About rhinoscleroma

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Since the Viennese dermatologist Gebra (in 1870) first described rhinoscleroma, the issue of this disease has been highlighted many times in the literature. However, until now, rhinoscleroma has not lost interest, since this disease is relatively rare, very insufficiently studied and, at the same time, characterized by severe and sometimes sad consequences for the patient. The very important issue of finding focal sites of scleroma has not yet been studied.

Full Text

С тех пор, как венский дерматолог Гебра (в 1870 г.) впервые описал риносклерому, вопрос об этом заболевании многократно освещался в литературе. Однако, и до сего времени риносклерома не потеряла интереса, так как заболевание это сравнительно редкое, весьма еще недостаточно изученное и, в то же время, характеризующееся тяжелыми, а подчас и печальными последствиями для больногоДалеко еще не изучен весьма важный вопрос о нахождении очаговых мест склеромы. Обширная статистика дра Кордатовой, насчитывающая в СССР с 1911 по 1926 год—278 человек больных склеромой, все же не точна и дает цифру меньшую, чем в действительности (не учтены случаи Фельдмана, Александрова по Гомелю, частично—3иновьева и Резникова по Сибири). Полнота и точность статистики склеромы страдает, главным образом, от недостаточного знакомства практических врачей с этим, сравнительно не частым, заболеванием и от трудности диагностики его (особенно при отсутствии лаборатории), в виду чего не мало склеромных больных проходят под диагнозом туберкулеза и Iuеs‘a.

Верное представление о частоте склеромы и ее распространении, несомненно, может дать только точная статистика, а поэтому необходимо регистрировать каждый новый случай риносклеромы с обращением особого внимания на его клиническую картину. В силу указанных соображений мы приводим ниже случай риносклеромы, наблюдавшийся нами в ушной клинике Казан, госинститута для усовершенствования врачей^ Интерес случая заключается в том, что ринссклерома была обнаружена у жителя, благополучного до сих пор по этой болезни, г. Яранска, Горьк. края, но уроженца бывш. Валуйского у Воронежской губ. (ныне ЦЧО), переселившегося сюда с родины в период гражданской войны.

Описанию наблюдаемого нами случая риносклеромы мы предпошлем краткую характеристику этого страдания.

По мнению большинства авторов риносклерома—инфекционное заболевание, вызываемое открытой в 1882 году Frisch‘eM палочкой.^ Подтверждением этого служит факт эпидемического распространения склеромы из постоянных ее очагов, в места, ранее свободные от этого заболевания. Из богатого статистического материала-; Neumanп‘а, Волков и ч а и др. видно, что главными и постоянными очагами склеромы являются: Австро-Венгрия, Галиция и западные и юго-западные области СССР—Белоруссия, Украина и часть ЦЧО. Отсюда, в период империалистической и гражданской войн, громадная волна беженцев и переселенцев, рассеиваясь по различным уголкам обширного Советского Союза, занесла с собой склерому в местности, ранее не знавшие ее (случаи Никифорова в Туркестане, проф. Комендантова в Саратове и наш случай в Яранске, бывш. Вятской губ.). В подтверждение своего воззрения, сторонники инфекционного происхождения склеромы ссылаются на некоторых исследователей, экспериментально получивших это заболевание у животных путем прививок им культуры палочек Frisch‘a (опыты Степанова, Павловского, Жукова).

Однако, некоторые авторы, в том числе и проф. Бурак, считают еще далеко невыясненным вопрос о заразительности склеромы, о способах и путях ее передачи, об инкубационном периоде и т. под. и прямую конхагиозность склеромы—недоказанной. Вместе с тем проф. Бурак считает неоспоримым значение бацилл FrisclTa в генезе склеромы, в изменении химических свойств секрета слизистой верхних дыхательных путей при этой болезни, а поэтому поиски средств, могущих изменить характер среды для бацилл, с целью создания наиболее неблагоприятных для них жизненных условий, являются рациональными в деле профилактики и терапии склеромы.

Склерома—хроническое, длящееся годами, прогрессирующее заболевание, поражающее нос, глотку, гортань, трахею, бронхи, губы, а иногда и десны. Иос поражается процессом чаще. Начальная стадия склеромы, обычно не обращающая на себя особого внимания больного, напоминает своим течением атрофический ринит; слизистая носа бледновато-розовата, суховата и покрыта быстро засыхающими корками, издающими специфический неприятный, приторно-кислый запах. Уже при этой форме риносклеромы часто может быть доказан специфический характер процесса путем нахождения в слизи бацилл Frisch’а. Через известное продолжительное время существования атрофического процесса, на слизистой оболочке носа появляются типичные склеромные инфильтраты я гладкой и напряженной поверхностью, могущие тоже существовать долгие годы, медленно превращаясь в . рубцовую ткань. В дальнейшем, в виду сильного развития в инфильтратах соединительной ткани, рубцевания и сморщивания, нос приобретает хрящевую консистенцию, ходы его суживаются до исчезновения в глубине просвета; у больных появляется затруднение, а затем и прекращение носового дыхания. При поражении процессом зева и носоглотки, помимо затруднения дыхания, наблюдается изменение тембра голоса. Весьма характерным для болезни является вид небных дужек; вследствие подтягивания инфильтратом мягкого неба и язычка кверху, небные дужки образуют острый угол, напоминая „готический стиль“. В связи с прогрессирующим ростом инфильтратов и рубцового стягивания, мягкое небо все больше и больше приближается к задней стенке глотки, носоглоточное отверстие все более суживается и, наконец, полностью облитерируется. При поражении склеромыым процессом гортани, инфильтраты, обычно располагающиеся под голосовыми связкамИд увеличиваясь, сливают в своей общей массе голосовые связки и тем суживают просвет гортани. Гораздо реже встречается поражение склеромой трахеи, где обычно образуются мягкие, легко кровоточащие инфильтраты. Эти инфильтраты, увеличиваясь в объеме, нередко закрывают просвет трахеи, вызывая у больного асфиксию.

По своему микроскопическому строению риносклерома является гранулемой, Постоянным признаком, подтверждающим гистологический диагноз ее, являются гигантские клетки Mikulucz‘a, гиалиновые шары и соединительно-тканные тяжи. Правда, в начальных стадиях склеромы не всегда можно найти указанную гистологическую картину.

Перейдем к истории болезни нашего больного.

Б-ной В., украинец, 29 лет, милиционер г. Яранска, Горьковского края, уроженец бывшей Воронежской губ., Валуйского уезда, дер. Погромец поступил в клинику 9 мая 1932 г., с жалобами на затрудненное дыхание, хриплый голос и зловонный запах износа. Начало своей болезни относит крайней весне 1928 г. когда он, стоя на посту, в холодную ночь под дождем, сильно прозяб, после чего у него был жар, охрип голос. Вскоре к этому присоединились затруднение носового дыхания, насморк и утолщение наружной поверхности носа в области перехода хрящевой его части в костную. Лечился сначала у ларинголога, затем у венеролога, несмотря на то, что исследование крови на RW. (по словам больного) дало отрицательный результат. После принятого курса ангилюэтического лечения, состояние больного не только не улучшилось, а наоборот—ухудшилось: голос стал еще более хриплым, увеличилось затруднение носового дыхания, из носа появился гнилостный запах, больной начал ощущать затруднение и ротового дыхания, особенно при ходьбе Последующее лечение больного в тубдиспансере, а затем в кожно-венерической б-це, также не дало улучшения его болезни. Никакой боли в горле вообще и при глотании, в частности, больной никогда не замечал. Больной женат с 192Г г, имеет двоих здоровых детей, жена тоже здорова. В детстве рос вообще здоровым ребенком, только с 15-тилетнего возраста, до начала описываемого заболевания, страдал часто повторяющимся насморком. В 1930 г. перенес воспаление легких. Наследственность N.

Больной среднего роста, правильного телосложения, умеренного питания, кожа и видимые слизистые нормальны. Подчелюстные лимфатические железы слегка увеличены. Со стороны внутренних органов грудной и брюшной полости особых уклонений от N нет. Нос по наружной своей поверхности, в области перехода хрящевой части в костную, имеет покрытое лоснящейся кожей, равномерное с обеих сторон, округлое, инфильтрированное утолщение, величиной в голубиное яйцо. Наружные носовые отверстия слегка расширены. Верхняя и нижняя губы свободны от процесса. Носовые ходы заполнены засохшими корками. По направлению в глубь носовые ходы воронкообразно суживаются и в глубине просвет их совершенно исчезает. Язык и десны без особых изменений, язычек и мягкое небо заметно притянуты к задней стенке глотки. Небные дужки с язычком образуют подобие острого угла, отчетливо выделяющегося при фонации. Задняя риноскопия: хоаны, особенно правая, сужены, окружающей их инфильтрированной тканью, местами рубцующейся; обе хоаны равномерно заполнены гноем. Гортань: надгортанник значительно увеличен, отечен, гиперемирован. В передней комиссуре от надгортанника отходит над просветом гортани соскообразное утолщение около 1 см длиной, бледноватое, имеющее следы рубцевого процесса. Справа истинная и ложная голосовые связки слили ь в общей инфильтрированной массе. Слева истинная голосовая связка бледновата, едва выделяется из общей картины. В подсвязочном пространстве, в трахее видны бугорки серовато-красноватого цвета, обилие корок. Со стороны ушей отклонений от нормы нет.

10/V 32 года, после местной анестезии гортани 1О%-ным раствором кокаина, из передней комиссуры конхотомом взят соскообразный выступ для патолого-анатомического исследования. Из носа, носоглотки и гортани взяты мазки для бактериологического исследования. Гистологическое и бактериологическое исследования подтвердили в нашем случае предполагаемый нами диагноз—риносклеромы.

Вопрос о лечении склеромы до настоящего времени не имеет окончательного разрешения. Много средств предложено различными авторами для этого, однако радикального метода лечения склеромы до сих пор нет. Противосифилитйческое ртутно-сальварсанное лечение, применяемое неоднократно, не давало никакого улучшения, но подчас вызывало даже ухудшение процесса. Инъекции Фоулеровского раствора, фибролизина, карболовой кислоты, препаратов висмута, сурьмы—тоже не дали надежного и стойкого эффекта. Хирургическое удаление пораженных мест, многократно применяемое, тоже не разрешило в положительном смысле вопроса. Кроме указанных способов лечения склеромы, необходимо отметить рентгено-терапию, радио-терапию и вакцино-терапию. Проф. Комендантов считает вакцино-терапшо лучшим методом лечения сооромы. Различные хирургические манипуляции, и в частности бронхоскопия, как считает проф. Комендантов, производят своего рода аутовакцинацию.

Что касается лечения нашего больного, то произведенное ему удаление из гортани разрощенпого склеромного инфильтрата дало известное облегчение: дыхание улучшилось, одышка при ходьбе исчезла.

Больной выписался из клиники с некоторым субъективным улучшением своей болезни.

 

1) Доложено в рино-ляринто-отиатрической секции научно-мед. ассощ 20 мая 1932 г.

×

About the authors

K. G. Borshchev

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2022 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies