Оптимальная структура фармацевтического рынка в условиях приватизации аптечных учреждений

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Одной из основных тенденций развития аптек на современном этапе является процесс сокращения количества государственных и муниципальных аптек с одновременным увеличением числа частных. Процесс приватизации аптечных учреждений был начат в 1992 г. В Республике Татарстан в настоящее время государственные аптеки составляют 77,1% от общего числа, а аптеки других форм собственности — 22,9%, аптечные пункты — 56,3% и 43,7%, аптечные киоски — 50,2% и 49,8%, аптечные склады — 8,2% и 91,8% соответственно.

Полный текст

Одной из основных тенденций развития аптек на современном этапе является процесс сокращения количества государственных и муниципальных аптек с одновременным увеличением числа частных. Процесс приватизации аптечных учреждений был начат в 1992 г. В Республике Татарстан в настоящее время государственные аптеки составляют 77,1% от общего числа, а аптеки других форм собственности — 22,9%, аптечные пункты — 56,3% и 43,7%, аптечные киоски — 50,2% и 49,8%, аптечные склады — 8,2% и 91,8% соответственно.

Как известно, лекарственное обеспечение населения зависит от структуры аптечного рынка. В этой связи чрезвычайно интересным является изучение мнений специалистов о развитии частной формы собственности в розничной сети реализации лекарственных средств и влиянии приватизации аптек на лекарственное обеспечение населения. Кафедрой организации и экономики фармации КГМУ были проведены социологические исследования среди руководителей аптечных учреждений, провизоров и фармацевтов. Было получено и проанализировано 100 анкет, из них 64% были заполнены руководителями аптечных предприятий и 36% — провизорами и фармацевтами.

В процессе анкетирования участвовали специалисты с разным стажем работы. Стаж работы 50% участников анкетирования составил 11—20 лет, 23% — 6-10, 15% - 20-40, 12% - 1-5 лет, в их числе стаж работы 50% руководителей аптечных предприятий — 11—20 лет, 21% - 21-40, 17% - 6-10, 12% - 1- * 5 лет, 50% провизоров — 11—20 лет, 33% - 6-10, 13% - 1-5, 4% - 21-40 лет.

Подавляющее большинство проанкетированных были горожанами (83%).

Результаты социологических исследований подводились по следующим разделам.

Отношение участников опроса к приватизации. 45% опрошенных положительно относятся к приватизации аптечного сектора, 26% — нейтрально, 23% — не определились, 6% — отрицательно, в том числе соответственно представленным ответам 50%, 17%, 26%, 7% руководителей аптек и 41%, 38%, 17%, 4% провизоров.

Предпочтительный, по мнению участников, путь проведения приватизации. 94% опрошенных отдают предпочтение акционированию и лишь 6% (все руководители) — продаже по конкурсу. Интересно, что все провизоры оптимальным путем приватизации считают акционирование. Приватизацию путем продажи по конкурсу никто из провизоров не предложил. Переход формы собственности в открытые акционерные общества выбрали 29% опрошенных (63% руководителей), закрытые акционерные общества (ЗАО) — 71% (64% руководителей). 30% выступающих за ЗАО — специалисты из сельских местностей и 70% — из городов. Из 71% выступающих за ЗАО подавляющее большинство (79%) являются горожанами. Все участники анкетирования считают, что коллектив должен проявлять активность в приватизации своего аптечного предприятия. За активное участие коллектива в приватизации выступают и те участники, которые настроены против аптечной приватизации.

Оптимальная, по мнению участников, структура аптечного рынка. 59% опрошенных (57% руководителей, 63% провизоров) считают, что оптимально равномерное распределение всех форм собственности, 27% (29% руководителей, 25% провизоров) — за преобладание государственных аптек. Муниципальные аптеки поддерживают 11% опрошенных (12% руководителей, 8% провизоров), частные аптеки — лишь 3% (2% руководителей, 4% провизоров).

Причины, тормозящие процесс приватизации аптек. Одним из узловых моментов анкетирования был вопрос о том, что мешает распространению частной формы собственности в розничном звене фармацевтического рынка (допускалось несколько вариантов ответа). Основной причиной, негативно влияющей на процесс приватизации аптек, является, по мнению 76% опрошенных (70% руководителей, 30% провизоров), нестабильность экономической ситуации в России. Второй по значимости причиной, тормозящей “разгосударствление” розничного сектора фармацевтического рынка, 73% опрошенных (65% руководителей, 35% провизоров) считают недостаток государственной поддержки.

Распространению частной формы собственности в розничной сети реализации медикаментов мешают нежелание руководителей аптек (39%), а также недостаточная государственная поддержка (недостаток информации — мнение 64% опрошенных). 67% руководителей аптек положительно или нейтрально относятся к приватизации аптечных предприятий, однако экономическая нестабильность в стране и недостаточная государственная поддержка, вероятно, подавляют у них желание приватизировать свою аптеку в ближайшее время.

Влияние приватизации аптек на лекарственное обеспечение населения. 18% участников (19% руководителей аптек и 17% провизоров) считают, что приватизация аптек значительно улучшит лекарственное обеспечение населения, 58% опрошенных (соответственно 55% и 62%) предполагают небольшое улучшение ситуации. По мнению 18% (19% и 17%), ситуация не изменится, 6% (7% и 4%) — ситуация ухудшится.

Итак, анкетирование показало, что отношение к приватизации собственности аптечных учреждений в большей степени положительное (особенно среди руководителей аптек), но в целом к процессу приватизации специалисты относятся с большой осторожностью, выбирая путь преобразования в ЗАО как безболезненный и постепенный. При этом они видят ряд существенных препятствий на пути этого долгосрочного процесса и связанных с этим проблем. Большинство специалистов высказываются за равномерно представленные формы собственности на фармацевтическом рынке республики и считают, что приватизация аптечных учреждений положительным образом отразится на лекарственном обеспечении населения.

×

Об авторах

Н. Н. Муслимова

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

Г. Р. Латыпова

Казанский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2022


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.