Ways to improve the efficiency of pharmacies

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The financial and economic analysis of the pharmaceutic institutions of Tatarstan is performed. It is established that in conditions of deficiency of turnover means the pharmaceutic institutions do not use bank credits. The concrete model of using bank credit for increasing the efficiency of pharmacy activities, availability and quality of medicinal aid to population is suggested.

Full Text

В периоде формирования фармацевтического рынка, когда в качестве экономических регуляторов выступают рыночные отношения, кардинальные преобразования претерпевает система лекарственного обеспечения населения Республики Татарстан. Экономическая и юридическая самостоятельность аптечных учреждений как субъектов рыночных отношений требует от руководителей аптек хороших знаний основ и принципов менеджмента. Наметившееся многообразие форм и методов хозяйствования позволяет полнее насытить фармацевтический рынок лекарственных средств, повысить уровень лекарственного обеспечения.

Проведенный нами финансово-экономический анализ аптечных учреждений Республики Татарстан показал, что в условиях дефицита оборотных средств аптечные учреждения не используют банковские кредиты. Это связано, в первую очередь, с тем, что банки предлагают кредиты за высокие процентные ставки, а аптеки, не располагая достаточным опытом работы с ними, испытывают определенные трудности. Образующийся в данной ситуации дефицит лекарственных средств в конечном итоге приводит к снижению качества лекарственной помощи населению и требует разработки методических подходов к управлению финансами. Эта разработка должна базироваться на основных теоретических положениях экономического анализа и позволять управлять прибылью предприятия, прогнозировать и обеспечивать его финансовую устойчивость. Кроме того, многие руководители аптечных учреждений считают, что предоставляемый поставщиками товарный кредит выгоднее любого банковского кредита. Однако анализ прайс-листов показал, что оптовые фирмы предоставляют товарный кредит с наценкой порядка 1% в день к базовой (предоплатой) цене лекарственного препарата. Аптеки же в основном приобретают лекарственные средства на 20 банковских дней (около одного календарного месяца), поэтому стоимость товарного кредита соответственно составляет около 20% в месяц, или 240% годовых. Иными словами, стоимость кредита закладывается в розничную цену препарата, что ведет к повышению цены лекарственных средств.

Нами предлагается следующая модель использования банковского кредита. Например, аптека берет кредит у банка под 60% годовых сроком на один месяц. В таком случае ставка банка составляет 5% в месяц. Сумма кредита — 200 тыс. руб., а аптека должна возвратить 200 тыс. руб. + 10 тыс. руб. (5%) = 210 тыс. руб. На эту сумму кредита аптека покупает товар у поставщика по предоплатной цене. Будучи партнером, фирма предоставляет скидку в размере, например, 8%, отсюда аптека получает право взять дополнительно товар на сумму 16 тыс. руб. по предоплатной цене. С учетом 25% наценки реализация товара на 200 тыс. руб. принесет аптеке 250 тыс. руб., а реализация товара, полученного на скидки (16 тыс. руб.), — еще 20 тыс. руб., что в сумме даст 270 тыс. руб.

Таким образом, реализация товара на сумму скидки с запасом перекрывает ставку банка по данному кредиту. Предлагаемый метод использования банковского кредита и взаимодействие с надежным поставщиком лекарственных средств способствуют повышению эффективности деятельности аптек.

×

About the authors

R. G. Tukhbatullina

Казанский государственный медицинский университет

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

R. S. Safiullin

Казанский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2022 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies