180 years of higher medical education in Kazan

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

There are events in the annals of Russian higher medical education that will not be lost in the darkness of the past. Russian doctors will always remember and celebrate them. One of such dates is May 14 (May 1, old style), 1814, the opening day of the Medical Faculty of Kazan University.

Full Text

В летописи отечественного высшего медицинского образования есть события, которые отнюдь не затеряются в потемках прошлого. Российские медики всегда будут их помнить и отмечать. Одна из таких дат—14 мая (1 мая по старому стилю) 1814 г., день открытия медицинского факультета Казанского университета.

Не преувеличиваем ли мы, сделав такое заявление? На чем основывается такая уверенность? Почему день F рождения одного из 44 медицинских вузов России можно и нужно считать красной датой в историческом календаре российской медицины? Не издержки ли это местного (краеведческого) патриотизма, ведь на берегах той же Волги — в Нижнем Новгороде, Самаре и Саратове — функционирует немало известных высших учебных заведений? Ответы на эти вопросы одновременно и просты и сложны. Просты — потому что основание Казанского университета уже изначально является важным событием. Госпитальные школы XVIII века, роль которых трудно переоценить в становлении высшего медицинского образования России, были лишь его прообразом. Перестройка высшей школы — подготовка врачей и изменение характера содержания медицинской науки по подобию европейской — началась с деятельности Московского университета (1755), Петербургской медикохирургической академии (1798), Казанского (1804) и Харьковского (1805) университетов- Сложны — потому что не каждое изначальное событие становится исторически значимым явлением. Зачастую его роль в свете современных воззрений не всегда достаточно бесспорна. Мы же смеем утверждать, что Казанский медицинский институт — не только начало, истоки истории высшей медицинской школы, но и ее определенные вехи. Существует ряд моментов, позволяющих констатировать научность (объективность) такого утверждения. Приводим лишь четыре наиболее важных, с нашей точки зрения, свидетельств.

Первое. На протяжении XIX столетия медицинский факультет Казанского университета оставался по существу единственным вузом (Томский университет открыт в 1880 г., Саратовский— в 1909 г.), готовившим врачей для обширнейшего Поволжско-Уральско-Сибирского региона. И дело не только в этом географическом факторе, но и в самобытности целей и задач, вытекающих из этнографических, экономических, климатических, санитарно-демографических особенностей Восточной России.

Второе. В 60—90 гг. прошлого столетия, справедливо называемых историками «золотым веком» русской культуры и науки, в Казани сформировались научно-медицинские школы общероссийского и европейского значения, роль которых для последующего развития российской медицины хорошо известна и вряд ли подлежит переоценке.

Третье. Медицинский факультет Казанского университета подготовил почву в лице его профессоров, преподавателей, выпускников для организации и становления многих медицинских вузов России, в частности на юге страны, в Поволжье, на Урале. Основание Томского и Саратовского университетов навсегда связано с именами таких казанских ученых, как акушер-гинеколог проф, В. М. Флоринский и хирург проф. В. И. Разумовский.

Четвертое. Не переоценимо значение Казанского университета в развитии, сближении и взаимообогащении различных культур: славянской и тюркской, западной и восточной, русского народа и народов Поволжья — татар, чувашей, мордвы, мари, башкир. Напомним лишь об одном красноречивом факте. В 1844 г. увидела свет книга профессора-медика Карла Федоровича Фукса «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях», на которую и сегодня ссылаются исследователи истории и культуры татарского народа. В полной мере это относится и к медицине — свой вклад в науку, практику и подготовку медицинских кадров внесли такие известные выдающиеся ученые, как анатом П. Ф. Лесгафт, физиолог Н. А. Миславский, А. Ф. Самойлов, впервые в России записавший электрокардиограмму сердца, организатор первой российской кафедры патологической физиологии В. В. Пашутин, корифей отечественной гинекологии В. С. Груздев, основатель Казанского общества невропатологов и психиатров и его журнала «Неврологический вестник» В. М. Бехтерев, признанный основоположник отечественной офтальмологии В. Е. Адамюк, замечательный хирург А. В. Вишневский и выдающийся представитель Казанской терапевтической школы А. Г. Терегулов.

К Казанской медицинской школе принадлежат выпускники медицинского института (факультета) — академики и члены-корреспонденты АН СССР, А. А. Баев, К. М. Быков, А. Д. Сперанский, Н. Г. Колосов, Б. И. Лаврентьев, Н. А. Миславский, В. Н. Шва- лев, академики и члены-корреспонденты АМН СССР, РАМН А. Д. Адо, В. М. Аристовский, хирурги, отец и сын А. В. и А. А. Вишневские, П. Ф. Здродовский, В. И. Иоффе, М. С. Малиновский, И. П. Разенков, П. Г. Сергиев, Н. А. Семашко, В. В. Чирковский, H. X. Амиров, Г. П. Зарубин, А. В. Кибяков, С. В. Курашов, Б. В. Огнев, Р. С. Орлов, М. В. Сергиевский, А. Т. Сухарев, академики и члены-корреспонденты АН РТ Д. М. Зубаиров, М. К. Михайлов, Э. Н. Ситдыков, М. М. Гимадеев, С. В. Мальцев, В. В. Талантов.

В Казани учились и работали известные государственные деятели: министр здравоохранения РСФСР и СССР, чье имя носит Казанский медицинский институт, С. В. Курашов, один из первых профессоров-татар и народных комиссаров здравоохранения Татарской республики, видный дациал-гигиенист Ф. Г. Мухамедьяров, первый народный комиссар здравохранения РСФСР, выдающийся теоретик и организатор советского здравоохранения Н. А. Семашко, паразитолог, эпидемиолог и организатор здравоохранения П. Г. Сергиев, один из крупнейших организаторов и теоретиков гражданского и военного здравоохранения 3. П. Соловьев.

В год открытия медицинского факультета здесь работали три профессора-медика, один адъюнкт и два слушателя. Первоначально факультет располагал двумя небольшими комнатами на 8 коек в здании типографского дома, на том месте, где сейчас находится вычислительный центр университета. Лекции читались на латинском языке с пояснениями на французском и немецком. Впервые на русском языке они прозвучали на занятиях профессора терапии, патологии и клиники Карла Федоровича Фукса (1818— 1833).

С 1819 по 1826 г. Казанский университет и в частности медицинский факультет пережили тяжелые времена. Попечитель Казанского учебного округа, махровый реакционер Л. М. Магницкий в письме на имя императора писал, что университет «ввиду неблагонадежности профессоров и опасного духа надлежит уничтожению». В эти годы университет лишился почти всех профессоров. Немногочисленные анатомические препараты по приказу Л. М. Магницкого были захоронены на Арском кладбище. Подготовка врачей осуществлялась чисто умозрительно.

Положение на медицинском факультете стало улучшаться, когда в 1826 г. университет возглавил Николай Иванович Лобачевский, гениальный ученый, блестящий организатор и педагог. В бывшем типографском доме была открыта клиника с тремя отделениями—хирургическим (14 коек), терапевтическим (16) и акушерским (6). Под руководством Н. И. Лобачевского в основном завершилось строительство всего университетского комплекса. В 1837 г. был построен анатомический театр, а в 1840— здание клиники. К 1917 г. медицинский факультет насчитывал уже 23 кафедры. В самостоятельный институт он был выделен согласно Постановлению СНК РСФСР № 132 от 5 ноября 1930 г.

Что же представляет собой Казанский медицинский институт в настоящее время, в год своего 180-летия?

На 66 кафедрах и одном курсе трудятся 548 преподавателей, из них 79 докторов наук, 67 профессоров, 86 доцентов, 338 кандидатов наук. В институте работают член-корреспондент Российской Академии медицинских наук, 2 академика, 2 члена-корреспондента Академии наук Татарстана, 3 заслуженных деятеля науки Российской Федерации, 14 заслуженных деятелей науки Республики Татарстан.

С 1993—1994 учебного года начал работу филиал института в г. Набережные Челны- Его задачи — обучение студентов-субординаторов, интернов, проведение выездных циклов факультета усовершенствования врачей, организация всех видов производственной практики, профориентационная работа, лечебно-диагностическая и научная деятельность. Руководителем филиала назначен к. м. н. А. С. Созинов. С февраля 1994 г. функционирует такой же филиал в столице Республики Марий Эл (руководитель — к. м. н. В. П. Рассанов).

На пяти факультетах — лечебном, медико-профилактическом, педиатрическом, стоматологическом и фармацевтическом — обучаются более 4500 студентов. Факультет социальных работников (1991) дает послевузовское образование и готовит специалистов социальной службы для органов здравоохранения, учреждений образования, управленческих структур социальной защиты населения. Выпускникам факультета присваивается квалификация «специалист по социальной работе» с вручением диплома о втором высшем образовании. Факультет последипломной подготовки специалистов занимается подготовкой интернов, первичной специализацией и повышением квалификации врачей.

Основное внимание профессорско- преподавательского состава сосредоточено на учебно-методической работе, которая совершенствуется в соответствии с достижениями современной науки. В 1993 г. коллектив приступил к реализации программ по системе многоуровневой подготовки, которые предусматривают интеграцию набора предметов и объема часов по клиническим дисциплинам на лечебном, педиатрическом и медико-профилактическом факультетах. Это позволит институту готовить из выпускников этих факультетов любого специалиста на последипломном этапе по заявке органов здравоохранения. Все кафедры в достаточной мере обеспечены учебно-методической литературой.

Центральный координационно-методический совет, предметно-методические комиссии внедряют в учебный процесс новые методы и принципы обучения. В институте используется система блочного изучения предметов на 4—6-м курсах, ведется подготовка выпускников по программам врача общей практики и резерва научно-педагогических кадров из среды талантливой молодежи, расширена программа последипломной подготовки врачей и провизоров от интернатуры до циклов первичной специализации и предаттестационных курсов.

Активно развивается компьютеризация учебного и научного процессов. При 13 кафедрах созданы дисплейные классы, 34 кафедры имеют компьютеры разных систем. Программа освоения ЭВМ реализуется на 3 уровнях: выработка навыков работы на ПЭВМ; умение применять диагностические и контролирующие элементы компьютеризации; информатика на выпускных курсах. Методическое руководство осуществляется через лабораторию информатики института. Ведутся интенсивные разработки программ рейтинговой оценки знаний студентов. Одна из них — компьютерная — рекомендована М3 РФ для внедрения в медицинских вузах России. Четыре года назад в институте был организован телецентр, цель которого создать учебные фильмы, банк видеоинформации по предметам.

В соответствии с требованиями времени ведется перестройка содержания ц методики преподавания предметов гуманитарного цикла, включаются новые факультативные и элективные курсы по истории, социологии, философии и экономике. При кафедре основ экономической теории и экономики здравоохранения создан филиал Академии рыночного хозяйства с присвоением выпускникам и практическим врачам дополнительной квалификации «менеджер здравоохранения».

Разработаны и внедрены программы интенсивного обучения иностранным языкам, подготовки по специальностям «социальная работа», «медицинская психология», «управление здравоохранением» с выдачей дипломов выпускникам.

Более 30% бюджета учебного времени отводится самостоятельной работе студентов. Она обеспечена наглядными и методическими пособиями, препаратами, видеоматериалами и учебной литературой, а также соответствующим материально-техническим оснащением рабочих мест. Фонд хранения библиотеки института составляет около миллиона экземпляров научной и учебной литературы. Филиалы библиотеки действуют на каждой кафедре и во всех студенческих общежитиях.

Институт насчитывает 34 клинические кафедры, размещенные в 19 крупных профильных больницах, 14 поликлиниках, 7 женских консультациях с общим коечным фондом до 6356. На этих кафедрах работают 34 профессора, 42 доцента, 239 ассистентов, из них 197 имеют ученую степень кандидата наук. Об их высокой профессиональной подготовке свидетельствует то, что 78,1% из них имеют высшую, 14,5%—первую и 7,7 %—вторую квалификационную категории.

Внеинститутские учебные базы располагаются в крупных больницах, поликлиниках, учреждениях санэпиднадзора и фармации Республики Татарстан, Республики Марий Эл. Уровень технического оснащения и профессиональная подготовка кадров этих учреждений отвечает современным требованиям практической подготовки студентов.

Особенно интенсивно оснащаются современным оборудованием такие крупные базы, как Республиканская клиническая больница, Детская республиканская больница, Республиканский диагностический центр, 18-я городская больница, урологическая клиника института, где студенты знакомятся и осваивают ультразвуковое сканирование, компьютерную рентгеновскую и ядерномагнитную томографию, ангиографию на установке «Интегрис У-3000», различные виды эндоскопий, автоматизированные лабораторные исследования, лазеротерапию.

Государственная комиссия по аттестации института установила средний балл по тестированию субординаторов —4,0. Все студенты справились с контрольными заданиями.

Глубокие сдвиги, происходящие ко всей общественной системе, побуждав ют к поиску новых экономических подходов к получению высшего образования. В первую очередь, это обучение на контрактной основе с возмещением затрат, что ведет к более конкретному взаимодействию института с практическим здравоохранением по модели будущего специалиста с учетом профиля учреждения-заказчика, расширяет источники финансирования учебной и научной деятельности в столь сложное с экономической точки зрения время.

Наиболее перспективным направлением для подобных договорных отношений стала подготовка дипломированных специалистов-медиков по дополнительным индивидуальным программам, которая позволяет учитывать не только специфические потребности заказчиков, но и запросы самих студентов. Именно для достижения этих целей началось внедрение учебной программы по специальности «медицинская психология» на кафедре психиатрии- Занятия проводятся в отдельной группе и рассчитаны на все годы обучения. Аналогичная программа составлена на кафедре физики по специальности «Медицинская аппаратура и оборудование». Большой интерес у студентов вызывают дополнительные занятия по мануальной терапии, лечебному массажу, изучение иностранных языков. Создана и внедрена в учебный процесс программа подготовки врачей общей практики—семейных врачей. Дополнительные программы привлекают студентов, обучающихся по бюджету, которые за счет спонсорских средств имеют возможность приобрести еще одну специальность. Все это способствует расширению квалификации выпускников.

В новом учебном году будет продолжено обучение в институте иностранных студентов из Ливана, Сирии, Судана, Танзании, Египта, Индии, Иордании, Бахрейна, Джибути, Йемена по трем специальностям: лечебное дело, стоматология и фармация. Планируется принять вновь 64 человека на подготовительное отделение и 60— на факультеты.

В прошедшем учебном году расширились международные связи института. Была организована стажировка по учебно-методической работе проф. Ю. А. Челышева и И. А. Латфуллина г.-Киле (Германия)- По договору с bfc Медицинским факультетом в г. Левене (Бельгия) стажировались проф. А. Л. Зефиров и И. Г. Салихов. С научными докладами неоднократно выезжали в зарубежные страны проф. Э. Н. Ситдыков, Е. Е. Никольский, В. В. Талантов, H. X. Амиров, Э. Г. Богданов, доп. И. В. Клюшкин, асс. В. Ф. Бахтиозин и др.

В настоящее время в Англии проходят стажировку к. м. н. А. У. Зиганшин, в Германии — аспирант Г. В. Черепнев, во Франции — асе. P. Н. Хази- пов, в Англии — асе. С. А. Ерофеев, в Бельгии — доц. А. П. Киясов, в Германии — асе. P. Р. Исламов. К сожалению, расширению международных научных связей мешает незнание иностранных языков. Поэтому на данном этапе крайне остры проблемы языковой подготовки в институте. Нам нужно преподавать разные языки: западноевропейские, арабский, турецкий, татарский.

Положительные результаты достигнуты и в науке. За пять лет защищена 31 докторская диссертация. В области педиатрии они посвящены роли аллергического диатеза в клинике и патогенезе пневмонии (А. В. Кузнецова), клинико-иммунологическим аспектам гемостаза у детей (Л. К. Фазлеева), лечению врожденных обструктивных заболеваний органов мочевыделения у детей (А. А. Ахунзянов), в биологической химии — биохимии свертывания крови (И. А. Андрушко, Р. И. Литвинов, Р. Ф. Байкеев), в патологической анатомии — гистогенезу молекулярной патологии и диагностики опухолей различной локализации (Н. Ш. Шамсутдинов, С. Б. Петров, С. В. Петров, М. Э. Ситдыкова), в фармакологии — изысканию и изучению новых фармакологических средств (P. С. Гараев, P. X. Хафизьянова), в терапии — клинике и патогенезу ревматоидного артрита (И. Г. Салихов) и оптимизации лечения больных туберкулезом (А. А. Визель), в патофизиологии — патогенезу шока (Г. М. Харин), в хирургии—хирургии экстремальных состояний при забрюшинных гематомах (А. X. Давлетшин) и лазерной хирургии (Д. М- Красильников), в физиологии — механизмам синаптической передачи (Р. А. Гиниатуллин, Е. Е. Никольский), в организации здравоохранения (А. Н. Галиуллин) и охране материнства и детства (А. X. Яруллин). За этот же период по плану научных исследований института защищено 130 кандидатских диссертаций.

Постоянно осуществляется обмен научными и педагогическими достижениями. Проведен ряд конференций и симпозиумов, три из них приурочены к юбилею известных казанских ученых и медицинских школ института: 150-летию со дня рождения проф. А. Г. Ге (дерматовенерология), 125-летию со дня рождения проф. В- С. Груздева (акушерство и гинекология), 100-летию Казанского общества невропатологов и психиатров.

Целый ряд мероприятий посвящен актуальным проблемам медицины — это Международный конгресс по детской неврологии; конференция по клиническим аспектам фагоцитоза; союзный пленум правления проблемных комиссий «Лазерная хирургия, лазер, диагностика и терапия. Взаимодействие лазерного излучения с биотканями»; Международный семинар и учредительный конгресс по позитивной психотерапии, психосоматике и транскультуральной психиатрии; Российская конференция «Разработка оптимальных методов обучения и контроля в вузе»; Всесоюзный симпозиум «Физиология медиаторов. Периферический синапс»; выездное заседание секции гигиены атмосферного воздуха проблемной комиссии «Научные основы гигиены окружающей среды»; конференция «Актуальные проблемы лечения рака пищевода желудка»; пленум правления российского общества терапевтов и др.

Юбилейную дату, 180-летие высшего медицинского образования в Казани, институт встречает в очень сложных условиях. Недостаточное, хронически отстающее финансирование лихорадит институт и осложняет работу всех его подразделений. По этой причине для института, являющегося элитным в ряду медицинских школ мира, возникает опасность утратить свою высокую позицию. Теряются квалифицированные кадры, свертываются некоторые научные темы. Острый дефицит средств на приобретение аппаратуры, медикаментов, учебной и научной литературы, реактивов и животных может сказаться на уровне учебного процесса. К сожалению, в таком положении находятся все вузы России.

Будущая жизнь института во многом зависит от профессорско-преподавательского коллектива даже в условиях экстремального существования. Пример тому — годы гражданской и Великой Отечественной войн. Институт обязан сохранить и умножить то, что имеет: кадры, умение трудиться, квалификацию, творчество, инициативу, любовь к делу. Выпускаемые им специалисты должны обладать профессиональной квалификацией на уровне мировых стандартов для работы в условиях рыночной экономики. В соответствии с новой концепцией высшего медицинского образования следует переходить от узкой профессионализации к фундаментальности в подготовке специалистов.

Как было уже отмечено, институт теряет своего главного казначея в лице государства, отказывающегося финансировать в прежних объемах- В таких условиях следует располагать самыми различными способами добывания денежных средств — получать оплату за переэкзаменовки, отработки занятий, пользование библиотекой, уметь представить потенциальному покупателю результаты научных исследований и опыт, проводить учебу по современным лечебным технологиям; организовывать новые курсы, способные заинтересовать молодежь, обучать население и т. д.

Таким образом, институту в настоящее время предстоит решить немало острых и сложных проблем. Тем не менее пройденный им путь, вся славная 180-летняя история нашей Alma mater обнадеживают — при наличии богатейшего опыта предшествующих поколений медиков и современного научного потенциала института эти проблемы будут разрешены.

×

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1994 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies