Conference on School Hygiene (February 3-5, 1960, Moscow)

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The conference was organized by the Research Institute of Physical Education and School Hygiene of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR.

Full Text

Конференция была организована Научно-исследовательским институтом физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР.

Ряд докладов был посвящен вопросу гигиены производственного обучения школьников старших классов. В результате анализа изменений физиологических функций организма школьников, работающих на металлообрабатывающих и текстильных предприятиях, в горячих цехах сталелитейных заводов и в учебно-производственной типографии, можно прийти к выводу, что труд положительно влияет на организм школьников, если условия работы соответствуют гигиеническим требованиям.

Там, где на предприятиях не соблюдаются правила гигиены, работа производится в условиях недостаточной вентиляции, сильной вибрации, шума, несоответствия размеров станков росту школьников, недостаточного освещения рабочих мест и т. д., в состоянии здоровья учащихся наблюдаются нежелательные сдвиги (переутомление, повышение АД, снижение жизненной емкости легких и пр.).

У большинства школьников, работающих в 1-ю смену, было выявлено недосыпание из-за раннего вставания, а при работе во 2-ю смену — нарушение режима питания, сокращение времени пребывания на воздухе. В группе детей, работающих в наборном цехе типографии, выявилась свинцовая интоксикация (снижение гемоглобина и токсическая зернистость эритроцитов).

При работе в сельском хозяйстве, наряду с общим укрепляющим и дисциплинирующим влиянием труда, выявился и целый ряд недочетов. Сезонность сельхозработ создает перегрузку для школьников в весенне-летнее время. Дети фактически лишаются летних каникул, так как работают по 6—8 часов ежедневно. Имеет место несоответствие сельхозинвентаря силам и росту учеников, отсутствует спецодежда и пр.

Выступавшие в прениях пришли к выводу о необходимости создания специальных учебных цехов, полностью отвечающих гигиеническим требованиям. К таким цехам целесообразно прикреплять несколько школ по районам. Работу в типографиях как вредную для здоровья школьников (свинец), пока не внедрен бессвинцовый сплав,— запретить. Необходимо продолжать исследования, особенно по вопросам режима дня и сочетания занятий в школе с производственным обучением.

О самообслуживании в школах выступили с докладами Н. Г. Дьячкова (Москва) и Г. В. Колчина (Сталино). Во многих школах при проведении самообслуживания нарушаются требования гигиены, нет специальной одежды и необходимых для уборки предметов. К мытью полов с передвижкой парт привлекаются дети 9—10 лет, для которых эта работа трудна и ведет к переутомлению. Докладчики и выступавшие в прениях по этому вопросу предлагают при проведении самообслуживания строго придерживаться инструкции, за чем обязаны следить педагоги. К мытью полов привлекать детей лишь начиная с 13—14 лет.

В. М. Левин (Ленинград) сообщил о медицинской профессиональной консультации школьников. Школьные врачи на основании данных медосмотра должны давать совет, в какой профессии лучше работать ученику. Для этого они сами должны знать профессии и медицинские противопоказания к ним. Необходимо повысить знания школьных врачей по вопросам гигиены труда.

Ряд докладов был посвящен вопросу проектирования детских учреждений и освещения в школах.

Е. А. Тимохина (Москва) выдвинула вопрос о целесообразности размещения физкультурных зал и учебных мастерских вдали от классов. Докладчик предлагает или располагать мастерские в первом этаже с отдельно стоящим гимнастическим залом, или строить их в отдельном крыле здания, где гимнастический зал располагать во втором этаже.

Оживленные прения вызвало выступление С. С. Познанского (Киев) о пересмотре конфигурации классов. В связи со снижением проектной высоты школьных помещений предлагается квадратный класс размером 7,2 на 7,2 метра с двойным светом (слева и справа). Предложение вызвало целый ряд возражений.

В докладах отмечалась недостаточность естественного и, особенно, искусственного освещения в школах. Коэффициент естественной освещенности должен быть доведен до 2,5%, а освещенность на рабочем месте школьника должна быть не менее 150 люксов. Добиться этого можно путем двустороннего освещения классов (основное слева, дополнительное-—справа), уменьшения простенков и переплетов рам, устранения всех затемняющих предметов и светлой окраской стен и мебели. Были предложены металлические рамы с узкими переплетами, увеличивающие освещенность на 25—30%. Парты и классные доски рекомендовалось окрашивать в зеленый цвет.

Для улучшения искусственного освещения предложено увеличить число световых точек в классе с 6 до 9 (3 ряда по 3 точки в каждом) и мощность ламп накаливания, внедрять люминесцентные лампы.

Было отмечено, что арматура для люминесцентных ламп («ребристый потолок») несовершенна, неудобна для эксплуатации и лампы часто выходят из строя. Для ламп накаливания, наряду с молочным шаром, рекомендуется кольцевая металлическая арматура. Она хорошо рассеивает свет, очень прочна, дешева, удобна.

В заключение конференции, проф. А. Т. Маркосян (Москва) внес предложение об усилении научно-исследовательской работы в области школьной гигиены, об унифицирований методик исследования, особенно в связи с «физиологизацией» школьной гигиены.

×

About the authors

O. F. Chernova

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

assistant

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1960 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies