Эффективность применения антагонистов кальция в лечении гипоксических внутричерепных кровоизлияний у новорожденных

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проведено проспективное наблюдение и клинико-биохимическое обследование 55 новорожденных с внутричерепными кровоизлияниями от неонатального периода до одного года. Выявлена взаимосвязь нарушений активности ферментов трансмембранного транспорта электролитов и уровня кальция в тромбоцитах с характером, степенью тяжести, клиническими синдромами и течением патологического процесса. Отмечено снижение активности Са2+-АТ-фазы и повышение уровня внутриклеточного кальция у больных с хроническим и сочетанным характером гипоксии. Определена клиническая и биохимическая эффективность антагонистов кальция (нимодипина) у детей с перинатальными внутричерепными кровоизлияниями.

Полный текст

Проблема перинатальных гипоксических поражений мозга у новорожденных представляет одну из самых актуальных проблем педиатрической неврологии [7, 8]. Основной причиной возникновения внутричерепных кровоизлияний у доношенных детей является гипоксия (65%), у остальных — сочетание травматически-гипоксического воздействия [4]. Перинатальная гипоксия приводит к тому, что мозговой кровоток становится зависимым от колебаний системного артериального давления. При его нарастании перфузия мозга увеличивается, что может вызвать развитие кровоизлияний [3, 15]. Внутричерепные кровоизлияния встречаются у 7—15% [5, 12] доношенных детей. Наиболее часто встречаются кровоизлияния в желудочки (ВЖК) и субарахноидальные кровоизлияния (САК), редко — в паренхиму мозга.

Одним из основных интегральных показателей тяжести патологии в условиях гипоксического воздействия является состояние клеточных мембран. В связи с этим целью биохимических исследований было изучение влияния перинатальной гипоксии на клинические проявления и структурно-функциональную организацию клеточных мембран тромбоцитов у детей с внутричерепными нетравматическими кровоизлияниями.

Проведены динамическое клиническое наблюдение и комплексное обследование 55 детей с гипоксическими внутричерепными кровоизлияниями. Диагноз (локализация, степень ВЖК) устанавливали на основании данных нейросонографии (НСГ) и неврологического обследования детей в соответствии с МКБ-10 (Р 52). Ввиду недоступности нейрона для биохимических исследований в качестве модели использовали мембраны тромбоцитов [10], так как по характеру рецепторзависимой регуляции обмена ионов кальция тромбоциты и клетки ЦНС во многом схожи [9]. Состояние трансмембранного транспорта электролитов в тромбоцитах изучали по активности Mg2+-n Ка++-АТФаз методом А.М. Казенного и соавт. [1], Са2+- АТФазы — методом M.Reinila et al. [14]. Количественное определение проводили по приросту неорганического фосфора и выражали в мкмоль Р-неорг. в час/1 мл тромбоцитов. Содержание внутриклеточного кальция в тромбоцитах находили методом цветовой реакции взаимодействия глиоксаль-бис-2-оксианила с образованием окрашенного комплекса, интенсивность окраски которого пропорциональна концентрации кальция. Оптическую плотность измеряли на спектрофотометре при длине волны 540 нм.

Комплексное клинико-нейросоно- графическое обследование в остром периоде ВЖК не выявило клинически “немых” форм патологии. Частота клинических синдромов острого периода ВЖК у детей в зависимости от тяжести патологии представлена в табл. 1. Доминировали синдром угнетения (25%), ги- пертензионный синдром (24%) и синдром двигательных расстройств (22%). Патогномоничными клиническими проявлениями синдрома угнетения ЦНС были резкое снижение коммуникабельности и вялая реакция на осмотр (79,3%), снижение спонтанной двигательной активности (85,7%), мышечная гипотония, снижение физиологических рефлексов (95,2%). Гипертензионный синдром проявлялся общим беспокойством, вскрикиванием (80%), гиперестезией (40,2%), спонтанными рефлексами Моро (66,1%), Бабинского, Грефе (30,5%), тремором (43,5%), напряжением и выбуханием большого родничка (23%). Наиболее частыми проявлениями синдрома двигательных расстройств являлись изменение мышечного тонуса по типу гипо-, гипер-, дистонии (96,7%), нарушение рефлекторной и спонтанной двигательной активности, краниальной иннервации.

К концу раннего восстановительного периода (3-й месяц жизни) превалировал синдром двигательных расстройств (55%). По данным НСГ, при нем с одинаковой частотой выявлялись тромбы, кисты сосудистого сплетения и вентри- куломегалия. Нормализация клинических проявлений к этому возрасту выявлена у 12% детей. К 6 месяцам жизни клиническая картина нормализовалась у 36% больных, показатели НСГ — у 53%. В этом возрасте в клинической картине заболевания доминировали синдром двигательных расстройств (36%) и синдром задержки психомоторного развития (35%). К концу первого года жизни благоприятный исход заболевания с нормализацией неврологической симптоматики наблюдался у 61% обследованных, а изменения при НСГ отсутствовали у 69% детей.

В развитии перинатальных гипоксических повреждений мозга в настоящее время немаловажное значение отводится избыточному накоплению внутриклеточного кальция, уровень которого контролируется ферментами трансмембранного транспорта (Mg2+-, Na+-K+-, Са2+- АТФазы). У новорожденных, перенесших ВЖК, в остром периоде патологии установлено снижение активности всех анализируемых ферментов по сравнению с контролем (здоровые дети). К концу неонатального периода данная тенденция сохранялась, что свидетельствовало о более глубоких нарушениях структурно-функциональной организации клеточных мембран. Угнетению активности Са2+-АТФазы соответствовало повышение уровня внутриклеточного кальция на всех этапах патологического процесса. В динамике заболевания у детей с клиническими проявлениями внутричерепных кровоизлияний активность ферментов трансмембранного транспорта сохраняла тенденцию к снижению при более высоком содержании

внутриклеточного кальция в сравнении как с контролем, так и с показателями детей с регрессом ВЖК и нормализацией клинической картины (табл. 2).

Исходя из установленных в настоящей работе особенностей метаболизма кальция, нами изучена клинико-биохимическая эффективность блокатора кальциевых каналов нимотопа (нимодипин). Тормозя поступление кальция внутрь клеток через медленные каналы в начале фазы реполяризации мембраны, блокаторы кальциевых каналов восстанавливают клеточный метаболизм и препятствуют локальному воздействию спазмогенных агентов в зоне постишемической вазоконстрикции [9, 13]. Особенно отчетливо действие нимотопа проявляется в случае спазма сосудов головного мозга на фоне внутричерепных кровоизлияний [13]. Эффективность данного препарата анализировали у 17 детей с гипоксическими внутричерепными кровоизляниями. Группу сравнения составили также 17 детей с аналогичными проявлениями патологии, леченных традиционно. Препарат назначали с 5—7-го дня жизни в дозе 15 мг/сутки на 3 приема в течение 45 дней.

Согласно полученным данным, у детей, леченных нимотопом, неврологическая симптоматика к возрасту 3 месяцев купировалась значительно чаще, чем у детей, у которых была использована традиционная терапия (табл. 3). Полная нормализация ультразвуковой картины с отсутствием следов ВЖК к этому возрасту была выявлена у 47% детей (в группе контроля — у 24%). По данным катамнестических исследований, регресс неврологической симптоматики ко второму полугодию жизни у детей, получавших нимотоп, отмечался в 2 раза чаще, чем в группе контроля. Благоприятное клиническое действие препарата подтверждено его нормализующим влиянием на структурно-функциональное состояние мембран тромбоцитов. Терапия с его применением способствовала повышению активности ферментов трансмембранного транспорта, в частности Са2+-АТФазы, что закономерно приводило к снижению уровня внутриклеточного кальция в конце курса лечения (табл. 4).

Таким образом, патогенетическая роль ферментов трансмембранного транспорта и внутриклеточного кальция как в остром, так и в восстановительном периоде гипоксических внутричерепных кровоизлияний у детей отчетливо взаимосвязана с тяжестью клинических проявлений патологии. Полученные данные свидетельствуют о целесообразности пролонгированного применения в составе терапии антагонистов кальция, поскольку избыточное его накопление в клетке создает предпосылки для развития целого каскада патобиохимических реакций и, как следствие, некробиотических изменений клетки [2, 6].

×

Об авторах

Е. В. Левитина

Казанская государственная медицинская академия последипломного образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

Г. А. Иваничев

Казанская государственная медицинская академия последипломного образования

Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

  1. Биохимия. - 1984. Вып.7. - С. 5—24.
  2. Крыжановский Т.Н. Общая патофизиология нервной системы / Руководство. - М., 1997.
  3. Кузнецова А. В., Бикчентаева Ф.А., Юсупова Г.3.// Сборник научных трудов. — Уфа, 1996.— С. 62—63.
  4. Неижко Л.Ю., Журба Л. Т, Тимонина О. В. // Журн. невропатол. и психиатр. — 1990. — №8. — С.10-13.
  5. Никулин Л.Я., Бурундукова А.Е., Литвинова Г.В. и др. // Вопр. охр. мат. — 1991. — № 1. - С. 11—14.
  6. Новиков В.С. Програмированная клеточная гибель . - СПб., 1996.
  7. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически- ишемическая энцефалопатия новорожденных./ Руководство для врачей . — СПб, 2000.
  8. Петрухин А. С. Материалы II съезда РСПМ “Перинатальная неврология”. — М.,1997. — С. 37—38.
  9. Пряникова НА., Духанин А. С., Стаховская Л.В. и др. //Бгалл. экспер. биол. — 1996. — № 3. — С.317—320.
  10. Сластенко О.А., Коган Б.М., Асанова А.М.//Журн. невропатол. и психиатр. — 1998. — № 7. — С. 43-44.
  11. Amcheslavski V.G., Sirovskiy Е.В et al. Intracranial Pressure IX Ed.by H. Nagai, K. Kamiya, and S. Ishii, 1994 — P. 600-601.
  12. Grant E.G. Neurosonography of the preterm neonate //N.Y. Springer—Verlag. — 1986. — P.116.
  13. Ishibashi H., Rhee J.S., Akaike N. // Neuroreport. - 1997. - Vol. 8. - N 4. - P.853-857.
  14. Reinila M., Mac-Donald E., Salem N. // Anal. Biochem. — 1982. — Vol. 124. — №1. - P. 19—26.
  15. Volpe J.J. Neurology of the Newborn.— Philadelphia, 1995.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2001 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах