Состояние микрофлоры толстой кишки у лиц, перенесших геморрагическую лихорадку с почечным синдромом
- Авторы: Гераськин М.Ю., Горфинкель Р.Я., Иванова Л.В., Чернявская Л.В.
- Выпуск: Том 72, № 6 (1991)
- Страницы: 470-471
- Раздел: Краткие сообщения
- Статья получена: 01.12.2021
- Статья одобрена: 01.12.2021
- Статья опубликована: 15.12.1991
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/89552
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj89552
- ID: 89552
Цитировать
Полный текст
Аннотация
У лиц, перенесших геморрагическую лихорадку с почечным синдромом (ГЛПС), длительное время сохраняются деструктивные и функциональные нарушения канальцевого аппарата почек, которые могут создавать предпосылки для присоединения вторичной инфекции и развития пиелонефрита. Отдельно авторы считают кишечную микрофлору одним из возможных источников инфицирования почек, что подтверждается частым обнаружением бактерцурии при дисбактериозе кишечника и наличием дисбактериоза у больных пиелонефритом.
Ключевые слова
Полный текст
У лиц, перенесших геморрагическую лихорадку с почечным синдромом (ГЛПС), длительное время сохраняются деструктивные и функциональные нарушения канальцевого аппарата почек, которые могут создавать предпосылки для присоединения вторичной инфекции и развития пиелонефрита. Отдельно авторы считают кишечную микрофлору одним из возможных источников инфицирования почек, что подтверждается частым обнаружением бактерцурии при дисбактериозе кишечника и наличием дисбактериоза у больных пиелонефритом.
Цель работы — изучение анаэробной и аэробной микрофлоры содержимого толстой кишки у лиц, перенесших ГЛПС. Исследование проводили перед выпиской из стационара, через 3 мес, 6 12 мес и через 2 года после перенесенного заболевания.
Обследовано 125 реконвалесцентов ГЛПС в возрасте от 16 до 50 лет без сопутствующих и перенесенных в прошлом заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, а также не принимавших в течение 3 мес до исследования антибактериальных препаратов.
Перед выпиской из стационара у 92% реконвалесцентов выявлен дисбактериоз, в подавляющем большинстве случаев как анаэробный (у 14,8%), так и аэробный (у 21,4%). Изменения в анаэробной флоре характеризовались уменьшением вплоть до исчезновения основных ее представителей: бифидобактерий — в 27,3% случаев, бактероидов — в 12,6% и лактобактерий — в 6,3%. На этом фоне отмечалась пролиферация анаэробов, не являющихся обязательными компонентами нормальной формы: грамположи- тельных анаэробных кокков — в 42% случаев и грамотрицательных — в 14,7%. У 18,9% больных с дисбактериозами количество клостридий резко превышало нормальное их содержание в кале и у отдельных больных достигало десятков миллионов микробных тел в 1 г кала.
При идентификации грамотрицательных анаэробных аспорогенных палочек были выделены представители родов Bacteroides и Fusobacterium, типичные для нормальной микрофлоры толстой кишки (В. fragilis, В. vulgatus, В. thetai- otaomicron, В. distasonis, В. eggerti, В. uniformic, F. tortiferum, F. varium). Следует особо подчеркнуть, что помимо этих видов более чем у 70% лиц были выделены В. ovatus, F. necrophorum, F. nucleatum — виды, нетипичные для нормальной микрофлоры толстой кишки. Как правило, у этих больных отмечались и другие нарушения анаэробной микрофлоры.
Изменения в аэробной микрофлоре более чем у половины обследованных были связаны с пролиферацией кокковой флоры. В подавляющем большинстве (25,5%) это были грамположительные диплококки, обладающие гемолизирующими свойствами. В единичных случаях присутствовали стафилококки и грамотрицательные диплококки. У 47% лиц с дисбактериозами помимо пролиферации кокковой флоры отмечены нарушения со стороны представителей семейства кишечных бактерий, причем в 25% случаев кишечная палочка приобретала гемолизирующие свойства. У ряда больных (10%) была снижена ферментативная активность кишечных палочек, и их общее количество не достигало нормы (12%). Пролиферация дрожжевых и дрожжеподобных грибов рода Кандида имела место у 23,1% больных.
Через 3 мес после перенесенного заболевания наметилась тенденция к снижению частоты случаев дисбактериозов (71%), причем изменения в аэробной и анаэробной микрофлоре, а также частота сочетанных нарушений существенно не отличались от показателей, полученных в предыдущем периоде.
Характер нарушений в анаэробной флоре сохранялся.
Через 6—12 мес после перенесенного заболевания произошло дальнейшее уменьшение числа лиц с выявленным дисбактериозом (56%) по сравнению с результатами в остром периоде. Отмечено существенное улучшение в состоянии анаэробной флоры: у всех реконвалесцентов количество бифидобактерий, лактобактерий и бактероидов было в норме.
Вовлечение анаэробной и аэробной флоры в процесс дисбактериоза в процентном отношййде нии существенно не отличалось от данных предыдущих периодов. Пролиферации дрожжевых ’ и дрожжеподобных грибов не найдено- ни у одного обследованного.
Через 2 года после перецесенной ГЛПС число лиц с обнаруженным дисбактериозом еще более уменьшилось, однако у 42% обследованных продолжали выявлять дисбактериозы.
Дисбактериозы, в которые была вовлечена только аэробная микрофлора, составили перед выпиской из стационара 21,4%, через 3 мес — 20%, через 6—12 мес — 44%, через 2 года—56% от общего количества установленных дисбактериозов.
Дальнейшая нормализация анаэробной флоры выражалась в существенном снижении пролиферации грамположительных анаэробных кокков с 42% перед выпиской из стационара до 12% через 2 года, клостридий — соответственно с 18,9 до 5%. Количество бифидобактерий, лактобатерий и бактероидов оставалось в пределах нормы у всех лиц с дисбактериозами. Таким обраразом, число лиц, у которых была нарушена анаэробная флора, составило только 18,4% от числа всех обследованных в этом периоде.
Со стороны аэробной микрофлоры отмечалось ухудшение. Увеличилось число лиц, у которых в процессе дисбактериоза было вовлечено семейство кишечных бактерий (78%), причем частота выявления гемолизирующих кишечных палочек в основном оставалась на прежнем уровне (30%) и возрастало количество кишечных палочек, замедленно ферментирующих лактозу (54%). Вновь имела место пролиферация грамположительных и грамотрицательных кокков (у 60%), а также гемолизирующих кокков (у 42%).
К 2 годам после перенесенной ГЛПС у ряда обследованных (26,3%) сформировался хронический пиелонефрит. Отмеченные выше ухудшения состава микрофлоры были в основном угольных этой группы. Так, дисбактериоз у них выявлялся существенно чаще (80%). чем у обследованных без пиелонефрита (32,6%). и характеризовался в основном нарушениями со стороны аэробной микрофлоры. Достоверно чаще в процесс дисбактериоза вовлекалось семейство кишечных бактерий (70% против 22%); чаще обнаруживались кишечные палочки, замедленно ферментирующие лактозу (60% и 11%), пролиферация грамположительных и грамотрицательных кокков (50% и 18%) и гемолизирующих кокков (50% и 11%).
Достоверной разницы в частоте и характере дисбактериозов у лиц, перенесших среднетяжелых и тяжелую формы ГЛ ПС. не выявлено.
Таким образом, при изучении микрофлоры толстой кишки почти у всех больных ГЛ ПС /92%) перед выпиской из стационара был диагностирован дисбактериоз. Восстановление микробного пейзажа происходит длительно, и к 2 годам после перенесенного заболевания дисбактериозы сохраняются в основном у лиц со сформировавшимся хроническим пиелонефритом.
Об авторах
М. Ю. Гераськин
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Саратов
Р. Я. Горфинкель
Email: info@eco-vector.com
Россия, Саратов
Л. В. Иванова
Email: info@eco-vector.com
Россия, Саратов
Л. В. Чернявская
Email: info@eco-vector.com
Россия, Саратов
Список литературы
Дополнительные файлы
