Изменение гомеостаза цинка при заболеваниях почек у детей

Обложка
  • Авторы: Макарова Т.П.1,2
  • Учреждения:
    1. Республиканский центр охраны семьи, материнства и детства МЗ РТ
    2. Казанский государственный медицинский университет
  • Выпуск: Том 82, № 4 (2001)
  • Страницы: 278-281
  • Тип: Статьи
  • Статья получена: 26.10.2021
  • Статья одобрена: 26.10.2021
  • Статья опубликована: 15.07.2001
  • URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/83861
  • DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj83861
  • ID: 83861


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучен метаболизм цинка при патологии почек у детей. Выявлено снижение уровня цинка в сыворотке крови, связанное с его повышенной экскрецией, что идентифицируется как дефицит экскреторного типа. Установлено влияние повышенной экскреции цинка на функциональное состояние проксимальных канальцев, проверяемое по уровню аминоацидурии и реабсорбции фосфатов, а также на функцию дистальных канальцев, определяемую по процессам ацидо- и аммониогенеза. Установлено угнетающее влияние цинка на клеточное и гуморальное звенья иммунитета, а также на фагоцитарную активность нейтрофилов, что идентифицируется как дифицит иммунологического потребления.

Полный текст

Учение о микроэлементозах как о заболеваниях, синдромах и патологических состояниях, вызванных дефицитом, избытком или дисбалансом микроэлементов (МЭ) в организме человека, в настоящее время переживает принципиально новый этап своего развития. Цинк, участвуя в синтезе нуклеиновых кислот, белков и энергетическом обмене, занимает особое место в ряду незаменимых МЭ. Его дефицит является одним из факторов развития нефропатий [3, 5, 16]. В работах А.А. Жаворонкова [4] суммированы цинкдефицитные состояния и выделены три фракции цинка: комплексированная с-макроглобулином, глобулиновая и ультрафильтруемая, связанная с белками малой молекулярной массы. Увеличение последней фракции сопровождается цинкурией и является основой развития цинкдефицитных состояний [1]. Иммуномодулирующее влияние цинка широко изучено как в экспериментальных, так и в клинических исследованиях [6, 17, 18]. Показано его широкое воздействие на многие звенья иммунной системы — от функционирования клеток, обеспечивающих неспецифический иммунитет, до важнейших функций Т- (активация, экспрессия дифференцированных антигенов) и BÄ лимфоцитов (продукция антител, особенно класса IgG).

Однако роль дефицита цинка является недостаточно ясной в патогенетическом отношении при различных вариантах нефропатий у детей (дизметаболическом — ДМН, тубуло-интерстициальном — ТИН, пиелонефрите — ПН и мочекаменной болезни — МКБ). Мало изучены различные варианты нарушений гомеостаза цинка при данной патологии, влияние его дефицита при повышенной экскреции на нарушение парциальных почечных функций и показатели иммунного статуса.

Целью наших исследований являлось изучение обмена цинка. Содержание цинка в сыворотке крови и моче определяли методом атомно-адсорбционной спектрофотометрии с расчетом его клиренса и экскретируемой фракции при -, различных заболеваниях почек у детей& (ДМН, ТИН, ПН и МКБ) в комплексе с функциональным состоянием почек и показателями иммунологической реактивности. Полученные данные обрабатывали методами многомерной статистики (корреляционный и факторный анализы) на ПЭВМ IBC PC/AT.

Под наблюдением находились 310 детей от 3 до 15 лет. В качестве контроля обследовано 40 здоровых детей того же возраста. Содержание цинка в сыворотке крови и в моче, механизм их обмена при различных вариантах нефропатий представлены в табл. 1. Как видно из приведенных данных, у больных ДМН отмечено достоверное снижение цинка в сыворотке крови по сравнению с данными контроля, что является свидетельством цинкдефицитного состояния, так как сывороточный цинк является лучшим биологическим маркером его дефицита в организме [1]. Выявлено достоверное повышение клиренса цинка и его экскретируемой фракции, что расценено нами как дефицит данного МЭ по экскреторному типу за счет ультрафильтруемой фракции и определяемой ею цинкурии [4]. При анализе изменений концентрации цинка в зависимости от формы ДМН (уратная и оксалатная) обнаружено достоверное его снижение в сыворотке крови у детей с оксалатной ДМН (0,791±0,02 и 0,913± ±0,075 мкг/мл; Р<0,05). Кроме того, у них выявлено достоверное увеличение клиренса цинка и его экскреции по сравнению с данными группы с уратной ДМН (0,47±0,066; 0,30±0,05 мл/мин; Р<0,05) — у последних имеет место лишь тенденция к изменению этих показателей. Таким образом, более глубокое нарушение метаболизма данного МЭ, связанное с повышенной экскрецией, установлено при оксалатной форме ДМН. В группе детей с ТИН отмечено достоверное повышение клиренса, экскреции и экскретируемой фракции цинка по сравнению с данными как контроля, так и больных ДМН, что свидетельствует о нарастании экскреторного дефицита при развитии данной патологии. Изменение показателей, определяющих этот тип нарушений гомеостаза данного МЭ имело место и при ПН. Однако достоверной разницы между группами больных ТИН и ПН не выявлено, что указывало на наличие однотипных нарушений гомеостаза данного МЭ, характеризующих тубуло-интерстициальные поражения почек. В отличие от обменных нефропатий, тяжесть экскреторного дефицита усугубляется.

При сравнении концентраций цинка в биосредах в зависимости от вариантов ПН (табл. 2) максимально низкие концентрации обнаружены в сыворотке крови, а наиболее высокие — в суточной моче; максимальные показатели клиренса отмечены у больных со вторичным обструктивным ПН по сравнению с группами со вторичным дизметаболическим и вторичным обструктивным и дизметаболическим пиелонефритом. Дефицит цинка экскреторного типа, таким образом, наиболее выражен при обструктивном варианте хронического ПН, что отражает тяжесть патологического процесса в тубулоинтерстициальной системе почек.

При анализе гомеостаза цинка при МКБ выделены две группы больных: с осложнением и без осложнения ПН. Средняя концентрация цинка в сыворотке крови при МКБ в целом не отличалась от показателей контрольной группы (0,952±0,055 мкг/мл; Р>0,05). При этом его экскреция с мочой, клиренс и уровень экскретируемой фракции были достоверно повышены, что свидетельствовало в пользу ренального типа экскреции данного МЭ. Концентрация цинка в сыворотке крови у детей с МКБ, не осложненной ПН, была достоверно выше (1,321±0,068 мкг/мл), чем у детей с МКБ, осложненной ПН (0,795±0,05 мкг/мл; Р<0,05), что подтверждает активное вовлечение данного МЭ в процессы камнеобразования, доказанное в ряде работ [2]. Повышенная концентрация МЭ в сыворотке крови является неблагоприятным прогностическим признаком литогенности, так как наряду с активацией кристаллизации он служит одним из модуляторов реабсорбции и секреции веществ в почках [12, 15].

Влияние цинка на функциональное состояние почечных канальцев изучалось методами математического моделирования с расчетом математических регрессионных моделей взаимовлияний [9]. Выявлено патологическое воздействие на функции проксимальных канальцев при уровне экскреции, составляющем 0,378 мкг/мл; патологическое воздействие реализовалось на процессы снижения реабсорбции фосфатов (r = — 0,78; Р<0,05) и уровень аминоацидурии (r = 0,67; Р<0,05) в группе детей с ТИН. Данная закономерность отмечена и при нарастании экскреции цинка в группах детей с ПН и МКБ. Повышение экскреции до уровня 0,395 мкг/мл влияло на функциональное состояние дистальных канальцев: нарушало аммониогенез (r=~0,89; Р<0,05) и ацидогенез (r= -0,69; Р<0,01 ).

Между уровнем цинка и показателями иммунологической реактивности с помощью факторного анализа выявлены взаимосвязи в группах детей с ТИН и ПН. Между содержанием Т-лимфоцитов (r= 0,54; Р<0,05), Т-хелперов (r= 0,49; Р<0,05) и уровнем цинка в сыворотке крови имели место прямые корреляции.

Расширение моновлияния дефицита цинка на популяции иммунокомпетентных клеток при ПН проявляется в виде нарастания их спектра. По данным литературы, доказана роль цинка в образовании гормонов тимуса, преимущественно тимулина [10, 16]. Цинк требуется для регенерации CD4 Т-лимфоцитов [11], истощение субпопуляции которых реализуется в условиях хронического воспаления [13], а также для поддержания популяции цитолитических клеток [6, 11]. Эффекты цинка на образование ключевых иммунологических медиаторов проявляются в виде его участия в основных клеточных функциях типа peпликации ДНК, транскрипции РНК, ' деления и активации клеток [14, 18].

Важнейшим показателем активного воспалительного процесса является уровень СРБ-протеина, одного из важнейших белков острой фазы [7]. Методом регрессионного анализа выявлена обратная взаимосвязь между уровнями цинка и СРБ-протеина в сыворотке крови у детей с ТИН и ПН (r=—0,45; Р<0,05), что отражает потребление данного МЭ при выработке медиаторов воспаления. По данным литературы, ранняя фаза острого воспалительного ответа (выработка цитокинов: интерлейкина-1, интерлейкина-6) сопровождается снижением содержания цинка в сыворотке крови [11, 17]. По мнению Shankar А.Н., Prasad A.S. [18], цинк также потребляется в процессах антиоксидантной защиты. По данным Ripa S., Ripa R. [17], I иммунологическая реактивность изменяется параллельно снижению плазматической концентрации цинка. Таким образом, выраженное снижение концентрации цинка в сыворотке крови у больных с ТИН и ПН объяснимо с позиций повышенного его потребления на реализацию активного воспалительного процесса и поддержание адекватного иммунного ответа на асептическое и микробное воспаление в почечной ткани [14, 16—18]. Дефицит цинка при хроническом воспалительном процессе в тубулоинтерстициальной ткани почек приобретает новое качество и может быть идентифицирован, наряду с экскреторным, как дефицит иммунологического потребления.

При изучении фагоцитарной активности нейтрофилов в группе детей с ТИН отмечаются прямые корреляции между содержанием цинка в сыворотке крови, количеством работающих фагоцитов (1——0,54; Р<0,05) и тестами, характеризующими реактивный потенциал клетки (НСТ инд., r=0,67; Р<0,05; ИАН инд., r = 0,69; Р<0,05). У детей с ПН сила связей между тестами, характеризующими резервные возможности нейтрофилов, нарастает: при НСТ инд. r=0,85 (Р<0,05), при ИАН в стимул, реакции r= 0,79 (Р<0,05), при ФИ r = 0,88, (Р<0,05), при r = 0,59 (Р<0,05). Кровле того, углубляющийся дефицит данного МЭ является кофактором снижения способности нейтрофилов к внутриклеточному киллингу (1—0,57; Р<0,05). Наши данные совпадают с экспериментальными работами о влиянии дефицита цинка на фагоцитарную активность нейтрофилов и функциональный потенциал клетки в эксперименте [8]. Дефицит цинка в ряду ТИН—ПН, влияя на метаболическую активность и способность нейтрофилов к внутриклеточному киллингу микроорганизмов, служит, по-видимому, кофактором данных нарушений как важнейшего звена патогенеза асептических и микробно-воспалительных заболеваний почек у детей.

×

Об авторах

Т. П. Макарова

Республиканский центр охраны семьи, материнства и детства МЗ РТ; Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

  1. Авцын А.П., Жаворонков А.А., Строчкова Л. С., Риш М.А. Микроэлементозы человека. — М, 1991.
  2. Бекназаров Ж.Б.//ВОМиД. — 1986,
  3. Дельва Ю.В., Нейко Е.М.//Урол. и нефрол. — 1990.-№ 1.-С. 72-75.
  4. Жаворонков А. А.//Арх. патол. — 1983. — № 9. — С. 77-80.
  5. Мальцев С.Д.//Педиатрия. — 1997. — № 3. — С. 36-37.
  6. Подколзин А.А., Донцов В.В. Микроэлементы и иммунитет. — М., 1994.
  7. Стефани Д.В., Вельтищев Ю. Иммунология и иммунопатология детского возраста. — М., 1996.
  8. Титенок Л.Н., Сафина Е.Р. и др. Влияние солнечной активности, климата, погоды на здоровье человека и вопросы метеопрофилактики./ Тез. докл. Республ. научн.-практ. Конф. — Казань, 1988,-Том. 2.-С. 36-37.
  9. Ферстер Э.А. Статистический анализ. — М., 1983.-С. 192.
  10. Baum М.К., Shor Posner G. étal.//}. Nutr. — 2000. - Vol. 130. - P. 1421-1423.
  11. Beck F.W., Prasad A.S. ét al.//Am. J. Physiol. — 1997. - Vol. 272. - P. 1002-1007.
  12. Caudarella R., Rizzoli E. et al./1 Scanning Microsc. - 1993. - Vol. 1. - P. 371-379.
  13. Fraker P.A., King LE. ét al.//1. Nutr. — 2000. — Vol. 130. - P. 399-406.
  14. Hambidge M.//J. Nutr. - 2000. - Vol. 130. - P. 1344-1349.
  15. Koide T., Bowyer R., Brockis J.// Brit. J. Urol. — 1985.-Vol. 57.-P. 505-509.
  16. Prasad A.S.//Mol. Cell Biochem. — 1998. — Vol. 188. - P. 63-69.
  17. Ripa S., Ripa R.// MinervaMed. — 1995. — Vol. 86.-P. 315.
  18. Shankar A.H., Prasad A.S.// Am. J. Clin. Nutr. — 1988.-Vol. 68. - P. 447-463.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2001 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах