On the significance of the ideological struggle against Freudianism in modern medicine and philosophy

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Currently, the old theory of Freud, with its primacy of instincts over consciousness, is manifested in the so-called sociological direction of psychoanalysis, called neo-Freudianism. Representatives of this new trend moved away from a purely Freudian position, explaining neuroses in terms of only one sexual desire.

Full Text

В настоящее время старая теория Фрейда с её приматом инстинктов над созна­нием проявляется в так называемом социологическом направлении психоанализа, име­нующемся неофрейдизмом. Представители этого нового течения отошли от сугубо фрейдистских позиций, объясняющих неврозы с точки зрения одного лишь полового влечения В настоящее время они признают уже и влияние внешней среды, считая неврозы отражением «современной культуры и современной цивилизации». Однако, продолжая рассматривать неврозы главным образом в плане внутреннего конфликта личности, они ограничиваются лишь чисто формальными признаниями факторов со­циальной жизни, а по существу преподносят тот же фрейдизм, но в завуалированной форме, приспосабливая его к новым условиям капитализма. Поэтому разоблачение сущности фрейдизма должно в равной степени касаться как старого фрейдизма, так и его новых модификаций, сторонники которых именуются то представителями так называемой «психологической школы социологии» в США, то «психосоматиками».

Как известно, фрейдистские взгляды, широко распространенные особенно в Аме­рике и Англии, базируются на идеалистических концепциях первичности сознания по отношению к бытию, вследствие чего и используются в борьбе идеализма с мате­риализмом. Современные защитники капитализма в реакционных идеях фрейдизма ищут для себя опору. Так, если обратиться к иностранной литературе, то можно уви­деть, что Фрейд выдается ими за «отца» современной научной психологии, а фрей­дизм с его психоанализом искусственно возводится на вершину достижений совре­менной медицины капиталистических стран. Правда, фрейдизм находит горячий отпор в среде прогрессивных ученых капиталистического мира, но не всеми из них эта борьба проводится достаточно последовательно, поскольку их философия не свободна от влияния идеализма.

Сам Зигмунд Фрейд (1856—1939), австрийский невропатолог и психолог, разви­вался под влиянием Канта, Ницше, Шопенгауэра. Бергсона, Гартмана и др., что дало субъективно-идеалистическое направление его взглядам. Тогда в буржуазных кругах культивировалась мысль о значении отдельной личности и ее исключительной роли в развитии общества. Проповедь Ницше о «сверхчеловеке», идущем к власти, попирая права других, через насилия и убийства, захватывала и волновала умы и сердца буржуазных кругов. В то время когда среди чуждой пролетариату интеллигенции процветали узко индивидуалистические представления о человеке и его роли в истории и все эмоции концентрировались вокруг сексуальных узколичных интересов, в психи­атрии зародились и нашли себе благоприятную почву идеи Фрейда. С другой сторо­ны, предпосылками возникновения и развития идей фрейдизма являлись рост психо­неврозов и усиление к ним внимания ученых. Этому способствовало также наступив­шее разочарование в окаменевшей, формалистической психологии Вундта и в «моз­говой морфологии», не сумевшей доказать анатомически существование субстрата психических явлений в головном мозгу.

Учение Фрейда, встреченное вначале как фантастическая и антинаучная теория, после 1907 г. было подхвачено и спекулятивно использовано пропагандистами бур­жуазной идеологии, которым биологические принципы фрейдизма давали возможность затушевывать истинные причины социальных бедствий. Фрейдизм стал модой. Появи­лись психоаналитические кружки, организовывались съезды, поддерживаемые и спе­циальными журналами. Фрейдизм проник в философию, науку, литературу, искусство Даже выступления против своей теории Фрейд считал лучшим, чем ее замалчивание, так как это создавало ему популярность. Движение росло и вследствие того, что Фрейд охотно предоставлял психоанализ в руки не врачей, мотивируя это тем, что врачи якобы заражены врачебными предрассудками. Как известно, в странах капи­тализма и до настоящего времени психоаналитическим лечением неврозов занимаются, кроме врачей, психологи, педагоги, священники и разного рода знахари. В среде же русских психиатров фрейдизм не был принят. Он не нашел себе почвы для развития в стране, где господствовали материалистические философские принципы, проявив­шиеся в нервизме Боткина, Сеченова, учении Павлова, Введенского и др. Не зря Фрейд в 1923 г. писал, что среди русских врачей лишь «Одесса имеет в лине М. Вульфа представителя психоаналитической школы». Отечественные психиатры на своем клиническом опыте видели, особенно в практическом преломлении, беспочвен­ность теории Фрейда. Представители классической психиатрии Э. Крепелин. В. П. Сербский, П. Б. Ганнушкин безоговорочно отвергали фрейдизм. В советское же время фрейдизм с философских позиций подвергался широкой критике не раз, осо­бенно в 20—30-е годы.

В основу своего учения Фрейд положил принцип «бессознательного». По Фрейду, одни представления могут присутствовать в нашем сознании, а другие, являясь не­осознанными, находятся в латентном состоянии и в любой момент могут стать дей­ственными. Психическая жизнь больных, страдающих истерией, полна действенных, но бессознательных мыслей. Истеричная женщина «вся во власти бессознательных представлений».

Сущность взглядов Брейера и Фрейда в работе «Об истерии» сводилась к тому, что истерия является результатом тяжелых, но забытых переживаний. Рекомендова­лось лечение заболевания по катартическому методу, основанному на том, что боль­ные в состоянии гипноза, много раз припоминая неприятные сцены, потрясающие события, должны их «изживать».

Пользование катартическим методом привело Фрейда к тому положению, что причину заболевания он. искал не в ближайшем травмирующем событии, а в детских сексуальных переживаниях. Жизнь детства, по мнению Фрейда, насыщена различными конфликтами от неудовлетворенной потребности в любви. Основным из них является «эдипов комплекс», эротическая ревность к отцу или матери и другие детские кон фликты.

Согласно учению Френда, основой психической жизни, склонностей, стремлений, характера человека, его интеллектуальных качеств является эротическое влечение сексуальное напряжение, которое, вследствие существующих запретов, реализуется в мечтах и фантазиях. Задержка сексуальности на инфантильной стадии развития мо­жет привести к гомосексуализму (кастрационному комплексу), нарцизму (аутоэро­тизму), пойти по пути садистических и мазохистических тенденций. Сексуальное вле­чение, по Фрейду, заполняет собою все содержание психической жизни, иногда якобы переходя в самую ценную деятельность человека — творчество. Фрейд придает осо­бенно большое значение ранним ступеням эроса, так как именно в этот период за­кладываются основы психической жизни личности.

Фрейд чисто умозрительно разделяет психическую сферу на три части: первая представляет собой сознание, она включает лишь то, что мы осознаем в каждый отдельный момент. Следующей является подсознательная часть, и третьей, наиболее значительной и важной частью психической жизни является якобы сфера бессозна­тельного.

Психоанализ без применения гипноза привел Фрейда к основным выводам его учения о вытеснении, сопротивлении, перенесении (идентификации) и др. Применяя метод свободных ассоциаций, при котором больному предлагается говорить все, что приходит на ум, Фрейд столкнулся с явлением противодействия со стороны больного, выражающимся в выжидательно-негативной установке больного под предлогом про­бела памяти. После преодоления сопротивления начинается работа психоаналитика, причем в процессе работы, благодаря механизму «перенесения», то есть фиксации своих надежд, чаяний и своего идеала на враче-аналитике, последнему удается до­вести работу до конца. Анализирующий врач по методике и в процессе лечения отождествляется с одним из любимых больным лиц (образом отца или матери), бла­годаря чему этот симптом перенесения называется также идентификацией. Механизм идентификации, по мнению фрейдистов, играет большую (принципиальную) роль в лечении ряда неврозов. Предполагается, что благодаря этому невроз исчезает.

Школа И. П. Павлова, в противоположность Фрейду, основываясь на эксперимен­тах, показала, что невроз является срывом высшей нервной деятельности в связи с тем, что она не в состоянии справиться с какой-либо жизненной задачей. В этом сры­ве имеет значение нарушение равновесия тормозного и раздражительного процессов. Такое павловское понимание невроза полностью отвечает материалистическим пред­ставлениям о личности и ее развитии.

Фрейд сделал попытку перенести свои объяснения механизма невротических и не­которых психотических состояний чисто умозрительно и на психику нормального че­ловека, приписывая своему чисто гипотетическому учению несуществующее универ­сальное значение. Он указывал, что «учение психоанализа не ограничится областью медицины, но может найти себе применение в разнообразных областях науки о духе». Это привело Фрейда и его последователей к декларированию возможности объяснять со своих позиций возникновение обычаев и традиций, мифов и сказок, фольклора и даже религий. Психоанализу стали подвергаться в странах капитализма поэтические произведения, а также сами поэты и художники.

После первой мировой войны, когда в итоге поражения среди части буржуазного общества проявляется разочарование жизнью, пессимизм, отчаяние, бегство от реаль­ной жизни, фрейдизм становится созвучным этим настроениям в среде гибнущего, уходящего со сцены класса, провозглашая главным мотивом психической жизни инстинкт смерти. Единую систему взглядов Фрейд заменяет дуалистической систе­мой (в духе Шопенгауэра): на одном конце этой системы находится жизнеутверж­дающее сексуальное начало («я»), на другом-—жизнеотрицающее («оно»).

Лечение психоанализом строится на чисто отвлеченной аналогии, по которой вскрытие иногда неосознанных глубинных влечений и связанных с ними конфликтов, то есть всего того, что представляет собою «сердечную занозу», соответствует извле­чению врачом настоящей занозы, вследствие чего создается возможность больному избавиться от пережитого и возвратить тем самым утерянное равновесие.

Порочность психоаналитической теории Фрейда может быть сведена к тому, что она базируется на одном лишь субъективизме и совершенно не пользуется экспери­ментальными, статистическими и другими научными методами.

Из того действительного факта, что у людей бывают еще неосознанные побуж­дения, Фрейд выводит совершенно не обоснованное научно-идеалистическое и реак­ционное учение о существовании самостоятельной инстанции «бессознательного», обо­значаемого им словом «оно». Вместо признания, что люди находятся под воздействием окружающей среды и общественных отношений, Фрейд считает, что человеческое об­щество регулируется и объединяется внутренними бессознательными силами человека. Правда, у Фрейда воздействие внешнего мира создает у личности «принцип реаль­ности», соответствующий разумной части «я», но он больше диктуется биологическими потребностями человека, чем влияниями внешнего мира. В конечном счете побеж­дают инстинкты, влечения. Общество Фрейд рассматривает как бесформенное скоп­ление индивидуумов, не связанных между собой производственными отношениями.

Внешняя среда в форме семейно-авторитарного уклада, этики, совести, преломляясь через сознание индивида, является «цензурой», которая лишь дезорганизует проявления инстинктов. Гармония личности, по Фрейду, может наступить лишь в том слу­чае, если внешнее (социальное) будет подчинено внутреннему (инстинктам).

В политическом отношении эти положения фрейдизма ведут к отказу от призна­ния экономических законов развития общества, к отрицанию классовой борьбы и роли трудящихся масс в ней, к вере в стихию слепых сил и анархию. По Фрейду, оправданы войны, преступления, эксплуатация человека человеком, так как это всего на всего, проявление врожденных агрессивных сил.

Современные неофрейдисты пытаются распространить и внедрить психоанализ в общественные науки (так называемая «психологическая школа» социологии в США)

Социологи-фрейдисты Е. Джонс, Д. Хардинг, Р. Моней-Кирль, В. Троттер и др . опираясь на концепции фрейдизма, по существу скатились к отрицанию социоло­гии и свели ее к психологии, с точки зрения которой рассматриваются политика, классовая борьба, войны, право и т. д. Если сам Фрейд выдвигал теорию происхож­дения цивилизации из сексуального эдипова комплекса, а историческую неизбежность войн и общественного насилия объяснял врожденными инстинктами агрессии, то на современном этапе В. Троттер проводит ту же мысль, говоря в книге «Стадные ин­стинкты во время войны и мира», что война является неизбежной вследствие нали­чия у людей мощного инстинкта смерти и что «разум не может представить постоян­ной защиты против мощного варварства». В сборнике «Мировая напряженность Пси­хопатология международных отношений», изданном в США в 1951 г., те же идеи из психопатологии и психологии переносятся на социологию, так как война считается следствием архаических инстинктов, коренящихся в природе человека. Революцион­ную же борьбу трудящихся эти проповедники неизбежности войн рассматривают как стихию неудовлетворенного, разнузданного патологического проявления инстинктов против хозяев. Фрейдист Богардус цинично заявляет, что толпа людей есть стадо животных, а потому и человеческое общество управляется теми же стадными биоло­гическими инстинктами.

Что касается медицинского (практического) значения метода Фрейда, то утверж­дения его сторонников о его полезности в лечении больных в основе своей имеют то известное еще и до Фрейда положение, что любая длительная психотерапевтическая беседа опытного врача с больным дает хороший результат. При психоанализе же, когда больные лечатся годами, вопрос решается не столько самим методом лечения, сколько ходом времени. В действительности же сам по себе метод психоанализа ле­чебного значения иметь не может. О’Коннор пишет, что цифры, приводимые психо­аналитиками об излечивании их методом 60% больных, совершенно неверны, так как процент излеченных в двух группах больных, лечившихся и не лечившихся психоана­лизом, оказался, по его данным, одинаковым. Фарелл же, обследуя детей, не нашел у них пресловутого «эдипова комплекса».

Вред же, наносимый этим методом, огромен, что подчеркивается и нашими, и зарубежными авторами. Оживлять неприятные психические переживания- -значит способствовать лишь невротической фиксации внимания и патологическому развитию личности. Задача врача — всемерно щадить больного и не напоминать о его прежних переживаниях, например перенесенном бреде, прежних галлюцинациях. Принципам щадящей психотерапии учил и И. П. Павлов. Больные пункты заторможены, не надо их снова воскрешать, и только в отдельных случаях, как говорит И. П. Павлов, эти запрятанные и ущемленные пункты можно привести в связь с остальными полуша­риями. И. П. Павлов считал метод психоанализа Фрейда вредным, унижающим до­стоинство человека сведением всех его переживаний к одним лишь половым чувствам.

Каждый врач социалистического лагеря не должен стоять в стороне от идеоло­гической борьбы с фрейдизмом как проявлением антигуманизма в философии и ме­дицине.

×

About the authors

E. S. Stankevich

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies