On the syphilitic etiology of early dementia

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Among the various etiological aspects of dementia praecox or schizophrenia, various forms of suffering are called, including syphilis. Thus, Gilyarovsky believes that the presence of pathologic-anatomical changes in the vessels of the brain in schizophrenia, expressed in their infiltration with the participation of plasma cells, in the proliferation of their endothelium, an increase in the number of nuclei in media and adventitia, speak for the syphilitic nature of these changes. Serological data also encourage some authors to consider syphilis the culprit of early dementia. So, Vorobyova found R.W. for 119 cases of early dementia. positive in 69.8%, Lawson indicates 9 positive cases in 21 surveys. Bleuler has 3 cases of positive R. W. for 15 examined cases-13 positive R.W. for 37 examinations. Klyuev notes a positive R.W. in 26.2% in schizophrenia.

Full Text

Среди разнообразных этиологических моментов dementia praecox или шизофрении называют различные формы страдании, в том числе и сифилис. Так, Гиляровский считает, что нахождение при шизофрении патолого-анатомических изменений в сосудах мозга, выражающихся в инфильтрации их с участием плазматических клеток, в разрастании их эндотелия, увеличении количества ядер в media и adventitia—говорят за сифилитический характер этих изменений. Серологические данные также побуждают некоторых авторов считать сифилис виновником раннего слабоумия. Так, Воробьева на 119 случаев раннего слабоумия нашла R.W. положительной в 69,8%, Lawson указывает 9 положительных случаев па 21 обследования. Bleuler на 15 обследованных случаев имеет 3 случая положительной R. W. Корзнер—13 положительных R.W. на 37 обследований. Ключев отмечает при шизофрении положительную R.W. в 26,2%.

Что касается данных клиники, говорящих в пользу люэтического происхождения тех или иных форм шизофрении, то в этом отношении наблюдаются разнообразные нарушения в состоянии организма и отдельных его органах как у самих больных шизофренией, так и у ближайших их родственников. Часть авторов находили определенный сифилис у родите лей больных dementiae praecocis (Meggendörfer, Pilz, Kraepe lin и др.). Pilz, исследуя родителей детей больных шифозренией, нашел на 43 случая гебефрении 25 паралитиков, на 27 случаев кататонии—5 паралитиков, из 416 случаев dementiae praecocis—5.18% спинной сухотки. У самих шизофреников Ключев нашел 41.6% наследственного сифилиса на 120 обследованных больных. Корзнер—из 37 случаев dementia praecox в 73% нашел органические признаки невролюэса. Далее, целый ряд всевозможных нарушений, наблюдаемых у шизофренников, как-то: эпилептоидные припадки, изменения в коленных рефлексах, различного рода физические и психические уродства и аномалии раз вития (Leredole)—ставят в связь с наследственным сифилисом.

Наличие разнообразных форм шизофрении, предусматривающих и различные этиологические моменты в их происхождении, с одной стороны, с другой стороны—крайне большое разнообразие всевозможных нарушений, наблюдаемых у шизофреников и у ближайших их родствен ников—все это ставит вопрос об участии наследственного сифилиса, как этиологического момента в происхождении тех или иных форм шизофрении, чрезвычайно трудным и неопределенным. Сложность получения наиболее ценного материала в смысле длительных и систематических наблюдений и исследований над большим количеством шизофреников и их близких родственников еще более затрудняет разрешение этого вопроса.

Материал исследований различных авторов в указанном направлении страдает односторонностью и не может удовлетворять общепринятому положению, что только совокупность всесторонних данных исследования может дать абсолютную ценность для суждения о том или ином этиологическом моменте в происхождении данного заболевания (Heller» Gougerot, Гржебин). Поэтому неудивительно, что некоторые исследователи, имея в своем распоряжении те или иные данные в пользу люэтического характера различных форм из группы этих заболеваний, все же не высказываются с абсолютной определенностью в этом отношении (Гиляровский).
Это обстоятельство ведет также и к тому, что некоторые авторы (Мeggendоrfeг) не считают раннее слабоумие прямым следствием сифилиса а только следствием повреждения этим ядом зародышевой плаз мы (Keimschädigung). Кроме всего этого в литературе имеются указания, не говорящие в пользу люэтической природы шизофрении. Галант-Ратнер получила сплошь отрицательные результаты R.W. в крови шизофреников. Если далее мы обратимся к разнообразным признакам дистрофического характера, наблюдаемым у шизофреников и приписываемым наследственному сифилису, то в этом направлении также имеется большая неопределенность. Fournier, изучавший дистрофические изменения у больных с врожденным сифилисом, считает, что огромное число этих нарушений физического и психического характера может быть не только последствием люэтической наследственности, но и обусловлено и другими инфекционными и токсическими причинами (туберкулезом, алкоголизмом, никотинизмом и проч.). Из огромного числа разнообразных дистрофических изменений Fournier выделяет совокупность определенных нарушений в этом направлении—инфантилизм, черепно- лицевые дистрофии системы зубов и проч. Только наличие определенных дистрофий обуславливает особый наследственно-сифилитический тип. Между тем большая часть авторов (Корзнер, Leredole, Wolfsohn, Kraepelin и др.) не придерживаются установленных Fournier признаков врожденного сифилиса, приписывая последнему всевозможные виды физических и психических уродств, аномалий развития, нарушения со стороны нервной системы, которые могут быть вызваны всевозможными причинами, а не только люэтической наследственностью. Все подобные недостатки имеющегося литературного материала по вопросу об участии сифилитической наследственности в происхождении различных форм шизофрении не дают абсолютного права в целом ряде случаев шизофрении считать наследственный сифилис причиной данных заболеваний.

Якобсон и Гриневич подвергли исследованию больных de mentia praecox по выявлению признаков врожденного сифилиса и органических нарушений нервной системы, причем, сопоставляя полученные результаты клинических исследований с результатами исследований крови и спинно-мозговой жидкости у тех же самых больных, авторы при ходят к выводу, что из обследованных ими 100 случаев раннего слабоумия только в 8 случаях имеются бесспорные указания на сифилис: в трех случаях—наследственный сифилис, а в пяти—приобретенный.

Далее, авторы, учитывая литературные данные о сифилизации от дельных групп населения своей же местности приходят к выводу, что сифилитическая природа раннего слабоумия, признаваемая многими авто рами, должна быть взята под сомнение. Сифилис, как наследственный, так и приобретенный, по предположению авторов, может только сопутствовать раннему слабоумию в проценте, соответствующем общей сифилизации населения. Нами проведено обследование 50-ти больных шизофреников; все они находились под наблюдением в Казанской окружной психиатрической лечебнице не менее одного года. Наружный осмотр этих больных дал нам в одном случае диспластическое телосложение и седловидный нос (история болезни № 1), 1 случай—седловидный нос, у одного 18-летнего больного— инфантилизм в развитии организма. Триады Гутчинсона не было ни в одном случае. В 2-х случаях отмечено увеличение щитовидной железы, у 4-х наблюдали анизокорию и 5 случаев со слабой реакцией зрачков на световое раздражение. В остальных 36 случаях видимых уклонений от нормы не наблюдалось. Исследование крови на R.W и S.-G. из 50 сывороток дали положительных 3 R.W. S.-G.; из того же количества случаев спинно-мозговые жидкости дали положительную реакцию в двух случаях. Совпадений положительных реакций в крови и спинно-мозговой жидкости не было. R. Band у дала едва заметную опалесценцию в 10 жидкостях; R. Nоnnе-Арe1t’a—едва заметная опалесценция в 8-ми жидкостях (из них в 8 жидкостях имеется совпадение). Цитолитическая формула: От 0 —5 фор. эл. у 38 больных, от 5—7 форм. эл. у 10 и больше—в 2-х случаях (ист. б. № 4 и 5). Для полноты картины мы считаем, что не безинтересно будет привести 5 историй больных, где R. W. и S.-G. в крови или спинно-мозг. жидкости дали положительный результат.

1. Больная, 27 лет, чувашка, крестьянка, замужняя, имела ребенка. Больна с 1928 года. Стала бесцельно уходить из дома, сделалась вялой. В лечебнице все время вяла, безучастна к окружающему, с больными в общение почти не входит, малоподвижна. Сама почти не разговаривает, при распросе отвечает формально правильно; память удовлетворительная. Степень умственной способности по Bi net-Simоn—точно установить не удалось, т. к. б-ая чувашка и мало понимает по русски. Во всяком случае, хотя резких дефектов и нет, но б-ая несколько отсталая. В лечебнице в 1928 г. у б-й исследовали кровь R. W. и S.-G. дали резко положительную реакцию. Когда заболела сифилисом, установить не удалось. Тело сложение—диспластическое, седлообразный нос, сухожильные рефлексы повышены, зрачки равномерны, живо реагируют на световое раздражение. Исследование крови нами в 1931 г. на R. W. и S.-G. дали слабо положительную реакцию; спинно-мозговая жидкость: R. W и S.-G. отрицательны. R. Pandу и R. Nonnе- Арe1t’a дали едва заметную опалесценцию. Цитолитическая формула: форменных элементов 2,5.

На основании анамнеза и вышеуказанных органических RW=данных мы склонны предполагать здесь врожденный сифилис.

2. Больной, 31 года, русский, холост, рабочий—типографский наборщик. Уверяет, что женщин совершенно не знал, занимался онанизмом. Сифилис категорически отрицает. Говорит разорванно, временами вдается в резонерство, витиеватость слов, речь неясна. Говорит, что на него действуют машинами. Временами беспричинно импульсивен. В лечебнице с марта 1930 года. Болезнь все время стационарна. Телосложение типично астеническое, зрачки равномерны, живо реагируют на свет, сухожильные рефлексы нормальны. R. W. и S.-G. в крови резко положительны, в спинно-мозговой жидкости—R. W. и S.-G. отрицательны, Л. Pandy и R. Nоnnе-Арe1t’a отрицательны. Цитолит. форм: форм. элем.—0,3.

3. Больной, 26 лет, татарин, крестьянин, холост (в лечебнице 2-й раз). Болен шифозренией с 1927 г. Половой жизни не имел, сифилис отвергает, на коже болезни, по его словам, не было. Все время крайне замкнут, апатичен, манерен. В жизни отделения решительно никакого участия не принимает. Болезнь с 1927 г. все время течет однообразно. Телосложение средне-мускулярное, зрачки равномерны, живо реагируют на световое раздражение, сухожильные рефлексы—норма. R. W. и S.-G. в крови резко положительны: спинно-мозговая жидкость—R. W. и S.-G. отрицательны. R. Pandy и Nonnе-Арe1t’a отрицательны. Цитолитическая формула: форменных элементов 2,4.

4. Больной, 25 лет, русский, крестьянин, болен шизофренией с 1927 г.; заболел сифилисом, будучи в Красной армии в 1922 г. Сколько провел курсов лечения, не помнит. В лечебнице резко выраженная замкнутость, манерность. Слышит голоса из Польши. Втечение 2-х лет болезнь стационарна. Телосложение среднее. Анизокория, слабая реакция зрачков на свет. Сухожильные рефлексы повышены. R. W. и S.-G. в крови отрицательны; В. W. в спинно-мозговой жидкости резко положительна. К. Bandy и К. Nonnе-Аре1t’a отрицательны. Цитолитическая формула: форменных элементов 8,81.

5. Больной, 26 лет, русский, женат, студент Медицинского факультета. Телосложение пикническое. Первый раз поступил в лечебницу I5/X1—25 г. в со стоянии резкого двигательного возбуждения. Уже до этого с год чувствовал себя плохо, не мог заниматься и остался на 2-м курсе на 2-й год. В лечебнице без умолку говорил, много двигался, скачка мыслей, плохой сон. Поступил с твердым шанкром. Принял курс специфического лечения. Постепенно стал спокоен и был 13/V—26 выписан на попечение отца в улучшенном состоянии. Диагноз: psycho sis man. depressiva? Будучи дома, лечился в Вендиспансере, провел 3 курса лечения. Вновь поступил 3/VII 29 г. по направлению суда, обвинялся в краже ружья; в это время находился в маниакальном состоянии. В лечебнице был до 10/ѴII 29 г. в удовлетворительном состоянии, 3-й раз поступил 23/ѴIII—30 г. и находился по 7/ІІ 31 г. В лечебнице был манерен, малообщителен, временами4 импульсивен, задает нелепые вопросы, резонерствует. Ослабление осмышления, нек. благодушие. Правый зрачек чуть шире левого, р. на свет—норм. Диагноз: Schisophrenia. Ps. org. (?). Выписан без улучшения. Исследования: R. W. и S.-G. в крови—не ставились, спинно-мозговая жидкость: R. W. и S.-G. резко положительны. R. Pandy и R. Nonnе-Аре1t’a—чуть заметная опалесценция; цито литическая формула: форменных элементов 12,41.

На основании полученных нами данных первый случаи мы отнесем к врожденному сифилису, во 2 и 3 случаях время и характер- (врожд. или приобрет.) заболевания сифилисом не выяснены, во всяком случае заболевание произошло до развития шизофрении, четвертый боль ной имел приобретенный сифилис до шизофрении, имеются у него и симптомы органического пораж. мозга, пятый больной заразился сифилисом уже будучи психически больным, что подтверждает наличие твердого шанкра при поступлении в лечебницу.

Подводя итоги нашей работы, мы видим, что % больных, у которых можно было бы констатировать врожденный сифилис, не велик, и потому думать о большом его значении в возникновении шизофрении наш материал не позволяет. Хотя у нас имеются два случая, возможна приобретенного сифилиса, полученного до заболевания шизофренией,. но непосредственной связи между ним и шизофренией нами не установлено. В последнем случае сифилис несомненно был приобретен уже во время психической болезни, но течение болезни этого случая (вообще не вполне ясного в смысле диагноза шизофрении) с получением сифилиса, несомненно, ухудшилось; вероятно мы здесь имеем присоединение органического, сифилитического поражения мозга (ослабл. осмышл., благодушие?).

Последние две истории болезни показывают (см. след, статью Зеленина в наст. № „Каз. мед. ж.“ случ. 2 и 3), что в некоторых случаях сифилис мозга может протекать окрашенным поатопластически шизофренными симптомами; мы здесь имеем, так сказать, симптоматическую- шизофрению всл. сифилиса (шизомания Claudе’а).

Здесь, вероятно, значительную лечебную роль будет играть анти люэтическое лечение. Поэтому внимательное исследование шизофреников на люэс имеет, конечно, большое и лечебное значение, и надо (как и при эпилепсии) диагноз истинной, генуинной шизофрении ставить лишь убедившись в отсутствии доступных исследованию экзогенных моментов, в том числе и люэса.

Но данных, чтобы сифилис, в особенности наследственный, играл значительную роль в возникновении истинной (генуинной) шизофрении, наш материал, повторяем, не дает.

×

About the authors

E. I. Sukhov

Kazan State Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

resident, skin and venereal clinic

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1931 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies