On the significance of the ideological struggle against Freudianism in modern medicine and philosophy
- Authors: Stankevich E.S.
- Issue: Vol 43, No 3 (1962)
- Pages: 78-81
- Section: Articles
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/84085
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj84085
- ID: 84085
Cite item
Full Text
Abstract
Currently, the old theory of Freud, with its primacy of instincts over consciousness, is manifested in the so-called sociological direction of psychoanalysis, called neo-Freudianism. Representatives of this new trend moved away from a purely Freudian position, explaining neuroses in terms of only one sexual desire.
Keywords
Full Text
В настоящее время старая теория Фрейда с её приматом инстинктов над сознанием проявляется в так называемом социологическом направлении психоанализа, именующемся неофрейдизмом. Представители этого нового течения отошли от сугубо фрейдистских позиций, объясняющих неврозы с точки зрения одного лишь полового влечения В настоящее время они признают уже и влияние внешней среды, считая неврозы отражением «современной культуры и современной цивилизации». Однако, продолжая рассматривать неврозы главным образом в плане внутреннего конфликта личности, они ограничиваются лишь чисто формальными признаниями факторов социальной жизни, а по существу преподносят тот же фрейдизм, но в завуалированной форме, приспосабливая его к новым условиям капитализма. Поэтому разоблачение сущности фрейдизма должно в равной степени касаться как старого фрейдизма, так и его новых модификаций, сторонники которых именуются то представителями так называемой «психологической школы социологии» в США, то «психосоматиками».
Как известно, фрейдистские взгляды, широко распространенные особенно в Америке и Англии, базируются на идеалистических концепциях первичности сознания по отношению к бытию, вследствие чего и используются в борьбе идеализма с материализмом. Современные защитники капитализма в реакционных идеях фрейдизма ищут для себя опору. Так, если обратиться к иностранной литературе, то можно увидеть, что Фрейд выдается ими за «отца» современной научной психологии, а фрейдизм с его психоанализом искусственно возводится на вершину достижений современной медицины капиталистических стран. Правда, фрейдизм находит горячий отпор в среде прогрессивных ученых капиталистического мира, но не всеми из них эта борьба проводится достаточно последовательно, поскольку их философия не свободна от влияния идеализма.
Сам Зигмунд Фрейд (1856—1939), австрийский невропатолог и психолог, развивался под влиянием Канта, Ницше, Шопенгауэра. Бергсона, Гартмана и др., что дало субъективно-идеалистическое направление его взглядам. Тогда в буржуазных кругах культивировалась мысль о значении отдельной личности и ее исключительной роли в развитии общества. Проповедь Ницше о «сверхчеловеке», идущем к власти, попирая права других, через насилия и убийства, захватывала и волновала умы и сердца буржуазных кругов. В то время когда среди чуждой пролетариату интеллигенции процветали узко индивидуалистические представления о человеке и его роли в истории и все эмоции концентрировались вокруг сексуальных узколичных интересов, в психиатрии зародились и нашли себе благоприятную почву идеи Фрейда. С другой стороны, предпосылками возникновения и развития идей фрейдизма являлись рост психоневрозов и усиление к ним внимания ученых. Этому способствовало также наступившее разочарование в окаменевшей, формалистической психологии Вундта и в «мозговой морфологии», не сумевшей доказать анатомически существование субстрата психических явлений в головном мозгу.
Учение Фрейда, встреченное вначале как фантастическая и антинаучная теория, после 1907 г. было подхвачено и спекулятивно использовано пропагандистами буржуазной идеологии, которым биологические принципы фрейдизма давали возможность затушевывать истинные причины социальных бедствий. Фрейдизм стал модой. Появились психоаналитические кружки, организовывались съезды, поддерживаемые и специальными журналами. Фрейдизм проник в философию, науку, литературу, искусство Даже выступления против своей теории Фрейд считал лучшим, чем ее замалчивание, так как это создавало ему популярность. Движение росло и вследствие того, что Фрейд охотно предоставлял психоанализ в руки не врачей, мотивируя это тем, что врачи якобы заражены врачебными предрассудками. Как известно, в странах капитализма и до настоящего времени психоаналитическим лечением неврозов занимаются, кроме врачей, психологи, педагоги, священники и разного рода знахари. В среде же русских психиатров фрейдизм не был принят. Он не нашел себе почвы для развития в стране, где господствовали материалистические философские принципы, проявившиеся в нервизме Боткина, Сеченова, учении Павлова, Введенского и др. Не зря Фрейд в 1923 г. писал, что среди русских врачей лишь «Одесса имеет в лине М. Вульфа представителя психоаналитической школы». Отечественные психиатры на своем клиническом опыте видели, особенно в практическом преломлении, беспочвенность теории Фрейда. Представители классической психиатрии Э. Крепелин. В. П. Сербский, П. Б. Ганнушкин безоговорочно отвергали фрейдизм. В советское же время фрейдизм с философских позиций подвергался широкой критике не раз, особенно в 20—30-е годы.
В основу своего учения Фрейд положил принцип «бессознательного». По Фрейду, одни представления могут присутствовать в нашем сознании, а другие, являясь неосознанными, находятся в латентном состоянии и в любой момент могут стать действенными. Психическая жизнь больных, страдающих истерией, полна действенных, но бессознательных мыслей. Истеричная женщина «вся во власти бессознательных представлений».
Сущность взглядов Брейера и Фрейда в работе «Об истерии» сводилась к тому, что истерия является результатом тяжелых, но забытых переживаний. Рекомендовалось лечение заболевания по катартическому методу, основанному на том, что больные в состоянии гипноза, много раз припоминая неприятные сцены, потрясающие события, должны их «изживать».
Пользование катартическим методом привело Фрейда к тому положению, что причину заболевания он. искал не в ближайшем травмирующем событии, а в детских сексуальных переживаниях. Жизнь детства, по мнению Фрейда, насыщена различными конфликтами от неудовлетворенной потребности в любви. Основным из них является «эдипов комплекс», эротическая ревность к отцу или матери и другие детские кон фликты.
Согласно учению Френда, основой психической жизни, склонностей, стремлений, характера человека, его интеллектуальных качеств является эротическое влечение сексуальное напряжение, которое, вследствие существующих запретов, реализуется в мечтах и фантазиях. Задержка сексуальности на инфантильной стадии развития может привести к гомосексуализму (кастрационному комплексу), нарцизму (аутоэротизму), пойти по пути садистических и мазохистических тенденций. Сексуальное влечение, по Фрейду, заполняет собою все содержание психической жизни, иногда якобы переходя в самую ценную деятельность человека — творчество. Фрейд придает особенно большое значение ранним ступеням эроса, так как именно в этот период закладываются основы психической жизни личности.
Фрейд чисто умозрительно разделяет психическую сферу на три части: первая представляет собой сознание, она включает лишь то, что мы осознаем в каждый отдельный момент. Следующей является подсознательная часть, и третьей, наиболее значительной и важной частью психической жизни является якобы сфера бессознательного.
Психоанализ без применения гипноза привел Фрейда к основным выводам его учения о вытеснении, сопротивлении, перенесении (идентификации) и др. Применяя метод свободных ассоциаций, при котором больному предлагается говорить все, что приходит на ум, Фрейд столкнулся с явлением противодействия со стороны больного, выражающимся в выжидательно-негативной установке больного под предлогом пробела памяти. После преодоления сопротивления начинается работа психоаналитика, причем в процессе работы, благодаря механизму «перенесения», то есть фиксации своих надежд, чаяний и своего идеала на враче-аналитике, последнему удается довести работу до конца. Анализирующий врач по методике и в процессе лечения отождествляется с одним из любимых больным лиц (образом отца или матери), благодаря чему этот симптом перенесения называется также идентификацией. Механизм идентификации, по мнению фрейдистов, играет большую (принципиальную) роль в лечении ряда неврозов. Предполагается, что благодаря этому невроз исчезает.
Школа И. П. Павлова, в противоположность Фрейду, основываясь на экспериментах, показала, что невроз является срывом высшей нервной деятельности в связи с тем, что она не в состоянии справиться с какой-либо жизненной задачей. В этом срыве имеет значение нарушение равновесия тормозного и раздражительного процессов. Такое павловское понимание невроза полностью отвечает материалистическим представлениям о личности и ее развитии.
Фрейд сделал попытку перенести свои объяснения механизма невротических и некоторых психотических состояний чисто умозрительно и на психику нормального человека, приписывая своему чисто гипотетическому учению несуществующее универсальное значение. Он указывал, что «учение психоанализа не ограничится областью медицины, но может найти себе применение в разнообразных областях науки о духе». Это привело Фрейда и его последователей к декларированию возможности объяснять со своих позиций возникновение обычаев и традиций, мифов и сказок, фольклора и даже религий. Психоанализу стали подвергаться в странах капитализма поэтические произведения, а также сами поэты и художники.
После первой мировой войны, когда в итоге поражения среди части буржуазного общества проявляется разочарование жизнью, пессимизм, отчаяние, бегство от реальной жизни, фрейдизм становится созвучным этим настроениям в среде гибнущего, уходящего со сцены класса, провозглашая главным мотивом психической жизни инстинкт смерти. Единую систему взглядов Фрейд заменяет дуалистической системой (в духе Шопенгауэра): на одном конце этой системы находится жизнеутверждающее сексуальное начало («я»), на другом-—жизнеотрицающее («оно»).
Лечение психоанализом строится на чисто отвлеченной аналогии, по которой вскрытие иногда неосознанных глубинных влечений и связанных с ними конфликтов, то есть всего того, что представляет собою «сердечную занозу», соответствует извлечению врачом настоящей занозы, вследствие чего создается возможность больному избавиться от пережитого и возвратить тем самым утерянное равновесие.
Порочность психоаналитической теории Фрейда может быть сведена к тому, что она базируется на одном лишь субъективизме и совершенно не пользуется экспериментальными, статистическими и другими научными методами.
Из того действительного факта, что у людей бывают еще неосознанные побуждения, Фрейд выводит совершенно не обоснованное научно-идеалистическое и реакционное учение о существовании самостоятельной инстанции «бессознательного», обозначаемого им словом «оно». Вместо признания, что люди находятся под воздействием окружающей среды и общественных отношений, Фрейд считает, что человеческое общество регулируется и объединяется внутренними бессознательными силами человека. Правда, у Фрейда воздействие внешнего мира создает у личности «принцип реальности», соответствующий разумной части «я», но он больше диктуется биологическими потребностями человека, чем влияниями внешнего мира. В конечном счете побеждают инстинкты, влечения. Общество Фрейд рассматривает как бесформенное скопление индивидуумов, не связанных между собой производственными отношениями.
Внешняя среда в форме семейно-авторитарного уклада, этики, совести, преломляясь через сознание индивида, является «цензурой», которая лишь дезорганизует проявления инстинктов. Гармония личности, по Фрейду, может наступить лишь в том случае, если внешнее (социальное) будет подчинено внутреннему (инстинктам).
В политическом отношении эти положения фрейдизма ведут к отказу от признания экономических законов развития общества, к отрицанию классовой борьбы и роли трудящихся масс в ней, к вере в стихию слепых сил и анархию. По Фрейду, оправданы войны, преступления, эксплуатация человека человеком, так как это всего на всего, проявление врожденных агрессивных сил.
Современные неофрейдисты пытаются распространить и внедрить психоанализ в общественные науки (так называемая «психологическая школа» социологии в США)
Социологи-фрейдисты Е. Джонс, Д. Хардинг, Р. Моней-Кирль, В. Троттер и др . опираясь на концепции фрейдизма, по существу скатились к отрицанию социологии и свели ее к психологии, с точки зрения которой рассматриваются политика, классовая борьба, войны, право и т. д. Если сам Фрейд выдвигал теорию происхождения цивилизации из сексуального эдипова комплекса, а историческую неизбежность войн и общественного насилия объяснял врожденными инстинктами агрессии, то на современном этапе В. Троттер проводит ту же мысль, говоря в книге «Стадные инстинкты во время войны и мира», что война является неизбежной вследствие наличия у людей мощного инстинкта смерти и что «разум не может представить постоянной защиты против мощного варварства». В сборнике «Мировая напряженность Психопатология международных отношений», изданном в США в 1951 г., те же идеи из психопатологии и психологии переносятся на социологию, так как война считается следствием архаических инстинктов, коренящихся в природе человека. Революционную же борьбу трудящихся эти проповедники неизбежности войн рассматривают как стихию неудовлетворенного, разнузданного патологического проявления инстинктов против хозяев. Фрейдист Богардус цинично заявляет, что толпа людей есть стадо животных, а потому и человеческое общество управляется теми же стадными биологическими инстинктами.
Что касается медицинского (практического) значения метода Фрейда, то утверждения его сторонников о его полезности в лечении больных в основе своей имеют то известное еще и до Фрейда положение, что любая длительная психотерапевтическая беседа опытного врача с больным дает хороший результат. При психоанализе же, когда больные лечатся годами, вопрос решается не столько самим методом лечения, сколько ходом времени. В действительности же сам по себе метод психоанализа лечебного значения иметь не может. О’Коннор пишет, что цифры, приводимые психоаналитиками об излечивании их методом 60% больных, совершенно неверны, так как процент излеченных в двух группах больных, лечившихся и не лечившихся психоанализом, оказался, по его данным, одинаковым. Фарелл же, обследуя детей, не нашел у них пресловутого «эдипова комплекса».
Вред же, наносимый этим методом, огромен, что подчеркивается и нашими, и зарубежными авторами. Оживлять неприятные психические переживания- -значит способствовать лишь невротической фиксации внимания и патологическому развитию личности. Задача врача — всемерно щадить больного и не напоминать о его прежних переживаниях, например перенесенном бреде, прежних галлюцинациях. Принципам щадящей психотерапии учил и И. П. Павлов. Больные пункты заторможены, не надо их снова воскрешать, и только в отдельных случаях, как говорит И. П. Павлов, эти запрятанные и ущемленные пункты можно привести в связь с остальными полушариями. И. П. Павлов считал метод психоанализа Фрейда вредным, унижающим достоинство человека сведением всех его переживаний к одним лишь половым чувствам.
Каждый врач социалистического лагеря не должен стоять в стороне от идеологической борьбы с фрейдизмом как проявлением антигуманизма в философии и медицине.
About the authors
E. S. Stankevich
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation