О значении идейной борьбы с фрейдизмом в современной медицине и философии

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время старая теория Фрейда с её приматом инстинктов над созна­нием проявляется в так называемом социологическом направлении психоанализа, име­нующемся неофрейдизмом. Представители этого нового течения отошли от сугубо фрейдистских позиций, объясняющих неврозы с точки зрения одного лишь полового влечения

Полный текст

В настоящее время старая теория Фрейда с её приматом инстинктов над созна­нием проявляется в так называемом социологическом направлении психоанализа, име­нующемся неофрейдизмом. Представители этого нового течения отошли от сугубо фрейдистских позиций, объясняющих неврозы с точки зрения одного лишь полового влечения В настоящее время они признают уже и влияние внешней среды, считая неврозы отражением «современной культуры и современной цивилизации». Однако, продолжая рассматривать неврозы главным образом в плане внутреннего конфликта личности, они ограничиваются лишь чисто формальными признаниями факторов со­циальной жизни, а по существу преподносят тот же фрейдизм, но в завуалированной форме, приспосабливая его к новым условиям капитализма. Поэтому разоблачение сущности фрейдизма должно в равной степени касаться как старого фрейдизма, так и его новых модификаций, сторонники которых именуются то представителями так называемой «психологической школы социологии» в США, то «психосоматиками».

Как известно, фрейдистские взгляды, широко распространенные особенно в Аме­рике и Англии, базируются на идеалистических концепциях первичности сознания по отношению к бытию, вследствие чего и используются в борьбе идеализма с мате­риализмом. Современные защитники капитализма в реакционных идеях фрейдизма ищут для себя опору. Так, если обратиться к иностранной литературе, то можно уви­деть, что Фрейд выдается ими за «отца» современной научной психологии, а фрей­дизм с его психоанализом искусственно возводится на вершину достижений совре­менной медицины капиталистических стран. Правда, фрейдизм находит горячий отпор в среде прогрессивных ученых капиталистического мира, но не всеми из них эта борьба проводится достаточно последовательно, поскольку их философия не свободна от влияния идеализма.

Сам Зигмунд Фрейд (1856—1939), австрийский невропатолог и психолог, разви­вался под влиянием Канта, Ницше, Шопенгауэра. Бергсона, Гартмана и др., что дало субъективно-идеалистическое направление его взглядам. Тогда в буржуазных кругах культивировалась мысль о значении отдельной личности и ее исключительной роли в развитии общества. Проповедь Ницше о «сверхчеловеке», идущем к власти, попирая права других, через насилия и убийства, захватывала и волновала умы и сердца буржуазных кругов. В то время когда среди чуждой пролетариату интеллигенции процветали узко индивидуалистические представления о человеке и его роли в истории и все эмоции концентрировались вокруг сексуальных узколичных интересов, в психи­атрии зародились и нашли себе благоприятную почву идеи Фрейда. С другой сторо­ны, предпосылками возникновения и развития идей фрейдизма являлись рост психо­неврозов и усиление к ним внимания ученых. Этому способствовало также наступив­шее разочарование в окаменевшей, формалистической психологии Вундта и в «моз­говой морфологии», не сумевшей доказать анатомически существование субстрата психических явлений в головном мозгу.

Учение Фрейда, встреченное вначале как фантастическая и антинаучная теория, после 1907 г. было подхвачено и спекулятивно использовано пропагандистами бур­жуазной идеологии, которым биологические принципы фрейдизма давали возможность затушевывать истинные причины социальных бедствий. Фрейдизм стал модой. Появи­лись психоаналитические кружки, организовывались съезды, поддерживаемые и спе­циальными журналами. Фрейдизм проник в философию, науку, литературу, искусство Даже выступления против своей теории Фрейд считал лучшим, чем ее замалчивание, так как это создавало ему популярность. Движение росло и вследствие того, что Фрейд охотно предоставлял психоанализ в руки не врачей, мотивируя это тем, что врачи якобы заражены врачебными предрассудками. Как известно, в странах капи­тализма и до настоящего времени психоаналитическим лечением неврозов занимаются, кроме врачей, психологи, педагоги, священники и разного рода знахари. В среде же русских психиатров фрейдизм не был принят. Он не нашел себе почвы для развития в стране, где господствовали материалистические философские принципы, проявив­шиеся в нервизме Боткина, Сеченова, учении Павлова, Введенского и др. Не зря Фрейд в 1923 г. писал, что среди русских врачей лишь «Одесса имеет в лине М. Вульфа представителя психоаналитической школы». Отечественные психиатры на своем клиническом опыте видели, особенно в практическом преломлении, беспочвен­ность теории Фрейда. Представители классической психиатрии Э. Крепелин. В. П. Сербский, П. Б. Ганнушкин безоговорочно отвергали фрейдизм. В советское же время фрейдизм с философских позиций подвергался широкой критике не раз, осо­бенно в 20—30-е годы.

В основу своего учения Фрейд положил принцип «бессознательного». По Фрейду, одни представления могут присутствовать в нашем сознании, а другие, являясь не­осознанными, находятся в латентном состоянии и в любой момент могут стать дей­ственными. Психическая жизнь больных, страдающих истерией, полна действенных, но бессознательных мыслей. Истеричная женщина «вся во власти бессознательных представлений».

Сущность взглядов Брейера и Фрейда в работе «Об истерии» сводилась к тому, что истерия является результатом тяжелых, но забытых переживаний. Рекомендова­лось лечение заболевания по катартическому методу, основанному на том, что боль­ные в состоянии гипноза, много раз припоминая неприятные сцены, потрясающие события, должны их «изживать».

Пользование катартическим методом привело Фрейда к тому положению, что причину заболевания он. искал не в ближайшем травмирующем событии, а в детских сексуальных переживаниях. Жизнь детства, по мнению Фрейда, насыщена различными конфликтами от неудовлетворенной потребности в любви. Основным из них является «эдипов комплекс», эротическая ревность к отцу или матери и другие детские кон фликты.

Согласно учению Френда, основой психической жизни, склонностей, стремлений, характера человека, его интеллектуальных качеств является эротическое влечение сексуальное напряжение, которое, вследствие существующих запретов, реализуется в мечтах и фантазиях. Задержка сексуальности на инфантильной стадии развития мо­жет привести к гомосексуализму (кастрационному комплексу), нарцизму (аутоэро­тизму), пойти по пути садистических и мазохистических тенденций. Сексуальное вле­чение, по Фрейду, заполняет собою все содержание психической жизни, иногда якобы переходя в самую ценную деятельность человека — творчество. Фрейд придает осо­бенно большое значение ранним ступеням эроса, так как именно в этот период за­кладываются основы психической жизни личности.

Фрейд чисто умозрительно разделяет психическую сферу на три части: первая представляет собой сознание, она включает лишь то, что мы осознаем в каждый отдельный момент. Следующей является подсознательная часть, и третьей, наиболее значительной и важной частью психической жизни является якобы сфера бессозна­тельного.

Психоанализ без применения гипноза привел Фрейда к основным выводам его учения о вытеснении, сопротивлении, перенесении (идентификации) и др. Применяя метод свободных ассоциаций, при котором больному предлагается говорить все, что приходит на ум, Фрейд столкнулся с явлением противодействия со стороны больного, выражающимся в выжидательно-негативной установке больного под предлогом про­бела памяти. После преодоления сопротивления начинается работа психоаналитика, причем в процессе работы, благодаря механизму «перенесения», то есть фиксации своих надежд, чаяний и своего идеала на враче-аналитике, последнему удается до­вести работу до конца. Анализирующий врач по методике и в процессе лечения отождествляется с одним из любимых больным лиц (образом отца или матери), бла­годаря чему этот симптом перенесения называется также идентификацией. Механизм идентификации, по мнению фрейдистов, играет большую (принципиальную) роль в лечении ряда неврозов. Предполагается, что благодаря этому невроз исчезает.

Школа И. П. Павлова, в противоположность Фрейду, основываясь на эксперимен­тах, показала, что невроз является срывом высшей нервной деятельности в связи с тем, что она не в состоянии справиться с какой-либо жизненной задачей. В этом сры­ве имеет значение нарушение равновесия тормозного и раздражительного процессов. Такое павловское понимание невроза полностью отвечает материалистическим пред­ставлениям о личности и ее развитии.

Фрейд сделал попытку перенести свои объяснения механизма невротических и не­которых психотических состояний чисто умозрительно и на психику нормального че­ловека, приписывая своему чисто гипотетическому учению несуществующее универ­сальное значение. Он указывал, что «учение психоанализа не ограничится областью медицины, но может найти себе применение в разнообразных областях науки о духе». Это привело Фрейда и его последователей к декларированию возможности объяснять со своих позиций возникновение обычаев и традиций, мифов и сказок, фольклора и даже религий. Психоанализу стали подвергаться в странах капитализма поэтические произведения, а также сами поэты и художники.

После первой мировой войны, когда в итоге поражения среди части буржуазного общества проявляется разочарование жизнью, пессимизм, отчаяние, бегство от реаль­ной жизни, фрейдизм становится созвучным этим настроениям в среде гибнущего, уходящего со сцены класса, провозглашая главным мотивом психической жизни инстинкт смерти. Единую систему взглядов Фрейд заменяет дуалистической систе­мой (в духе Шопенгауэра): на одном конце этой системы находится жизнеутверж­дающее сексуальное начало («я»), на другом-—жизнеотрицающее («оно»).

Лечение психоанализом строится на чисто отвлеченной аналогии, по которой вскрытие иногда неосознанных глубинных влечений и связанных с ними конфликтов, то есть всего того, что представляет собою «сердечную занозу», соответствует извле­чению врачом настоящей занозы, вследствие чего создается возможность больному избавиться от пережитого и возвратить тем самым утерянное равновесие.

Порочность психоаналитической теории Фрейда может быть сведена к тому, что она базируется на одном лишь субъективизме и совершенно не пользуется экспери­ментальными, статистическими и другими научными методами.

Из того действительного факта, что у людей бывают еще неосознанные побуж­дения, Фрейд выводит совершенно не обоснованное научно-идеалистическое и реак­ционное учение о существовании самостоятельной инстанции «бессознательного», обо­значаемого им словом «оно». Вместо признания, что люди находятся под воздействием окружающей среды и общественных отношений, Фрейд считает, что человеческое об­щество регулируется и объединяется внутренними бессознательными силами человека. Правда, у Фрейда воздействие внешнего мира создает у личности «принцип реаль­ности», соответствующий разумной части «я», но он больше диктуется биологическими потребностями человека, чем влияниями внешнего мира. В конечном счете побеж­дают инстинкты, влечения. Общество Фрейд рассматривает как бесформенное скоп­ление индивидуумов, не связанных между собой производственными отношениями.

Внешняя среда в форме семейно-авторитарного уклада, этики, совести, преломляясь через сознание индивида, является «цензурой», которая лишь дезорганизует проявления инстинктов. Гармония личности, по Фрейду, может наступить лишь в том слу­чае, если внешнее (социальное) будет подчинено внутреннему (инстинктам).

В политическом отношении эти положения фрейдизма ведут к отказу от призна­ния экономических законов развития общества, к отрицанию классовой борьбы и роли трудящихся масс в ней, к вере в стихию слепых сил и анархию. По Фрейду, оправданы войны, преступления, эксплуатация человека человеком, так как это всего на всего, проявление врожденных агрессивных сил.

Современные неофрейдисты пытаются распространить и внедрить психоанализ в общественные науки (так называемая «психологическая школа» социологии в США)

Социологи-фрейдисты Е. Джонс, Д. Хардинг, Р. Моней-Кирль, В. Троттер и др . опираясь на концепции фрейдизма, по существу скатились к отрицанию социоло­гии и свели ее к психологии, с точки зрения которой рассматриваются политика, классовая борьба, войны, право и т. д. Если сам Фрейд выдвигал теорию происхож­дения цивилизации из сексуального эдипова комплекса, а историческую неизбежность войн и общественного насилия объяснял врожденными инстинктами агрессии, то на современном этапе В. Троттер проводит ту же мысль, говоря в книге «Стадные ин­стинкты во время войны и мира», что война является неизбежной вследствие нали­чия у людей мощного инстинкта смерти и что «разум не может представить постоян­ной защиты против мощного варварства». В сборнике «Мировая напряженность Пси­хопатология международных отношений», изданном в США в 1951 г., те же идеи из психопатологии и психологии переносятся на социологию, так как война считается следствием архаических инстинктов, коренящихся в природе человека. Революцион­ную же борьбу трудящихся эти проповедники неизбежности войн рассматривают как стихию неудовлетворенного, разнузданного патологического проявления инстинктов против хозяев. Фрейдист Богардус цинично заявляет, что толпа людей есть стадо животных, а потому и человеческое общество управляется теми же стадными биоло­гическими инстинктами.

Что касается медицинского (практического) значения метода Фрейда, то утверж­дения его сторонников о его полезности в лечении больных в основе своей имеют то известное еще и до Фрейда положение, что любая длительная психотерапевтическая беседа опытного врача с больным дает хороший результат. При психоанализе же, когда больные лечатся годами, вопрос решается не столько самим методом лечения, сколько ходом времени. В действительности же сам по себе метод психоанализа ле­чебного значения иметь не может. О’Коннор пишет, что цифры, приводимые психо­аналитиками об излечивании их методом 60% больных, совершенно неверны, так как процент излеченных в двух группах больных, лечившихся и не лечившихся психоана­лизом, оказался, по его данным, одинаковым. Фарелл же, обследуя детей, не нашел у них пресловутого «эдипова комплекса».

Вред же, наносимый этим методом, огромен, что подчеркивается и нашими, и зарубежными авторами. Оживлять неприятные психические переживания- -значит способствовать лишь невротической фиксации внимания и патологическому развитию личности. Задача врача — всемерно щадить больного и не напоминать о его прежних переживаниях, например перенесенном бреде, прежних галлюцинациях. Принципам щадящей психотерапии учил и И. П. Павлов. Больные пункты заторможены, не надо их снова воскрешать, и только в отдельных случаях, как говорит И. П. Павлов, эти запрятанные и ущемленные пункты можно привести в связь с остальными полуша­риями. И. П. Павлов считал метод психоанализа Фрейда вредным, унижающим до­стоинство человека сведением всех его переживаний к одним лишь половым чувствам.

Каждый врач социалистического лагеря не должен стоять в стороне от идеоло­гической борьбы с фрейдизмом как проявлением антигуманизма в философии и ме­дицине.

×

Об авторах

Е. С. Станкевич

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

  1. Бассин Ф. К. Вест. Акад. мед. наук СССР, 1959, 1
  2. Бондаренко П П., Рабинович М. X. Вест. Акад. мед. наук СССР, 1959, I; Вопр. философии. 1959. 2,
  3. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатии, 1933
  4. Курцин И. Т. Клин, мед., 1959, 10.
  5. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм
  6. Логвин М. А. Вопр. философии, 1959, 9.
  7. Михайлов Ф. Т., Царегородцев Г. И. За порогом сознания. М., 1961.
  8. Морозов В. М. Журн. невропат, и псих., 1959, 5.
  9. Первое Л. Г. Журн. невропат, и псих., 1959. 10.
  10. Уэллс 1. Павлов и Фрейд. М., 1959.
  11. Фрейд Зигмунд. Основные психологические тео¬рии психоанализа. М, 1923.
  12. Фурст Джозеф. Невротик. Его среда и внутрен¬ний мир. М., 1957.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2021


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.