Клиническое значение мелатонина в развитии нарушений центральных механизмов регуляции репродуктивной функции

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучено выделение мелатонина при нарушениях центрального механизма регуляции репродуктивной функции. Утверждается, что кальцификация щитовидной железы является физиологическим процессом, а торможение процесса кальцификации - проявлением нарушения гормонального гомеостаза у больных с нейроэндокринной патологией. Лечение больных с бесплодием при синдроме галактореи-аменореи и склерополикистозе яичников центрального генеза необходимо проводить дифференцированно с учетом состояния шишковидной железы.

Полный текст

По данным ВОЗ, бесплодный брак оказывает на демографические показатели более значительное влияние, чем невынашивание беременности и перинатальная патология вместе взятые. В структуре нарушений репродуктивной функции доля бесплодия эндокринного генеза составляет 35—40%. Изучение расстройств центральных механизмов регуляции репродуктивной функции и разработка методов патогенетической терапии являются одним из наиболее важных направлений научных исследований [3]. В этом аспекте недостаточно изучена роль шишковидной железы, состояние которой оказывает влияние на центральные регуляторные механизмы репродуктивной системы.

Некоторыми исследователями [4, 8] выявлено снижение секреции пролактина после удаления эпифиза, что, по предположению авторов, происходит за счет усиления продукции гипоталамусом пролактин-ингибирующего гормона (ПИГ). Эти исследования подтверждают взаимосвязь между гипоталамическим дофамином (ДА), ПИГ и мелатонином, то есть при повышенной продукции мелатонина происходят подавление ДА и уменьшение ПИГ, вследствие которого увеличивается уровень пролактина. В дальнейшем этот механизм был подтвержден N. Zisapel и et. al. [10], причем данное действие зависело от уровня гормонов яичников: наибольшим оно было в эструсе, наименьшим — в диэструсе. Противоположные результаты были получены С.А. Leaden, D.E. Blask [7], показавшими усиление подавляющего действия мелатонина на пролактотрофы при удалении яичников.

Обнаружено существование оппозиционной функции эпифиза в отношении уровня пролактина в различные периоды репродуктивного цикла [8, 9]. Шишковидная железа оказывает регулирующее действие на секрецию пролактина в зависимости от соотношения эстрогенов и прогестерона.

При изучении состояния симпатико-адреналовой системы было установлено, что самое низкое содержание норадреналина в плазме определяется во время менструации. За 2 дня до овуляции его уровень начинает возрастать и достигает максимума в лютеиновой фазе f цикла. Кроме того, в настоящее время доказаны неоспоримая роль серотонина в регуляции гонадотропных гормонов гипофиза [1, 2] и стимулирующее его влияние на выделение пролактина и секрецию пролактин-рилизинг-гормона.

Следовательно, в общем гомеостазе организма шишковидная железа занимает определенное место и оказывает существенное влияние на репродуктивную функцию.

О функции шишковидной железы можно судить по концентрации мелатонина в моче, что установить достаточно просто. Экскрецию мелатонина мы изучали методом Друэкс в модификации Т.В. Зубкова и соавт. (1974). Содержание серотонина в крови исследовали методом Ц.И. Герасимовой (1977), экскрецию катехоламинов в суточной моче — методом Э.Ш. Матлиной (1955), а уровень пролактина в сыворотке крови — радиоиммунологическим методом.

Всего обследовано 98 больных и 16 здоровых женщин. В зависимости от диагноза больные были разделены на 3 группы: в 1-ю вошли 32 пациента с синдромом галактореи-аменореи, во 2-ю — с синдромом склерополикистоза яичников (СПКЯ) центрального генеза (37 чел.), в 3-ю — с синдромом СПКЯ после хирургического лечения с неполным эффектом (29).

У здоровых женщин и больных нейроэндокринным синдромом были проведены рентгеновские исследования черепа. Обызвествление шишковидной железы выявлено у здоровых в 47,6% случаев, у больных 1-й группы — в 10%, 2-й — в 28,6%, 3-й — в 25,9%. Наряду с обызвествлением шишковидной железы на краниограммах в значительной части случаев мы наблюдали признаки эндокраниоза, интракраниальной гипертензии и эндокринопатии. При исследовании функционального состояния шишковидной железы выявлено достоверное снижение экскреции мелатонина у здоровых женщин и больных 2-й группы при наличии обызвествления железы. В 1-й группе достоверных изменений функционального состояния шишковидной железы в зависимости от ее кальцификации не наблюдалось (табл. 1).

Уменьшение частоты кальцификации эпифиза при изучаемой нейроэндокринной патологии можно объяснить с нескольких позиций. Так, по данным A. Klibanski и S.L. Green [6], при гиперпролактинемии уменьшается минеральный состав костной ткани. Кроме того, M.J. Gorrill и J.R. Marshall [5] было показано, что эстрогены как антагонисты паратиреоидного гормона препятствуют потере костного вещества. При гипоэстрогении, которая характерна для обследованных нами больных, эта оппозиционная сила была снижена, что, по-видимому, может объяснить меньшую частоту кальцификации эпифиза, особенно при синдроме галактореи-аменореи. И, наконец, закономерность уменьшения частоты обызвествления шишковидной железы была подтверждена полученными нами данными, свидетельствовавшими о подавляющем влиянии обызвествления на функциональную активность эпифиза.

Таким образом, при нейроэндокринной патологии наблюдаются, с одной стороны, меньшая частота кальцификации эпифиза мозга по сравнению с таковой у здоровых, а с другой — проявления эндокраниоза. Мы считаем, что уменьшение частоты кальцификации при наличии эндокраниоза свидетельствует о разном генезе отложения кальциевых солей в железе и соединительнотканных образованиях черепа. Следовательно, обызвествление шишковидной железы является физиологическим процессом, а торможение процесса ее обызвествления служит проявлением нарушения гормонального гомеостаза, происходящего у больных с нейроэндокринной патологией.

Механизмы взаимодействия шишковидной железы и известных биогенных аминов — серотонина, дофамина, норадреналина и пролактина были изучены у больных 3-й группы. У больных 1-й группы выявлено значительное повышение экскреции мелатонина, содержания пролактина и снижение норадреналина и дофамина по сравнению с этими показателями у здоровых женщин (табл. 2).

Корреляционный анализ уровня гормонов и нейротрансмиттеров показал, что у больных этой группы существует

положительная корреляция между содержанием серотонина и адреналина (r=0,34), серотонина и норадреналина (г=0,40).

Полученные результаты позволяют считать, что эпифиз при синдроме галактореи-аменореи играет значительную патогенетическую роль в механизмах развития гиперпролактинемии, обусловленную подавляющим действием мелатонина на дофамин, которому принадлежит пролактинингибирующая функция. Это свидетельствует о существовании взаимосвязи между шишковидной железой, симпатико-адреналовой системой и лактотропными клетками гипофиза. Отсутствие достоверной разницы в уровне серотонина по сравнению с таковым у здоровых женщин мы связываем с тем, что серотонин является биохимическим предшественником и субстратом, из которого образуется мелатонин. Повышенная экскреция последнего вызывает истощение серотонин- продуцирующих структур.

Результаты корреляционного анализа позволяют предположить следующий механизм развития синдрома галактореи-аменореи. Известная по литературным данным и собственным наблюдениям связь начала заболевания со стрессом сопровождается выбросом адреналина. Последующее истощение симпатико-адреналовой системы проявляется дефицитом норадреналина и дофамина и ростом уровня серотонина и приводит к увеличению уровня мелатонину Последний, в свою очередь, подавляя дофамин, оказывает стимулирующее действие на уровень пролактина.

У больных 2-й группы выявлено значительное увеличение экскреции мелатонина, содержания серотонина и пролактина и уменьшение экскреции норадреналина (табл. 2).

У больных 3-й группы также установлена гиперфункция шишковидной железы, которая сопровождалась увеличением содержания серотонина и снижением экскреции норадреналина при нормальных показателях пролактина (табл. 2). Сравнение показателей экскудации мелатонина у больных двух последних групп показало, что степень нарушения функционального состояния эпифиза более выражена у больных 3-й группы.

На основании изложенного материала можно предположить, что в генезе синдрома СПКЯ участвует эпифиз. Бесспорна решающая роль адекватного метода лечения синдрома СПКЯ центрального генеза, направленного на восстановление менструальной и репродуктивной функций. Поэтому коррекция повышенной ее функции должна быть компонентом до- и послеоперационной реабилитации больных.

Таким образом, эпифиз и его гормон мелатонин имеют важное клиническое значение в развитии нарушений центральных механизмов регуляции репродуктивной функции. Это действие опосредуется через систему нейротрансмиттеров, на которые он оказывает модулирующее действие. Лечение больных с бесплодием при синдроме галактореи-аменореи и СПКЯ центрального генеза должно проводиться дифференцированно, с учетом состояния шишковидной железы.

×

Об авторах

Ф. А. Фаттахова

Казанская государственная медицинская академия последипломного образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

З. Ш. Гилязутдинова

Казанская государственная медицинская академия последипломного образования

Email: info@eco-vector.com
Россия

М. К. Михайлов

Казанская государственная медицинская академия последипломного образования

Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

  1. Адамская Е.И., Бабичев В.Н.//Пробл. эндокринол. — 1984. — № 1. — С. 36 — 42.
  2. Грищенко В. И. Роль эпифиза в физиологии и патологии женской половой системы. — Харьков, 1979.
  3. Серов В.Н., Кожин Л.И.//Акуш. и гин. — 1988. - № 8. - С. 12 - 14.
  4. Чазов Е.И., Исаченков В.А. Эпифиз: место и роль в системе нейроэндокринной регуляции. — М., 1974.
  5. Gorrill M.J., Marshall J.R.// J. Reprod. Med. — 1986. -Vol. 31.-P. 842 - 847.
  6. Klibanski A., Greenspan 5.L.//N. Engl. J. Med. — 1986. -Vol. 315. - P. 542 - 546.
  7. Leaden C.F., Dlask D.E.// Neuroendocrino- logy. - 1982. - Vol. 35. - P. 133 - 138.
  8. Minato K., Takahashi K.// Tokohu J. Exp. med. - 1984. - Vol. 143. - P. 305 - 313.
  9. Webley G.E., Lenton Е.A//Fertil. Steril. — 1987. - Vol. 48. - P. 218 - 22.
  10. Zisapel N., Egozi Y, Laudon M.// Neuroendocrinology. — 1985. — Vol. 40. — P. 102 — 108.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1997 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах