Клинико-социальные аспекты смертности детей в возрасте от одного года до 4 лет

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучены социально-гигиенические аспекты смертности младенцев в возрасте от 1 до 4 лет на основании случаев смерти 201 младенца в Казани за 1990-1994 годы. Представленные данные могут служить исходной информацией для программного и специального планирования снижения младенческой смертности в Казани и помочь педиатрам в определении групп младенцев для наблюдения.

Полный текст

Смертность детей является одним из основных показателей здоровья населения и социального благополучия общества и адекватно отражает изменения в экономической политике, характер распределения материальных благ, уровень культурного развития и т.д. До настоящего времени прицельное внимание медицинских работников обращено на младенческую смертность (MC), показатели которой как в РТ, так и в РФ достаточно высоки (в 1995 г. — 18,1%0 по России, 18,5%О — по Татарстану). Известно, что основными причинами смерти детей первого года жизни является перинатальная патология, врожденные аномалии развития и болезни органов дыхания [2]. Не случайно, все усилия педиатров и врачей других специальностей направлены на предупреждение указанных состояний. Вместе с тем смертность детей в возрасте от одного года до 4 лет и старше остается наименее изученным разделом [1, 3, 4], хотя в экономически развитых странах в связи с достижением MC 5—8%0 в качестве резерва дальнейшего снижения используют возрастной период от одного года до 4 лет [5, 6].

Целью работы являлось исследование социально-гигиенических аспектов Смертности детей в возрасте от одного года до 4 лет, основанное на изучении случаев смерти 201 ребенка в г. Казани в 1990—1994 гг., зарегистрированных в Государственном комитете статистики РТ. Наряду с непосредственной причиной смерти учитывали также пол, время года и состояние гелиогеомагнитного поля Земли.

В целом причины смертности распределялись следующим образом: 23,8% детей погибли от несчастных случаев (травмы, отравления, ожоги и др.), 16,4% — от врожденных аномалий развития, 15% — от новообразований. Несколько реже регистрировались в качестве причин смерти болезни органов дыхания, инфекционные заболевания и прочие причины (см. табл.). Среди последних преобладали случаи смерти от перенесенной ранее перинатальной патологии, а также болезни обмена веществ.

Отчетливо определялась зависимость частоты смертельных исходов от сезонов календарного года. Так, наиболее высокие показатели смертности были зарегистрированы с сентября по январь, а низкие — с мая по август. Особо следует подчеркнуть, что смерть детей от несчастных случаев была более высокой в осенний период и летом (июнь, июль).

При анализе динамики смертности детей в зависимости от пола отчетливо прослеживалось преобладание лиц мужского пола среди умерших с 1990 по 1994 г. Смертность среди мальчиков составила на 1000 родившихся 63,5, среди девочек — 43,7. Это еще раз подтверждает более низкий уровень иммунобиологической защиты у лиц мужского пола, что, несомненно, приводит к частым заболеваниям и повышает риск неблагоприятных исходов.

Для изучения влияния социально-гигиенических факторов на формирование детской смертности нами было обследовано методом “копия-пара” 214 семей. Изучаемые факторы были разбиты на пять основных групп (кластеров), которые включали такие разделы, как характеристика семьи, социально-гигиеническая характеристика родителей, медико-биологическая характеристика ребенка. С учетом особого влияния качества медицинского наблюдения за состоянием здоровья детей был разработан кластер “Медико-организационные факторы”, включающий в себя амбулаторно-поликлиническую помощь ребенку до его смерти, лечение в стационарных условиях и профилактику фоновых состояний.

Наиболее значимыми были следующие факторы: неблагоприятная микро- социальная среда, наличие фоновых состояний и раннее развитие заболеваний уже в периоде новорожденного, отрицательная личностная характеристика как матери, так и отца.

При экспертной оценке качества медицинской помощи были выявлены такие дефекты, как несистематическое наблюдение детей в амбулаторных условиях и отсутствие своевременных профилактических мероприятий, поздняя госпитализация, а также некачественная терапия.

Таким образом, проведенный анализ показал целесообразность специального учета смертности детей в возрасте от одного года до 4 лет, поскольку структура летальных исходов для данного возрастного периода достаточно специфична. Особо настораживает высокий процент погибших детей от несчастных случаев, прежде всего в летний период, а также от новообразований. Немалый удельный вес составляет смертность от заболеваний органов дыхания, инфекционных болезней, относящихся к категории "управляемых”. Представленные данные могут служить исходной информацией при программно-целевом планировании снижения смертности детей на территории г. Казани.

×

Об авторах

А. В. Корчагина

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань

Список литературы

  1. Баринов Е.Х., Буромский И.В., Полунина Н.В.// Педиатрия. — 1990. — № 9. — С. 76—78.
  2. Комаров Ю.М.//Педиатрия. — 1994. — СВ. С. 10-14.
  3. Скугоревская И. О. и др.// Здравоохр. Российск. Федерации. — 1990. — № 4. — С. 11—14.
  4. Студеникин М.Я.// Педиатрия. — 1994. — СВ. - С. 15-18.
  5. Monteiro С.А. et. al. Всемирный форум здравоохр. - 1989-1990. - Т. 10. - № 2. - С. 55-59.
  6. Shulman I. Всемирный форум здравоохр. 1989-1990. - Т. 10. - № 1. - С. 58-60.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 1997


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.