Научно-практическая конференция «Высшее сестринское образование и актуальные проблемы здравоохранения»
- Авторы: Вахитов Ш.М.
- Выпуск: Том 78, № 4 (1997)
- Страницы: 315-316
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 01.10.2021
- Статья одобрена: 01.10.2021
- Статья опубликована: 15.08.1997
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/81586
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj81586
- ID: 81586
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В октябре 1996 г. силами сотрудников Казанского государственного медицинского университета в г. Набережные Челны был проведен тематический цикл повышения квалификации для организаторов здравоохранения (преимущественно главных медицинских сестер) «Организационно-методическое обеспечение управления здравоохранением в современных условиях». Заключительным этапом цикла явилась первая на территории Татарстана научно-практическая конференция «Высшее сестринское образование и актуальные проблемы здравоохранения».
Ключевые слова
Полный текст
В октябре 1996 г. силами сотрудников Казанского государственного медицинского университета в г. Набережные Челны был проведен тематический цикл повышения квалификации для организаторов здравоохранения (преимущественно главных медицинских сестер) «Организационно-методическое обеспечение управления здравоохранением в современных условиях». Заключительным этапом цикла явилась первая на территории Татарстана научно-практическая конференция «Высшее сестринское образование и актуальные проблемы здравоохранения».
В ее работе приняли участие более 250 человек: руководители органов и учреждений здравооохранения Республики Татарстан, главные и старшие медсестры лечебно-профилактических учреждений районов и городов РТ, преподаватели Казанского государственного медицинского университета.
Были обсуждены следующие проблемы: 2) концептуальная схема подготовки и использования специалистов с высшим сестринским образованием; 2) взаимоотношения врачей и медицинских сестер; 3) управление качеством медицинской помощи; 4) развитие сестринского дела в различных типах медицинских учреждений и службах здравоохранения; 5) новые лечебные и оздоровительные, управленческие технологии и стандарты медицинской помощи; 6) роль органов здравоохранения в становлении новых технологий.
С основным проблемным докладом «Высшее сестринское образование как база дальнейшего реформирования здравоохранения f и внедрение новых технологий в системе охраны здоровья населения» выступил декан факультета высшего сестринского образования (ВСО) КГМУ Ш.М. Вахитов. В докладе были рассмотрены многие аспекты развития здравоохранения в связи с введением института специалистов с высшим сестринским образованием: актуальность открытия факультетов ВСО с социально-исторических позиций; влияние этих факультетов и ВСО в целом на изменение отношения общества к медсестрам, появление и внедрение новых технологий; принципиально новые направления подготовки менеджеров здравоохранения и специалистов общественного здравоохранения. Были также проанализированы проблемные ситуации на различных уровнях управления здравоохранением и рассмотрены пути их решения.
Начальник отдела планирования, учета и подготовки медицинских кадров М3 РТ Н.И. Алимова подробно остановилась на правовых основах деятельности медицинских сестер и новых подходах к их подготовке в современных условиях.
Выступления главных медицинских сестер были посвящены весьма актуальным и разнообразным проблемам: организации работы сестринских служб на уровне городского управления здравоохранением (С.В. Степанова), роли медицинской статистики в управлении здравоохранением в условиях обязательного медицинского страхования (О.П. Жилова), управлении качеством медицинских услуг (Л.П. Комбаева), перспективам совершенствования деятельности сестринских служб (Л.П. Соболева).
В докладах руководителей учреждений здравоохранения республики освещались такие вопросы, как новые технологии оценки качества медицинской помощи (С.А. Валиуллина), особенности работы ЛПУ в условиях дефицита финансирования (Г. И. Мясников) и хозрасчета (Р.Г. Акберов), перспективы изменения функций врачей и медсестер (Р.А. Мадьярова, И.И. Вахрушев).
Большой интерес вызвали выступления преподавателей КГМУ, которые рассказали о специфических проблемах подготовки будущих специалистов с высшим сестринским образованием по гигиене (АВ. Галлямов), акушерству и гинекологии (А.Ф. Субханкулова), инфекционным болезням (Д.Ш. Еналеева), вопросам социальной защиты населения (Г.В. Морозова).
В заключительном документе участники конференции отметили, что в ряде вузов страны, в том числе в Казанском государственном медицинском университете, ведется подготовка специалистов с высшим сестринским образованием, призванных выполнять менеджерские функции на различных уровнях управления здравоохранением, преподавать сестринское дело студентам высших и средних учебных заведений, развивать и совершенствовать такие направления, как реабилитология, медицинская психология, диетология, курортология, планирование семьи, функциональная диагностика, диабетология, медицинский менеджмент и маркетология и др. Все это требует пересмотра отношения не только к специалистам сестринского дела, но и ко многим лечебнооздоровительным и организационноуправленческим технологиям в области медицины и здравоохранения.
На конференции были приняты следующие решения:
— считать безусловно необходимым и своевременным открытие факультетов высшего сестринского образования (ВСО) и обеспечение развития сестринского дела в Республике Татарстан в соответствии с международными требованиями;
— дать положительную оценку факту проведения первой Республиканской научно-практической конференции, посвященной сестринскому делу и рекомендовать Министерству здравоохранения Республики Татарстан совместно с высшими и средними учебными заведениями проводить подобные конференции регулярно;
— обратиться к Министерству здравоохранения Республики Татарстан со следующими предложениями:
а) ввести в штат главного специалиста по сестринскому делу для координации деятельности медсестер республики и развития сестринского дела;
б) изыскать и выделить средства на разработку и внедрение новых лечебно-оздоровительных и организационно-управленческих технологий с учетом международного опыта и перспектив развития сестринского дела в Республике Татарстан и Российской Федерации, на разработку соответствующих новым технологиям моделей специалистов, на создание современных программ обучения специалистов с высшим сестринским образованием, на проведение циклов тематического усовершенствования для руководителей сестринских служб силами сотрудников КГМУ;
в) разработать и внести дополнения и изменения в штатные расписания ЛПУ республики, позволяющие более эффективно использовать специалистов с высшим и средним сестринским образованием и заинтересовывать руководителей здравоохранения в развитии сестринского дела (в том числе и на основе широкого использования контрактной формы оплаты труда);
г) совместно с КГМУ решить вопрос об открытии вечерней и заочной (прерывноцикловой) форм обучения на факультете ВСО, а также о сертификации специалистов, прошедших проводимые КГМУ циклы тематического усовершенствования для менеджеров здравоохранения;
— обратиться в Казанский государственный медицинский университет со следующими предложениями:
а) ввести правила, обеспечивающие равные возможности для всех поступающих на факультет ВСО;
б) рассмотреть возможность изменения перечня вступительных экзаменов с целью обеспечения лучшего профессионального отбора абитуриентов;
в) предусмотреть возможность получения в стенах КГМУ первичной специализации по менеджменту в здравоохранении без отрыва от работы (например, в форме экстернатуры) или параллельно с обучением на других факультетах;
г) изменить название факультета ВСО на факультет менеджмента и сестринского дела (МСД) или менеджмента и высшего сестринского образования (МВСО).
— обратиться с предложением к Республиканской больничной кассе участвовать в формировании заказа на подготовку и финансирование соответствующих программу обучения специалистов на факультете ВСО.
Список литературы
Дополнительные файлы
