Конференция по вопросам школьной гигиены (3—5 февраля 1960 г., Москва)

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Конференция была организована Научно-исследовательским институтом физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР.

Полный текст

Конференция была организована Научно-исследовательским институтом физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР.

Ряд докладов был посвящен вопросу гигиены производственного обучения школьников старших классов. В результате анализа изменений физиологических функций организма школьников, работающих на металлообрабатывающих и текстильных предприятиях, в горячих цехах сталелитейных заводов и в учебно-производственной типографии, можно прийти к выводу, что труд положительно влияет на организм школьников, если условия работы соответствуют гигиеническим требованиям.

Там, где на предприятиях не соблюдаются правила гигиены, работа производится в условиях недостаточной вентиляции, сильной вибрации, шума, несоответствия размеров станков росту школьников, недостаточного освещения рабочих мест и т. д., в состоянии здоровья учащихся наблюдаются нежелательные сдвиги (переутомление, повышение АД, снижение жизненной емкости легких и пр.).

У большинства школьников, работающих в 1-ю смену, было выявлено недосыпание из-за раннего вставания, а при работе во 2-ю смену — нарушение режима питания, сокращение времени пребывания на воздухе. В группе детей, работающих в наборном цехе типографии, выявилась свинцовая интоксикация (снижение гемоглобина и токсическая зернистость эритроцитов).

При работе в сельском хозяйстве, наряду с общим укрепляющим и дисциплинирующим влиянием труда, выявился и целый ряд недочетов. Сезонность сельхозработ создает перегрузку для школьников в весенне-летнее время. Дети фактически лишаются летних каникул, так как работают по 6—8 часов ежедневно. Имеет место несоответствие сельхозинвентаря силам и росту учеников, отсутствует спецодежда и пр.

Выступавшие в прениях пришли к выводу о необходимости создания специальных учебных цехов, полностью отвечающих гигиеническим требованиям. К таким цехам целесообразно прикреплять несколько школ по районам. Работу в типографиях как вредную для здоровья школьников (свинец), пока не внедрен бессвинцовый сплав,— запретить. Необходимо продолжать исследования, особенно по вопросам режима дня и сочетания занятий в школе с производственным обучением.

О самообслуживании в школах выступили с докладами Н. Г. Дьячкова (Москва) и Г. В. Колчина (Сталино). Во многих школах при проведении самообслуживания нарушаются требования гигиены, нет специальной одежды и необходимых для уборки предметов. К мытью полов с передвижкой парт привлекаются дети 9—10 лет, для которых эта работа трудна и ведет к переутомлению. Докладчики и выступавшие в прениях по этому вопросу предлагают при проведении самообслуживания строго придерживаться инструкции, за чем обязаны следить педагоги. К мытью полов привлекать детей лишь начиная с 13—14 лет.

В. М. Левин (Ленинград) сообщил о медицинской профессиональной консультации школьников. Школьные врачи на основании данных медосмотра должны давать совет, в какой профессии лучше работать ученику. Для этого они сами должны знать профессии и медицинские противопоказания к ним. Необходимо повысить знания школьных врачей по вопросам гигиены труда.

Ряд докладов был посвящен вопросу проектирования детских учреждений и освещения в школах.

Е. А. Тимохина (Москва) выдвинула вопрос о целесообразности размещения физкультурных зал и учебных мастерских вдали от классов. Докладчик предлагает или располагать мастерские в первом этаже с отдельно стоящим гимнастическим залом, или строить их в отдельном крыле здания, где гимнастический зал располагать во втором этаже.

Оживленные прения вызвало выступление С. С. Познанского (Киев) о пересмотре конфигурации классов. В связи со снижением проектной высоты школьных помещений предлагается квадратный класс размером 7,2 на 7,2 метра с двойным светом (слева и справа). Предложение вызвало целый ряд возражений.

В докладах отмечалась недостаточность естественного и, особенно, искусственного освещения в школах. Коэффициент естественной освещенности должен быть доведен до 2,5%, а освещенность на рабочем месте школьника должна быть не менее 150 люксов. Добиться этого можно путем двустороннего освещения классов (основное слева, дополнительное-—справа), уменьшения простенков и переплетов рам, устранения всех затемняющих предметов и светлой окраской стен и мебели. Были предложены металлические рамы с узкими переплетами, увеличивающие освещенность на 25—30%. Парты и классные доски рекомендовалось окрашивать в зеленый цвет.

Для улучшения искусственного освещения предложено увеличить число световых точек в классе с 6 до 9 (3 ряда по 3 точки в каждом) и мощность ламп накаливания, внедрять люминесцентные лампы.

Было отмечено, что арматура для люминесцентных ламп («ребристый потолок») несовершенна, неудобна для эксплуатации и лампы часто выходят из строя. Для ламп накаливания, наряду с молочным шаром, рекомендуется кольцевая металлическая арматура. Она хорошо рассеивает свет, очень прочна, дешева, удобна.

В заключение конференции, проф. А. Т. Маркосян (Москва) внес предложение об усилении научно-исследовательской работы в области школьной гигиены, об унифицирований методик исследования, особенно в связи с «физиологизацией» школьной гигиены.

×

Об авторах

О. Ф. Чернова

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

ассистент

Россия, Казань

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1960 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах