R. Sommer. Familienforschung. Vererbungs- und Rassenlehre. III. Auflage mit 54 Abbildungen. VII+519, Leipzig, 1927, Preis brosch. RM, 30

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

A remarkable book by the Gießen professor of psychiatry R. Sommer on the study of families and the doctrine of heredity and race consists of two main parts. It would be worthwhile to dwell on each of the above chapters in more or less detail, since everywhere in the book there are new ideas and original views which every physician who follows the development of the medical sciences and related fields should become acquainted with, losing himself, after all, in such questions as the migration of peoples and the mixing of races. This, however, would mean stretching a book review to several dozen pages. It is therefore necessary to be satisfied with brief indications of the most important things in S.'s book, which cannot be passed over without mentioning them, even in a brief review. This includes, first of all, the author's doctrine of epimixis.

Full Text

Достопримечательная книга Гиссенского профессора психиатрии R. Sommer’а об исследовании семей и учении о наследственности и расах состоит из двух главных частей. Первая часть посвящена исследованию семей и учению о наследственности и содержит 21 главу: 1) учение о генеалогических знаках; 2) кровосмешение, амфимиксис и эпимиксис; 3) методы исследования семей; 4) геральдика, как часть учения о генеалогических знаках; 5) руническое письмо и другие символы в их отношении к учению о генеалогических знаках; 6) семейное сознание и исследование семей; 7) идеи происхождения и наследования в литературе; 8) регенерация и дворянство; 9) расовая гигиена; 10) продолжение рода и наследственность; 11) зародышевые клетки у человека; 12) наследственность, развитие, культивирование; 13) законы наследственности; 14) соматическое исследование с точки зрения учения о наследственности; 15) психологическое исследование с точки зрения учения о наследственности; 16) индивидуальная психология и исследование семей; 17) психопатология и наследственность; 18) криминальность и наследственность; 19) ренесанс и исследование семей; 20) старая флорентинская фамилия Soldani; 21) моя родословная.

Вторая часть книги, учение о расах и племенах, — содержит 12 глав: 22) семья и раса; 23) человеческие и животные задатки; 24) учение о происхождении видов; 25) учение о расах Европы в связи с клиническими наблюдениями; 26) древнейшая европейская раса; 27) ледниковый период и белая раса; 28) переселения белой расы; 29) эпимиксис, как ключ к истории культуры; 30) самые древние культурные ценности белой расы; 31) история немецкого народа с точки зрения исследования семей и учении о наследственности; 32) пути переселения, переселение народов и смешение рас; 33) германские племена.

Стоило бы остановиться на белее или менее подробном разборе каждой из вышеупомянутых глав книги, так как везде в книге имеются новые идеи в оригинальные взгляды, познакомиться с которыми следовало бы каждому врачу, следящему за развитием медицинских наук и смежных с ними областей, теряющихся, в конце концов, в таких вопросах, как переселение народов и смешение рас. Однако это значило бы растянуть рецензию книги на несколько десятков страниц. Придется поэтому удовлетвориться краткими указаниями на то самое существенное, что имеется в книге S., и мимо чего нельзя пройти, не упомянувши, даже в краткий рецензии. Сюда относится, прежде всего, учение автора об эпимиксисе.

S. различает три различные формы соединения зародышевых элементов для производства потомства: 1) Inzucht, когда брак происходит между лицами, находящимися между собой в более или менее близком родстве (напр., брак дяди с племянницей); 2) амфимиксис, когда в брак вступают лица различных семей, не состоящих между собой ни в каком родстве. Эта форма соединения зародышевых элементов является среди людей особенно распространенной, благодаря сильной флюктуации, происходящей в определенных группах населения в связи с улучшением и все возрастающей быстротой передвижения, а также в свази с развивающееся индустриализацией страны. Наконец, третья форма соединения зародышевых элементов это—эпимиксис, которую S. считает самой важной фирмой, так как, по его наблюдениям, именно это соединение зародышевых элементов ведет к зарождению гениальных личностей. При эпимиксисе десцендент рода, в котором, благодаря целому ряду предшествовавших родственных браков (Inzucht), развились и зафиксировались определенные свойства, вступает в брак с дочерью фамилии, являющейся совершенно разнородной с фамилией этого десцендента. Итак, случай, когда, после предшествовавшего ряда родственных в семье браков, происходит, наконец, смешение (брак с особою из чужой семьи), и есть эпимиксис. Эта форма играет большую роль в наследственности как людей, так и животных, ибо при ней в случаях, где род, благодаря постоянному кровосмешению, хотя и зафиксировал ряд характеризующих его свойств, но, с другой стороны отягощен опасностью дегенерации—род этот получает новую кровь.

Смотря по тому, имеем-ли мы при эпимиксисе дело со смешением двух родов, где в обоих до того времени практиковались родственные браки (Inzucht) с фиксированием свойственных каждому роду особенностей, или же двух родов, из которых один только практиковал родственные браки, можно различать эпимиксис первой и второй степени. Для зарождения гениальных личностей эпимиксис второй степени, где в соединение вступают две „высококвалифицированные“ наследственные массы, имеет особенное значение, и S. так и выражается что „гений есть действие эпимиксиса".

Везде в своей книге S. старается доказать, что именно эпимиксис является главным фактором, производящим гения и гениальность. Говоря об отдельных гениальных личностях, о гениальных семьях или „гениальных периодах“ (так автор именует те периоды в истории развития человечества, когда на арену деятельности выступали одновременно многие гениальные личности, вызывая бросающийся в глаза расцвет во всех (или некоторых) областях науки, искусства, техники и т. д.; как примеры таких периодов, S. приводит итальянский ренессанс, английский ренессанс (эпоха Шекспира), немецкий ренессанс (эпоха после 30-летней войны и т. д.). S. выдвигает фактор эпимиксиса, как основу всякого прогресса, называя его в конце концов „ключом к истории культуры“ (гл. 29). Все культуры—египетская, ассирийская, греческая, римская и т. д.—являются, как доказывает S., результатом эпимиксиса различных рас.

С другой стороны S. допускает мысль, что эпимиксис может вести и к ухудшению рода. Рассматривая в главе „криминальность и наследственность“ вопрос, имеется-ли наследственное предрасположение к преступности, автор решает его в положительном смысле и указывает на эпимиксис, как на фактор, вызывающий такого рода предрасположение. Эпимиксис в таком случае сводится к тому, что в брак вступают лица двух различных семей, в которых до того времени, благодаря родственным бракам, преступные наклонности сделались стойкими свойствами н при скрещивании этих семейств особенно сильно выявляются у потомков, являющихся, таким образом, на свет „врожденными преступниками“.

Очень оригинальны и поучительны взгляды автора на дворянство. S. различает двоякого рода дворянство: дворянство, как сословие (сословное дворянство), не имеющее нередко за собой никаких других заслуг кроме высоких титулов и больших материальных богатств, и естественное дворянство (natürlicher Adel). Под этим последним он разумеет людей, одаренных от природы высокими душевными качествами и способностями. Все высокие и ответственные посты в государстве должно занимать естественное дворянство, а не бездарные личности, если они даже принадлежат к наивысшему сословному дворянству. Все судьбы государстве, его расцвет и упадок зависят от того, кто находится у кормила правления: бездарное сословное дворянство, пли естественное дворянство. В связи с этим S. различает эволюционное и инволюционное состояние государства. При эволюционном состоянии глава государства привлекает к сотрудничеству наиболее одаренных и способных к тому людей, т. е. естественное дворянство; такова, напр., эпоха Фридриха Великого, когда этот просвещенный монарх руководствовался в своих назначениях исключительно одаренностью личности и ее способностью занимать тот или другой ответственный пост. Наоборот, эпоха Вильгельма II является инволюционной эпохой, т. к. у власти стояло при этом императоре неестественное дворянство, а бездарные представители сословного дворянства, что привело к тому, что Германия в империалистическую войну потерпела поражение. Эпоха Вильгельма II по S. есть инволюционная эпоха германского государства. Дальнейшая судьба последнего и всякого государства вообще будет зависеть от того, естественнoe-ли, сословное-ли дворянство будет оставаться у власти и управлять им.

В такой же и еще большей мере оригинальны, остроумны и основательны высказываемые автором взгляды, идеи и гипотезы во всех других вопросах, которые рассматриваются им в различных главах книги. При этом автор поражает огромной своей всесторонней эрудицией, высоким даром наблюдательности и умением излагать самые сложные вопросы в простой, всякому доступной форме. Взять, к примеру, те главы книги, где автор описывает дороги, по которым шло переселение народов, способствовавшее, по его мнению, смешению рас,—процессу, благодаря которому, по закону эпимиксиса, получились самые одаренные и высококультурные расы земного шара. Автор в этих главах обнаруживает блестящие звания древней и новой географии, приобретенные им не только из книг, но и благодаря собственным научным путешествиям, во время которых он занимался исследованием ряда трудных географических вопросов. Он везде в своей книге так увлекательно излагает и старые, давно известные научные данные, что и она кажутся у него новыми.

Вообще книга. S. принадлежит безусловно к самым ценным научным книгам нашего времени. Вопросы наследственности разбираются в ней не с узкой точки зрения развития отдельной личности, а с точки зрения развития племени, расы государства, развития их цивилизации и культуры. Книга S. это—история человечества с точки зрения учения о наследственности. В этом смысле она является единственной в своем роде во всей науке о наследственности, а если принять во внимание высокие нравственные взгляды, высказываемые автором в книге, его здоровый оптимизм и его веру в человека и человечество, то, пожалуй, его книга является единственной в своем роде во всей немецкой научной литературе послевоенного времени, литературе полной пессимизма и осуждения человека и человечества на близкую окончательную гибель. Побольше бы подобных книг,—я новый расцвет столь важной для всего человечества немецкой науки обеспечен!

×

About the authors

I. Galant

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1928 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies