Концепция медико-социального мониторинга в Республике Татарстан
- Авторы: Вахитов Ш.М.1
-
Учреждения:
- Научно-производственное объединение "Татмединформ"
- Выпуск: Том 77, № 1 (1996)
- Страницы: 65-67
- Тип: Социальная гигиена и организация здравоохранения
- Статья получена: 24.12.2021
- Статья одобрена: 24.12.2021
- Статья опубликована: 15.01.1996
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/90971
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj90971
- ID: 90971
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Медико-социальный мониторинг означает специально организованное наблюдение за определенными медицинскими и социальными параметрами, позволяющими оценивать и прогнозировать здоровье населения и принимаем необходимые решения на уровнях отравления. Основными целями медико-социального мониторинга являются сбор необходимой информации, анализ ее в автоматическом режиме и выдача рекомендаций или проектов решений. Возможность проведения медико-социального мониторинга определяется в основном проблемой дифференцированного информационного обеспечения различных уровней системы здравоохранения в процессе управления мероприятиями по борьбе с конкретными заболеваниями. Поскольку информация представляется преимущественно в виде показателей, возникает вопрос: какие в принципе критерии и показатели нужны для того, чтобы процесс управления Дотекал оптимальным образом?
Ключевые слова
Полный текст
Медико-социальный мониторинг означает специально организованное наблюдение за определенными медицинскими и социальными параметрами, позволяющими оценивать и прогнозировать здоровье населения и принимаем необходимые решения на уровнях отравления. Основными целями медико-социального мониторинга являются сбор необходимой информации, анализ ее в автоматическом режиме и выдача рекомендаций или проектов решений. Возможность проведения медико-социального мониторинга определяется в основном проблемой дифференцированного информационного обеспечения различных уровней системы здравоохранения в процессе управления мероприятиями по борьбе с конкретными заболеваниями. Поскольку информация представляется преимущественно в виде показателей, возникает вопрос: какие в принципе критерии и показатели нужны для того, чтобы процесс управления Дотекал оптимальным образом?
Применяемые в настоящее время показатели оценки деятельности здравоохранения (нагрузка врача, средняя длительность пребывания на койке, число посещений на одного жителя в год и пр.) безусловно необходимы для управления, но не обладают достаточной информативностью для изучения динамики здоровья населения. Показатели демографического характера, заболеваемости, физического развития тоже нужны, но если возникает необходимость их сопоставления с деятельностью служб здравоохранения, то потребуется дополнительная и немалая работа аналитического характера, причем не всегда способная удовлетворить потребности органов здравоохранения. Объяснить все это можно тем, что указанные выше и подобные им показатели в качестве усредненных величин характеризуют ограниченный круг явлений и не могут выступать в роли обобщающих критериев управленческой деятельности. Нужна именно система обобщающих показателей, позволяющая относительно просто оценивать не одну какую-то сторону управленческой деятельности, а состояние здоровья людей и деятельность органов здравоохранения комплексно и в различных аспектах.
Целью настоящей работы являлось теоретическое обоснование системы анализа управленческих показателей с разработкой методологических подходов к ее созданию, в том числе новых, более информативных, чем существующие, и при необходимости дополняемых ими.
Поступающая на каждый уровень управления информация, безусловно, должна быть сжатой, концентрированной, соответствующей потребностям. Получение такой информации и пользование ею возможны, на наш взгляд, при обеспечении следующих основных ее характеристик:
- целевое предназначение — информация должна строго соответствовать целям данного уровня управления и обеспечивать их достижение;
- содержательная характеристика — необходимо точно знать, какие процессы описывает информация;
- форма представления — информация должна быть удобной для пользования и обеспечивать получение как обобщающей, интегрирующей оценки управленческой деятельности, так и касающейся лишь ее отдельных процессов или сторон.
Каждый показатель должен характеризовать минимальный, но достаточный для реализации определенной цели объем информации.
Разработка и внедрение мероприятий, направленных на борьбу со всеми заболеваниями сразу, представляются нереальными. Целесообразным и возможным следует признать, по нашему мнению, подход, обеспечивающий на единой методологической основе разработку общей схемы анализа и управления борьбой с большинством патологических состояний, а в последующем — наполнение этой схемы конкретным содержанием с учетом особенностей того или иного заболевания. Следует выделять три основных направления: а) лечение заболевания; б) раннюю диагностику; в) профилактику. Это обусловлено, во-первых, спецификой анализа работ по каждому из указанных направлений, а во-вторых, тем, что в жизни развитие этих направлений может идти различными темпами из-за материальных, финансовых, технических ограничений.
Информационное обеспечение управления подразумевает наличие не менее чем двух уровней. Кроме того, разработка единой схемы анализа, используемой в отношении ряда заболеваний, обусловливает (пусть даже в перспективе) относительно широкий фронт деятельности, так как предполагает постоянное или очень длительное наблюдение за большим контингентом людей. Все это вместе взятое предопределяет необходимость оперативной работы с большими массивами различной информации. И даже предварительный анализ складывающейся ситуации показывает, что система дифференцированного информационного обеспечения управления должна быть автоматизированной, то есть позволяющей в автоматическом режиме осуществлять сбор текущей информации, ее обработку, архивирование, различные виды анализа, формулировку выводов, а в идеале — выдачу рекомендаций управленческого характера. Проблему создания автоматизированной системы дифференцированного информационного обеспечения (АС ДИО) в рамках медико-социального мониторинга можно обозначить так: разработка автоматизированной системы, осуществляющей в масштабах района, области, республики, региона дифференцированное обеспечение различных уровней управления информацией о ходе борьбы с определенной патологией вплоть до выработки рекомендаций управленческого характера.
Какие же принципы дифференциации информационного обеспечения управления были использованы? Прежде всего при разработке АС ДИО были выделены следующие уровни управления: республиканский (или областной, региональный, районный (или городской), учрежденческий (или отделенческий) и индивидуальный.
Внедрение АС ДИО в республике реально можно начать с районного уровня с одновременным охватом учрежденческого и индивидуального (табл. 1).
На каждом уровне управления целесообразно проведение двух вариантов анализа: основного, проводимого по обобщающим для данного уровня показателям и детализирующего, характеризующего отдельные составные части оцениваемых процессов. Целевое назначение используемой на различных уровнях управления информации показано в табл. 2. Одни из использованных при этом показателей общеизвестны, другие — разработаны специально в связи с созданием АС ДИО (их описание и интерпретация составляют содержание отдельной методической разработки).
Таблица 1
Этапы внедрения автоматизированной системы дифференцированного информационного обеспечения органов здравоохранения
Этапы | Содержание работы |
1-й | Отработка моделей АС ДИО на нескольких типичных районах районном, учрежденческой индивидуальном уровнях) |
2-й | Распространение АС ДИО в других районах республики
|
3-й | При охвате достаточного числа районов использование АС ДИО на республиканском уровне |
Принципы формирования выводов на основе различных сочетаний тех или иных показателей приводим в следующей схеме.
Схема формирования выводов и оценки работ при организации борьбы с определенной патологией
Основных анализируемых показателей — 19, 13 из них специально разработаны для АС ДИО. Кроме того, в системе используется около 50 вспомогательных показателей и обозначений. АС ДИО в части формирования выводов представляет собой фактически экспертную систему, заключения которой формируются из 8 основных выводов, 14 первичных и 13 вторичных дополнений.
Таблица 2
Разделение информации по уровням управления и целевому назначению (а — основной анализ, б — детализирующий)
Уровни управления | Целевое назначение информации |
Республиканский | а)медико-демографическая оценка наблюдаемых контингентов, оценка уровня жизнедеятельности больных; |
б)структура заболеваемости, структура контингентов наблюдаемых, характеристика результатов борьбы с данной патологией | |
Районный | а)все оценки 1 -го уровня, но в разрезе района, оценка организации проводившихся работ, оценка качества проводившихся работ |
ЛПУ | а)все оценки 2 б уровня в разрезе ЛПУ; |
б)информация для дальнейшего совершенствования методов борьбы сданной патологией | |
Индивидуальный | а)информация для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, информация для формирования оценок 1 — 3-го уровней; |
б)информация для проведения необходимых дополнительных мероприятий |
В настоящее время проводится адаптация АС ДИО к условиям одного района Республики Татарстан. Параллельно изучается возможность использования АС ДИО в ряде других районов — для ее отработки в различных условиях.
Об авторах
Ш. М. Вахитов
Научно-производственное объединение "Татмединформ"
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
ген. директор
Россия, КазаньСписок литературы
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)