To the results of the ten-year activity of the Kazan State Institute for Advanced Training of Doctors named after V. I. Lenin

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The past ten-year period of existence of the Kazan Institute for Advanced Training of Doctors named after V. I. Lenin deserves to try, at least in the most general terms, to characterize the path traversed by the institute and summarize its activities.

Full Text

Истекший десятилетний период существования Казанского института для усовершенствования врачей им. В. И. Ленина заслуживает того, чтобы попытаться, хотя бы в самых общих чертах, охарактеризовать пройденный институтом путь и подвести итоги его деятельности.

Возникший в тяжелые годы еще не законченной гражданской войны, экономической разрухи, голода и эпидемий Казанский институт для усовершенствования врачей, несмотря на многочисленные препятствия, стоявшие на его пути, не прекратил своего существования, но вырос п окреп, заняв по праву место в ряду старейших научных учреждений нашего союза.

Основным моментом, который предопределил и обусловил жизнеспособность Казанского института, явилась жизненность тех задач, к осуществлению которых он был призван—задач государственного усовершенствования врачей, задач подготовки врачебных кадров, ставших столь актуальными в условиях нового Советского строя жизни государства.

Чтобы понять ту работу, которая проделана Институтом в этом на правлении, необходимо указать, что усовершенствование врачей в дореволюционной России носило частный характер, так же, как оно является частным делом и в Западной Европе. Единственным государственным учреждением, служившим делу усовершенствования врачей в прежнее время, был нынешний Ленинградский институт. И только со времени Октябрьской Революции и перехода дела здравоохранения в руки государства встал вопрос о планомерном усовершенствовании врачей в обще-государственном масштабе. Однако., ни те пути, по которым должно было итти и развиваться государственное усовершенствование врачей, ни методы этого усовершенствования еще совершенно не были разработаны. Вполне понятно поэтому, что возникший 10 лет тому назад Казанский институт для усовершенствования врачей встретился с полным отсутствием каких-либо руководящих образцов в области государственного усовершенствования врачей. Институт должен был сам искать новые пути в данном вопросе, чтобы поставить рационально дело поднятия квалификации врачебных кадров. Таким образом, перед Институтом встали прежде всего две задачи; 1) найти такие организационные фор мы методической работы, при помощи которых возможно было бы развитие дела усовершенствования драчей, и 2) разработать методологию этого вопроса.

Для выполнения первой задачи в Институте были созданы особые методические органы: учебно-плановая комиссия, в задачи которой входили как общая разработка методологии преподавания, так и общее направление и координация учебной жизни Института, и методические комиссии—кафедральные и цикловые, имеющие целью детальную разработку учебных и методологических вопросов по отдельным дисциплинам и кафедрами. Основным принципом организации указанных комиссий являлось широкое активное участие в них не только преподавательского коллектива Института, но и самих командированных врачей, что оказалось весьма целесообразным, способствуя как устранению недостатков в учебной жизни, так и содействуя планомерной разработке методических вопросов. Так, целый ряд улучшений в постановке преподавания Казанского института обязан тому активному участию, которое принимали курсанты в его учебной жизни. Тем самым с каждой новой сменой врачей увеличивался педагогический и методологический опыт Института. Вместе с тем явилась необходимость организовать старостат врачей-слушателей (в настоящее время профбюро), состоящий из представителей командированных врачей и находящийся в постоянном контакте с учебной частью для своевременного и успешного разрешения учебных и методологических вопросов.

Организованные в Институте методологические органы проделали за истекший период времени работу большой методологической ценности: были разработаны учебные планы и методология усовершенствования врачей; пересмотрены и систематизированы программы всех ведущихся в Институте теоретических и практических курсов; подвергнут разработке вопрос об учете занятий и успеваемости командированных врачей; разработаны планы подготовки специалистов из научных сотрудников Института как в общем масштабе, так и по каждой кафедре в отдельности; рассмотрены вопросы о преподавании профилактических дисциплин и профилактизации преподавания по клиническим кафедрам; разработан ряд анкет для врачей; выработаны положения о порядке прохождения занятий с курсантами и врачами экстернами и т. д.

Таким образом, Казанский институт, при помощи своих методологических органов и благодаря дружной работе коллектива преподавателей и командированных врачей, разработал методологию усовершенствования врачей, в основу которой было положено три главных принципа: 1) под готовка и методология усовершенствования врачей должны быть тесно увязаны с задачами советского здравоохранения в данный отрезок времени; 2) планы и методика преподавания не должны быть отлиты в за стывшие, вполне законченные формы, но необходимо, чтобы они были подвижны, динамичны, жизненны, приспособляясь и действительно отвечая требованиям государства и практическим запросам жизни в данный момент; 3) в основу методологии усовершенствования врачей должно быть положено не только повышение медицинской квалификации, но перевоспитание общественно-политической личности врачей, согласно требованиям социалистического государства.

Оглядываясь на пройденный Институтом путь, мы можем отметить три периода в развитии методологии усовершенствования врачей.

Первый период—период первых лет созидания Института, разработки учебных планов, программ и методологии усовершенствованна врачей.

Второй период—период окончательного оформления методологических приемов поднятия квалификации врачей, согласно бывшим ране установкам советского здравоохранения на участкового врача универсалиста. Согласно этим установкам в основу подготовки командированных врачей были положены следующие главные принципы: 1) усовершенствование врачей имеет своей главной задачей поднятие общей квалификации широких слоев врачебной массы, преимущественно участковых врачей, с целью создания кадров общеобразованных врачей, призванных служить на общественном поприще, для чего требуется квалификация врача, как медицинского, так и общественно-политического работника. 2) Исходя из приведенного положения, в план усовершенствования врачей были включены курсы общественно-политического характера и курсы медицинские как общеобразовательные, так и специальные, имеющие целью повышение квалификации врача в области лечебно-профилактической медицины. 3) Наиболее целесообразным явилось рекомендовать врачам-курсантам выбор определенного уклона в области одного из трех циклов:—хирургического, терапевтического и глазного, обнимающих группы отдельных специальных дисциплин, причем предлагалось врачам записываться на одну, две специальности, преимущественно по одному циклу. 4) В виду разнообразия стажа, подготовки врачей и их запросов наиболее приемлемым оказалось ведение преподавания, расчитанное на врачей со средней подготовкой, что, как показал опыт, удовлетворяло наибольший контингент курсантов. 5) В основу подготовки врачей был положен принцип практицизма преподавания, с его постоянным углублением и расширением, проведением активных методов (лабораторно-семинарского метода) и индивидуализации преподавания (особенно по хирургическим дисциплинам), и допущением врачей к самостоятельным врачебным манипуляциям вплоть до операций. Как показал опыт целого ряда семестров и опрос курсантов через специально выработанные анкеты (всего собрано свыше 600 анкет), установка и методика преподавания, принятые Казанским институтом, вполне удовлетворяли приезжающих для усовершенствования врачей.

Третий период, в который вступил за последнее время Институт— период реорганизации учебных планов и методологии усовершенствования врачей согласно новым задачам, вставшим перед советским здраво охранением в переживаемый реконструктивный период. Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства, задачи культурной революции, укрепление обороноспособности СССР и выполнение пятилетки в четыре года предъявляют к здравоохранению совершенно новые требования. Новые темпы социалистического строительства промышленностями обобществления сельского хозяйства создали необходимость в скорейшем обеспечении промышленных центров и центров сплошной коллективизации специальной врачебной помощью. Прежняя установка советского здравоохранения на врача-универсалиста сменилась в настоящее время требованием подготовки врача-специалиста. Казанский институт для усовершенствования врачей, благодаря гибкости и динамичности своих планов преподавания, сумел быстро перейти на эту новую установку, приспособиться к этим новым задачам и справиться с ними. Врачи, командированные в Институт за последнее время с целью специализации, смогли получить в стенах Института подготовку в области тех или других строго ограниченных специальностей. Вместе с тем, в соответствии с требованиями переживаемого момента и учитывая острую нужду в специалистах по дефицитным специальностям, Институт сумел выполнить очень большую и очень трудную в местных условиях работу—сорганизовать и провести подготовку врачей по таким специальностям, как охрана материнства и младенчества, охрана здоровья детей и подрост ков, санитарно-профилактический и эпидемиологический циклы.

В ближайшие задачи Института входит: 1) увязать учебный план с основными проблемами социалистического строительства—индустриализацией страны и коллективизацией сельского хозяйства; 2) поставить практическую работу курсантов в новые условия работы здравоохранения (система единого диспансера) и тесно связать ее с новыми условиями производства в промышленности и обобществленном сельском хозяйстве; 3) переработать существующие программы с обращением особенного внимания на промышленный травматизм, охрану труда в промышленности и сельском хозяйстве, профвредности и профзаболевания, вопросы социального страхования, врачебной экспертизы, общественного питания, организацию пунктов первой помощи и проч.; 4) внедрить в программы и планы преподавания марксистско-ленинские методологические установки и увязать планы преподавания с основными задачами здравоохранения в реконструктивный период; 5) углубить и расширить в работе командированных врачей методы социалистического труда —соцсоревнование и ударничество; 6) усилить идеологическое и политическое (марксистско-ленинское) перевоспитание врачей; 7) расширить и углубить преподавание дисциплин, связанных с укреплением обороноспособности страны и необходимых врачам, как военно-санитарному резерву.

Призванный к осуществлению задач усовершенствования врачей Институт в течение ряда лет сосредоточивал свое внимание на этой основной своей функции. Однако, все более и более разрастающийся коллектив научных сотрудников Института и вставший перед страной и советским здравоохранением острый вопрос о кадрах специалистов, их скорейшей, наилучшей и наиболее целесообразной подготовке выдвинули за последние годы перед Институтом вопрос о плановой подготовке кадров специалистов из постоянных научных сотрудников: Института. Подходя к разработке данного вопроса, Институт встретился, как и при разработке методологии усовершенствования врачей, с большими затруднениями—в виду полного отсутствия каких- либо образцов и материалов, которые могли бы служить исходным: пунктом для разработки методологии плановой подготовки специалистов. В виду этого Институт должен был вполне самостоятельно подойти к этому вопросу. Путем упорной работы коллектива Института и методических органов были разработаны—вначале общая тема, а затем планы подготовки специалистов по всем кафедрам Института. В основу плана по каждой кафедре был положен принцип практического последовательного усвоения сотрудниками всех сторон данного специального производства, ознакомление с основными отделами пограничных областей и смежных специальностей, теоретически-научная и общественно-политическая подготовка, летняя производственная практика, контроль над прохождением подготовки научных сотрудников. Разработка плановой подготовки специалистов сыграла огромную роль в смысле активизации внимания как преподавательского состава, так и научных сотрудников на этом весьма сложном и трудном вопросе и дала тем и другим в руки то руководящее звено цепи, держась за которое коллектив каждой кафедры имеет полную возможность вытянуть и всю цепь планомерной подготовки специалистов по данной дисциплине.

Таким образом, путем постепенного накопления коллективного педагогического опыта и при помощи организованных методических органов, Институт получил возможность разобрать методологию усовершенствования врачей и плановой подготовки специалистов, что является заслугой Института. Эта большая методологическая работа, проведенная Институтом, тем более ценна, что до сего времени она не имеет образцов ни в СССР, ни за-границей и является результатом коллективного тру да как руководителей и преподавательского состава, так и слушателей Института в течение ряда лет. Поэтому с полным правом можно сказать, что Казанский институт является инициатором и основателем методологии усовершенствования врачей. Методологический опыт Казанского института был использован для своей работы и другими, позднее открытыми институтами для усовершенствования врачей. Равным образом Казанскому институту принадлежат инициатива и заслуга в том, что он положил почин разработке методологии весьма сложного и трудного вопроса о плановой подготовке специалистов.

Приобретенный Институтом методологический опыт позволил ему более широко и планомерно выполнять свою главную работу—подготовку врачебных кадров. С ростом Института его первоначальная целевая установка, имевшая в виду только усовершенствование командированных врачей, в значительной степени расширилась и вылилась в широкую проблему создания и подготовки врачебных кадров в трех направлениях: 1) в направлении повышения квалификации периферических врачей: 2) подготовки практических специалистов из рядов научных сотрудников Института и 3) создания кадров для кадров. Основная задача Казанского института по усовершенствованию врачей за время его существования выполнена проведением 20 семестров, пропустивших 1992 врача- курсанта, главным образом участковых врачей (около 70%) и затем врачей мелких периферических городов (около 30%). Помимо командированных врачей Институт подготовил 748 специалистов по различным отраслям профилактической и лечебной медицины, из них 93 национала, в том числе 72 врача-татарина. Наконец, Институтом подготовлено 8 профессоров, 18 доцентов, 23 старших и 90 младших и сверхштатных ассистентов, всего 139 лиц научно-преподавательского состава, ведущих в Институте и других ВУЗ’ах учебную и научную работу.

Все вышесказанное достаточно ярко характеризует главное значение Института, как высшего медицинско-педагогического учреждения, и его основную роль в подготовке и росте врачебных кадров. Однако, нельзя не отметить и другую сторону деятельности Института—научную.

Научное значение Института определяется следующими моментами: 1) за истекший период своего существования Институт принимал широкое участие в общей научной деятельности Союза, опубликовав более 1000 работ, ряд крупных монографий и книг (в том числе только-что вышедший из печати коллективный труд „Неотложная хирургия“), выпустив 2 сборника трудов сотрудников Института и принимая активное участие в работах научных съездов и обществ. Совместно с Казанским медицинским институтом (бывшим Мед. фак. Каз. университета) Институт имеет свой печатный орган—„Казанский медицинский журнал“. Институтом разрабатывается пятилетний план научно-исследовательской работы с ближайшей установкой на интенсификацию и общее планирование научной работы между отдельными кафедрами Института и тесней шей увязкой ее с основными задачами социалистического строительства в области промышленности и сельском секторе хозяйства, а также и обороноспособностью страны. Вместе с тем Институт приступает к организации заочного обучения врачей, для чего учреждается консультативное бюро и разрабатывается план заочных занятий с врачами. 2) Институт организовал и открыл кафедры по таким специальностям, которые имели весьма слабое развитие в дореволюционное время и которых ранее не существовало не только в Казани, но и вообще в местном крае, напр., кафедры физиотерапии, рентгенологии, ортопедии и др., чем содействовал научной разработке и научному развитию данных специальностей. Равным образом при ближайшем участии Института был организован первый и единственный в Союзе Трахоматозный Институт имени проф. Е. В. Адамюка, вошедший в число учебно-вспомогательных учреждений Института и имеющий своей целью научное исследование трахомы и общественную борьбу с ней. 3) Институт изучал особенности патологии и методы рациональной борьбы с социальными и профессиональны ми болезнями среди национальностей края, как/одну из насущных краевых проблем, требующую скорейшего разрешения. 4) Институт провел 124 научных собрания врачей, привлекавших не только сотрудников Института и курсантов, но и широкие врачебные массы, чем способствовал распространению научных знаний среди медицинских работников. 5) Институт сыграл роль в области научной методики, содействуя изучению и развитию диалектического метода, который занял в Институте некоторое место. В самое последнее время в Институте открыта кафедра диалектического материализма.

Если вышеприведенные краткие данные характеризуют общее значение Казанского института для усовершенствования врачей, то не менее важна роль Института в разрезе национального сектора. Значение Института для Татреспублики и других национальных республик и областей основывается на следующем: 1) Институт широко содействовал поднятию квалификации врачей, командированных из национальных республик и областей, чем способствовал улучшению дела здравоохранения в национальных районах. Так. из общего числа 1992 врачей, про шедших через Институт, национальными республиками и областями было командировано 629 человек (32%). Принимая во внимание относительно слабое обеспечение этих республик и областей врачами, следует признать более или менее полный охват Институтом врачей этих национальных районов. При этом по Татарской республике прошли через Институт не только все участковые врачи, но некоторые были в командировке даже 2—3 раза. 2) Чрезвычайно важной задачей Института, с момента его возникновения, было создание кадров квалифицированных врачей и специалистов из националов, говорящих на языке своей национальности и хорошо знающих быт своего народа, так как недостаток врачей-националов является одним из важнейших препятствий для строительства здравоохранения в исторически отсталых национальных республиках и областях. Казанский институт за время своей деятельности подготовил 93 специалиста - национала, в том числе 72 врача-татарина. При этом надо принять во внимание, что до революции было всего 5—6 врачей татар, а до последнего времени во всей Татарской республике врачей-татар имелось всего около 100. Вместе с тем Институт обратил особое внимание и принял меры к подготовке националов к преподавательской деятельности, причем в 1931 г. Институт будет иметь 15 ассистентов и 2-х самостоятельных преподавателей из националов. Следует при этом заметить, что основная масса националов поступила в Институт на ординаторские должности очень недавно (1926—1928 г.), почему еще не успела пройти надлежащей подготовки, нужной для пре подавателей. 3) Изучением патологии и рациональных методов борьбы с профессиональными и социальными заболеваниями среди националов Институт содействовал оздоровлению труда и быта среди трудового на селения национальных районов. 4) Благодаря слабости городской сети лечебных и профилактических учреждений, Институт с самого начала своего существования, наряду с основной своей задачей усовершенствования врачей и подготовки врачебных кадров, должен был поставить перед собой другую важную задачу—создать в Казани ряд новых лечебных и профилактических учреждений, как базу для преподавания врачам. Так, Институтом были вновь открыты: физиотерапевтическая клиника, с рядом специальных кабинетов и водо-грязелечебницей; рентгеновское отделение с кабинетами рентгенотерапевтическим и для лечения радием; детская клиника с консультацией для матерей, молочной кухней и дневным санаторием для детей; клиника глазных болезней и Трахоматозный институт с экспериментальной лабораторией; ортопедическая, кож но-венерическая и ушная клиники. При организации клиник Институт руководился не абстрактными предпосылками выполнения учебного плана, но насущными потребностями населения местного края, открыв не которые клиники, которые явились единственными по своей специальности в целом крае. Одновременно с организацией и открытием ряда новых клиник Институт развернул широкую работу по оказанию квалифицированной лечебной помощи населению Татарии и прилегающих национальных республик и областей. Осуществление всех этих задач заставило Институт, не замыкаясь в рамки чисто академического учреждения, стать фактором строительства здравоохранения и занять видное место в практическом строительстве здравоохранения не только Татарии, но и целого края. 5) За время своего существования Институт выполнил большую ответственную лечебную работу. Достаточно только указать, что Институт пропустил 64.839 стационарных больных, которыми проведено в клиниках Института 1.295.927 койко дней и около 1.000.000 амбулаторных больных. Следует сказать при этом, что Институт привлекает больных не только из Татарии, но и соседних, в том числе национальных республик и областей. Эта огромная сфера притяжения Института находит себе объяснение как в историческом прошлом Казани, как старейшего медицинского центра Востока Союза, и в организации Институтом некоторых клиник, которые являются единственными в местном крае, так и в том, что множество врачей, перебывавших в командировках в Казанском институте, направляет сюда для консультации наиболее трудные случаи, требующие специальных методов исследования и лечения. 6) Благодаря организации кафедр, которых ранее не было в Казани и местном крае, Институт получил возможность широко применять для лечения трудящихся масс такие методы, которые не могли применяться ранее за отсутствием соответствующих клиник. 8) Наконец, нельзя не упомянуть о значении Казанского института, как культурного центра для местного края—Институт выростил в своих стенах кадры врачей-националов, несущих в родные им народные массы великое дело культуры и охраны здоровья.

Касаясь общественно-политической жизни Института, следует в особенности отметить: 1) шефирование и активную связь Института с целым рядом производств (заводы „Спартак“, „Красный металлист", завод им. Вахитова и др.) и участие Института в работе по коллективизации сельского хозяйства в виде шефирования над отдельными участками колхозного сектора районов Татреспублики (в 1930 г.—в Спасском и Буинском кантонах, в 1931 г.—в Кукморском районе). 2) Институт проводит соцсоревнование по различным линиям—с другими Институтами для усовершенствования врачей, с Казанским мединститутом, между клиниками Института и между каждой из своих клиник и командированными врачами. Во всех клиниках Института организованы ударные бригады с охватом около 60% сотрудников Института всех категорий. В результате соцсоревнования отмечается: мобилизация масс вокруг задач, поставленных партией и советской властью в отношении увеличения производительности труда; большой сдвиг в смысле развития в Институте общественности и социалистических методов труда; улучшение классового состава больных, увеличение пропускной способности клиник и уменьшение прогула коек, экономия хозяйственных расходов, увеличение производительности труда. 3) В Институте ведется политвоспитательная работа по линии политкружков и кружков по изучению диалектического материализма как среди командированных врачей, так и среди всех групп работников Института, с охватом политучебой 50% сотрудников.

Вступая в третий, решающий, год пятилетки и во второе десятилетие своего существования, Институт ставит себе задачей путем дальнейшего развития социалистических методов работы достигнуть наивысших результатов по выполнению директив руководящих органов страны по линии подготовки медицинских кадров специалистов и научных работни ков из врачей-татар и других националов. Эту задачу Институт сумеет выполнить только при условии реальной поддержки правительственных органов, научной и советской общественности Татарии.

Суммируя все вышесказанное, мы можем ответить теперь на вопрос—что же сделал Институт за десятилетний период своей деятельности?

Казанский институт за время своего существования проделал огромную работу в деле подготовки врачебных кадров, пропустив через свой стены около 2000 командированных врачей, подготовив многочисленных практических работников по различным специальностям, наконец—высококвалифицированных преподавателей, доцентов и профессоров из учеников Института. Вместе с тем Институт поставил перед собой конкретную задачу подготовки национальных кадров и выростил в своих стенах первые кадры врачей-специалистов из националов. Не имея перед собой образцов в сложном деле усовершенствования врачей, Институт самостоятельно организовал это дело, впервые разработал методологию усовершенствования врачей, положил начало разработке вопроса о планах новой подготовке специалистов и путем творческих исканий пришел к стройной системе подготовки врачебных кадров, способствовав всем этим разрешению сложной проблемы подготовки и роста врачебных кадров как в общегосударственном масштабе, так и в разрезе национального сектора. Как научное учреждение—Институт внес свой вклад в совет скую науку, содействовал развитию науки и культуры в местном крае, а изучением патологии и методов лечения социальных и профессиональных заболеваний среди националов способствовал оздоровлению труда и быта трудящихся масс национальных районов. Институт широко со действовал поднятию квалификации врачей из национальных республик и областей, чем способствовал улучшению дела здравоохранения в них. Благодаря созданию ряда новых, современного типа профилактических и лечебных учреждений, Институт занял видное место в практическом строительстве здравоохранения не только Татарии, но и целого края. Как лечебное учреждение—Институт оказал образцовую лечебную по мощь сотням тысяч трудящихся Татреспублики и ближайших областей, дав им возможность пользоваться и такими методами лечения, которые не могли ранее применяться за отсутствием соответствующих клиник и кабинетов.

За минувшие десять лет Институт не замыкался в своих стенах, но сумел найти пути живой связи с широкой советской общественностью и вышел на дорогу развернутого социалистического строительства, со действуя своей деятельностью проведению в жизнь великой задачи единения науки и труда.

Ограничиваясь вышеприведенными данными, мы далеки, конечно, от мысли, что они исчерпывающим образом охватывают все стороны разнообразной деятельности Института. Еще более мы далеки от того, что бы считать деятельность Института лишенной ошибок и, может быть, крупных недостатков. Тем не менее, мы имеем полное право сказать» что коллектив Института, в полном сознании всей важности высоких за дач, стоящих перед ним, своей десятилетней упорной и дружной работой всемерно стремился выполнить лозунг, под знаком которого протека ла деятельность Института,—„Великие заветы Ленина выполним упорным коллективным трудом“—и тем самым связал навсегда пройденный Институтом путь с историей медицинского образования, историей науки и культуры нашего Союза и местного края.

×

About the authors

V. L. Bogolyubov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

professor

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1931 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies