Фазовые колебания функции щитовидной железы при экспериментальном атеросклерозе

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Связь между функциональным состоянием щитовидной железы и развитием атеросклероза общеизвестна. В. В. Татарский и В. Д. Цинзерлинг, Т. А. Синицина и др. показали, что дача кроликам тиреоидина вызывает понижение экспериментальной гиперхолестеринемии и уменьшение атеросклеротического процесса. С другой стороны, Н. Н. Кипшидзе и М. А. Левченко, В. Г. Спесивцева, А. М. Шишова наблюдали у кроликов с экспериментальным атеросклерозом ослабление функции щитовидной железы.

Полный текст

Связь между функциональным состоянием щитовидной железы и развитием атеросклероза общеизвестна.

В. В. Татарский и В. Д. Цинзерлинг, Т. А. Синицина и др. показали, что дача кроликам тиреоидина вызывает понижение экспериментальной гиперхолестеринемии и уменьшение атеросклеротического процесса. С другой стороны, Н. Н. Кипшидзе и М. А. Левченко, В. Г. Спесивцева, А. М. Шишова наблюдали у кроликов с экспериментальным атеросклерозом ослабление функции щитовидной железы.

Многочисленные исследования функции щитовидной железы у больных с выраженными формами атеросклероза (Б. С. Максудов, Л. А. Лушникова, А. Н. Митропольский и А. Ф. Мургакова, Я. С. Вайнбаум, Г. А. Гольдберг и П. М. Леонов и др.) привели к выводу, что при этом функция щитовидной железы чаще всего оказывается пониженной.

Однако, некоторые авторы (Л. А. Лушникова, Г. А. Гольдберг и П. М. Леонов) отмечают, что в ряде случаев, особенно при болевых формах коронарной патологии, не столь редко встречается и нормальная или даже повышенная функция щитовидной железы.

Эти разноречия в клинических наблюдениях побудили нас изучить функцию щитовидной железы в динамике, в процессе развития экспериментального атеросклероза.

Нельзя отождествлять, конечно, атеросклероз у человека с получаемым в эксперименте у кролика. Однако, несомненно, что создание Н. Н. Аничковым экспериментальной модели этого сложного процесса явилось важнейшим этапом в изучении его патогенеза.

Опыты были проделаны на трех сериях кроликов (общее количество 39).

Исследования функции щитовидной железы мы производили путём применения I131. Изотоп йода вводился под кожу бедра в дозе 0,25 микрокюри на 1 кг веса. Измерение концентрации радиойода в щитовидной железе производилось спустя 30 мин после введения, далее через каждый час в продолжение 6 часов и через каждые сутки (в течение 5 — 6 суток) по одному разу.

У I серии кроликов (20) исследование было проведено до начала кормления холестерином, в период нормального состояния. Второе исследование — спустя 3 — 4 месяца после кормления холестерином уже при гиперхолестеринемии (250-800 мг %) и умеренном атеромклерозе.

У II серии кроликов (12) исследование функции щитовидной железы было проделано только после 3—4-х месячного кормления холестерином, а второе — на поздних сроках, спустя 6—8 месяцев.

Были получены следующие данные: у 20 кроликов I серии в период нормального состояния (до кормления холестерином) средние цифры поглощения радиойода в щитовидной железе составили: через 30 мин — 8,7 %, через час — 9,5 %, 2 ч. — 14 %, 3 ч. — 13 %, 4 ч. — 13,5 %, 5 ч. — 12,5 %, 6 ч. — 15,5 %, 24 ч. — 17 %, 48 ч. — 22 %, 3 сут. — 15 %, 4 сут. — 13 %, 5 сут. — 5,2 %. Следовательно, максимальная концентрация радиойода в щитовидной железе у нормальных кроликов обнаруживалась только через 48 часов после его введения. В дальнейшем 16 кроликов из данной серии начали получать холестерин, 4 кролика были оставлены в качестве контрольных. Повторное определение процента поглощения радиойода у 16 кроликов после 3—4-месячного кормления холестерином при холестеринемии (от 250 до 800 мг %) показало уже более высокие цифры поглощения, чем при первом исследовании. Средний процент поглощения радиойода у них составил: через 30 мин — 18 %; 1 час — 24 %, 2 ч. — 34 %, 3 ч. — 36 %, 4 ч. — 45 %, 5 ч. — 50 %, 6 ч. — 45 %, 24 ч. — 34 %, 48 ч.— 25 %, 3 сут. — 19 %, 4 сут. — 12 %, 5 сут,— 8,4 %.

 

 

Эти данные показывают более быстрое и интенсивное накопление радиойода в щитовидной железе в результате кормления холестерином. Максимальная концентрация радиойода в щитовидной железе наблюдалась в более ранние часы после введения радиойода, именно через 4, 5, 6 часов, между тем как в норме, в период низкой холестеринемии, у кроликов максимальные цифры поглощения йода наблюдались в поздние сроки, через 48 часов после введения йода.

Таким образом, в этой серии опытов в процессе развития гиперхолестеринемии мы наблюдали усиление функции щитовидной железы, а не подавление ее. Это усиление функции щитовидной железы нельзя объяснить влиянием изотопа йода, так как у контрольных кроликов повторное введение радиойода не показало каких-либо изменений функционального состояния щитовидной железы, по сравнению с первым исследованием.

Анатомо-гистологические исследования органов у 10 подопытных кроликов данной серии обнаружили различной интенсивности атеросклеротические изменения и, в частности, в аорте в виде бляшек и штриховидных полос.

Морфологические исследования щитовидной железы подопытных кроликов так же обнаружили явления, свойственные усиленной ее функции (уменьшение фолликулов с обеднением их коллоидом, увеличение высоты фолликулярных клеток и т. д.). Подобные изменения, как известно, считаются морфологическими признаками функционального раздражения железы с повышением ее функции.

Чтобы исключить влияние введенного радиойода на морфологию щитовидной железы, мы исследовали гистологически щитовидную железу у отдельной серии кроликов в количестве 7, у которых было получено состояние гиперхолестеринемии и атеросклероза в результате 3—4-месячного кормления холестерином, но изотоп йода им не вводился. Гистологические исследования щитовидной железы у указанной серии кроликов носили такой же характер, как и у предыдущей. Таким образом, в функциональных изменениях щитовидной железы и связанной с ними морфологической её перестройке отражаются обменные процессы, возникающие под влиянием кормления холестерином и вызванной этим гиперхолестеринемии.

Как же объяснить, что Н. Н. Кипшидзе и М. А. Левченко с соавторами в аналогичных экспериментах с кормлением холестерином и исследованием функции щитовидной железы с помощью I131 пришли к прямо противоположным результатам, установив при экспериментальном атеросклерозе понижение функции щитовидной железы? H. Н. Кипшидзе исследовал функцию щитовидной железы только при высоком уровне холестеринемии (до 1900 мг %), при значительно выраженном атеросклерозе, возникшем после 6-месячного кормления холестерином. Кроме того, он изучал не темп и не скорость поглощения радиойода, а ограничился разовым определением уровня накопления через 24 часа. М. А. Левченко с соавторами изучали накопление радиойода у атеросклеротических кроликов так же только через 24 часа и так же у кроликов после длительного кормления холестерином. Мы же изучали функцию щитовидной железы в более ранние периоды развития гиперхолестеринемии и атеросклероза, именно через 3—4 мес. от начала кормления холестерином и путем повторного исследования степени накопления радиойода. В этом периоде мы обнаружили иную реакцию щитовидной железы, как ответ на развитие, высокой гиперхолестеринемии. Полученная нами на первый взгляд пара доксальная реакция привела нас к выводу, что усиление функции щитовидной железы в процессе гиперхолестеринемии у кролика представляет как бы компенсаторно-выравнивающую реакцию, своеобразную «меру» организма, по И. П. Павлову, в ответ на введенный холестерин с резким изменением, благодаря этому, условий внутренней среды организма,

Представляло интерес выяснить, как долго сохраняется это состояние повышенной функции щитовидной железы при дальнейшем кормлении холестерином с нарастанием гиперхолестеринемии и усилением атеросклеротического процесса. Для разрешения этого вопроса мы поставили опыты на III серии кроликов в количестве 7 штук. Кормление холестерином животных данной серии начато без предварительного исследования функции щитовидной железы с помощью I 131 в нормальном периоде. Оно было проделано у них в первый раз после 3—4-месячного кормления холестерином на фоне наступившей гиперхолестеринемии (в пределах 560—1250 мг %). Исследование показало у них также более высокую степень поглощения радиойода щитовидной железой. Приводим средние цифры процента поглощения: через 30 мин — 12,5 %, 1 час — 20 %, 2 ч. — 30 %, 3 ч. — 35,5 %, 4 ч. — 43,6 %, 5 ч, — 49,8 %, 6 ч. — 45 %, 24 ч. — 42 %, 48 ч. —24 %, 3 сут. — 26 %, 4 сут. — 20 %, 5 сут. — 8 %. Были получены те же данные, как и у первой серии кроликов. Однако, повторное исследование функции щитовидной железы у тех же кроликов на 6—8 месяце беспрерывного кормления холестерином и при более высоком уровне гиперхолестеринемии (700—1600 мг %) дало уже иные результаты: поглощение радиойода оказалось значительно сниженным.

Приводим средние цифры процента поглощения радиойода: через 30 мин — 6 %, 1 час — 10 %, 2 ч. — 15 %, 3 ч,— 19 %, 4 ч. — 22 %, 5 ч. — 22 %, 6 ч. — 29 %, 24 ч. — 28 %, 48 ч.— 20 %, 3 сут. — 10 %, 4 сут. — 6 %, 5 сут. — 0.

Таким образом, в результате 6—8 мес. кормления холестерином и дальнейшего повышения холестеринемии у подопытных кроликов наступило ослабление функции щитовидной железы.

При вскрытии кроликов этой серии обнаружены обширные атероматозные поражения аорты с атероматозом клапанного аппарата сердца (митрального и аортального), с распространением у некоторых кроликов на клапаны легочной артерии. Размеры и вес печени были увеличены, цвет светло-желтый с мускатным рисунком поверхности. При гистологическом исследовании определялась жировая инфильтрация печеночной ткани с разной степенью реакции мезенхимы.

Эти наши исследования показали, что, по мере повышения гиперхолестеринемии и развития экспериментального атеросклероза, повышение функции щитовидной железы сменяется ее понижением.

Таким образом, в опыте с экспериментальным атеросклерозом у кроликов, по H. Н. Аничкову, в процессе гиперхолестеринемии наблюдалось сначала повышение функции щитовидной железы, а затем — ее снижение. Это вторая фаза выступает на фоне высокой гиперхолестеринемии после длительного кормления холестерином во время выраженного атеросклероза. Смену фаз, подобную обнаруженной нами при экспериментальном атеросклерозе, отмечают в отношении различных реакций и другие авторы.

А. Р. Макарова обнаружила у кроликов повышение основного обмена в первые 2—3 месяца кормления холестерином, а в дальнейшем — его снижение. Н. П. Самошкин в процессе экспериментального атеросклероза у кроликов так же констатировал фазность в интенсивности основного обмена.

М. Г. Крицман, М. В. Бавина и А. С. Алексеева отметили у кроликов в период повышения холестеринемии и становления атеросклеротического процесса, то есть на ранних сроках скармливания животным холестерина, значительную активизацию процесса синтеза белков сыворотки, печени, надпочечников, почек и сердечной мышцы, которая сменялась в дальнейшем, после установления атеросклероза, выраженным снижением синтеза.

И. Е. Ганелина наблюдала у нормальных кроликов депрессорный рефлекс на сосудах при механическом раздражении рецепторов кишечника. В период повышения холестеринемии и атеросклероза эти рефлексы становились прессорными, а при дальнейшем развитии холестеринемии и атеросклероза ослабевали.

Точно также А. Н. Кудрин и Н. Б. Полякова видели у кроликов депрессорный рефлекс на сосуды уха при движении; в ранние периоды атеросклероза получен прессорный рефлекс на такое же движение, который в дальнейшем, при усилении атеросклеротического процесса, постепенно ослабевал.

 

 

Естественно, возникает вопрос о механизме усиления функции щитовидной железы при кормлении кролика холестерином.

Учитывая роль межуточно-гипофизарной системы в регулировании обмена веществ и значение тиреотропного гормона передней доли гипофиза в функциональной адаптации щитовидной железы, мы предприняли изучение его содержания в крови у кроликов в аналогичных описанным условиях. Исследования были поставлены на 12 кроликах по методу К. Феллингера, несколько модифицированному Ю. Э. Ливергантом. Во всех случаях при экспериментальной гиперхолестеринемии мы обнаружили увеличение содержания тиреотропного гормона в крови подопытных животных. Изучение этой реакции организма в процессе экспериментального атеросклероза нами еще продолжается. Однако, мы уже можем сделать вывод, что изменение функции щитовидной железы на первых стадиях ее реакции при гиперхолестеринемии отражает состояние межуточно-гипофизарной системы.

×

Об авторах

Б. С. Максудов

Казанский ГИДУВ им. В. И. Ленина

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Доцент, 1-ая кафедра терапии и кафедры патофизиологии

Россия, Казань

Список литературы

  1. Вайнбаум Я. С. Тез. докл. к сесс. по пробл. «Атеросклероз и инфаркт миокарда». М., 1958
  2. Ганелина И. Е. Тр. XIV съезда терап., 1958
  3. Гольдберг Г. А., Леонов П. М. Тер. арх., 1958, 4
  4. Кипшидзе H. Н. Бюлл. эксп. биол. и мед., 1957, 4
  5. Крицман М. Г., Бавина М. В., Алексеева А. С. Тр. XIV съезда терап., 1958
  6. Кудрин А. Н., Полякова Н. Б. Там же
  7. Ливергант Ю. Э. Пробл. эндокринол. и гормонотерап., 1956, 4
  8. Левченко М. А., Сживцева В. Г., Шишова А. М. Тер. арх., 1956, 6
  9. Лушникова Л. А. Казанский мед. журн., 1959, 6
  10. Максудов Б. С. Пробл. эндокринол. и гормонотерап., 1959, 5
  11. Максудов Б. С., Лушникова Л. А. Тр. XIV съезда терап., 1958
  12. Митропольский А. Н., Мурчакова А. Ф. Клин. мед., 1959, 6
  13. Самошкин Н. П. Арх. патол., 1957, 5
  14. Синицина Т. А. Тр. конф. ин-та терап. и отд. патол. анат. ин-та экспер. мед., М., 1956
  15. Татарский В. В., Цинзерлинг В. Д. Арх. патол., 1950, 1
  16. Fеllinger К. Wiener Archiv f. inn. Med., 1936, Bd. 29

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1

Скачать (131KB)
3. Рис. 2

Скачать (129KB)

© 1960 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах