвориться краткими указаниями на то самое существенное, что имеется в книге S., и мимо чего нельзя пройти, не упомянувши, даже в краткий рецензии. Сюда относится, прежде всего, учение автора об эпимиксисе.
S. различает три различные формы соединения зародышевых элементов для производства потомства: 1) Inzucht, когда брак происходит между лицами, находящимися между собой в более или менее близком родстве (напр., брак дяди с племянницей); 2) амфимиксис, когда в брак вступают лица различных семей, не состоящих между собой ни в каком родстве. Эта форма соединения зародышевых элементов является среди людей особенно распространенной, благодаря сильной флюктуации, происходящей в определенных группах населения в связи с улучшением и все возрастающей быстротой передвижения, а также в свази с развивающееся индустриализацией страны. Наконец, третья форма соединения зародышевых элементов это—эпимиксис, которую S. считает самой важной фирмой, так как, по его наблюдениям, именно это соединение зародышевых элементов ведет к зарождению гениальных личностей. При эпимиксисе десцендент рода, в котором, благодаря целому ряду предшествовавших родственных браков (Inzucht), развились и зафиксировались определенные свойства, вступает в брак с дочерью фамилии, являющейся совершенно разнородной с фамилией этого десцендента. Итак, случай, когда, после предшествовавшего ряда родственных в семье браков, происходит, наконец, смешение (брак с особою из чужой семьи), и есть эпимиксис. Эта форма играет большую роль в наследственности как людей, так и животных, ибо при ней в случаях, где род, благодаря постоянному кровосмешению, хотя и зафиксировал ряд характеризующих его свойств, но, с другой стороны отягощен опасностью дегенерации—род этот получает новую кровь.
Смотря по тому, имеем-ли мы при эпимиксисе дело со смешением двух родов, где в обоих до того времени практиковались родственные браки (Inzucht) с фиксированием свойственных каждому роду особенностей, или же двух родов, из которых один только практиковал родственные браки, можно различать эпимиксис первой и второй степени. Для зарождения гениальных личностей эпимиксис второй степени, где в соединение вступают две „высококвалифицированные“ наследственные массы, имеет особенное значение, и S. так и выражается что „гений есть действие эпимиксиса".
Везде в своей книге S. старается доказать, что именно эпимиксис является главным фактором, производящим гения и гениальность. Говоря об отдельных гениальных личностях, о гениальных семьях или „гениальных периодах“ (так автор именует те периоды в истории развития человечества, когда на арену деятельности выступали одновременно многие гениальные личности, вызывая бросающийся в глаза расцвет во всех (или некоторых) областях науки, искусства, техники и т. д.; как примеры таких периодов, S. приводит итальянский ренессанс, английский ренессанс (эпоха Шекспира), немецкий ренессанс (эпоха после 30-летней войны и т. д.). S. выдвигает фактор эпимиксиса, как основу всякого прогресса, называя его в конце концов „ключом к истории культуры“ (гл. 29). Все культуры—египетская, ассирийская, греческая, римская и т. д.—являются, как доказывает S., результатом эпимиксиса различных рас.
С другой стороны S. допускает мысль, что эпимиксис может вести и к ухудшению рода. Рассматривая в главе „криминальность и наследственность“ вопрос, имеется-ли наследственное предрасположение к преступности, автор решает его в положительном смысле и указывает на эпимиксис, как на фактор, вызывающий такого рода предрасположение. Эпимиксис в таком случае сводится к тому, что в брак вступают лица двух различных семей, в которых до того времени, благодаря родственным бракам, преступные наклонности сделались стойкими свойствами н при скрещивании этих семейств особенно сильно выявляются у потомков, являющихся, таким образом, на свет „врожденными преступниками“.
Очень оригинальны и поучительны взгляды автора на дворянство. S. различает двоякого рода дворянство: дворянство, как сословие (сословное дворянство), не имеющее нередко за собой никаких других заслуг кроме высоких титулов и больших материальных богатств, и естественное дворянство (natürlicher Adel). Под этим последним он разумеет людей, одаренных от природы высокими душевными качествами и способностями. Все высокие и ответственные посты в государстве должно занимать естественное дворянство, а не бездарные личности, если они даже принадлежат к наивысшему сословному дворянству. Все судьбы государстве, его расцвет и упадок зависят от того, кто находится у кормила правления: бездарное сословное дворянство, пли естественное дворянство. В связи с этим S. различает эволюционное и инволюционное состояние государства. При эволюционном состоянии глава государства привлекает к сотрудничеству наиболее одаренных и способных к тому людей, т. е. естественное дворянство; такова, напр., эпоха Фридриха Великого, когда этот просвещенный монарх руководствовался в своих назначениях исключительно одаренностью личности и ее способностью занимать тот или другой ответственный пост. Наоборот, эпоха Вильгельма II является инволюционной эпохой, т. к. у власти стояло при этом императоре неестественное дворянство, а бездарные представители сословного дворянства, что привело к тому, что Германия в империалистическую войну потерпела поражение. Эпоха Вильгельма II по S. есть инволюционная эпоха германского государства. Дальнейшая судьба последнего и всякого государства вообще будет зависеть от того, естественнoe-ли, сословное-ли дворянство будет оставаться у власти и управлять им.
В такой же и еще большей мере оригинальны, остроумны и основательны высказываемые автором взгляды, идеи и гипотезы во всех других вопросах, которые рассматриваются им в различных главах книги. При этом автор поражает огромной своей всесторонней эрудицией, высоким даром наблюдательности и умением излагать самые сложные вопросы в простой, всякому доступной форме. Взять, к примеру, те главы книги, где автор описывает дороги, по которым шло переселение народов, способствовавшее, по его мнению, смешению рас,—процессу, благодаря которому, по закону эпимиксиса, получились самые одаренные и высококультурные расы земного шара. Автор в этих главах обнаруживает блестящие звания древней и новой географии, приобретенные им не только из книг, но и благодаря собственным научным путешествиям, во время которых он занимался исследованием ряда трудных географических вопросов. Он везде в своей книге так увлекательно излагает и старые, давно известные научные данные, что и она кажутся у него новыми.
Вообще книга. S. принадлежит безусловно к самым ценным научным книгам нашего времени. Вопросы наследственности разбираются в ней не с узкой точки зрения развития отдельной личности, а с точки зрения развития племени, расы государства, развития их цивилизации и культуры. Книга S. это—история человечества с точки зрения учения о наследственности. В этом смысле она является единственной в своем роде во всей науке о наследственности, а если принять во внимание высокие нравственные взгляды, высказываемые автором в книге, его здоровый оптимизм и его веру в человека и человечество, то, пожалуй, его книга является единственной в своем роде во всей немецкой научной литературе послевоенного времени, литературе полной пессимизма и осуждения человека и человечества на близкую окончательную гибель. Побольше бы подобных книг,—я новый расцвет столь важной для всего человечества немецкой науки обеспечен!
Список литературы
Дополнительные файлы
