Пути повышения эффективности деятельности аптечных учреждений

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В периоде формирования фармацевтического рынка, когда в качестве экономических регуляторов выступают рыночные отношения, кардинальные преобразования претерпевает система лекарственного обеспечения населения Республики Татарстан. Экономическая и юридическая самостоятельность аптечных учреждений как субъектов рыночных отношений требует от руководителей аптек хороших знаний основ и принципов менеджмента. Наметившееся многообразие форм и методов хозяйствования позволяет полнее насытить фармацевтический рынок лекарственных средств, повысить уровень лекарственного обеспечения.

Полный текст

В периоде формирования фармацевтического рынка, когда в качестве экономических регуляторов выступают рыночные отношения, кардинальные преобразования претерпевает система лекарственного обеспечения населения Республики Татарстан. Экономическая и юридическая самостоятельность аптечных учреждений как субъектов рыночных отношений требует от руководителей аптек хороших знаний основ и принципов менеджмента. Наметившееся многообразие форм и методов хозяйствования позволяет полнее насытить фармацевтический рынок лекарственных средств, повысить уровень лекарственного обеспечения.

Проведенный нами финансово-экономический анализ аптечных учреждений Республики Татарстан показал, что в условиях дефицита оборотных средств аптечные учреждения не используют банковские кредиты. Это связано, в первую очередь, с тем, что банки предлагают кредиты за высокие процентные ставки, а аптеки, не располагая достаточным опытом работы с ними, испытывают определенные трудности. Образующийся в данной ситуации дефицит лекарственных средств в конечном итоге приводит к снижению качества лекарственной помощи населению и требует разработки методических подходов к управлению финансами. Эта разработка должна базироваться на основных теоретических положениях экономического анализа и позволять управлять прибылью предприятия, прогнозировать и обеспечивать его финансовую устойчивость. Кроме того, многие руководители аптечных учреждений считают, что предоставляемый поставщиками товарный кредит выгоднее любого банковского кредита. Однако анализ прайс-листов показал, что оптовые фирмы предоставляют товарный кредит с наценкой порядка 1% в день к базовой (предоплатой) цене лекарственного препарата. Аптеки же в основном приобретают лекарственные средства на 20 банковских дней (около одного календарного месяца), поэтому стоимость товарного кредита соответственно составляет около 20% в месяц, или 240% годовых. Иными словами, стоимость кредита закладывается в розничную цену препарата, что ведет к повышению цены лекарственных средств.

Нами предлагается следующая модель использования банковского кредита. Например, аптека берет кредит у банка под 60% годовых сроком на один месяц. В таком случае ставка банка составляет 5% в месяц. Сумма кредита — 200 тыс. руб., а аптека должна возвратить 200 тыс. руб. + 10 тыс. руб. (5%) = 210 тыс. руб. На эту сумму кредита аптека покупает товар у поставщика по предоплатной цене. Будучи партнером, фирма предоставляет скидку в размере, например, 8%, отсюда аптека получает право взять дополнительно товар на сумму 16 тыс. руб. по предоплатной цене. С учетом 25% наценки реализация товара на 200 тыс. руб. принесет аптеке 250 тыс. руб., а реализация товара, полученного на скидки (16 тыс. руб.), — еще 20 тыс. руб., что в сумме даст 270 тыс. руб.

Таким образом, реализация товара на сумму скидки с запасом перекрывает ставку банка по данному кредиту. Предлагаемый метод использования банковского кредита и взаимодействие с надежным поставщиком лекарственных средств способствуют повышению эффективности деятельности аптек.

×

Об авторах

Р. Г. Тухбатуллина

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

Р. С. Сафиуллин

Казанский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2022


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.